Дело № 2а-1262/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., при секретаре Карапетян С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации Кстовского муниципального района о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в градостроительный план, обязании внести изменения в градостроительный планоб отказе во внесении изменений в градостроительный план, обязании,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Кстовский городской суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), находящегося по адресу: (адрес обезличен) участок (номер обезличен).
Согласно данным государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный участок имеет категорию: земли населенных пунктов и вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство». С данным видом разрешенного использования земельный участок (дата обезличена) был внесен в государственный кадастр недвижимости. Право собственности на земельный участок зарегистрировано (дата обезличена).
Распоряжением Администрации Кстовского муниципального района (номер обезличен) от (дата обезличена) был утвержден градостроительный план земельного участка ш52526303-1210 (арх.(номер обезличен)).
При выдаче градостроительного плана земельного участка административным ответчиком было указано, что земельный участок расположен в территориальной зоне Р-1- рекреационная зона озелененный территории общего пользования; строительство жилых домов на данной территории не предусмотрено (п.5.2 градостроительного плана).
(дата обезличена) на кадастровый учет была поставлена граница территориальной зоны Ж-1, в силу чего, принадлежащий ему земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1.
Градостроительный регламент, который указан административным ответчиком в градостроительном плане земельного участка не соответствует требованиям градостроительного регламента территориальной зоны Ж-1, которая в качестве основного вида разрешенного использования предусматривает строительство жилых домов.
В целях строительства на земельном участке жилого дома, в ноябре 2016 года он обратился в Администрацию с заявлением о внесении изменений в градостроительный план земельного участка.
К заявлению были приложены документы, подтверждающие нахождение земельного участка в границах территориальной зоны Ж-1.
Письмом Администрации от (дата обезличена)(номер обезличен) во внесении изменений в градостроительный план земельного участка ему было отказано.
В качестве оснований отказа Администрация сослалась на несоответствие представленных документов требованиям Генерального плана и Правилам землепользования и застройки Афонинского сельсовета и градостроительному плану земельного участка.
Как указала Администрация в Отказе, граница территориальной зоны Ж-1 поставлена на кадастровый учет, в результате чего изменилась граница территориальной зоны Р-1 в сторону её уменьшения, что привело к несоответствию положения территориальных зон Ж-1, Р-1 действующему Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки сельского поселения «Афоонинский сельсовет» Кстовского района Нижегородской области. Решение о внесении изменений в указанные документы в части изменения границ территориальных зон отсутствует, что не позволяет внести изменения в градостроительный план земельного участка, в связи с нахождением его в зоне Р-1.
Решение Администрации об отказе во внесении изменений в градостроительный план земельного участка, выраженное в письме от (дата обезличена)(номер обезличен), административный истец считает незаконным, нарушающим права заявителя по следующим основаниям.
Генеральный план сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского района Нижегородской области» и Правила землепользования и застройки Афонинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области утверждены Решениями сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области (номер обезличен) и (номер обезличен) от (дата обезличена).
Правила землепользования и застройки и генеральный план поселения утверждены после приобретения права собственности заявителем на земельный участок ((дата обезличена)) и после внесения земельного участка в государственный кадастр недвижимости ((дата обезличена)).
На дату обращения к административному ответчику с заявлением, в государственном кадастре недвижимости внесены сведения о территориальной зоне Ж-1, установленной Правилами землепользования и застройки Афонинского сельсовета. Согласно данным государственного кадастра недвижимости принадлежащий ему земельный участок имеет категорию: земли населенных пунктов и вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», следовательно, на земельный участок распространяется требование градостроительного регламента зоны Ж-1.
Административный истец не является лицом, уполномоченным на внесение соответствующих изменений в документы территориального планирования Афонинского сельсовета, и реализация принадлежащих ему прав не может быть поставлена в зависимость от надлежащего исполнения органами местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по внесению изменений в документы территориального планирования.
Как указала Администрация, Правилами землепользования и застройки земельный участок заявителя был внесен в территориальную зону Р-1 - рекреационная зона.
Между тем, в данном случае, если Администрация полагает, что земельный участок находится в зоне Р-1, Администрации следовало применить положения части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, которая предусматривает, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Аналогичная норма содержится в Земельном кодексе РФ (пункт 4 ст.85 Земельного кодекса РФ). Т.е. данной нормой прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков, исходя из ранее установленного вида разрешенного использования до приведения его в соответствие с градостроительным регламентом.
Таким образом, при принятии или изменении Правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса объектов.
Принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка "индивидуальное жилищное строительство" стал несоответствующим Правилам застройки и землепользования после их введения в действие, а также отсутствие доказательств угрозы жизни и здоровья людей, окружающей среды, объектам культурного наследия, такой земельный участок может использоваться для тех же целей без приведения в соответствие с данными Правилами.
В связи с данным обстоятельством, Решение Администрации, выразившиеся в отказе от (дата обезличена)(номер обезличен) во внесении изменений в градостроительный план земельного участка о внесении сведений в градостроительный план в части указания на нахождение земельного участка в территориальной зоне Ж-1 является незаконным.
Исходя из заявленного предмета спора, устранение нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно только путем внесения изменений в градостроительный план земельного участка.
Административный истец просит признать незаконным решение Администрации
Кстовского муниципального района Нижегородской области об отказе во внесении изменений в градостроительный план земельного участка ru 52526303-1210 (арх.(номер обезличен)), выраженное в письме (номер обезличен) от (дата обезличена).
