ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1258/2023 от 26.10.2023 Коркинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-1258/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Коркинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Юркиной С.Н.,

при секретаре Коротковой И.А.,

с участием представителя истца Ивановой Т.В., представителя ответчика, заинтересованного лица Филимоновой Я.В., заинтересованного лица Бакши Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бакши А.В. к Управлению муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа о признании незаконным решения, возложении обязанности, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Бакша А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа о признании незаконным решения, возложении обязанности, взыскании судебных расходов.

В обоснование административного иска сослался на следующие обстоятельства. Ему на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 126 кв.м. с кадастровым номером НОМЕР, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования для эксплуатации здания цеха по изготовлению памятников, находящийся по адресу: АДРЕС. На указанном земельном участке расположено принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание - цех по изготовлению памятников с кадастровым номером НОМЕР площадью 70,3 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером НОМЕР находится полностью в границах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 476820 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для размещения кладбища, расположенного по адресу: АДРЕС. Для использования принадлежащим ему недвижимым имуществом необходимы подъездные пути от мест общего пользования. 26.06.2023г. он обратился в Администрацию Коркинского муниципального округа с заявлением об установлении сервитута. Просил установить сервитут в отношении части земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 476820 кв.м., с целью обеспечения прохода (проезда) через него к принадлежащему ему земельному участку с кадастровым номером НОМЕР, на срок 49 лет. К заявлению была приложена схема границ сервитута на кадастровом плане территории. 24.08.2023г. учитывая истечение установленного законом 30 дневного срока, он обратился в Администрацию Коркинского муниципального округа с требованием сообщить ему о результате рассмотрения его заявления, а также вручить проект соглашения об установлении сервитута для его согласования. Ему был направлен ответ Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа (исх. НОМЕР от 28.08.2023г.) о том, что из данного им заявления не усматривается необходимость установления сервитута в данной части кладбища по причине отсутствия препятствий к использованию его объектов недвижимости, и он не подтвердил необходимость предоставления ему права ограниченного пользования чужим земельным участком для обеспечения своих нужд. Полагает, что данный отказ, направленный ему за пределами установленного законом срока рассмотрения заявления об установлении сервитута, а также содержание основания для отказа, не предусмотрено действующим земельным законодательством, подлежит отмене в судебном порядке, как незаконный и необоснованный. Считает, что действия органа местного самоуправления, выразившиеся в выдаче ему незаконного и необоснованного отказа в установлении сервитута, влечёт существенное нарушение его прав как собственника недвижимого имущества, находящегося полностью в границах чужого земельного участка (кладбища), учитывая систематическое размещение ответчиком на подъездных путях к принадлежащему ему земельному участку и нежилому зданию цеха различных препятствий в виде захоронения ФИО3, павильона «Администрация кладбища», контейнера для сбора мусора. Просит в уточнённом иске: признать незаконным отказ Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа НОМЕР от 28.08.2023 года об установлении сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером НОМЕР общей площадью 476820 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для размещения кладбища, расположенного по адресу: АДРЕС целью обеспечения прохода (проезда) через него к принадлежащему ему земельному участку общей площадью 126 кв.м. с кадастровым номером НОМЕР категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования для эксплуатации здания цеха по изготовлению памятников, расположенному по адресу: АДРЕС на срок 49 лет; обязать Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа установить сервитут в отношении части земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 476820 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для размещения кладбища, расположенного по адресу: АДРЕС, согласно схеме границ сервитута на кадастровом плане территории:

Обозначение характерных Координаты, м Система координат МСК-74

точек границ Х Y

н1 574393,31 2322296,18

н2 574391,05 2322303,51

3 574383,81 2322301,11

н4 574384,42 2322298,90

н5 574387,56 2322297,34

с целью обеспечения прохода (проезда) через него к принадлежащему ему земельному участку общей площадью 126 кв.м. с кадастровым номером НОМЕР, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования для эксплуатации здания цеха по изготовлению памятников, расположенному по адресу: АДРЕС на срок 49 лет; взыскать в его пользу с Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа сумму оплаченной госпошлины в размере 300 руб. (л.д. 59-61).

В судебное заседание административный истец Бакша А.В. не явился, судом надлежащим образом извещён о месте и времени рассмотрения дела, в своём заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.57,58).

Представитель административного истца Иванова Т.В. в судебном заседании исковые требования Бакши А.В. поддержала, просит их удовлетворить.

