ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1259/19 от 15.04.2019 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-1259/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 апреля 2019 года г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе

председательствующего судьи Ивковой А.В.

при секретаре Мироновой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО8, ФИО2 ФИО9 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области о признании незаконным уведомления о возврате документов без рассмотрения и возложении обязанности осуществить регистрационные действия

установил:

Административные истцы обратились в суд с настоящим иском, указав в обоснование, что 30.05.2016 года между истцами был заключен договор дарения 1/2 (одной второй) доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. 25.09.2018 года договор дарения в трех экземплярах был ими сдан на государственную регистрацию через МФЦ в Управление Росреестра по Костромской области. При подаче документов им была выдана квитанция для оплаты государственной пошлины на сумму 1000 рублей, которая истцами была оплачена. В октябре 2018 года истцами получено Уведомление от 16.10.2018 года о возврате прилагаемых к заявлению о государственном учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения на основании п. 3 ст. 25 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ. Со слов регистратора, причиной отказа в регистрации стало отсутствие оплаты государственной пошлины (сбой в программе). Поскольку государственная пошлина истцами была оплачена, ФИО1 обратилась с соответствующим заявлением в Росреестр. Из поступившего ответа следует, что согласно протоколу взаимодействия с ГИС ГМП «Проверки расчета госпошлины, импорта начисления в ГИС ГМП и проверки статуса оплаты» статус оплаты - отрицательный. Ссылаются на положения ст.ст. 7, 25, 61 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст.ст. 1,9,209, 304 ГК РФ, ст.ст. 24, 218, 227 КАС РФ, просят суд признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области от 16 октября 2018 года о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области осуществить регистрационные действия согласно заявлению о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 25.09.2018 года

В ходе рассмотрения дела административный истец ФИО1 заявила дополнительное требование, просила суд также признать незаконными уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области от 16.10.2018 года о возврате документов без рассмотрения.

В судебном заседании административный истец ФИО2 не присутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО3 административный иск поддержали.

Представитель административного ответчика ФИО4 административный иск не признала. Ранее административным ответчиком представлен отзыв, согласно которому полагали действия административного ответчика соответствующими закону.

Представитель заинтересованного лица ОГКУ «МФЦ» ФИО5 вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда. Представила суду письменный отзыв, согласно которому прием документов от заявителей, их передача в уполномоченный орган для предоставления государственной услуги, а также выдача результатов предоставления государственной услуги осуществлены ОГКУ «МФЦ» в полном соответствии с действующим законодательством.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этик прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457.

В соответствии с п. п. 1-4 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти в многофункциональных центрах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления указанных услуг на основании

Как следует из отзыва ОГКУ «МФЦ» в целях предоставления государственных услуг Росреестра через многофункциональный центр между ОГКУ «МФЦ», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, (далее - Управление Росреестра) и филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области, (далее - Филиал) заключено соглашение о взаимодействии от 14.12.2016 года № 173 (далее - Соглашение).

В соответствии с указанным Соглашением ОГКУ «МФЦ» осуществляет прием заявлений (запросов) и документов, необходимых для предоставления государственных услуг Росреестра, а также выдачу заявителю документов по результатам предоставления государственных услуг.

Согласно п. 6 Порядка организации предоставления государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Уполномоченном МФЦ, обособленных подразделениях Уполномоченного МФЦ, в многофункциональных центрах и (или) привлекаемых организациях (приложение № 4 к Соглашению), при обращении заявителя за предоставлением государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество работник, осуществляющий прием документов проверяет также наличие документа об уплате государственной пошлины за предоставление государственной услуги или уточняет у заявителя об осуществлении данной уплаты (в случае не предоставления заявителем такого документа) либо проверяет наличие документа, подтверждающего наличие льгот в соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации.

При отсутствии внесения государственной пошлины работник, осуществляющий прием документов, выдает заявителю квитанцию на оплату государственной пошлины, содержащую уникальный идентификатор начисления, предусмотренный Порядком ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденным приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2012 года № 19н «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах».

