ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1259/20 от 13.02.2020 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2019-002958-62

Дело № 2а-1259/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 февраля 2020 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Подгайной Н.В.

при секретаре Корольковой А.А.

с участием административного истца ФИО1

представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному иску ФИО1 к Инспекции государственного строительного надзора Пермского края о признании незаконным предписания, возложении обязанности осуществить проверку,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Инспекции Государственного строительного надзора Пермского края о признании незаконным предписания № 1-7-19 от 01.04.2019 года об устранении нарушений при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства, возложении обязанности провести проверку результатов работ, выполненных в 2009 году на объекте капитального строительства по <Адрес> на предмет их соответствия или несоответствия требованиям технических регламентов, проектной документации.

Требования мотивированы тем, что актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, установлены нарушения, допущенные в 2009 году, при самовольной реконструкции, совершенные; нарушения выявлены предыдущими многократными проверками; реконструкция завершена, помещение эксплуатируется с 2010 года; указаний на отклонение выполненных работ от проекта не имеется. Административный истец считает, что требования предписания противоречат акту проверки и п. 14 Положения, а именно: вывод, что нарушения выявлены непосредственно актом проверки т от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует действительности и является ничтожным. Предписание адресовано ненадлежащему лицу - статус истца застройщика/заказчика на момент проверки утрачен ввиду завершения работ. Требование направить извещение о постановке объекта под государственный строительный надзор неисполнимо. Также, ФИО1 считает, что требование административного ответчика не допускать эксплуатацию объекта незаконно. Считает, что данное требование не относится к предмету надзора, выходит за пределы компетенции ответчика. Превышение полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными. Требование незаконно также в силу его неисполнимости.

Административный истец в судебном заседании на доводах и основаниях, изложенных в иске, настаивал в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями выразила несогласие по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому в процессе ранее проведенных проверок установлено, что в нарушение требований ст. 49,51 Градостроительного кодекса РФ в отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию) ФИО1 выполнил работы по реконструкции вышеуказанных подвальных помещений в здании 5-ти этажного многоквартирного жилого дома по <Адрес>, при проведении которых затрагивались конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности всего здания, безопасность строительных конструкций, изменились параметры помещения. В соответствии со ст. 49,54 Градостроительного кодекса РФ при проведении работ по реконструкции данного объекта предусмотрено осуществление государственного строительного надзора <Адрес>. При этом работы по реконструкции объекта осуществлялись в отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию). ФИО1 неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства. По результатам последних проверочных мероприятий Инспекцией было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ. Непредставление ФИО1 в Инспекцию извещения о начале строительства не позволило Инспекции в установленном порядке осуществить государственный строительный надзор в ходе реконструкции объект капитального строительства и, как следствие, установить соответствие построенного объекта требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. Учитывая, что ФИО1 не соблюдены требования Градостроительного законодательства в части обеспечения своевременного государственного строительного надзора, проверка результатов работ в отсутствии исполнительной документации на предмет их соответствия или несоответствия требованиям технических регламентов, проектной документации является невозможным. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказать в полном объеме (л.д. 23-27).

Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, оценив доводы административного искового заявления, доводы возражений ответчика, изучив представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с положениями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании положений ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1).

В силу ч.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вышеназванной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По таким административным делам административный истец обязан:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст.227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости – встроенные помещения в подвале, назначение нежилое, общей площадью 76 кв.м., номера на поэтажном плане 1,2,3,19, адрес объекта: <Адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д. 60-62).

Как следует из пояснений административного истца, а также пояснений представителя административного ответчика, ФИО1 в 2009 году проводились работы по реконструкции вышеуказанного объекта недвижимости, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

В соответствии с п.14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ), в редакции, действовавшей на момент выполнения работ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно п.5 ч.1 ст.8 ГрК РФ, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений входит в круг полномочий органов местного самоуправления.

Согласно ч.7 ст.51 ГрК РФ, в редакции, действовавшей на момент проведения работ по реконструкции ФИО1, в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

Согласно ч.1 ст.54 ГрК РФ, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (пункт 1); реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса (пункт 2).

В соответствии с ч.2 ст.54 ГрК РФ, предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 1); наличия разрешения на строительство (пункт 2); выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 данного Кодекса (пункт 3).

Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2006 года № 54.

Согласно Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (утверждено указанным Постановлением Правительства Российской Федерации) задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации (пункт 3).

Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 8). Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок (пункт 9).

Проверке подлежит соответствие выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации (пункт 10). После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения (пункт 16).

Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии (пункт 17).

Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии (пункт 18).

В соответствии с Положением об Инспекции государственного строительного надзора Пермского края, утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 24.05.2017 № 364-п, Инспекция государственного строительного надзора Пермского края (далее - Инспекция) является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции в сфере регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, регионального государственного контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. ( п.1.1).

Осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на территории Пермского края, при строительстве, реконструкции которых предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, за исключением объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - объекты, поднадзорные Пермскому краю) является целью деятельности Инспекции являются ( п.2.1).

Инспекция осуществляет следующие функции в сфере регионального государственного строительного надзора:

на объектах, поднадзорных Пермскому краю, проводит проверки:

соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и (или) информационной модели (в случае если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

наличия разрешений на строительство объектов капитального строительства;

выполнения требований частей 2, 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

наличия разрешений на строительство и соответствия объектов капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае если для строительства или реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство - соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (в случае осуществления регионального государственного строительного надзора в соответствии с частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Выдает заключения о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям проектной документации (п. 3.1.8).

Инспекция при осуществлении функций, указанных в пунктах 3.1, 3.2, 3.5 оставляет по результатам проверок акты, вносит записи о проверках в журналы производства работ на объектах, журналы учета проверок, выдает предписания об устранении выявленных нарушений (п.3.2.2).

Из акта проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <Адрес>, следует, что ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией государственного строительного надзора Пермского края проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-13, 30-33,34-39).

В результате проведенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ранее Инспекцией государственного строительного надзора Пермского края в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения установленного порядка реконструкции нежилого помещения общей площадью 76,0 кв.м., расположенного в подвале 5ти этажного кирпичного жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес>. Застройщиком указанного объекта является ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешение на строительство застройщиком в Инспекцию не представлено, Департаментом планирования и развития территории <Адрес> разрешение на реконструкцию указанных помещений не выдавалось (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

По проектной документации объекта имеется положительное заключение Государственной вневедомственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

Также в ходе проверки было установлено, что в нежилом помещении, расположенном в подвале 5-ти этажного кирпичного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес>, в отсутствие разрешения на строительство, проводились работы по реконструкции помещений, при проведении которых были затронуты конструктивные характеристики надежности и безопасности всего здания, безопасность строительных конструкций, изменены параметры помещения.

В акте проверки сделаны выводы о том, что в соответствии со ст.ст.49,54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, данный объект по параметрам поднадзорен государственному строительному надзору.

По результатам указанной проверки Инспекцией государственного строительного надзора выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписано обеспечить устранение, нарушений, изложенных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, не продолжать работы по реконструкции на объекте, до составления актов об устранении нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, на основании распоряжения и.о. министра от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении ФИО1, по соблюдению установленного порядка реконструкции нежилого помещения, расположенного в подвале 5-ти этажного кирпичного жилого дома по <Адрес>. В ходе проверки было установлено, что в отсутствие разрешения на строительство, в указанном помещении проведены работы по реконструкции помещений, принадлежащих ФИО1, затрагивающие конструктивные характеристики надежности и безопасности всего здания, безопасность строительных конструкций, изменяются параметры помещения. В нарушение требований ст. ст. 55, 55, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФИО1 организовал эксплуатацию данного объекта в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание , установлен срок устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, на основании распоряжения и.о. министра от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении ФИО1, по соблюдению установленного порядка реконструкции нежилого помещения, расположенного в подвале 5-ти этажного кирпичного жилого дома по <Адрес>. В ходе проверки было установлено, что в отсутствие разрешения на строительство, в указанном помещении проведены работы по реконструкции помещений, принадлежащих ФИО1, затрагивающие конструктивные характеристики надежности и безопасности всего здания, безопасность строительных конструкций, изменяются параметры помещения. В нарушение требований ст.ст. 55,55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФИО1 организовал эксплуатацию данного объекта в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ застройщику ФИО1 было выдано предписание в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, изложенные в акте проверки и не допускать эксплуатацию указанного объекта.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, на основании распоряжения и.о. министра от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении ФИО1, по соблюдению установленного порядка реконструкции нежилого помещения, расположенного в подвале 5-ти этажного кирпичного жилого дома по <Адрес>. В ходе проверки было установлено, что в отсутствие разрешения на строительство, в указанном помещении проведены работы по реконструкции помещений, принадлежащих ФИО1, затрагивающие конструктивные характеристики надежности и безопасности всего здания, безопасность строительных конструкций, изменяются параметры помещения. В нарушение требований ст.ст. 55,55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФИО1 организовал эксплуатацию данного объекта в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