Заинтересованное лицо Бакша Е.А. в судебном заседании исковые требования Бакши А.В. поддержала, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа, заинтересованного лица администрации Коркинского муниципального округа Филимонова Я.В. в судебном заседании исковые требования Бакши А.В. не признала в полном объёме, просит в удовлетворении иска отказать, поддержала доводы отзыва, представленного суду (л.д. 30-31). Указала, что на момент подачи заявления испрашиваемая часть земельного участка была занята павильоном «Администрация кладбища», вопрос о переносе павильона являлся предметом судебного спора. Бакше А.В. был дан промежуточный ответ. Срок рассмотрения заявления об установлении сервитута был продлён до 26.08.2023г.. В связи с тем, что 26.08.2023г. являлся выходным днём, ответ Бакше А.В. был направлен 28.08.2023г.. Перенос павильона был осуществлён 25.09.2023г.. Бакшой А.В. не предоставлено доказательств того, что он не имеет возможности осуществлять проход (проезд) к своему земельному участку. Оснований для установления сервитута в данном случае не имеется.

Поэтому суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствие административного истца.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы административного дела, суд приходит к одному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу пп. 26 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к земельным участкам должен быть обеспечен доступ, т.е. проход или проезд от земельных участков общего пользования, в том числе путём установления сервитута.

В силу ч. 1, 3 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешённым использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности с учётом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего кодекса.

Согласно п. 1 ст. 39.26 ЗК РФ, в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута. Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Согласно п. 3 ст. 39.26 ЗК РФ уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий: 1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах; 2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории; 3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса; 4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.

Согласно п. 1 ст. 39.26 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях: 1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута; 2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами; 3) установление сервитута приведёт к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешённым использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Перечень оснований для отказа в установлении сервитута является закрытым. Иных оснований для подобного отказа действующим законодательством не предусмотрено.

В суде достоверно установлено следующее.

Согласно выпискам из ЕГРН, Бакше А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 126 кв.м. с кадастровым номером НОМЕР, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования для эксплуатации здания цеха по изготовлению памятников, находящийся по адресу: АДРЕС и расположенное на указанном земельном участке нежилое здание - цех по изготовлению памятников с кадастровым номером НОМЕР площадью 70,3 кв.м. (л.д.8-12).

Земельный участок с кадастровым номером НОМЕР находится полностью в границах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР общей площадью 476820 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для размещения кладбища, расположенного по адресу: АДРЕС.

Земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, расположенный по адресу: АДРЕС, принадлежит на праве безвозмездного пользования Управлению муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа, на основании договора безвозмездного пользования земельным участком НОМЕР от 01.11.2022 года, заключенному с Администрацией Коркинского городского поселения. Срок действия договора установлен с 23.11.2022 года по 22.11.2023 года (л.д.40-43).

26.06.2023г. Бакша А.В. обратился в Администрацию Коркинского муниципального округа с заявлением об установлении сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 476820 кв.м., с целью обеспечения прохода (проезда) через него к принадлежащему ему земельному участку с кадастровым номером НОМЕР, на срок 49 лет. К заявлению была приложена схема границ сервитута на кадастровом плане территории (л.д.13-14).

В ответе от 03.07.2023 года за НОМЕР Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа указало о том, что решение о заключении соглашения об установлении сервитута будет принято после рассмотрения кассационной жалобы ответчика на определение Челябинского областного суда НОМЕР от 01.06.2023г., в связи с чем, срок рассмотрения заявления Бакши А.В. продлевается до 26.08.2023г. (л.д.15).

На момент подачи заявления испрашиваемая часть земельного участка была занята павильоном «Администрация кладбища». Перенос павильона был осуществлён 25.09.2023г., что подтверждается актом и фотографиями (л.д.44-46).

Бакша А.В. 24.08.2023 года обратился в администрацию Коркинского муниципального округа с требованием сообщить о результате рассмотрения его заявления, а также вручить проект соглашения об установлении сервитута для его согласования (л.д.16).

В своём ответе от 28.08.2023г. за НОМЕР Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа указало о том, что из данного заявления не усматривается необходимость установления сервитута в данной части кладбища по причине отсутствия препятствий к использованию объектов недвижимости Бакши А.В., а также что Бакша А.В. не подтвердил необходимость предоставления ему права ограниченного пользования чужим земельным участком для обеспечения своих нужд (л.д.17).

Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа суду представлен материал по заявлению Бакши А.В. от 26.06.2023г. о заключении соглашения об установлении сервитута (л.д.34-46).

Согласно свидетельству о браке, 17.07.1998 года между Бакшой А.В. и Бакша (ФИО9) Е.А. заключен брак (л.д.62).

Согласно договору безвозмездного пользования имуществом от 01.07.2010 года, Бакша А.В. передал в безвозмездное временное пользование Бакше Е.А. земельный участок площадью 126 кв.м. с кадастровым номером НОМЕР, находящийся по адресу: АДРЕС с целевым назначением для эксплуатации здания цеха по изготовлению памятников и нежилое здание - цех по изготовлению памятников с условным номером НОМЕР площадью 70,3 кв.м. Срок действия договора на весь период ведения Бакша Е.А. предпринимательской деятельности по изготовлению похоронных принадлежностей (л.д.63-64).

На нежилое здание-цех по изготовлению памятников 04.04.2008 года выдан технический паспорт, в котором содержатся полные характеристики объекта (л.д. 65-69).

28.01.2021г. Бакша А.В. обратился с заявлением к начальнику Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального района о принятии мер по недопущению захоронения, которое полностью препятствует заезду транспорта в цех для изготовления памятников (л.д.70).

Между Бакшой А.В. и ООО «НОиП» 11.01.2023г. заключен договор б/н на составление проектной документации по объекту «Реконструкция цеха по изготовлению памятников (перенос ворот на противоположную стену) по адресу: г. Коркино, на территории Коркинского городского кладбища» (л.д.71-73).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.09.2022 года по делу № НОМЕР, Управлению муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального района запрещено выдавать разрешения на захоронения: ближе чем на 7 м от восточной границы; ближе чем на 8 м от южной границы, ближе чем на 13 м от западной границы нежилого здания - цеха по изготовлению памятников с кадастровым номером НОМЕР площадью 70,3 кв.м. расположенного по адресу: АДРЕС (л.д.74-84).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 01.06.2023г. решение Коркинского городского суда Челябинской области от 27 января 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Бакши А.В. к Управлению муниципальным имуществом и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа Челябинской области о возложении обязанности осуществить перенос некапитального строения (павильона), взыскании судебной неустойки, возложения на администрацию Коркинского муниципального района АДРЕС, Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа Челябинской области обязанности установить между некапитальным строением (павильон «Администрация кладбища») и нежилым зданием (цех по изготовлению памятников) противопожарную преграду отменено. Принято в указанной части новое решение. Возложить на Управление муниципальным имуществом и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа Челябинской области обязанность осуществить перенос некапитального строения (павильона) на расстояние не менее 15 метров от нежилого здания - цеха по изготовлению памятников, площадью 70,3 кв.м, с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС, в срок до 15 июля 2023г.. Взыскать с Управления муниципальным имуществом и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа Челябинской области в пользу Бакши А.В. судебную неустойку в размере <данные изъяты> руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда в случае его неисполнения, начиная с 16 июля 2023 по день его фактического исполнения. В остальной части указанное решение оставлено без изменения (л.д.85-92).

27.06.2022 года с участием Бакши Е.А. и представителей Администрации Коркинского муниципального района проведены замеры подъездных путей нежилого здания - цеха по изготовлению памятников с кадастровым номером НОМЕР площадью 70,3 кв.м. расположенного по адресу: АДРЕС, находящегося на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, по результатам, которых составлен акт осмотра здания и прилегающей территории с фотографиями (л.д.93-95).

В своём ответе от 11.02.2021г. за НОМЕР Управление муниципальным имуществом и земельных отношений администрации Коркинского муниципального района указало о том, что захоронение на территории кладбища Коркинского муниципального района было осуществлено в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и не препятствует осуществлению предпринимательской деятельности (л.д.96-97).

Предоставлен план земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС (л.д.98), межевой план с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС (л.д.99-106).

В соответствии со ст. 226 КАС РФ, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца со дня поступления административного искового заявления в суд. Лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме. Суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, судом установлено, что вынесенное административным ответчиком оспариваемое решение от 28.08.2023 года является незаконным. Оснований для отказа в установлении сервитута части земельного участка, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, не имелось.

Вместе с тем, судом доводы административного истца о необходимости установления сервитута земельного участка, нашли своё подтверждение доказательствами, представленными административным истцом и не опровергнутыми административным ответчиком.

При этом, возражения административного ответчика о нецелесообразности установления сервитута, являются необоснованными, поскольку доказательств этому стороной ответчика суду не представлено.

Тогда, как доводы истца о невозможности использования, принадлежащего ему здания по причине невозможности заезда и выезда, нашли своё подтверждение актом осмотра здания и прилегающей территории от 27.06.2022 года (л.д. 93), из которого следует, что расстояние от ворот в открытом состоянии до захоронения ФИО3 составляет 1,61 м.

В связи с невозможностью истцом пользования, установленными воротами в здании, он вынужден произвести его реконструкцию, путём переноса ворот на его западную сторону, вследствие чего имеется необходимость в установлении сервитута. С этой целью он обратился в ООО «НОиП» для составления проектной документации.

Также судом установлено, что решение об отказе в установлении сервитута земельного участка на заявление Бакши А.В. вынесено ответчиком в нарушение срока, установленного Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Ответ на заявление от 26.06.2023г. о продлении срока является незаконным, оснований у ответчика продлевать срок рассмотрения заявления не имелось.

Представленная административным истцом схема границ сервитута на кадастровом плане территории составлена в соответствии с требованиями Приложения № 2 к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2022 года № П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022г. № 68695). Стороной ответчика схема об установлении сервитута не опровергнута и иного варианта установления сервитута суду не представлено. Ходатайства о назначении судебной экспертизы ответчиком заявлено не было.

Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеуказанными нормами, суд находит административные исковые требования обоснованными.

В соответствии с п. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, стороной истца доказано о нарушении прав истца.

Таким образом, суд считает, что оспариваемое решение органа местного самоуправления за НОМЕР от 28.08.2023 года является незаконным, нарушающим права административного истца по пользованию, принадлежащим ему зданием по целевому назначению. В отсутствие установленного сервитута, при совершении истцом реконструкции здания, въезд и выезд становится невозможным в виду нахождения рядом со зданием контейнера для сбора ТБО. При этом, требования истца, изложенные в административном исковом заявлении, основаны на законе и подлежат полному удовлетворению.

Нормой ч. 11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что на орган, организацию, лицо, наделённое государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность доказывания о законности их решений, действий (бездействия); на лице, обратившемся в суд лежит обязанность по предоставлению доказательств о нарушении прав, свободы и законных интересов.

Однако такую обязанность административный ответчик не исполнил, им не представлены доказательства о законности оспариваемого истцом решения по предъявленному административному иску, о том, что при установлении требуемого истцом сервитута будут нарушены права ответчика либо иных третьих лиц.

Поэтому, административный иск надлежит удовлетворить, как заявленный обоснованно, следует признать незаконным и отменить решение Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа НОМЕР от 28.08.2023 года об отказе Бакше А.В. об установлении сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС; обязать Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа установить сервитут в отношении части земельного участка с кадастровым номером НОМЕР общей площадью 476820 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для размещения кладбища, расположенного по адресу: АДРЕС согласно схеме границ сервитута на кадастровом плане территории с целью обеспечения прохода (проезда) через него к принадлежащему Бакше А.В. земельному участку с кадастровым номером НОМЕР

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

С ответчика Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа подлежат взысканию в пользу Бакши А.В. судебные расходы: в счёт возмещения государственной пошлины в размере 300 руб..

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства суд,

РЕШИЛ:

Иск Бакши А.В. удовлетворить полностью.

Признать незаконным и отменить решение Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа НОМЕР от 28.08.2023 года об отказе Бакше А.В. об установлении сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС.

Обязать Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа установить сервитут в отношении части земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 476820 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для размещения кладбища, расположенного по адресу: АДРЕС согласно схеме границ сервитута на кадастровом плане территории:

Обозначение характерных Координаты, м Система координат МСК-74

точек границ Х Y

н1 574393,31 2322296,18

н2 574391,05 2322303,51

3 574383,81 2322301,11

н4 574384,42 2322298,90

н5 574387,56 2322297,34

с целью обеспечения прохода (проезда) через него к принадлежащему Бакше А.В. земельному участку с кадастровым номером НОМЕР общей площадью 126 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации здания цеха по изготовлению памятников, расположенному по адресу: АДРЕС на срок 49 лет.

Взыскать с Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Коркинского муниципального округа в пользу Бакши А.В. в счёт возмещения государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий: С.Н. Юркина

Мотивированное решение вынесено 31.10.2023 года.