Дело № 2а–1286/2020
УИД 23RS0004-01-2019-003991-94
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город-курорт Анапа 13 октября 2020 года
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Жванько З.И.,
при секретаре Волошиной М.С.,
с участием представителя административного истца КЮА. – ОАВ действующего на основании доверенности 23АА8181507 от 25.06.2018 года,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю – КРТ действующей на основании доверенности № 322 от 26.11.2019 года,
представителя заинтересованного лица ЖСК ТК - БГА., действующего на основании доверенности № 03/20 от 02.10.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению КЮА к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Анапский отдел, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, заинтересованному лицу ЖСК ТК" о признании действия незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
КЮА обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Анапский отдел, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, заинтересованному лицу ЖСК ТК о признании действия незаконным.
В обоснование административного иска указано, что КЮА является членом ЖСК ТК на основании протокола заседания правления ЖСК №4 от 12.03.2015 г. и протокола общего собрания членов ЖСК №5 от 19.03.2015 г.
Решением Анапского районного суда от 13 апреля 2020 г. по делу № 2-546/2020 на ЖСК ТК переведены права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения 000 от 14.01.2003г.
Во исполнение решения суда право аренды ЖСК ТК» на земельные участки, являющиеся предметом договора, было зарегистрировано Анапским отделом Росреестра.
Предыдущим правообладателям земельного участка было выдано разрешение на строительство 000 от 29 ноября 2012 г., срок действия которого в силу требований ч. 21 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ при переходе прав на земельный участок сохранится.
Во исполнение требований п.1 ч. 21.10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, 06.05.2020 г. ЖСК ТК направило в Управление архитектуры и градостроительства АМО г.-к. Анапа уведомление по установленной форме о переходе к нему прав на земельный участок с указанием реквизитов правоустанавливающих документов.
Письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.-к. Анапа № 17-2857/20-11 от 13.05.2020 г. было отказано во внесении изменений в разрешение на строительство 000 от 29 ноября 2012 года.
На основании решения Анапского районного суда от 13 апреля 2020 г. по делу № 2-546/2020, вступившего в законную силу 14.05.2020 г., от ОАВ к ЖСК ТК перешли права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения 000 от 14.01.2003г.
За ЖСК ТК судом признано право аренды на земельные участки, указанные в договоре аренды 000 от 14.01.2003г., с кадастровыми номерами: 000.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости зарегистрировано право аренды ЖСК ТК на вышеуказанные земельные участки.
Решением Анапского районного суда от 13 апреля 2020 г. установлено, что в отношении земельных участков, являвшихся предметом спора, 29 ноября 2012 года Управлением архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г.-к. Анапа прежним правообладателям было выдано разрешение 000 на строительство объекта: «Жилой комплекс с блоком обслуживания (жилой комплекс из 3-х многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями на 1-м этаже), расположенный по адресу: (...)».
Решением Анапского городского суда от 01 февраля 2018 г. по делу 2а-694/2018 был признан незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.-к. Анапа от 27 декабря 2017 г. № 17-6028/17-12 в продлении срока действия разрешения на строительство № 000 от 29.11.2012 г.
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа была обязана продлить на пять лет срок действия разрешения на строительство 000 от 29 ноября 2012 года, то есть до 29 ноября 2022 года, выдав продленное разрешение на строительство на имя застройщика ОАВ.
Решение Анапского городского суда от 01 февраля 2018 г. вступило в законную силу 24.04.2018 г. и было исполнено Администрацией муниципального образования г.-к. Анапа.
Разрешение на строительство 000 от 29 ноября 2012 года выдано применительно к земельному участку с кадастровым номером 000, который был образован в 2012 году путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами: 000.
Указанный земельный участок с кадастровым номером 000 был поставлен на кадастровый учет со статусом «временный».
В соответствии с ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.
По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Развитие указанные положения закона получили в п. 177 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.
Исходя из вышеуказанных норм, ЖСК ТК» до 1 марта 2022 г. сохраняло возможность регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером 000.
Таким образом, в период рассмотрения административного дела в Советском районном суде г. Краснодара Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю был незаконно снят с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 000 со статусом «временный», который был образован в 2012 году путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами: 000, 000, имеющим статус актуальный и по которым было зарегистрировано право аренды за ЖСК ТК».
