ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1275 от 21.10.2021 Пензенского районного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0028-01-2021-002656-44

№2а-1275(2021)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


г. Пенза «21» октября 2021 г.

Пензенский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Е.Ю.,

при секретаре Захаровой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области об оспаривании отказа в переоформлении договора аренды участка лесного фонда и понуждении переоформить договор аренды участка лесного фонда с видом использования лесов – для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений,

у с т а н о в и л:

Истец ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что 14.12.2006 между ФИО3 и ФГУ «Ленинский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по Пензенской области был заключен договор №3 аренды участка лесного фонда. 18.08.2021 истец обратилась в Минлесхоз Пензенской области с заявлением, в котором просила переоформить договор аренды участка лесного фонда №3 от 14.12.2006 в соответствии с новым Лесным кодексом РФ. Минлесхоз Пензенской области письмом от 23.08.2021 сообщило истцу о невозможности переоформления договора аренды участка лесного фонда, в связи с пропущенными сроками, установленными ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Указывает, что поскольку законодательством не предусмотрено право уполномоченного органа на предоставление в аренду участков лесного фонда на отказ в переоформлении права аренды указанных участков, обжалуемое решение об отказе не соответствует Федеральному закону «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и Лесному кодексу Российской Федерации и нарушает права заявителя. Ссылаясь на нормы законодательства, просила признать незаконным, как противоречащим нормам Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» решение Минлесхоза Пензенской области от 23.08.2021№16-2-3/5162 об отказе в переоформлении договора аренды участка лесного фонда №3 от 14.12.2006. Обязать Минлесхоз Пензенской области в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу переоформить договор аренды участка лесного фонда №3 от 14.12.2006 площадью <...> га, расположенного в квартале , выдел Веселовского лесничества ФГУ «Ленинский лесхоз» с видом использования лесов – для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.

Административный истец ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. Своим заявлением ФИО1 просила рассмотреть административное дело в свое отсутствие с участием представителя ФИО2

Представитель административного истца ФИО2 действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что договор аренды участка лесного фонда от 14.12.2006 не расторгнут, арендная плата заявителем вносится, на кадастровый учет участок лесного фонда не поставлен, что не мешает это сделать Минлесхозу Пензенской области. Кроме того, в ранее действующем Лесном кодексе РФ к видам побочного использования были отнесены: заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод орехов, грибов и других пищевых лесных ресурсов. Виды использования лесов указаны в ст. 34 действующего Лесного кодекса РФ, который не предусматривает такового использования лесов как побочное использование. Вместе с тем, действующий Кодекс содержит такой вид использования лесов, как заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, которые нормами ранее действующего Лесного кодекса РФ были отнесены к побочному использованию.

Представитель административного ответчика Минлесхоза Пензенской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представила суду отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что на основании протокола о результатах лесного конкурса по приобретению права аренды участков лесного фонда РФ на территории Пензенской области от 13.12.2006, между ФГУ «Ленинский лесхоз» и ФИО5 был заключен договор аренды участка лесного фонда от 14.12.2006 № 3. Согласно условиям договора аренды ФИО5 был передан участок лесного фонда в квартале выдела Веселовского лесничества ФГУ «Ленинский лесхоз», общей площадью <...> га, сроком на 15 лет. Данный договор был зарегистрирован в установленном порядке Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области 22.01.2007 за . Федеральным законом от 04.12.2006 №201-ФЗ с 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации. Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 01 января 2009 г. До 01.01.2009 договор аренды не был приведен в соответствие с Лесным кодексом РФ. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 2 ст. 72 Лесного кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Указала, что переоформление договора аренды лесного участка представляет собой приведение его в соответствие с действующим законодательством, при этом не допускается изменение существенных условий такого договора. Кроме того, в редакции действующего Лесного кодекса РФ вид использования как побочное пользование (выращивание грибов), отсутствует. Также квартал и выдел, где находится переданный истцу в аренду участок лесного фонда, изменили нумерацию на лесной квартал лесотаксационный выдел Веселовского участкового лесничества Ленинского лесничества. Указывает, что для определения размера арендной платы требуется рассчитать объемы и параметры изъятия пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений на испрашиваемом лесном участке, что в настоящий момент не представляется возможным.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст. 74 Лесного кодекса РФ, арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:

1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;

2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.