В соответствии с п. 14, 15 Порядка передача принятых от заявителя комплектов документов осуществляется в Филиал в начале следующего рабочего дня со дня осуществления приема таких документов.

Обмен информацией при предоставлении государственных услуг между Управлением Росреестра и ОГКУ «МФЦ» осуществляется посредством электронного и бумажного документооборота. В целях обеспечения электронного документооборота ОГКУ «МФЦ» с Управлением Росреестра, в соответствии с п. 5.3 Соглашения и на основании лицензионного договора от 14 декабря 2016 года (Приложение № 3 к Соглашению) (далее - Лицензионный договор) (копия прилагается) предоставлено право использования программного комплекса приема-выдачи документов (ПК ПВД).

В соответствии с п. 2.7. Лицензионного договора ОГКУ «МФЦ» не вправе модифицировать, реконструировать, видоизменять и расширять функциональные возможности ПК ПВД, в том числе изменять исходные коды.

Таким образом, для организации работы по предоставлению в ОГКУ «МФЦ» услуг Управления Росреестра, работники ОГКУ «МФЦ» используют исключительно программного комплекса приема-выдачи документов.

Подготовленные Управлением Росреестра документы по результатам предоставления государственных услуг передаются в ОГКУ «МФЦ» для выдачи заявителю (п. 16 Порядка).

Из материалов дела следует, что 25.09.2018 в ОГКУ «МФЦ» с заявлениями о государственной регистрации перехода права, права общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, обратились ФИО1 ФИО10 (Даритель) и ФИО2 ФИО11 (Одаряемый) на основании договора дарения от 30.05.2016.

ОГКУ «МФЦ» от заявителей ФИО1 ФИО12 и ФИО2 ФИО13 были приняты документы на предоставление государственной услуги по регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета.

Представленный заявителями комплект документов был оформлен в дело от 25 сентября 2018 года и передан в Управление Росреестра в электронном виде через программный комплекс приема-выдачи документов, а на следующий рабочий день согласно акту приема-передачи дел от 26 сентября 2018 года на бумажном носителе.

На основании ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества с физических лиц взимается государственная пошлина в размере 2 000 рублей.

В соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

При этом, в соответствии с п. 7 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ, представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется.

При этом как пояснили суду представители административного ответчика и заинтересованного лица в случае оплаты госпошлины соответствующие сведения отражаются в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

16.10.2018 по заявлениям административных истцов государственным регистратором принято решение о возврате документов без рассмотрения в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что при проведении предварительной правовой экспертизы выявлено отсутствие подтверждения от Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав.

Результат предоставления государственной услуги поступил в ОГКУ «МФЦ» от Управления Росреестра 17.10.2018 года.

19.10.2018 года результат предоставления был выдан заявителю ФИО1

При обращении в суд и рассмотрении дела административный истец ссылалась на оплату государственной пошлины в день подачи документов заинтересованному лицу с приложением квитанции об оплате госпошлины (л.д. 17).

Действительно, как установлено судом 25.09.2018 года представленный административными истцами в ОГКУ «МФЦ» комплект документов был оформлен «в дело от 25 сентября 2018 года » после чего работником ОГКУ «МФЦ» на имя ФИО2 была выдана квитанция на оплату государственной пошлины на сумму 1 000 (одна тысяча) рублей (л.д. 15).

Согласно письменным пояснениям ОГКУ «МФЦ» квитанции на оплату государственной пошлины автоматически формируются в ПК ПВД. Размер суммы подлежащей уплате формируется на основании введенных работником ОГКУ «МФЦ» в ПК ПВД сведений, представленных заявителем. Поскольку ОГКУ «МФЦ» является исключительно пользователем ПК ПВД изменить исходные данные в ПК ПВД и внести в квитанцию иные сведения работнику ОГКУ «МФЦ» не представляется возможным.

Таким образом, квитанцию об оплате госпошлины в размере 1 000 рублей сформировал программный комплекс приема-выдачи документов, разработанный специально для приема документов от граждан на регистрацию прав.