Из ответа Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю № 19-30-25/3004 от 03.07.2020 года следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 10001 кв.м., расположенный по адресу: (...) имеет статус «аннулирован», что означает исключение из ГКН сведений о земельном участке, носящих временный характер.
Земельный участок перестал существовать как объект земельных отношений, гражданских прав и как предмет договора аренды, в связи с чем не представляется возможным зарегистрировать право аренды ЖСК ТК».
В связи с чем, действия административного ответчика по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 000 и аннулирования о нем сведений является незаконным, а само обращение администрации МО г.-к. Анапа с заявлением об аннулировании сведений не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 6-7 ст. 45 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела, а также злоупотребление процессуальными правами в иных формах влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных настоящим Кодексом.
Аннулирование сведений о земельном участке с кадастровым номером 000 со статусом «временный» создает дополнительные препятствия в реализации административным истцом своего права пользования данным земельным участком.
Вышеуказанные факты в совокупности дают основания оценивать действия административного ответчика как злоупотребление правом, поскольку они очевидно имеют цель воспрепятствования реализации ЖСК ТК предусмотренной законом возможности по регистрации права аренды на земельный участок 000, а также воспрепятствования внесению изменений в разрешение на строительство. Такое недобросовестное поведение не может быть признано заслуживающим судебной защиты.
ЖСК ТК в настоящее время лишен возможности осуществлять деятельность, которая предполагалась при его создании, что влечет нарушение прав членов кооператива и неопределенного круга лиц на приобретение в собственность жилых помещений посредством участия в данной организации.
На основании чего просит суд признать незаконными действия Анапского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по аннулировании сведений из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 000, площадью 10001 кв.м., расположенный по адресу: (...). Обязать Анапский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю восстановить сведения в Едином государственном реестре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 000, площадью 10001 кв.м., расположенный по адресу: (...). Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель административного истца КЮА, по доверенности ОАВ, заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, по доверенности КРТ, возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что оснований для удовлетворения не имеется, также отсутствует обоснование нарушения прав административного истца.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ЖСК ТК», по доверенности БГА, заявленные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Административный истец КЮА, в судебное заседание не явился, о дне слушания дел извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные КЮА административные исковые требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Из материалов дела следует, что административный истец КЮА является членом Жилищно-строительного кооператива «Трио-Комфорт» на основании протокола заседания правления ЖСК №4 от 12.03.2015 г. и протокола общего собрания членов ЖСК №5 от 19.03.2015 г.
В судебном заседании установлено, что решением Анапского районного суда от 13 апреля 2020 г. по делу № 2-546/2020 на ЖСК ТК» переведены права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения 000 от 14.01.2003г.
Во исполнение решения суда право аренды ЖСК ТК на земельные участки, являющиеся предметом договора, было зарегистрировано Анапским отделом Росреестра.
Предыдущим правообладателям земельного участка было выдано разрешение на строительство 000 от 29 ноября 2012 г., срок действия которого в силу требований ч. 21 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ при переходе прав на земельный участок сохранится.
Во исполнение требований п.1 ч. 21.10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, 06.05.2020 г. ЖСК ТК направило в Управление архитектуры и градостроительства АМО г.-к. Анапа уведомление по установленной форме о переходе к нему прав на земельный участок с указанием реквизитов правоустанавливающих документов.
Письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.-к. Анапа 000 от 13.05.2020 г. было отказано во внесении изменений в разрешение на строительство № 000 от 29 ноября 2012 года.
На основании решения Анапского районного суда от 13 апреля 2020 г. по делу № 2-546/2020, вступившего в законную силу 14.05.2020 г., от ОАВ к ЖСК ТК перешли права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения 000 от 14.01.2003г.
За ЖСК «Трио-Комфорт» судом признано право аренды на земельные участки, указанные в договоре аренды 000 от 14.01.2003г., с кадастровыми номерами: 000.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости зарегистрировано право аренды ЖСК ТК» на вышеуказанные земельные участки.