При этом, из содержания ч.2 указанной статьи, следует, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;

2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;

4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;

5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ)

6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;

7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

18.08.2021ФИО1 обратилась в Минлесхоз Пензенской области с заявлением, в котором просила привести договор аренды участка лесного фонда №3 от 14.12.2006, заключенный между ФГУ ПО «Ленинский лесхоз» и ФИО5, в соответствие с новым Лесным кодексом РФ.

Согласно представленному свидетельству о заключении брака от (Дата) ФИО6 О.5 заключили брак, о чем составлена запись акта о заключении брака . После заключения брака жене присвоена фамилия «Лошкарева».

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области письмом от 23.08.2021 сообщило ФИО1 о невозможности переоформления договора аренды участка лесного фонда в связи с пропущенными сроками, а также указали, что использование лесов в целях побочного пользования не соответствует видам использования лесов установленным ст. 25 Лесного кодекса РФ.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ) предусмотрено, что договоры аренды лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 года.

Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ)

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ).

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 г. № 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее – Порядок).

Данным Порядком было предусмотрено, что приведение договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации производится органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование на основании заявления пользователя.

По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (пункт 7 Порядка).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.11.2011 №927 с 16.03.2012 приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 г. № 258 признан утратившим силу.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.07.2020 №542 утверждены типовые договоры аренды лесных участков.

Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29-47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка – с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 8 Порядка).

Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком (пункт 9 Порядка).

При приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).

Вышеуказанные нормы законодательства не предоставляют право уполномоченному органу исполнительной власти отказать пользователю в переоформлении договора аренды участка лесного фонда и по мотиву нецелесообразности.

В соответствии со статьей 80 ранее действующего Лесного кодекса РФ (в редакции, действующей в момент заключения договора аренды) к видам побочного использования были отнесены: сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесины, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством.

Виды использования лесов указаны в п. 3 ст. 34 действующего Лесного кодекса Российской Федерации, который не предусматривает такового использования лесов как побочное использование.

Вместе с тем, действующий Лесной кодекс Российской Федерации содержит такой вид использования лесов, как заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, которые нормами ранее действующего Лесного кодекса РФ были отнесены к побочному использованию.

Как установлено материалами дела, ФГУ «Ленинский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по Пензенской области «Арендодатель» в лице директора Ф.И.О.6, с одной стороны, и «Победитель лесного конкурса» Петрякова С.А. «Арендатор», с другой стороны, заключили договор, согласно которому Арендодатель на основании протокола о результатах лесного конкурса по приобретению права аренды участков лесного фонда РФ на территории Пензенской области от 13.12.2006 передает в аренду, а Арендатор принимает участок лесного фонда на срок 15 лет для побочного пользования (выращивание грибов), находящийся в собственности РФ, расположенный в квартале , выдел Веселовского лесничества ФГУ «Ленинский лесхоз», общей площадью <...> га, что также подтверждается актом приема-передачи земельных участков государственного лесного фонда от 14.12.2006.

Данный договор зарегистрирован в установленном порядке Управлением федеральной регистрационной службы по Пензенской области 22.01.2007 за .

Поскольку законодательством не предусмотрено право уполномоченного на представление в аренду участков лесного фонда на отказ в переоформлении права аренды указанных участков, обжалуемое решение об отказе по таким основаниям, не соответствует Федеральному закону «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и Лесному кодексу Российской Федерации и нарушает права заявителя.

С учетом вышеизложенного суд, считает признать незаконным, противоречащим нормам Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» решение Минлесхоза Пензенской области от 23.08.2021 №16-2-3/5162 об отказе в переоформлении договора аренды участка лесного фонда №3 от 14.12.2006.

Кроме того, поскольку полномочие на право заключения (переоформления) договоров аренды лесных участков предоставлено Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области как исполнительному органу государственной власти Пензенской области, в удовлетворении исковых требований в части понуждения Минлесхоза Пензенской области переоформить договор аренды участка лесного фонда, суд считает отказать, однако истец не лишен возможности вновь обратиться в Минлесхоз Пензенской области с заявлением на заключение (переоформление) договора испрашиваемого лесного участка, предоставив соответствующие документы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск ФИО1 к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области об оспаривании отказа в переоформлении договора аренды участка лесного фонда и понуждении переоформить договор аренды участка лесного фонда с видом использования лесов – для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений удовлетворить частично.

Признать незаконным как противоречащим нормам Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» решение Минлесхоза Пензенской области от 23.08.2021 №16-2-3/5162 об отказе в переоформлении договора аренды участка лесного фонда№3 от 14.12.2006.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Ю. Иванова

В окончательной форме решение принято «25» октября 2021 г.

Судья: