2а-1281/2022 (42RS0016-01-2022-001935-58)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 06 октября 2022 года
Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего Чередниченко О.В., при секретаре судебного заседания Нижегородцевой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» к Государственной инспекции труда по Кемеровской области о признании пункта 9 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить,
установил:
ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» обратилось в Куйбышевский районный суд <адрес> с административным иском, в котором просит признать незаконным пункт 9 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда по <адрес> незаконным и отменить его (далее - Предписание).
ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным инспектором труда ФИО4 вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений в отношении ООО «Разрез «Бунгурский-Северный». Предписание вручено заявителю ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответствующая отметка.
Считает, что предписание в части пункта 9 является незаконным и необоснованным.
ДД.ММ.ГГГГ машинист экскаватора (<данные изъяты>) ФИО1 принят на работу в ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», с ним заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с условиями заключенного трудового договора ФИО1 принят на работу в подразделение Тракторно-бульдозерный участок в качестве машиниста экскаватора (<данные изъяты>) в соответствии со штатным расписанием. Пунктом 7 трудового договора предусмотрено, что работник обязан выполнять все положения должностной инструкции или Тарифно-квалификационной карточки, инструкции по охране труда, рабочей инструкции.
В трудовом договоре имеется подпись работника, что он ознакомлен с должностной инструкцией ДД.ММ.ГГГГ.
Считает указание о том, что работники обязаны исполнять должностную инструкцию, с которой указанные работники ознакомлены и в которой указаны их должностные обязанности (конкретный вид поручаемой работы), является соблюдением требования ч. 2 ст. 57 ТК РФ.
В том случае, когда стороны не конкретизируют в договоре полный перечень обязанностей работника, ограничившись на должность, работодатели закрепляют перечень обязанностей работника в рамках конкретной трудовой функции в отдельных документах - должностных инструкциях, производственных инструкциях.
Таким образом, ст. 57 ТК РФ, наряду с императивным предписанием о включении в трудовой договор условий о трудовой функции работника, раскрывает понятие трудовой функции работника, то есть в данной части является нормой-дефиницией и не возлагает на работодателя обязанность по включению всех элементов выше обозначенного понятия.
Как следует из письма Роструда от ДД.ММ.ГГГГ№ должностная инструкция - это документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Предписание в части пункта 9 было обжаловано в установленном законом порядке. По результату рассмотрения жалобы вынесено решение № об отказе отмены предписания.
Считает действующий на предприятии ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» порядок заключения трудовых договоров соответствующим ст. 57 ТК РФ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ численность предприятия ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» составляет 832 человека. Согласно оспариваемого пункта 9 предписания необходимо будет внести изменения в трудовые договоры всех сотрудников в части включения в них трудовых обязанностей. В дальнейшем также, при изменении трудовых обязанностей, переводе на другую должность, необходимо изменять и трудовой договор, что является процессом трудоемким и крайне затруднительным. В настоящее время при изменении обязанностей или переводе человек знакомится с должностной инструкцией (либо инструкцией по охране труда) и ставит свою подпись о таком ознакомлении. Таким образом, трудовая функция всех работников определена, требования статьи 57 исполняются истцом в полном объеме.
В судебном заседании представитель ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» ФИО5, действующая на основании доверенности, требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.
Начальник отдела –главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО6 о времени и месте судебного заседания уведомлена лично, под роспись, в суд не явилась, и не ходатайствовала об отложении судебного разбирательства. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГФИО6 пояснила, что административным истцом не соблюден порядок обжалования Решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда об отказе в отмене п.9 Предписания от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку решения, принятые должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости жалоба рассматривается руководителем Федеральной службы по труду и занятости. По существу иска пояснила, что в п.7.7.1. трудовых договоров работников ООО «Разрез Бунгурский - Северный» указано, что работник обязан выполнять все положения инструкции или обязанности, установленные в Тарифно-квалификационном карточке, инструкции по охране труда, рабочей инструкции, являющимися неотъемлемыми частями настоящего трудового договора. Считает, что эти локальные нормативные акты должны быть либо включены в текст трудового договора, либо работодатель должен приложить их к трудовому договору, либо изменить формулировку пункта 7.7.1. Кроме того, машинист экскаватора выполняет ремонтные работы, что подтверждается расчетными листами за январь 2022, декабрь 2021, а это не предусмотрено профстандартом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя государственной инспекции труда в <адрес>ФИО7 было принято решение № о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Разрез «Бунгурский – Северный».
