РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2017 года г. Алексин Тульской области
Алексинский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Барановой Л.П.,
при секретаре Назаровой А.А.,
с участием представителя административного истца администрации МО город Алексин, действующего на основании доверенности - ФИО3,
представителя административного ответчика Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тульской области, отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тульской области, действующей на основании доверенности – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского городского суда Тульской области административное дело № 2а-1283/2017 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования город Алексин к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тульской области, отделу надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тульской области о признании незаконным предписания № от 14.04.2017 года и его отмене,
установил:
администрация МО г. Алексин обратилась в Алексинский городской суд Тульской области с административным иском к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тульской области, отделу надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тульской области о признании незаконным предписания № от 14.04.2017 года и его отмене.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 14.04.2017 года заместителем начальника отдела надзорной и профилактической работы по Алексинскому и Заокскому району УНД и ПР ГУ МСЧ России по Тульской области вынесено Предписание № от 14.04.2017 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в отношении администрации МО город Алексин.
Предписание № от 14.04.2017 года вынесено во исполнение распоряжения главного государственного инспектора по пожарному надзору Алексинского и Заокского района Тульской области, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Алексинскому и Заокскому району Тульской области подполковника внутренней службы ФИО1№ от 20.02.2017 года, вынесенного на основании ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ЗФ, по результатам проведенной проверки в отношении объектов территории населенных пунктов Алексинского района (Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля деятельности органа местного самоуправления № от 14.04.2017 года).
Предписание № от 14.04.2017 года требовало устранить, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности».
Во - первых, на основании ст. 19 Федерального закона №69-ФЗ «О пожарнойбезопасности», ст. 62 (Источники противопожарного водоснабжения), ст. 68
(Противопожарное водоснабжение поселений и городских округов) Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3 ( в ред. 10.07.2012 года) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012 года №390, обеспечить населенные пункты: <адрес> - источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров сроком до 30.10.2017 года.
Во-вторых, на основании ст. 98 Федерального закона от 22.07.2008 года №123 -ФЗ (ред. от 10.07.2012 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к водоемам являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, предусмотреть подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды, размер таких площадок должен быть не менее 12x12 метров со сроком исполнения до 30.10.2017 года.
В - третьих, на основании п. 16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года №390; обеспечить населенные пункты: <адрес> звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре со сроком исполнения до 30.10.2017 года.
В - четвертых, на основании п.72.3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года №390, обеспечить в населенных пунктах: <адрес> прилегающие к лесу, очистку пожнивших остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделить лес противопожарной минерализированной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в срок до 20.05.2017 года.
В - пятых, на основании п. 19 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 года №390, не допускать на территориях населенных пунктов: <адрес> устраивать свалки горючих отходов до 20.05.2017 года.
В - шестых, на основании п.55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 года №390, привести в исправное состояние источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты) согласно акта последней осенней проверки от 01.11.2016 года в населенных пунктах: <адрес> до 30.10.2017 года.
В - седьмых, на основании п. 77 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 года №390, очистить территорию населенных пунктов: <адрес>, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от сухой растительности в срок до 20.05.2017 года.
Из предписания следует, что, в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Указанное предписание № от 14.04.2017 года по данным входящей электронной почты в администрацию МО город Алексин не поступало, однако, из текста предписания № от 14.04.2017 года следует о получении его для исполнения главой администрации муниципального образования город Алексин.
Позднее, распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки деятельности органа местного самоуправления от 19.10.2017 года № Главного государственного инспектора Алексинского и Заокского районов по пожарному надзору -начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Алексинскому и Заокскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Тульской области была назначена внеплановая выездная проверка в целях контроля за исполнением полномочий органом местного самоуправления в области пожарной безопасности, а также контроля за исполнением юридическим лицом ранее вынесенного предписания № от 14.04.2017 года п.п. 1,2,3,6 об устранении выявленных нарушений, срок исполнения которых истек.Данным распоряжением был определен срок проведения проверки с 01.11.2017 года по 29.11.2017 года.
Согласно акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля деятельности органа местного самоуправления № от 29.11.2017 года, вынесенного начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Алексинскому и Заокскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Тульской области 29.11.2017 года, внеплановая проверка была проведена в отношении администрации МО город Алексин на территории населенных пунктов: <адрес> поисполнению п.п. 1,2,3,6 предписания № от 14.04.2017 года в период с 01.11.2017 года по 29.11.2017 года.