На основании распоряжения заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении ФИО1, по соблюдению установленного порядка реконструкции нежилого помещения, расположенного в подвале 5-ти этажного кирпичного жилого дома по <Адрес>. В ходе проверки было установлено, что в отсутствие разрешения на строительство, в указанном помещении проведены работы по реконструкцию помещений, принадлежащих ФИО1, затрагивающие конструктивные характеристики надежности и безопасности всего здания, безопасность строительных конструкций, изменяются параметры помещения. В нарушение требований ст.ст. 55,55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФИО1 организовал эксплуатацию данного объекта в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. ФИО1 выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений, зафиксированных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении ФИО1, по выполнению ранее выданного предписания. В ходе проверки было установлено, что требования предписания не выполнены. ФИО1 выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений, зафиксированных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения начальника Инспекции государственного строительного надзора <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении ФИО1, по выполнению ранее выданного предписания. В ходе проверки было установлено, что требования предписания не выполнены. ФИО1 выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений, зафиксированных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <Адрес> в адрес ФИО1 внесено предписание об устранении нарушений при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства.

На основании распоряжения начальника Инспекции государственного строительного надзора <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении ФИО1, по выполнению ранее выданного предписания. В ходе проверки было установлено, что требования предписания не выполнены. ФИО1 выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений, зафиксированных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 назначена внеплановая выездная проверка, с целью проверки исполнения требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проверки выявлен факт неисполнения в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений:

2.1. Нарушение установленного порядка строительства объекта капитального строительства, которое выразилось в проведении работ по реконструкции подвального помещения, расположенного в жилом доме в отсутствие разрешения на строительство;

2.2. Нарушение установленного порядка строительства объекта капитального строительства, которое выразилось в том, что ФИО1 допущена эксплуатация объекта (вышеуказанные подвальные помещения эксплуатируются в качестве кафе-кулинарии «В гостях у Марфы», в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию);

2.3.Нарушение установленного порядка строительства объекта капитального строительства, которое выразилось в том, что ФИО1 не представлены сведения об осуществлении функций строительного контроля при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства, в результате чего допущены нарушения изложенные выше;

2.4.Нарушение установленного порядка строительства объекта капитального строительства, которое выразилось в том, что ФИО1 в инспекцию не представлены журналы общих и специальных работ;

2.5.Нарушение установленного порядка строительства объекта капитального строительства, которое выразилось в том, что ФИО1 не представлена исполнительная документация по запросу Инспекции, следовательно подтверждение оценки соответствия выполняемых работ требованиям нормативных документов и стандартов, являющихся доказательной базой соблюдения требований технических регламентов при выполнении работ отсутствуют.

2.6. Нарушение установленного порядка строительства объекта капитального строительства, которое выразилось в том, что ФИО1 извещение о начале строительства, для постановки объекта под государственный строительный надзор и о начале строительства) в адрес инспекции не направлено.

По результатам проверки Инспекцией государственного строительного надзора Пермского края вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, которым застройщику ФИО1 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, указанные в акте проверки и предписании, после чего направить в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края извещение о постановке объекта под государственный строительный надзор (о начале строительства, с приложением документов, предусмотренных ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Также застройщику ФИО1 предписано не допускать эксплуатацию вышеуказанного объекта капитального строительства до получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, о чем уведомить Инспекцию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Предписание направлено ФИО1 заказным письмом с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, получено административным истцом лично ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41), в связи с чем, срок подачи административного иска не пропущен.

Проанализировав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что объект недвижимости – встроенные помещения в подвале, назначение нежилое, общей площадью 76 кв.м., номера на поэтажном плане 1,2,3,19, адрес объекта: <Адрес>, принадлежащий ФИО1 является предметом государственного строительного надзора.

В соответствии с положениями ч.5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

В соответствии с положениями ч.2, ч.4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО1 в 2009 году произведена реконструкция объекта недвижимости без уведомления надзорного органа о начале работ в целях выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе реконструкции, что свидетельствует о нарушении административным истцом положений, Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Также судом установлено и административным истцом не оспаривается, что реконструкция объекта недвижимости произведена в отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию), эксплуатация реконструированного объекта недвижимости допущена в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; журналы общих и специальных работ, исполнительная документация по выполненным работам в Инспекцию в нарушение требований законодательства, не предоставлены.