В решении указаны основания, срок, цель и предмет проведения проверки, а также указаны контрольные (надзорные) действия, которые будут совершаться при проведении проверки, и должностные лица Государственной инспекции труда в <адрес>, их осуществляющие.
Решение направлено в ООО «Разрез «Бунгурский – Северный» в электронном виде, через личный кабинет на специализированном электронном портале.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки № на основании которого ООО «Разрез «Бунгурский – Северный» выдано предписание № (далее - Предписание) с указанием перечня подлежащих устранению нарушений.
Так, в пункте 9 Предписания указано, что необходимо устранить нарушение ст.57 ТК РФ, а именно: пересмотреть все заключенные трудовые договоры с работниками Общества и определить их трудовую функцию, т.к. ст. 57 ТК РФ имеет четкое определение основных и дополнительных условий трудового договора. Трудовая функция в трудовом договоре должна быть определена с учетом требований профстандартов (либо ЕТКС – в случаях, когда на профессию отсутствует утвержденный профстандарт).
Как следует из содержания трудовых договоров, заключенных с машинистом экскаватора (<данные изъяты>) ФИО1, водителем <данные изъяты>ФИО8, машинистом экскаватора (<данные изъяты>) ФИО9, водителем <данные изъяты><данные изъяты>ФИО10, водителем <данные изъяты><данные изъяты>ФИО11, сведения о конкретном виде поручаемой работнику работы в договорах не указаны, что само по себе, формально, является нарушением положений ст.57 ТК РФ, в соответствии с которой обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
Вместе с тем, представленные трудовые договоры содержат указание об обязанности работника соблюдать положения локальных нормативных актов, исполнять трудовые обязанности в соответствии с должностной инструкцией, инструкцией по охране труда.
Административным истцом в ходе судебного разбирательства, в качестве доказательства, были представлены производственная инструкция машиниста гидравлического экскаватора, и инструкция по охране труда машиниста гидравлического экскаватора, содержащие сведения об ознакомлении работников с ними.
Производственная (должностная) инструкция содержит перечень должностных (функциональных) обязанностей машиниста гидравлического экскаватора, условия о содержании работы, о порядке и способах исполнения должностных (функциональных) обязанностей, о полномочиях машиниста гидравлического экскаватора при исполнении должностных (функциональных) обязанностей, о выполняемых в процессе труда операциях и действиях, применимых в работе механизмов и оборудовании.
Таким образом, не определенные трудовым договором условия определяются действующими у административного истца локальными нормативными актами, принятыми им в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 1 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ), что следует из содержания и способа принятия инструкций (утверждение работодателем и ознакомление работников с уже утвержденной инструкцией под роспись).
Положения абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ закрепляют в числе обязательных для включения в трудовой договор условий указание трудовой функции работника (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), которые призваны конкретизировать содержание трудового договора.
Из названной нормы следует, что под общим определением трудовой функции признается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы.
Фактически трудовая функция - это перечень действий, которые должен совершать работник, обладающий определенными знаниями и навыками.
Должность, профессия и специальность - это понятия, служащие для объединения совокупности действий в одну организованную ячейку производственного процесса, позволяющие определить отдельные рабочие единицы. Для тех случаев, когда невозможно определить эту совокупность как включенную в рамки какой-либо должности, законодатель ввел понятие конкретного вида поручаемой работнику работы.