Из акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля деятельности органа местного самоуправления № от 29.11.2017 года следует:
Во - первых, на основании ст. 19 Федерального закона №69-ФЗ «О пожарнойбезопасности», ст. 62 (Источники противопожарного водоснабжения), ст. 68 (Противопожарное водоснабжение поселений и городских округов) Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3 ( в ред. 10.07.2012 года) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012 года №390, выявлено, что населенные пункты: Замарино, Сосновка, Колосово, - не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
Во-вторых, на основании ст. 98 Федерального закона от 22.07.2008 года №123 -ФЗ (ред.от 10.07.2012 года) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, не предусмотрены подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды, размер таких площадок должен быть не менее 12x12 метров.
В - третьих, на основании п. 16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года №390, населенные пункты: <адрес> не обеспечены звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре.
В – четвертых (пункт 6 предписания), на основании п.55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 года №390, источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты) согласно акта последней осенней проверки от 01.11.2016 года в населенных пунктах: <адрес> не приведены в исправное состояние.
После чего, главным государственным инспектором Алексинского и Заокского районов по пожарному надзору - начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Алексинскому и Заокскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Тульской области был составлен протокол № об административном правонарушении в отношении юридического лица - администрации МО город Алексин от 29.11.2017 года, а именно: в совершении администрации МО город Алексин административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ.
С вышеуказанным предписанием № от 14.04.2017 года администрация МО город Алексин не согласна по следующим основаниям.
Администрация МО город Алексин считает предписание № от 14.04.2017 года неисполнимым в части установленного в нем срока исполнения по независящим от администрации МО город Алексин причинам.
Администрация МО город Алексин полагает предписание незаконным, во - первых: потому что установленные этим предписанием сроки исполнения требуемых работ не учитывают требования федеральных законов, которые являются основной деятельностью администрации МО город Алексин.
Так, администрация МО город Алексин осуществляла и осуществляет свою деятельность по выполнению работ и оказанию услуг для муниципальных нужд в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 05.04.2013 года. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Бюджетным Кодексом РФ (Федеральный закон РФ от 31.07.1998 года №145-ФЗ).
Во исполнение норм указанных выше законов администрацией МО город Алексин также проводятся работы по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с вышеуказанными федеральными законами существует строго соблюдаемая процедура действий по заключению муниципальных контрактов и выполнению работ.
В начале, на основании требований Бюджетного кодекса РФ администрация муниципального образования формирует и утверждает программу с указанием объемов работ и финансовых средств.
Для чего разрабатываются мероприятия: дефектные акты, сметы, исполнительные сметы, получение технических условий,- для чего требуется от 10 до 30 дней.
Затем, документы подаются на антикоррупционную экспертизу, в прокуратуру, в счетную палату, что занимает 7 дней.
Позднее, на утверждение постановления о муниципальной программе решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин также требуется от 10 до 20 дней.
Само размещение аукционной документации на официальном сайте «Портал закупок» в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта требует до 20 дней.
Подписание контракта с победившей подрядной организацией требует еще от 10 до 20 дней, что следует из требований норм Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
С учетом вышеизложенного можно констатировать, что время от момента принятия решения (в том числе и судебного) до реализации мероприятия довыполнению ремонтных работ может занять от 57 до 97 дней.
Предписание № от 14.04.2017 года является незаконным, поскольку с объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, является невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Для правильного определения наличия события вменяемого административного правонарушения необходимым условием является законность предписания выданного органом, осуществляющим государственный надзор (контроль).
Но вынесенным предписанием № от 14.04.2017 года не учтены положения ч.2.9 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» о том, что органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 10 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования город Алексин, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 27.10.2014 года №3(3).2 (в редакции решения Себрании депутатов муниципального образования город Алексин от 19.08.2015 года №8(16).2, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Для выполнения этих уставных задач администрации муниципального образования город Алексин по осуществлению дорожной деятельности необходимо было совершить совокупность действий по размещению заказа на осуществление работ и услуг, заключение муниципального контракта в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что администрация муниципального образования город Алексин физически не сможет выполнить мероприятия, указанные в Предписании за установленные сроки.
Предписание № от 14.04.2017 года является незаконным, поскольку выполнение этих работ не предусматривает софинансирования по какими - либо программам бюджета Тульской области и Российской Федерации.