Вступившим в законную силу, решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований ФИО1 к администрации города Перми о сохранении объекта недвижимости, расположенного по адресу <Адрес> в переустроенном (реконструированном) состоянии, отказано,

Указанным решением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ департаментом планирования и развития территории г. Перми в выдаче разрешения на реконструкцию подвального помещения под пункт проката в жилом доме <Адрес>, отказано, по причине отсутствия согласия всех правообладателей объекта капитального строительства на реконструкцию.

Вступившим в законную силу, решением Мотовилихинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в удовлетворении требований к администрации города Перми о признании права собственности на самовольную постройку – реконструированное нежилое помещение в подвале жилого дома <Адрес>, отказано.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования администрации <Адрес> к ФИО1 о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем приведения переустроенного и (или) перепланированного нежилого помещения по адресу <Адрес> в состояние, существовавшее до нарушения права.

Таким образом, судом установлено, что административным истцом исчерпаны все возможные меры по получению разрешения на строительство (реконструкцию), разрешения на ввод в эксплуатацию переустроенного и (или) перепланированного нежилого помещения по адресу <Адрес>.

С учетом установленных судом обстоятельств, положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что нарушения требований законодательства, указанные в оспариваемом предписании имеют место быть, вместе с этим, требования об устранении нарушения законодательства, в настоящее время, являются не исполнимыми.

Из анализа Положения об Инспекции государственного строительного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.05.2017 № 364-п, Административного регламента Инспекции государственного строительного надзора Пермского края по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 21.11.2018 № СЭД-56-01-04-од-130, не следует, что административному ответчику предоставлены полномочия по не допущению в эксплуатацию объекта капитального строительства до получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, без использования процедур, установленных Кодексом об административных правонарушениях или Гражданским кодексом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает, что предписание Инспекции государственного строительного надзора Пермского края № 1-7-2019 от 01 апреля 2019, выданное ФИО1 следует признать незаконным.

Рассматривая требования ФИО1 о возложении обязанности осуществления проверки результатов работ, выполненных в 2009 году на объекте капитального строительства по <Адрес> на предмет их соответствия или несоответствия требованиям технических регламентов, проектной документации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 8 данной нормы предусмотрено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54.

Согласно пункту 16 Положения № 54 после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства проводится органом государственного строительного надзора проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

При этом в пункте 17 Положения № 54 установлено, что орган государственного строительного надзора выдает соответствующее заключение, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Согласно пункту 18 указанного Положения орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче упомянутого заключения в случае, если были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до выдачи заключения о соответствии.

В силу пункта 21 Положения решение государственного строительного надзора об отказе в выдаче заключения о соответствии объекта строительным нормам и правилам может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.

Между тем, согласно положениям части 5 статьи 52 ГрК РФ в случае, если в соответствии с названным Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ, к которому прилагаются перечисленные в названной норме документы.

В судебном заседании установлено и административным истцом не оспаривалось, что извещение о начале работ по реконструкции объекта капитального строительства по <Адрес>, административному ответчику не направлялось.

Непредставление ФИО1 в Инспекцию извещения о начале реконструкции не позволяет уполномоченному органу в установленном порядке осуществить государственный строительный надзор в ходе реконструкции объекта капитального строительства и, как следствие, установить соответствие реконструированного объекта требованиям проектной документации.

Учитывая, что ФИО1 не соблюдены требования градостроительного законодательства в части обеспечения своевременного госстройнадзора, суд считает, что обязанности по осуществлению проверки результатов работ, выполненных в 2009 году на объекте капитального строительства по <Адрес> на предмет их соответствия или несоответствия требованиям технических регламентов, проектной документации, у административного ответчика, не имеется.

На основании вышеизложенного, суд в удовлетворении административного искового заявления к Инспекции государственного строительного надзора <Адрес> о возложении обязанности осуществления проверки результатов работ, выполненных в 2009 году на объекте капитального строительства по <Адрес> на предмет их соответствия или несоответствия требованиям технических регламентов, проектной документации, отказывает.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

предписание Инспекции государственного строительного надзора Пермского края № 1-7-2019 от 01 апреля 2019, выданное ФИО1 признать незаконным.

ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к Инспекции государственного строительного надзора Пермского края о возложении обязанности осуществления проверки результатов работ, выполненных в 2009 году на объекте капитального строительства по <Адрес> на предмет их соответствия или несоответствия требованиям технических регламентов, проектной документации, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения суда.

Председательствующий подпись Подгайная Н.В.

<данные изъяты>

Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах дела Ленинского районного суда г. Перми № 2а-1259/2020.