Таким образом, абз.3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, наряду с императивным предписанием о включении в трудовой договор условий о трудовой функции работника, раскрывает понятие трудовой функции работника, но не возлагает на работодателя обязанность по включению всех элементов вышеобозначенного понятия в текст трудового договора.
Анализ изложенных правовых норм позволяет суду прийти к выводу, что не указание в трудовых договорах, заключенных с машинистом экскаватора (<данные изъяты>) ФИО1, водителем <данные изъяты>ФИО8, машинистом экскаватора (<данные изъяты>) ФИО9, водителем <данные изъяты><данные изъяты>ФИО10, водителем <данные изъяты><данные изъяты>ФИО11 конкретного вида поручаемой работы, при указании того, что работники обязаны исполнять должностную (производственную) инструкцию, с которой указанные работники ознакомлены и, в которой указаны их должностные обязанности, не противоречит действующему законодательству и не привело к нарушению трудовых прав работников.
Кроме того, суд учитывает, что статьи 8, 9, 15 ТК РФ предоставляют сторонам трудового договора на основе достигнутых договоренностей определять, в том числе трудовую функцию (работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), а работодателю - право принимать локальные нормативные акты.
Согласно ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ст.22 ТК РФ работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей (предусмотренных должностной инструкцией).
Таким образом, локальный нормативный акт - это внутренний документ работодателя, рассчитанный на неоднократное (многократное) применение и устанавливающий права и обязанности организации, всех или отдельных категорий ее работников в части, не урегулированной трудовым законодательством.
Особенностью же локальных ненормативных актов является то, что они содержат предписания индивидуального характера, обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу.
Таким образом, должностная инструкция относится к локальным нормативным актам и рассчитана на многократное применение, регламентирует вопросы исполнения трудовых обязанностей группой сотрудников ООО «Разрез «Бунгурский» - Северный, в то время как предписаний индивидуального характера указанный документ не содержит.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что п.9 Предписания не может быть признан законным и обоснованным, следовательно, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика Шолевой Т.В. о нарушении административным истцом досудебного порядка обжалования, суд считает несостоятельными на основании следующего.
Государственная инспекция труда (далее ГИТ) осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 356 ТК РФ). При этом инспектору ГИТ предоставлено право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений (ст. 357 ТК РФ).
За невыполнение в установленный срок предписания ГИТ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
Следовательно, предписание ГИТ относится к актам властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, что может потенциально привести к нарушению прав, охраняемых законом интересов лица, в отношении которого вынесено такое предписание, и повлечь для него наступление неблагоприятных последствий.
Статьей 357 ТК РФ предусмотрено право работодателя обжаловать (оспорить) вынесенное ГИТ предписание в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Обжалование решений федеральной инспекции труда, действий (бездействия) ее должностных лиц, принятых в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле (ст. 361 ТК РФ).
В соответствии с положениями гл. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и п. 51 Перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, установлен досудебный порядок подачи жалобы в отношении органов, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В порядке административного судопроизводства (КАС РФ) оспариваются решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ). Организация может оспаривать решения, действия (бездействие) вышеуказанных органов и лиц, если полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
По правилам КАС РФ рассматриваются дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Отсюда следует, что оспаривание (обжалование) предписания ГИТ осуществляется в порядке, установленном КАС РФ, поскольку:
а) предписание ГИТ носит властно-распорядительный характер;
б) отношения между ГИТ и работодателем не основаны на равенстве и автономии воли, т.е. носят публичный характер;
в) проверке по заявлению работодателя подлежит законность властных распоряжений в отношении него.
Данная позиция подтверждается и судебной практикой (Кассационное определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 74-КГ17-6, Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ N 88а-1879/2020, Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ N 88а-1753/2020).
Срок обращения в суд с настоящим административным иском истцом не пропущен, поскольку административный истец обжаловал Предписание вышестоящему должностному лицу ГИТ.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать пункт 9 Предписания Государственной инспекции труда в <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований ООО «Разрез Бунгурский – Северный» отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд, в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Чередниченко О.В.