При этом бюджет муниципального образования город Алексин на 2017 год был сформирован с дефицитом. Сверхплановые источники поступления доходов отсутствуют. Это не позволяет увеличить доходы бюджета и принять дополнительные бюджетные обязательства сверх тех, что были утверждены бюджетом.
Дефицит бюджета МО город Алексин на 2017 год составляет 77 835, 6 тысяч рублей, или 13,6 % от годового объема доходов без учета безвозмездных поступлений, источниками покрытия которого являются остатки средств бюджета по состоянию на 01.01.2017 года и привлекаемые заимствования в сумме 20 000,0 тысяч рублей.
Таким образом, предписание № от 14.04.2017 года, хотя и выдано уполномоченным органом, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы администрации МО город Алексин, так как требует от администрации МО город Алексин исполнения предписания в короткие сроки.
Учитывая вышеизложенное, указанное предписание № от 14.04.2017 года является незаконным и должно быть отменено.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из предписания № от 14.04. 2017 года следует, что оно вынесено 14.04.2017 года. О наличии данного предписания в администрации МО город Алексин были получены данные только 30.11.2017 года.
Таким образом, пропуск срока обжалования предписания может быть восстановлен судом в порядке ст. 219 КАС РФ по уважительности причин его пропуска.
На основании изложенного, административный истец просил восстановить срок обжалования предписания № от 14.04.2017 года, вынесенного заместителем начальника отдела надзорной и профилактической работы по Алексинскому и Заокскому району УНД и ПР ГУ МСЧ России по Тульской области. Признать незаконным предписание № от 14.04.2017 года, вынесенное заместителем начальника отдела надзорной и профилактической работы по Алексинскому и Заокскому району УНД и ПР ГУ МСЧ России по Тульской области. Обязать главного государственного инспектора по пожарному надзору Алексинского и Заокского района Тульской области, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Алексинскому и Заокскому району Тульской области отменить предписание № от 14.04.2017 года.
В судебном заседании представитель административного истца администрации МО г. Алексин, действующий на основании доверенности - ФИО3, заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тульской области, отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тульской области, действующая на основании доверенности – ФИО4, административные требования не признала, дала пояснения аналогичные, изложенным в письменном возражении. Доподнительно пояснила, что нарушения, указанные в предписании № от 14.04.2017 года предлагались к устранению до 20.05.2017 года и до 30.10.2017 года, следовательно у администрации МО г.Алексин имелась возможность принять меры к организации и выполнении работ по устранению указанных нарушений. Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом от 30.11.2016 года №, процедура продления срока исполнения предписаний не предусмотрена, а администрация МО г.Алексин не реализовала возможность досудебного обжалования предписаний в органы государственного пожарного надзора в сроки и порядке, установленном главой 5 Административного регламента, а также не воспользовалась правом обжалования в трехмесячный срок предписаний в судебном порядке. Просила отказать в удовлетворении заявленных административных требований, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав собранные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. ч. 8, 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Приказом МЧС России от 28.11.2011 года № 710 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.
Согласно п. 1 указанного Административного регламента исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами.
Порядок осуществления государственного пожарного контроля регулируется нормами Федеральных законов от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре»).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 этого Закона.
Статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а п. 10 ч. 1 ст. 16 этого же Закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Статьей 62 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в т.ч. питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (ч. 3).
В соответствии со ст. 68 вышеуказанного Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (ч. 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. 3).
Согласно пункту 16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390, на территории поселений и городских округов должно обеспечиваться наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в соответствии со статьями 6, 63 Технического регламента.
В соответствии с п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме», руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны; руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года, направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Согласно пункту 72(3) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с п.77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Не допускается сжигать отходы и тару, разводить костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в период с 20.03.2017 года по 14.04.2017 года на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Алексинскому и Заокскому районам за № от 20.02.2017 года, проведена плановая выездная проверка деятельности органа местного самоуправления – администрации МО г.Алексин, по результатам которой составлен акт проверки № от 14.04.2017 года (л.д.31-37).
Из акта проверки № от 14.04.2017 года следует, что в результате проведения проверки на территории ряда населенных пунктов администрации МО г.Алексин выявлены факты нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в указанном акте.
