Дело №
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ г. Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Мишкилеевой Е.А.,
при секретаре Ямщиковой А.И.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
представителя заинтересованного лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 <данные изъяты> к Тындинской городской Думе о признании незаконным бездействия, об оспаривании решения,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что в производстве Тындинского районного суда Амурской области находится гражданское дело № по ее иску к Администрации города Тынды и Управлению образования города Тынды о восстановлении ее на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. ДД.ММ.ГГГГ в процессе судебного заседания Управлением образования ей был вручен отзыв, в котором указано, что Управление образования действует на основании Положения, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года № 379 (в редакции решения Тындинской городской Думы от 13 декабря 2018 года № 52-Р-ТГД-УII), и что согласно подпункту 5 пункта 4.5 и подпункту 11 пункта 4.5 Положения соответственно начальник управления образования: является представителем нанимателя по отношению к руководителям подведомственных учреждений; назначает и увольняет руководителей подведомственных учреждений, заключает и расторгает с ними трудовые договоры, применяет к ним поощрения и меры дисциплинарного взыскания, осуществляет иные полномочия работодателя, предусмотренные законодательством о труде Российской Федерации. Также указано, что <данные изъяты> является учреждением, подведомственным и подотчетным Управлению образования Администрации города Тынды (подпункт 2 пункта 1.16 Положения). Считает, что подпункт 2 пункта 1.16, подпункты 5 и 11 пункта 4.5 указанного Положения затрагивает ее права и интересы, что создает препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов, поэтому она является субъектом правоотношений, регулируемым указанным Положением. По правовому статусу решение Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года № 379 (в редакции решения Тындинской городской Думы от 13 декабря 2018 года № 52-Р-ТГД-VII), которым было утверждено Положение об управлении образования города Тынды, не является нормативным, поэтому данный спор подведомственен Тындинскому районному суду. Считает подпункт 2 пункта 1.16, подпункты 5 и 11 пункта 4.5 указанного Положения незаконными, так как они не соответствуют: части 4 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; пункту 4 части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; пункту 4 части 1 статьи 62 и части 7 статьи 110 Устава города Тынды; пункту 3 части 2 статьи 10 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды», утвержденного решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288; пункту п. 4 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом уточнений, просит признать незаконным бездействие административного ответчика Тындинской городской Думы по не приведению Положения об Управлении образования Администрации города Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №379 (в редакции решения от 13 декабря 2018 года №52-Р-ТГД-VII), в соответствие с пунктом 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации; пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; частью 4 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; пунктом 4 части 1 статьи 62, частью 1 статьи 96, абзацем вторым части 7 статьи 110 Устава города Тынды; пунктом 3 части 2 статьи 10 положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды», утвержденного решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года №288; незаконными в пункте 3.1 Положения об Управлении образования Администрации города Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №379 (в редакции решения Тындинской городской Думы от 13 декабря 2018 года №52-Р-ТГД-УН): подпункт 4 (представляет интересы образовательных учреждений города Тынды по вопросам образования на уровне города, области и межрегиональном уровне); подпункт 35 (издает приказы, распоряжения, инструкции и указания на основе и во исполнение нормативно-правовых актов федерального законодательства, министерства образования и науки Амурской области, органа местного самоуправления города Тынды, контролирует их исполнение); подпункт 5 пункта 4.5 Положения об Управлении образования Администрации города Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №379 (в редакции решения Тындинской городской Думы от 13 декабря 2018 года №52-Р-ТГД-УП) незаконным в той мере, в котором данным подпунктом предусматривается представительство начальника Управления образования в качестве нанимателя по отношению к руководителям подведомственных учреждений; абзац второй подпункта 11 пункта 4.5 Положения об Управлении образования Администрации города Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №379 (в редакции решения Тындинской городской Думы от 13 декабря 2018 года №52-Р-ТГД-УII) незаконным в той мере, в которой данным абзацем предусматривается отнесение к полномочиям начальника управления образования назначение и увольнение руководителей подведомственных учреждений, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, применение к ним поощрений и мер дисциплинарного взыскания, осуществление иных полномочий работодателя, предусмотренные законодательством о труде Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление образования Администрации города Тынды.
В судебном заседании административный истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Дополнительно суду пояснила, что срок обращения в суд не пропущен, поскольку об изменениях, внесенных в Положение Управления образования Администрации города Тынды ей стало известно только при рассмотрении ее искового заявления о восстановлении на работе ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца ФИО2 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснила, что право назначать руководителя закреплено только за учредителем в лице Администрации, как уполномоченного органа. Указанные полномочия об увольнении руководителя или назначении на должность должны передаваться на основании правового акта Администрации города, что соответствует ст. 110 Устава города Тынды. Согласно данной статье, функции, полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий учреждения осуществляют Администрация города, а также отраслевые функционально-территориальные органы правовым актом Администрации города.