Решением Анапского районного суда от 13 апреля 2020 г. установлено, что в отношении земельных участков, являвшихся предметом спора, 29 ноября 2012 года Управлением архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г.-к. Анапа прежним правообладателям было выдано разрешение 000 на строительство объекта: «Жилой комплекс с блоком обслуживания (жилой комплекс из 3-х многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями на 1-м этаже), расположенный по адресу: (...)».
Решением Анапского городского суда от 01 февраля 2018 г. по делу 2а-694/2018 был признан незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.-к. Анапа от 27 декабря 2017 г. № 17-6028/17-12 в продлении срока действия разрешения на строительство 000 от 29.11.2012 г.
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа была обязана продлить на пять лет срок действия разрешения на строительство 000 от 29 ноября 2012 года, то есть до 29 ноября 2022 года, выдав продленное разрешение на строительство на имя застройщика ОАВ.
Решение Анапского городского суда от 01 февраля 2018 г. вступило в законную силу 24.04.2018 г. и было исполнено Администрацией муниципального образования г.-к. Анапа.
В свою очередь, решением Анапского районного суда от 13 апреля 2020 г. установлено, что в силу требований ч. 21 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, срок действия разрешения на строительство 000 от 29 ноября 2012года при переходе прав на земельные участки от ОАВ к ЖСК ТК» сохранится.
При рассмотрении вышеуказанного дела судом был сделан вывод, что с учетом перехода права на земельные участки к ЖСК ТК», последнее вправе на основании разрешения на строительство 000 от 29 ноября 2012 года осуществлять строительство объекта капитального строительства «Жилой комплекс с блоком обслуживания (жилой комплекс из 3-х многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями на 1-м этаже), расположенный по адресу: (...)».
В силу требований ч. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При рассмотрении вышеуказанного дела суд исходил из того, что право аренды на земельные участки, являющиеся предметом договора аренды 000 от 14.01.2003 г., перешло к ЖСК ТК», ранее выданное применительно к данным земельным участкам разрешение на строительство 000 от 29 ноября 2012 года является действующим, срок его действия сохранится при переходе прав на земельные участки к ЖСК, которое вправе на его основании осуществлять возведение объектов капитального строительства.
Обоснованность перехода прав на земельные участки и обоснованность продления разрешения на строительство не подлежат исследованию и доказыванию в рамках настоящего дела, поскольку это являлось предметом рассмотрения по иных гражданским и административным делам, по которым имеются вступившие в законную силу судебные акты.
Как установлено в судебном заседании, 06.05.2020 г. ЖСК ТК направило в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.-к. Анапа уведомление по установленной форме о переходе к нему прав на земельный участок с указанием реквизитов правоустанавливающих документов, а именно решения Анапского районного суда от 13 апреля 2020 г. по делу № 2-546/2020.
По поступившему уведомлению Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа было принято решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство № 17-2857/20-11 от 13.05.2020 г.
Данный отказ во внесении изменений в разрешение на строительство был оспорен членом ЖСК ТКПВВ по месту своего жительства в Советский районный суд г. Краснодара.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 25.06.2020 года административные исковые требования члена ЖСК ТКПВВ были удовлетворены.
Решением суда признано незаконным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа № 1312 от 17 июня 2020 г. «Об отмене разрешения на строительство от 29 ноября 2012 г. 000 и постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 5 октября 2012 года № 2928 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: (...)».
Признан незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа № 17-2857/20-11 от 13.05.2020 г. во внесении изменений в разрешение на строительство 000 от 29 ноября 2012 года в связи с переходом прав на земельные участки к ЖСК ТК
Суд обязал администрацию муниципального образования город-курорт Анапа (ОГРН <***> ИНН <***>) в течение трех дней с момента принятия решения суда внести изменение в разрешение на строительство 000 от 29 ноября 2012 года, указав, что данное разрешение на строительство выдано ЖСК ТК (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Вынося решение об обязании органа местного самоуправления внести изменения в разрешение на строительство, суд исходил из вышеуказанных фактических обстоятельств.
Разрешение на строительство 000 от 29 ноября 2012 года выдано применительно к земельному участку с кадастровым номером 000, который был образован в 2012 году путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами: 000.
Указанный земельный участок с кадастровым номером 000 был поставлен на кадастровый учет со статусом «временный».
