ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-126/19 от 15.04.2019 Тымовского районного суда (Сахалинская область)

Административное дело № 2а-126/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тымовский районный суд Сахалинской области

в составе:

председательствующего Заборской А.Г.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области к родовой общине коренного малочисленного народа нивхи «ПЕВГАЧ» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к семейно – родовой общине коренного малочисленного народа нивхи «ПЕВГАЧ» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, исключении данных из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование административного иска указано, что семейно - родовая община коренного малочисленного народа нивхи «ПЕВГАЧ» зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ под учетным номером ; запись об организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за основным регистрационным номером

В нарушение установленного законом порядка административным ответчиком в 2015, 2016, 2017 годах не представлены в уполномоченный орган сведения, содержащие данные о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а также отчеты или сообщения о продолжении своей деятельности в сети «Интернет», либо иных средствах массовой информации.

Кроме того, в ходе анализа материалов учетного дела организации установлено, что в нарушение части 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статьи 1 Федерального закона от 01 июня 2005 года № 53 – ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» наименование организации содержит иностранные слова без перевода на русский язык. В этой связи в адрес семейно – родовой общины коренного малочисленного народа нивхи «ПЕВГАЧ» 7 августа 2018 года, 28 сентября 2018 года направлялись предупреждения, в которых был установлен срок для устранения нарушений действующего законодательства, однако данные нарушения административным ответчиком устранены не были.

Административный истец, ссылаясь на пункт 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях», статью 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит признать семейно – родовую общину коренного малочисленного народа нивхи «ПЕВГАЧ» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данные о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административный истец, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени слушания дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в лице временно исполняющей обязанности начальника ФИО5 Курбатовой заявлено о рассмотрении дела в отсутствие такового.

Административный ответчик семейно – родовая община коренного малочисленного народа нивхи «ПЕВГАЧ» извещен о времени месте рассмотрения дела по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе путем размещения публичного уведомления на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>.

В соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова (часть 1).

Судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения. Судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по месту нахождения ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных документах (часть 5).

Местом нахождения юридического лица является адрес, указанный в едином государственном реестре юридических лиц (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц семейно – родовая община коренного малочисленного народа нивхи «ПЕВГАЧ» зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Судебное извещение о времени и месте рассмотрения дела, направленное административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, применительно к статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, было возвращено органом почтового отделения связи с отметкой «истек срок хранения».

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о направлении судебного извещения по надлежащему адресу, в связи с неполучением которого административный ответчик несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в лице и. о. начальника Инспекции ФИО7 заявлено о рассмотрении дела в отсутствие такового.

Полагая административного ответчика и заинтересованное лицо надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, суд в соответствии со статьей 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счел возможным приступить к рассмотрению дела в отсутствие их представителей.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, основания применения которой предусмотрены статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 3 названной статьи юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (подпункт 1); в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией (подпункт 2); в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3); в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций (подпункт 4).

Как установлено судом и следует из материалов дела, семейно – родовая община коренного малочисленного народа нивхи «ПЕВГАЧ» зарегистрирована в качестве некоммерческой организации территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ под учетным номером и включена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-26).

Согласно учредительным документам, а также сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, место нахождения руководящего органа организации: <адрес> – Унвд, <адрес>.

Сведений о прекращении деятельности семейно – родовой общины коренного малочисленного народа нивхи «ПЕВГАЧ» в материалы дела не представлено. Напротив, по информации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> организацией ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена налоговая декларация в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год, что свидетельствует об осуществлении семейно – родовой общиной деятельности некоммерческой организации.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого выше Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 года № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Между тем в нарушение приведенных норм действующего законодательства, семейно – родовая община коренного малочисленного народа нивхи «ПЕВГАЧ» не представляла в Министерство юстиции Российской Федерации по Сахалинской области указанную информацию и не размещало в сети Интернет и средствах массовой информации сообщение о продолжении своей деятельности, что подтверждается распечатками с информационных ресурсов Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» предусмотрена ликвидация общины малочисленных народов, союзы (ассоциации) общин малочисленных народов на основании и в порядке, установленных федеральным законодательством (статья 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Таким образом, анализируя представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что семейно – родовая община коренного малочисленного народа нивхи «ПЕВГАЧ» в течение длительного времени не предпринимала мер к исполнению возложенных на нее федеральным законодательством обязанностей, в частности по предоставлению сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7 –ФЗ.

Допущенные семейно – родовой общиной коренного малочисленного народа нивхи «ПЕВГАЧ» неоднократные и грубые нарушения (по своему характеру и их последствиям) требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению которых организацией не предпринято, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления о ликвидации организации/ и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Вместе с тем, суд полагает несостоятельными доводы административного истца о нарушении административным ответчиком требований законодательства в части отсутствия в учредительных документах и сведениях Единого государственного реестра юридических лиц перевода наименования семейно – родовой общины коренного малочисленного народа нивхи «ПЕВГАЧ» на русский язык, поскольку согласно Уставу наименование организации «ПЕВГАЧ» приведено именно на русском языке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции ФИО2 Федерации по <адрес> к семейно – родовой общине коренного малочисленного народа нивхи «ПЕВГАЧ» о ликвидации с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Семейно – родовую общину коренного малочисленного народа Нивхи «ПЕВГАЧ».

Исключить сведения о Семейно – родовой общине коренного малочисленного народа Нивхи «ПЕВГАЧ» (основной государственный регистрационный номер ) из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Тымовский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 22 апреля 2019 года.

Судья А.Г. Заборская