Представитель административного ответчика Тындинской городской Думы ФИО3 просила отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что п. 8 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Согласно п. 7 ст. 110 Устава города Тынды муниципальное образование города Тынды создает муниципальные предприятия и учреждения, участвует в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в порядке, установленном правомочным органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Уставом. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет Администрация города Тынды, а также отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Тынды на основании правового акта Администрации города Тынды о создании муниципального предприятия, учреждения. Управление образования Администрации города Тынды является отраслевым функциональным органом Администрации города Тынды, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность на территории города Тынды в сфере обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в области образования, управление и координацию деятельности в указанной сфере подведомственных учреждений, что закреплено в Положении об управлении образования администрации города Тынды. Таким образом, Управление образования Администрации города Тынды обладает исполнительно-распорядительными правами в отношении <данные изъяты>, следовательно, оснований для признания пп.5 п.4.5 Положения об управлении образования Администрации города Тынды незаконными не имеется. Пунктом 1.3 Устава <данные изъяты> указано, что учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование город Тында. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Тынды в лице Управления образования администрации города Тынды. В соответствии со ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Трудовой договор ФИО1 заключала именно с Управлением образования Администрации города Тынды, а значит, на момент заключения трудового договора административный истец знала, что Управление образования является представителем нанимателя и осуществляет полномочия работодателя. Из вышеуказанного можно сделать вывод о пропуске срока для подачи административного искового заявления, так как административный истец узнал о нарушении своих прав, изложенных в заявлении не позднее, чем заключил трудовой договор с Управлением образования администрации города Тынды. Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления образования Администрации г. Тынды ФИО4 просила отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что Управление образования является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Тынды уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность на территории города Тынды в сфере обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в области образования, управление и координацию деятельности в указанной сфере подведомственных учреждений. В соответствии с ч. 2 ст. 55 Устава города отраслевые органы входят в структуру Администрации города и реализуют исполнительно-распорядительные и организационные функции в конкретной сфере управления. Таким образом, Управление образования - структурное подразделение Администрации города Тынды, реализующее исполнительно-распорядительные и организационные функции в сфере образования. В соответствии с ч. 6 ст. 55 Устава города, руководитель отраслевого функционального органа Администрации города является должностным лицом Администрации, принимаемым на работу и освобождаемым от занимаемой должности главой Администрации города. Таким образом, мэр осуществляет данные функции. В разделе 4 Положения об управлении образования закреплены права и обязанности начальника управления образования, в том числе права заключать и расторгать трудовые договоры с руководителями подведомственных муниципальных образовательных учреждений, а также иные полномочия. Считает, что Положение об управлении образования не противоречит действующему законодательству.
Заслушав стороны, изучив доводы искового заявления, отзывы на него, исследовав представленные письменные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 4 ст. 123.21 ГК РФ учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Согласно пункту 4 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 62 Устава города Тынды к полномочиям администрации города Тынды по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Согласно ч. 1 ст. 96 указанного Устава в систему муниципальных правовых актов входят: Устав города Тынды; правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты Тындинской городской Думы; правовые акты мэра города Тынды; правовые акты администрации города Тынды; правовые акты контрольно-счетной палаты города Тынды; правовые акты должностных лиц местного самоуправления города Тынды.
Согласно ч. 7 ст. 110 Устава города Тынды функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация города Тынды, а также отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Тынды на основании правового акта администрации города Тынды о создании муниципального предприятия, учреждения.
Из материалов дела следует, что решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года № 379 (в редакции решений Тындинской городской Думы от 13 февраля 2012 года, 21 ноября 2016 года №491-Р-ТГД-VI, 13 декабря 2018 года № 52-Р-ТГД-УII) учрежден отраслевой (функциональный) орган администрации города Тынды с правами юридического лица – управление образования администрации города Тынды.
Согласно п. 2 указанного решения утверждено Положение об Управлении образования Администрации города Тынды (далее Положение).
Управление образования является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Тынды уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность на территории города Тынды в сфере обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в области образования, управление и координацию деятельности в указанной сфере подведомственных учреждений (п.1.1 Положения).
Раздел 3 Положения содержит перечень полномочий, которыми наделено Управление образования как учреждение, выполняющее функции и полномочия учредителя образовательных учреждений.
Согласно подпунктам 4, 35 пункта 3.1 Положения для достижения целей и выполнения поставленных задач Управление осуществляет следующие полномочия:
- представляет интересы образовательных учреждений города Тынды по вопросам образования на уровне города, области и межрегиональном уровне;
- издает приказы, распоряжения, инструкции и указания на основе и во исполнение нормативно-правовых актов федерального законодательства, министерства образования и науки Амурской области, органа местного самоуправления города Тынды, контролирует их исполнение.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Устава города Тынды структура администрации города Тынды по представлению мэра города Тынды утверждается в соответствии с Уставом города Тынды.
В структуру администрации города Тынды входят мэр города Тынды, осуществляющий функции главы администрации города Тынды, первый заместитель главы администрации города Тынды, заместители главы администрации города Тынды, руководитель аппарата главы администрации города Тынды, а также управления, отделы и другие структурные подразделения администрации города (отраслевые (функциональные), территориальные органы), созданные в соответствии с законодательством согласно схеме подчиненности, утвержденной правовым актом администрации города Тынды, и реализующие исполнительные, распорядительные и организационные функции в конкретной сфере управления.
Функции и полномочия органов администрации города Тынды и их структурных подразделений, а также организация и порядок их деятельности определяются положениями об органах администрации города Тынды и их структурных подразделениях, утверждаемыми правовыми актами администрации города Тынды; для органов администрации города Тынды, являющихся юридическими лицами, - правомочным органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Уставом (ч. 3 ст. 55 Устава города Тынды).
Согласно ч. 6 ст. 55 Устава города Тынды должностными лицами администрации города Тынды являются руководители отраслевых (функциональных), территориальных органов администрации города Тынды со статусом юридического лица и их заместители в случае временного исполнения обязанностей вышеуказанных руководителей.
Таким образом, мэр города Тынды, осуществляя функции главы Администрации города Тынды и являясь работодателем для начальника Управления образования Администрации города Тынды определяет круг обязанностей и наделяет ее определенными полномочиями для исполнения возложенных обязанностей.
Согласно подпункту 5 пункта 4.5 Положения начальник Управления является представителем нанимателя по отношению к заместителям начальника, руководителям подведомственных учреждений, другим муниципальным служащим и иным работникам Управления.
Абзацем 2 подпункта 11 пункта 4.5 указанного Положения предусмотрено, что начальник Управления назначает и увольняет руководителей подведомственных учреждений, заключает и расторгает с ними трудовые договоры, применяет к ним поощрения и меры дисциплинарного взыскания, осуществляет иные полномочия работодателя, предусмотренные законодательством о труде.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Управление образования Администрации города Тынды является органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения.
Доводы стороны истца о том, что полномочия об увольнении руководителя или назначении на должность должны передаваться на основании правового акта Администрации города, согласно ч. 7 ст. 110 Устава города Тынды, суд считает необоснованными, поскольку на момент принятия решения Тындинской городской Думы № 52-Р-ТГД-VII от 13 декабря 2018 года о внесении изменений в решение Тындинской городской Думы от 22.11.2011 №379 «Об учреждении Управления образования Администрации города Тынды» принятие правового акта администрации города Тынды не требовалось.
Оценивая содержание оспариваемых пунктов Положения Управления образования Администрации города Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №379 (в редакции решения от 13 декабря 2018 года №52-Р-ТГД-VII), суд приходит к выводу о соответствии их требованиям действующего законодательства.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении исковых требований, в полном объеме.
При рассмотрении дела представителем административного ответчика ФИО3 заявлено о пропуске истцом срока исковой давности обращения в суд.
Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если этим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что решением Тындинской городской Думы № 52-Р-ТГД-VII от 13 декабря 2018 года внесены изменения в решение Тындинской городской Думы от 22.11.2011 №379 «Об учреждении Управления образования Администрации города Тынды».
С административным исковым заявлением административный истец обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ (то есть по истечении более одного года с момента его принятия).
Довод ФИО1 о том, что срок на обращение с административным иском в суд ею не пропущен, поскольку об изменениях в решение Тындинской городской Думы от 22.11.2011 №379 «Об учреждении Управления образования Администрации города Тынды» ей стало известно только ДД.ММ.ГГГГ, судом не принимается, поскольку указанное решение было опубликовано в газете «Авангард» и размещено на официальном сайте Администрации города Тынды в сети «Интернет».
Ходатайств о восстановлении срока подачи административного искового заявления, и уважительность пропуска срока подачи заявления, суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, в том числе по основаниям пропуска трехмесячного срока, поскольку административным истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок для оспаривания пунктов Положения об Управлении образования Администрации города Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года №379 (в редакции решения от 13 декабря 2018 года №52-Р-ТГД-VII), обстоятельств, при которых допускается восстановление пропущенного срока, не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 <данные изъяты> к Тындинской городской Думе о признании незаконным бездействия, об оспаривании решения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Мишкилеева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.