В соответствии с ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.
По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Развитие указанные положения закона получили в п. 177 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.
Исходя из вышеуказанных норм, ЖСК ТК до 1 марта 2022 г. сохраняло возможность регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером 000
В ходе рассмотрения административного дела № 2а-4934/2020 Советским районным судом г. Краснодара представителем Администрации МО г.-к. Анапа представлено постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа № 1312 от 17 июня 2020 г. «Об отмене разрешения на строительство от 29 ноября 2012 г. 000 и постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 5 октября 2012 года № 2928 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: (...)».
При оценке постановления администрации муниципального образования г.-к. Анапа № 1312 от 17 июня 2020 г. суд исходил из того, что в силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Аналогичная норма продублирована в статье 68 Устава муниципального образования город-курорт Анапа
Исходя из содержания указанных норм, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт, в случае выявления его противоречия закону.
При этом реализация органами местного самоуправления полномочий, предоставленных частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, не может ставиться в зависимость исключительно от их усмотрения.
Названное положение Федерального закона № 131-ФЗ являлось предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, согласно правовой позиции которого, сформулированной в определении от 26 мая 2011 г. N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26 мая 2011 г. № 739-О-О и от 22 марта 2012 г. № 486-О-О).
Органы муниципального образования при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны соблюдать принципы баланса частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации; справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.
Из вышеизложенного следует, что разрешение на строительство и постановление об утверждении градостроительного плана земельного участка могут быть отменены только в случае нарушения норм земельного и градостроительного законодательства, действовавшего на момент издания указанных документов.
Однако в тексте постановления № 1312 от 17 июня 2020 г. отсутствует указание на то, какие нормы действующего законодательства были нарушены при выдаче разрешения на строительство и утверждении градостроительного плана земельного участка.
Сведения о допущенных нарушениях закона, послуживших основанием для отмены ранее выданного разрешения на строительство и правового акта об утверждении градостроительного плана земельного участка, также не представлены представителем административного ответчика в ходе судебного заседания.
Из постановления № 1312 от 17 июня 2020 г. следует, единственным основанием для его вынесения послужило то, что земельный участок с кадастровым номером 000, применительно к которому выдано разрешение на строительство, был снят с государственного кадастрового учета на основании заявления от 04.06.2020 года, поступившего от Муниципального образования г.-к. Анапа в связи с отсутствием зарегистрированных прав на данный земельный участок.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю был снят с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 000 со статусом «временный», который был образован в 2012 году путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами: 000, имеющим статус актуальный и по которым было зарегистрировано право аренды за ЖСК ТК».
Специфической особенностью земельных участков как объектов недвижимости служит то обстоятельство, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ. Этот факт сам по себе не препятствует восстановлению земельного участка в прежних границах с присвоением соответствующего кадастрового номера.
В силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено названным Законом.
Следовательно, государственный кадастр недвижимости позволяет определить спорный земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи. Изменение границ земельного участка не означает невозможности их восстановления в прежнем виде.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Между тем внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права собственности на земельный участок или записи о праве собственности других лиц на часть спорного земельного участка не влечет прекращения существования спорного земельного участка в натуре.
Спорный земельный участок и соответствующие записи о нем как самостоятельном объекте недвижимости в государственном кадастре недвижимости могут быть восстановлены.
Снятие с учета (аннулирование) земельного участка не дает оснований полагать, что договор аренды прекращен в связи с прекращением существования объекта аренды.
Как установлено судом, вынесение постановления администрации МО г.-к. Анапа № 1312 от 17 июня 2020 г. и изменение статуса земельного участка с кадастровым номером 000 со статусом «временный» имело место в период судебного разбирательства по административному делу 2а-4934/2020 и участники ЖСК ТК узнали о произошедшем изменении в судебном заседании.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 000 были исключены из Единого государственного реестра недвижимости 04.06.2020 г., то есть после принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство.
При разрешении спора, Советским судом г. Краснодара в рамках административного дела № 2а-4934/2020 было признано незаконным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа № 1312 от 17 июня 2020 г. «Об отмене разрешения на строительство от 29 ноября 2012 г. 000 и постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 5 октября 2012 года № 2928 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: (...)», основанием для издания которого послужило незаконное снятие с кадастрового учета земельного участок с кадастровым номером 000 со статусом «временный».