Как следует из отзыва административного ответчика от 26.02.2019 года и пояснений при рассмотрении дела, и на момент рассмотрения дела при проверке ответчиком ГИС ГМП согласно протокола взаимодействия с ГИС ГМП «Проверки расчета госпошлины, импорта начисления в ГИС ГМП и проверки статуса оплаты», проводимой в автоматическом режиме, статус оплаты госпошлины административными истцами – отрицательный (оплата исчисленной государственной пошлины не проводилась) (л.д. 43 об).

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства при сравнении квитанции об оплате госпошлины и распечаток из ГИС ГМП об отсутствии оплаты госпошлины было установлено, что при введении в ГИС ГМП запроса по идентификатору платежа, а не по паспортным данным административного истца, как ранее запрашивали сведения административный ответчик и заинтересованное лицо, ГИС ГМП выдает сведения о наличии платежа от 25.09.2018 года по уплате госпошлины от ФИО2 в сумме 1 000 рублей за гос. регистрацию прав (л.д. 181)

С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что государственный орган не доказал законность своих решений о возврате документов, в то время как статья 226 КАС РФ обязывает организацию, наделенную государственными или иными публичными полномочиями и принявшую оспариваемое решение доказать соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения.

Суд приходит к выводу, что причиной, по которой у регистрирующего органа не отражались сведения об уплате госпошлины от ФИО2, явилась некорректная работа программного комплекса регистрирующего органа, которое по данным паспорта административного истца не выдавало сведения о наличии платежа об уплате госпошлины.

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком приняты решения о возврате прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения, без достаточных на то оснований, без установления всех имеющих правовое значение обстоятельств.

Доводы административного ответчика о том, что госпошлина была уплачена административным истцом не в полном размере, не свидетельствует о законности оспариваемых уведомлений, поскольку основанием для возврата документов административным истцам послужило отсутствие подтверждения от Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, а не уплата госпошлины не в полном размере.

Вместе с тем, при наличии сведений в ГИС ГМП о частичной уплате госпошлины оснований для применения к заявлениям п. 3. ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и возврата документов, по мнению суда, не имеется.

В соответствии с ч. ч. 1, 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В данном случае суд исчисляет срок обращения в суд с 19.10.2018 – момента выдачи административному истцу ФИО1 документов в ОГКУ «МФЦ».

Соответственно, срок обращения в суд с заявлением об оспаривании рассматриваемых уведомлений истекал 19.01.2019.

Дополнительное требование ФИО1 об оспаривании уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области от 16.10.2018 года заявлено 15.04.2019 г.

Рассматривая ходатайство стороны истца ФИО1 о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с дополнительным требованием, суд учитывает, что в пределах установленного 3-месячного срока административные истцы обратилась с административным исковым заявлением в Свердловский районный суд г. Костромы, выразив волеизъявление на оспаривание решения административного органа. Поскольку административный истец в рамках установленного срока обращения в суд также предпринимала последовательные действия, направленные сначала на обращение к вышестоящему должностному лицу, а в последующем на оспаривание решения административного органа в судебном порядке, но ввиду неграмотности не в полном объеме определила предмет спора, суд находит причины пропуска срока обращения в суд с дополнительным требованием уважительными и полагает необходимым восстановить данный срок в целях защиты нарушенных прав истца.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В связи с указанными выше обстоятельствами исковые требования ФИО1, ФИО2 подлежат частичному удовлетворению с возложением на Управление Росреестра обязанности повторно рассмотреть заявления ФИО1 ФИО14, ФИО2 ФИО15 о государственной регистрации перехода права собственности по договору дарения от 30.05.2016 года на ? доли в праве на <адрес>. Поскольку правовая экспертиза документов административным ответчиком не проводилась, у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности провести государственную регистрацию перехода прав административных истцов.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области от 16.10.2018 года , о возврате документов без рассмотрения.

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области обязанность повторно рассмотреть заявления ФИО1 ФИО16, ФИО2 ФИО17 о государственной регистрации перехода права собственности по договору дарения от 30.05.2016 года на ? доли в праве на квартиру , расположенную по адресу: <адрес>

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Ивкова