Дело № 2а-1255/2019 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«05» февраля 2019 года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при секретаре Вольской А.Е.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление первого заместителя прокурора <Адрес>, в защиту интересов Российской Федерации, в интересах <Адрес>, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <Адрес>, о признании незаконным бездействия, и возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Первый заместитель прокурора <Адрес> ФИО3, действуя в защиту интересов Российской Федерации, в интересах <Адрес>, обратился в Ленинский районный суд <Адрес> с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <Адрес> (далее по тексту ТУ Росимущества в <Адрес>), о признании незаконным бездействия, по непринятию мер к сохранности древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, и возложении обязанности по обеспечению сохранности древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43-45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что в 2017 г. прокуратурой <Адрес> была проведена проверка соблюдения требований законодательства по обеспечению сохранности древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43-45 Лесного кодекса Российской Федерации. В ходе проверки было установлено, системное бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <Адрес>, выразившееся в непринятии мер по обеспечению сохранности древесины. В целях устранения выявленных нарушений закона, руководителю ТУ Росимущества в <Адрес> внесено представление от 04.08.2017 г №. ТУ Росимущества в <Адрес> доводы данного представления были отклонены. Вместе с тем на территории <Адрес> имеет место систематическое хищение древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, что указывает о бездействии административного ответчика. С учётом изложенного, прокурор просит заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного истца ФИО1, в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала.
Представитель административного ответчика ФИО2, просила в удовлетворении административного иска отказать, указав, что ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрена обязанность ТУ Росимущества в <Адрес> осуществлять функции по охране древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43-45 Лесного кодекса Российской Федерации
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, пришёл к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.218 КАС Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.4 Лесного кодекса Российской Федерации, участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Часть 2 ст.4 Лесного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Статьями 43, 44, 45 Лесного кодекса Российской Федерации регулируется использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43); строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст.44); строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45).
На основании ч.2 и ч.3 ст.20 Лесного кодекса Российской Федерации, право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст. 43 - 46 настоящего Кодекса принадлежит Российской Федерации. Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст. 43 - 46 настоящего Кодекса устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 23 июля 2009 года № 604.
Статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.(п.3).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.(п.4).
На основании п.1 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае, утвержденного Приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
На основании п.4.1.12 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае, ТУ Росимущества в Пермском крае выступает в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 г. № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации» продавцом древесины и осуществляет в том числе подготовку сообщений о подлежащей реализации древесине и итогах реализации указанной древесины и их публикацию в периодическом печатном издании, определяемом территориальным органом, а также размещение указанных сообщений на официальном сайте территориального органа в сети Интернет;
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 г. № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В соответствии с п.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 г. № 604, настоящие Правила устанавливают порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации в целях:
а) выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;
б) строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
в) строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
г) переработки древесины и иных лесных ресурсов.
В пункте 2 данных правил определено, что под древесиной в настоящих Правилах понимаются необработанные круглые лесоматериалы.
Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 г. № 604, предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - продавец):
а) устанавливает форму заявки на приобретение древесины (далее - заявка) и срок приема заявки;
б) осуществляет подготовку сообщения о подлежащей реализации древесине (далее - сообщение) и его публикацию в периодическом печатном издании, определяемом продавцом, а также размещение указанного сообщения на официальном сайте продавца в сети Интернет (далее - публикация);
в) рассматривает заявки юридических и физических лиц (далее - заявители);
г) осуществляет регистрацию заявки в журнале приема заявок с указанием даты и времени их поступления;
д) заключает договоры купли-продажи древесины;
е) осуществляет подготовку и публикацию сообщения об итогах реализации древесины.
Пунктом 6 вышеуказанных правил установлено, что местом нахождения древесины является лесной участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил. При этом перемещение древесины допускается по согласованию с продавцом.
Пунктом 7 данных правил определено, что юридические и физические лица, использующие леса для целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил, направляют информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины не позднее 15 дней до завершения рубки в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае если лесной участок расположен на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства.
В судебном заседании установлено, что в 2017 г. прокуратурой <Адрес> проведена проверка исполнения ТУ Росимущества в <Адрес> законодательства при использовании и распоряжении федеральной собственностью. Так в ходе проверки было установлено несоблюдение ТУ Росимущества в <Адрес> требований законодательства по обеспечению сохранности древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43-45 Лесного кодекса Российской Федерации.
В целях устранения выявленных нарушений закона, руководителю ТУ Росимущества в <Адрес> внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№.
Указанное представление ТУ Росимущества в <Адрес> было рассмотрено, в своем ответе на данное представление административный ответчик указывает, что сметой на 2017-2019 г.г не предусмотрены расходы, связанные с обеспечением сохранности древесины в период её реализации.
Представленные административным истцом в суд материалы свидетельствуют о том, что на территории <Адрес>, на территории различных муниципальных образований, имеет место хищение древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43-45 Лесного кодекса Российской Федерации (л.д.28-84).
Проанализировав вышеуказанные нормы Гражданского и Лесного кодексов Российской Федерации, суд считает, что сохранность древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, является обязанностью административного ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <Адрес>, который должных мер к сохранности данного имущества не принимает, что указывает о его незаконном бездействии, что приводит к нарушению интересов Российской Федерации и интересов <Адрес>.
Из п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, по данной категории дел, признав обоснованность заявленных требований, суд в резолютивной части решения констатирует незаконность обжалуемого бездействия, и указывает действия, которые должен осуществить административный ответчик для устранения допущенных нарушений.
В связи с этим в данном случае способом восстановления нарушенного права должно быть возложение на административного ответчика обязанности по обеспечению сохранности древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43-45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <Адрес>, по непринятию мер к сохранности древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, незаконным.
Возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <Адрес>, обязанность по обеспечению сохранности древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43-45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись С.И. Плешивцев
Копия верна:
Судья