На основании акта проверки № от 14.04.2017 года, заместителем начальника отдела надзорной и профилактической работы по Алексинскому и Заокскому району УНД и ПР ГУ МСЧ России по Тульской области вынесено предписание № от 14.04.2017 года по устранению администрацией МО город Алексин нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, с установлением сроков устранения изложенных в нем нарушений (л.д.38-43).
Предписание № было получено главой администрации МО город Алексин ФИО2 14.04.2017 года, о чем свидетельствует отметка о получении, имеющаяся в предписании.
Кроме того, на основании акта проверки № от 14.04.2017 года, заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Алексинскому и Заокскому районам в отношении администрации МО город Алексин составлен протокол об административном правонарушении №, о совершении администрацией МО город Алексин правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Постановлением заместителя государственного инспектора Алексинского и Заокского районов Тульской области по пожарному надзору – заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы № от 17.04.2017 года, администрация МО г.Алексин привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
На основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Алексинскому и Заокскому районам от 19.05.2017 года № была проведена внеплановая выездная проверка в целях контроля за исполнением полномочий органом местного самоуправления в области пожарной безопасности, а также контроля за исполнением администрацией МО город Алексин ранее вынесенного предписания № от 14.04.2017 года.
Из акта проверки № от 22.06.2017 года следует, что при проведении внеплановой выездной проверки выявлены факты невыполнения администрацией МО город Алексин предписания органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (с указанием реквизитов выданных предписаний); выявлены несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованием (с указанием положений (нормативных) правовых актов).
Из акта проверки № от 29.11.2017 года, следует, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки выявлены нарушения п.п.1, 2, 3, 6 предписания № от 14.04.2017 года, выданного администрации МО город Алексин.
29.11.2017 года начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Алексинскому и Заокскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Тульской области в отношении администрации МО город Алексин составлен протокол об административном правонарушении №, о совершении администрацией МО город Алексин правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.
Таким образом, предписание № от 14.04.2017 года администрацией муниципального образования город Алексин до настоящего времени не исполнено.
В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.
Для признания незаконными решений или действий (бездействия) органа, должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов административного истца.
Между тем, при рассмотрении настоящего административного дела, суд данной совокупности не установил.
Оспариваемое предписание № от 14.04.2017 года вынесено должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, в соответствии с действующим законодательством.
Доказательств нарушения своих прав и законных интересов вынесенным предписанием административным истцом суду представлено не было.
Доводы представителя административного истца о том, что установленные оспариваемым предписанием сроки исполнения требуемых работ не учитывают требования федеральных законов, которые являются основной деятельностью администрации МО город Алексин; что выполнение этих работ не предусматривает софинансирования по какими - либо программам бюджета Тульской области и Российской Федерации, не принимаются судом, поскольку данные доводы не опровергают законности вынесенного предписания.
Иные доводы представителя административного истца также не принимаются судом, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и на существо принимаемого решения повлиять не могут.
Анализируя вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания обжалуемого предписания незаконным и его отмены не имеется.
Кроме того, в силу ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8).
Согласно ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как уже ранее установлено судом, из оспариваемого предписания следует, что оно получено главой администрации МО г. Алексин 14.04.2017 года. Таким образом, срок для обращения в суд истек 14.07.2017 года.
Между тем, с административным иском администрация МО г.Алексин обратилась в адрес Алексинского городского суда лишь 12.12.2017 года (вх.№ от 12.12.2017 года), то есть по истечении трехмесячного срока, установленного ч.1 ст. 219 КАС РФ.
Доводы представителя административного истца о том, что оспариваемое предписание в администрацию МО город Алексин поступило только 30.11.2017 года, не принимаются судом, поскольку данные доводы опровергаются письменными материалами административного дела.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приведенным правовым нормам корреспондирует положение ч. 5 ст. 180 КАС РФ, согласно которому в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Каких-либо обстоятельств, обосновывающих уважительность причин пропуска процессуального срока, административным истцом не представлено и судом не установлено.
Учитывая, что администрацией МО г.Алексин пропущен срок для предъявления требований в порядке административного искового производства, данное обстоятельство является основанием для отказа администрации МО г.Алексин в удовлетворении исковых требований, в том числе ввиду пропуска срока на обращение в суд и отсутствием оснований для его восстановления.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления администрации муниципального образования город Алексин к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тульской области, отделу надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тульской области о признании незаконным предписания № от 14.04.2017 года и его отмене, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27 декабря 2017 года.
Председательствующий Л.П.Баранова