Дело №2а-1271 /2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
17 июля 2020 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Лемешко А.С.,
при секретаре – Воронкиной А.О.,
с участием представителя административного истца – ФИО1,
представителя ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 ... к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об обжаловании решений, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО3 обратился с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором просит признать незаконными решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 13.02.2020 ..., от 13.02.2020 ..., от 19.02.2020 ..., от 13.02.2020 №..., от 14.02.2020 №... об отказе в государственной регистрации объектов недвижимости. Требования мотивированы тем, что истец осуществил строительство следующих объектов недвижимости: - магазин, расположенный по адресу: ... - магазин, расположенный по адресу: ...); - магазин, расположенный по адресу: ...; - магазин, расположенный по адресу: ...; - магазин, расположенный по адресу: ...). Истцом своевременно были выделены земельные участки под рассматриваемые объекты недвижимости (строительство магазина), о чем свидетельствуют договора аренды земли от 2007 года (регистрационные номера ... от 04.03.2008, ... от 04.03.2008, ... от 04.03.2008, ... от 09.04.2008, ... от 17.05.2007), указанные договора были пролонгированы после окончания срока действия сроком до 2016 года. После завершения строительных работ по объектам недвижимости (строительство магазинов) истцом получены Декларации о готовности объектов к эксплуатации, зарегистрированные в Инспекции ГАСК в г Севастополе по указанным объектам недвижимости: - магазин, общей площадью 38,9 кв.м. ...); - магазин, общей площадью 27,1 кв.м., ...); - магазин, общей площадью 13,4 кв.м., ...; - магазин, общей площадью 20,7 кв.м. ...; - магазин, общей площадью 19,1 кв.м. ...). Истцом в адрес ответчика были поданы пять заявлений об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимости, к которым были приложены все необходимые документы для регистрации права, однако ответчиком в нарушение действующего законодательства были вынесены оспариваемые решения об отказе в об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимости. Решения мотивированы тем, что целевое назначение предоставленных истцу в аренду земельных участков под размещение магазинов не предусматривает возведение на нем объектов капитального строительства. Истец считает выводы ответчика незаконными и нарушающими требования ст. ст. 39.1, 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Закона города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», постановления Правительства Севастополя от 01.02.2016 №25-ПП «Об утверждении Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству», в связи с чем обратился с данным иском в суд.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что государственный регистратор действовал в рамках действующего законодательства, в соответствии с которым истцом не представлены документы, подтверждающие правомерность строительства на арендованных земельных участках.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
По содержанию ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, при чем обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав свобод и реализации законных интересов или на них незаконного возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Обжалуемые решения приняты ответчиком 13.02.2020, 14.02.2020 и 19.02.2020 года, административное исковое заявление подано в суд 27.04.2020, т.е. в пределах срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ.
По существу заявленных исковых требований судом установлено, что 06.11.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о регистрации права на объект недвижимости - магазин, расположенный по адресу: <...>, по результатам рассмотрения которого 14.11.2019 государственным регистратором было принято решение о приостановлении регистрации права по следующим основаниям: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; - земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта, 13.02.2020 года принято решение об отказе в государственной регистрации.
29.10.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о регистрации права на объект недвижимости - здание, расположенное по адресу: ...), по результатам рассмотрения которого 14.11.2019 государственным регистратором было принято решение о приостановлении регистрации права по следующим основаниям: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; - земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта, 13.02.2020 года принято решение об отказе в государственной регистрации.
06.11.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о регистрации права на объект недвижимости - магазин, расположенный по адресу: ..., по результатам рассмотрения которого 20.11.2019 государственным регистратором было принято решение о приостановлении регистрации права по следующим основаниям: - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; - не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам, 19.02.2020 года принято решение об отказе в государственной регистрации.
29.10.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о регистрации права на объект недвижимости - магазин, расположенный по адресу: ..., по результатам рассмотрения которого 14.11.2019 государственным регистратором было принято решение о приостановлении регистрации права по следующим основаниям: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; - земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта, 13.02.2020 года принято решение об отказе в государственной регистрации.
06.11.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о регистрации права на объект недвижимости - магазин, расположенный по адресу: ...), по результатам рассмотрения которого 15.11.2019 государственным регистратором было принято решение о приостановлении регистрации права по следующим основаниям: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; - земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта, 14.02.2020 года принято решение об отказе в государственной регистрации.
Не согласившись с вышеуказанными решениями ответчика, истец обратилась с данным административным иском в суд.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из письменных материалов дела, на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию объектов недвижимости истцом были предоставлены:
- договор аренды земельного участка от 04.04.2007 площадью 0,0019 га, расположенного по адресу: ...), предоставленного для размещения объекта малой архитектурной формы (торгового павильона) без права капитального строительства;
- договор аренды земельного участка от 27.12.2007 площадью 0,0024 га, расположенного по адресу: ..., предоставленного для размещения существующего торгового киоска, без права капитального строительства;
- договор аренды земельного участка от 27.12.2007 площадью 0,0038 га, расположенного по адресу: ...), предоставленного для размещения существующего торгового киоска, без права капитального строительства;
- договор аренды земельного участка от 27.12.2007 площадью 0,0042 га, расположенного по адресу: ..., предоставленного для размещения существующего торгового киоска, без права капитального строительства;
- договор аренды земельного участка от 27.12.2007 площадью 0,0020 га, расположенного по адресу: ..., предоставленного для размещения существующего торгового киоска, без права капитального строительства.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с частью 10 статьи 40 от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. На государственную регистрацию права не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40.
Согласно пункту 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994г. №51-ФЗ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно сведений ЕГРН, земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества: магазин, по адресу: ...; - магазин, по адресу: ...; - магазин, по адресу: ...; - магазин, по адресу: ...; - магазин по адресу: ..., имеют вид разрешенного использования: «Для осуществления предпринимательской деятельности без права капитального строительства». Таким образом, целевое назначение земельных участков не предусматривает возведение на них объектов капитального строительства.
С учетом изложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства со стороны ответчика, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО3 ... к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об обжаловании решений, возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 июля 2020 года.
Судья Нахимовского районного
суда города Севастополя А.С. Лемешко