Из ответа Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю № 19-30-25/3004 от 03.07.2020 года следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 10001 кв.м., расположенный по адресу: (...) имеет статус «аннулирован», что означает исключение из ГКН сведений о земельном участке, носящих временный характер.
Земельный участок перестал существовать как объект земельных отношений, гражданских прав и как предмет договора аренды, в связи с чем не представляется возможным зарегистрировать право аренды ЖСК «Трио-Комфорт».
Решением суда от 13.04.2020 года за ЖСК ТК» признано право аренды на земельные участки, указанные в договоре аренды 000 от 14.01.2003г., с кадастровыми номерами: 000
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 06.05.2020 года зарегистрировано право аренды ЖСК ТК» на вышеуказанные земельные участки, которым присвоен статус «актуальные».
Земельный участок с кадастровым номером 000, был образован в 2012 году путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами: 000
Согласно разрешения на строительство от 29 ноября 2012 г. № 000 и утвержденного градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 000, расположенный по адресу: (...), муниципальным образованием г. Анапа было согласовано строительство жилого комплекса с блоком обслуживания (жилой комплекс из 3-х многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями на 1-м этаже), что подтверждает факт в дальнейшем объединения земельных участков с кадастровыми номерами: 000, внесения изменений в договоры аренды на них. Однако, после передачи прав по договору аренды на вышеуказанные земельные участки администрация МО г. Анапа начала уклонятся о внесения изменений в сам договор и соответствующих сведений в ЕГРН.
Согласно п. 7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Согласно п. 3 ст. 41 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости. Названный Закон указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (п. 33 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ).
Согласно п. 7 ст. 72 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в течение срока действия временного характера внесенных в реестр сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости.
Таким образом суд приходит к выводу о том, что действия административного ответчика по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 000 и аннулирования о нем сведений являются не соответствующими нормам и требованиям действующего законодательства, а само обращение администрации МО г.-к. Анапа с заявлением об аннулировании сведений не подлежащим удовлетворению.
Административный ответчик произвел неправомерные действия по снятию с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 000, так как сведения об участках из которых он был образован и на которые было зарегистрированного право аренды за ЖСК «Трио-Комфорт» имеются в базе данных Росреестра.
Аннулирование сведений о земельном участке с кадастровым номером 000 со статусом «временный» создает дополнительные препятствия в реализации административным истцом своего права пользования данным земельным участком.
В связи с вышеизложенным, сведения и кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 000 со статусом «временный» должны быть восстановлены.
ЖСК «Трио-Комфорт» в настоящее время лишен возможности осуществлять деятельность, которая предполагалась при его создании, что влечет нарушение прав членов кооператива и неопределенного круга лиц на приобретение в собственность жилых помещений посредством участия в данной организации.
Кроме того, Анапским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю необоснованно отказано в восстановлении нарушенных прав.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по адресу организации, являющейся административным истцом.
Учитывая изложенные обстоятельства, анализируя каждое из представленных доказательств, а также доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд считает подлежащими удовлетворению требования КЮА
В соответствии со ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
В данном случае суд приходит к выводу об удовлетворении требования административного истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку задержка в исполнении решения суда повлечет за собой ограничение на использование указанного земельного участка. Затягивание времени окончательного вступления в законную силу судебного акта приведет к существенному нарушению прав членов кооператива, несения ими убытков, в том числе и административным истцом.
Руководствуясь ст.ст. 24, 188, 218-220 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление КЮА к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Анапский отдел, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (...), заинтересованному лицу ЖСК ТК" о признании неправомерными действия по аннулированию сведений из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 000, площадью 10001 кв.м., расположенный по адресу: (...) и снятию его с кадастрового учета, - удовлетворить.
Обязать Анапский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю восстановить сведения в Едином государственном реестре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 000, площадью 10001 кв.м., расположенный по адресу: (...).
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд.
Судья
Анапского районного суда
Краснодарского края З.И. Жванько
Мотивированное решение суда составлено 15.10.2020 года