Обязать Администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области внести изменения в указанный градостроительный план земельного участка площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), находящимся по адресу: (адрес обезличен), участок (номер обезличен), в части указания на нахождение земельного участка в территориальной зоне Ж-1.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Администрации Кстовского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своем отзыве ссылается на то, что администрация считает данное решение об отказе во внесении изменении в градостроительный план обоснованным, поскольку в соответствии с Генеральным планом сельского поселения «Афонинский сельсовет» земельный участок, принадлежащий ФИО1 находится в функциональной рекреационной зоне — озеленение территории общего пользования.
В связи с выполнением кадастровых работ по уточнению границ жилой зоны д. Анкудиновка границы рекреационной зоны значительно изменились, в том числе и конфигурация. Указанные изменения требуют отражения данных изменении в Генеральном плане поселения с проведением процедур для внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и соответствии с нормами, установленными Градостроительным Кодексом РФ.
Представитель заинтересованного лица администрации Афонинского сельсовета в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своем отзыве считает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
11.10.2016г. в соответствии с Генеральным планом и правилами землепользования и застройки сельского поселения «Афонинский сельсовет» Нижегородской области, утвержденными Решениями сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области (номер обезличен) и (номер обезличен) от (дата обезличена),была осуществлена постановка на государственный кадастровый учет границы территориальной зоны Ж-1.
Вышеуказанный земельный участок входит в состав территориальной зоны Ж-1.
Внесение изменений в Генеральный план и Правил землепользования и застройки не требуется.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1,2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1,5.6,7 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно пункту 9 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пункт 6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1-3 ст.44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч.1-3 ст.24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Также статьей 45 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, принимаются уполномоченными органами местного самоуправления.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), находящегося по адресу: (адрес обезличен), (адрес обезличен) участок (номер обезличен) (л.д.8).
Согласно данным государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный участок имеет категорию: земли населенных пунктов и вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство». С данным видом разрешенного использования земельный участок (дата обезличена) был внесен в государственный кадастр недвижимости. Право собственности на земельный участок зарегистрировано (дата обезличена) (л.д.9-12).
Распоряжением Администрации Кстовского муниципального района (номер обезличен) от (дата обезличена) был утвержден градостроительный план указанного земельного участка (л.д.13).
При выдаче градостроительного плана земельного участка административным ответчиком было указано, что земельный участок расположен в территориальной зоне Р-1- рекреационная зона озелененный территории общего пользования; строительство жилых домов на данной территории не предусмотрено (п.5.2 градостроительного плана) (л.д.14-20).
В целях строительства на земельном участке жилого дома, в ноябре 2016 года ФИО1 обратился в Администрацию с заявлением о внесении изменений в градостроительный план земельного участка.
Письмом от (дата обезличена)(номер обезличен) во внесении изменений в градостроительный план земельного участка ФИО1 было отказано с указанием на то, что граница территориальной зоны Ж-1 поставлена на кадастровый учет. В результате постановки ее на кадастровый учет, значительно изменилась граница территориальной зоны Р-1 в сторону ее уменьшения, что привело к несоответствию положения территориальных зон Ж-1, Р-1 действующему Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки сельского поселения «Афонинский сельсовет» Кстовского района Нижегородской области.
По информации администрации Афонинского сельсовета решение о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки сельского поселения «Афонинский сельсовет» Кстовского района Нижегородской области в части изменения границ территориальных зон, куда входит его земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), отсутствует. Постановка на кадастровый учет территориальных зон Р-1 и Ж-1 была осуществлена в соответствии с действующим Генеральным планом.
Данные обстоятельства не позволяют внести изменения в ГПЗУ, т.к. согласно Генеральному плану и Правил землепользования и застройки сельского поселения «Афонинский сельсовет» его участок находится в зоне Р-1 (л.д.25-26).
Генеральный план сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского района Нижегородской области» и Правила землепользования и застройки Афонинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области утверждены Решениями сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области (номер обезличен) и (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.27-28), то есть Правила землепользования и застройки и генеральный план поселения утверждены после приобретения права собственности ФИО1 на земельный участок ((дата обезличена)) и после внесения земельного участка в государственный кадастр недвижимости ((дата обезличена)).
Тот факт, что на дату обращения к административному ответчику с заявлением земельный участок административного истца входил в территориальную зону Ж-1 административным ответчиком не оспаривается и подтверждается администрацией Афонинского сельсовета.
Согласно п.4 ст.85 Земельного кодекса РФ указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Таким образом, при принятии или изменении Правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, если только такое использование не создает опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка "индивидуальное жилищное строительство" стал несоответствующим Правилам застройки и землепользования после их введения в действие, а также отсутствие доказательств угрозы жизни и здоровья людей, окружающей среды, объектам культурного наследия, такой земельный участок может использоваться для тех же целей без приведения в соответствие с данными Правилами, в связи с чем, отказ Администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена)(номер обезличен) во внесении изменений в градостроительный план земельного участка является незаконным, нарушающим права административного истца, как собственника земельного участка.
Устранение нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно только путем внесения изменений в градостроительный план земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд находит требования административного истца обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Кстовского муниципального района
Нижегородской области во внесении изменений в градостроительный план земельного участка ru 52526303-1210, выраженный в письме (номер обезличен) от (дата обезличена).
Обязать Администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области внести изменения в градостроительный план земельного участка ru 52526303-1210 площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), находящегося по адресу: (адрес обезличен) участок (номер обезличен), в части указания на нахождение земельного участка в территориальной зоне Ж-1.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) А.Х.Водяницкая
Копия верна:
Судья:
Секретарь: