Дело № 2а-1294/2020
УИД 35RS0009-01-2020-002114-35
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2020 года г. Вологда
Вологодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Скороходовой А.А.,
при секретаре Анниной Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Болдыревой А.М., Чеканова А.С., Курзенева А.Л., Казарина А.А., Княжевой Н.Н., Легких Н.В., Морозова Я.А., Морозовой А.П. к администрации Спасского сельского поселения Вологодского муниципального района, администрации Вологодского муниципального района о признании незаконным бездействия и отказа администрации Спасского сельского поселения Вологодского муниципального района, администрации Вологодского муниципального района в установлении публичного сервитута, возложении обязанности устранить нарушения, установить публичный сервитут на земельный участок с кадастровым номером №, признать незаконным нарушение администрацией Спасского сельского поселения Вологодского муниципального района срока рассмотрения обращения,
установил:
Болдырева А.М., Чеканов А.С., Курзенев А.Л., Казарин А.А., Княжева Н.Н., Легких Н.В., Морозов Я.А., Морозова А.П. обратились в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что истцам принадлежат на праве собственности земельные участки, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – приусадебные участки личного подсобного хозяйства, расположенные в кадастровом квартале №, по адресу: <адрес>. Приобретая земельные участки в населенном пункте, истцы полагали, что дороги в нем предназначены для общего пользования. В ходе освоения земельных участков и подготовки к обустройству проезда к земельным участкам по земельному участку с кадастровым номером № и дальнейшего начала строительства жилых домов на участках, истцам стало известно, что земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположена дорога, ведущая к участкам истцов и к еще большому количеству земельных участков и домовладений (<адрес>), находится в общей долевой собственности у Куцевола А.Н. и Ягненкова И.А. Поскольку к земельным участкам, принадлежащим истцам, как и к участкам иных жителей поселка, какой-либо другой возможности проезда не имеется, а устно договориться с Куцеволом А.Н. о праве проезда не удалось, 17.06.2020 истцы обратились в администрацию Вологодского муниципального района и администрацию Спасского сельского поселения с ходатайством о рассмотрении вопроса об установлении публичного сервитута в отношении спорной дороги для истцов, а также значительного числа иных собственников земельных участков и жителей поселка. По результатам рассмотрения указанного ходатайства администрация Спасского сельского поселения отказала в установлении публичного сервитута, ссылаясь на отсутствие соответствующих полномочий для принятия данного решения. При этом ответ датирован 14.07.2020, а поступил электронной почтой лишь 20.07.2020, средствами почтовой связи не поступал. Полагают указанный ответ администрации сельского поселения незаконным и нарушающим права истцов на полноценное владение и пользование принадлежащими им земельными участками. Земельный участок с кадастровым номером № отображен на схеме транспортной инфраструктуры в Генеральном плане <адрес>, опубликованном на официальном сайте Администрации Спасского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, является главной улицей (дорогой) и может использоваться неограниченным кругом лиц. Фактически это земли общего пользования, несмотря на то, что имеют категорию и вид разрешенного использования, не соответствующие их фактическому назначению. Иного доступа к земельным участкам, которые принадлежат истцам на праве собственности, не предусмотрено. При этом при формировании земельных участков истцов в межевом деле было указано, что земельной участок с кадастровым номером № является проездом, и собственники данного земельного участка дают согласие не чинить препятствий по проезду по нему. С учетом уточнения исковых требований просят суд признать незаконным бездействие, связанное с отказом администрации Спасского сельского поселения Вологодского района Вологодской области в установлении публичного сервитута земельный участок с кадастровым номером №; признать незаконным нарушение срока рассмотрения обращения от 17.06.2020 в администрации Спасского сельского поселения Вологодского района Вологодской области; обязать надлежащего ответчика устранить нарушения закона и установить публичный сервитут на земельный участок с кадастровым номером №.
Протокольным определением от 16.11.2020 администрация Вологодского муниципального района исключена из числа заинтересованных лиц и привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Административные истцы Болдырева А.М., Чеканов А.С., Морозов Я.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, дополнительно пояснив, что наиболее удобным для проезда, прохода к их земельным участкам является территория земельного участка с кадастровым номером №. Данный земельный участок является дорогой, Куцевол А.Н., Ягненков И.А. запрещают использовать данную дорогу. Доступ к их земельным участкам с земель неразграниченной государственной собственности не организован. Требования об установлении публичного сервитута связаны с необходимостью проезда к земельным участкам, проезд возможен через земельный участок с кадастровым номером №, находящимся в общедолевой собственности, по факту этот земельный участок является дорогой, а не землями сельскохозяйственного назначения.
Административные истцы Княжева Н.Н., Легких Н.В., Морозова А.П., Казарин А.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный истец Курзенев А.Л. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель административного ответчика - администрации Вологодского муниципального района Батов А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, пояснив, что у Администрации Спасского сельского поселения Вологодского района Вологодской области нет полномочии по установлению публичного сервитута, данными полномочиями обладает Администрация Вологодского муниципального района. Администрация Вологодского муниципального района не находит оснований для установления публичного сервитута, при образовании земельных участков истцов в межевых планах обозначен доступ к земельным участкам. Испрашиваемый для прохода или проезда земельный участок с кадастровым номером № находится в общей долевой собственности, отнесен к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Правообладатель земельного участка за сменой вида разрешенного использования не обращался. Данный земельный участок расположен в границах населенного пункта, но не является частью сети внутри поселковых дорог <адрес>, по виду разрешенного использования не предназначен для общего пользования.
Представитель административного ответчика – администрации Спасского сельского поселения Вологодского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представлен отзыв.
Заинтересованное лицо Куцевол А.Н., Ягненков И.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела установлено, что Болдыревой А.М. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1285 кв.м., Чеканову А.С. и Курзеневу А.Л. принадлежит на праве общей долевой собственности в размере 1/2 доли каждому земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1102 кв.м., Казарину А.А. – земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1705 кв.м., Княжевой Н.Н. – земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., Легких Н.В. – земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1499 кв.м., Морозову Я.А. и Морозовой А.П. – на праве общей совместной собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1104 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером № находится в общей долевой собственности, отнесен к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
17.06.2020 Морозов Я.А., Морозова А.П., Казарин А.А., Болдырева А.М., Княжева Н.Н., Демидов А.С., Легких А.С., действующий по доверенности от Легких Н.В., обратились в администрацию Спасского сельского поселения Вологодского муниципального района и администрацию Вологодского муниципального района с ходатайством, в котором просили установить публичный сервитут для прохода и проезда по земельному участку с кадастровым номером № на неопределенный срок.
В ответе от 14.07.2020 № администрацией Спасского сельского поселения Вологодского муниципального района отказано в принятии решения об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером № с разъяснением права на обращение с данных ходатайством в администрацию Вологодского муниципального района.
07.07.2020 администрацией Вологодского муниципального района направлен ответ, в котором указано, что земельные участки в кадастровом квартале № формировались из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности. Образование и предоставление земельных участков осуществлялось без участия администрации Вологодского муниципального района. Согласно сведениям ЕГРН доступ к земельным участкам, указанным в обращении, осуществляется посредством земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в частной собственности. Испрашиваемый для прохода или проезда земельный участок с кадастровым номером № находится в общей долевой собственности, отнесен к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Правообладатель земельного участка за сменой вида разрешенного использования не обращался. Данный земельный участок расположен в границах населенного пункта, но не является частью сети внутрипоселковых дорог <адрес>, по виду разрешенного использования не предназначен для общего пользования. В целях организации прохода или проезда через земельный участок № заявитель вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 274 ГК РФ как собственник недвижимого имущества требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Согласно пункта 3 статьи 274 ГК РФ, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
В силу ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
Публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.
При этом согласно положениям ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Решением Представительного Собрания Вологодского муниципального района от 02.10.2012 №69 утвержден Порядок установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся на территории Вологодского муниципального района, в соответствии с которым установление публичных сервитутов осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района с учетом результатов общественных слушаний путем издания распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района 09.12.2019 прекратил деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к администрации Вологодского муниципального района.
Таким образом, в настоящее время установление публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся на территории Вологодского муниципального района, относится к полномочиям администрации Вологодского муниципального района.
Из межевых планов по образованию земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, № следует, что собственник земельного участка с кадастровым номером №, из которого образованы указанные земельные участки истцов, Юшин О.А. дал согласие на доступ к вновь образуемым земельным участкам через образуемый земельный участок № площадью 2300 кв.м.
Согласно сведениям ЕГРН доступ к земельным участкам, принадлежащим административным истцам, обеспечен посредством земельного участка с кадастровым номером №.
С учетом установленных обстоятельств суд считает не подлежащими удовлетворению исковые требования о признании незаконным бездействия, связанного с отказом администрации Спасского сельского поселения Вологодского района Вологодской области в установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером №; возложении обязанности устранить нарушения закона и установить публичный сервитут на земельный участок с кадастровым номером №.
Разрешая требования о признании незаконным нарушения срока рассмотрения обращения от 17.06.2020 в администрации Спасского сельского поселения Вологодского района Вологодской области суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (часть 2 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ).
Из материалов дела следует, что на обращение административных истцов, принятое администрацией Спасского сельского поселения 17.06.2020, о чем свидетельствует отметка в получении, ответ датирован 14.07.2020, при этом из представленного Болдыревой А.М. скриншота интернет-страницы усматривается, что ответ поступил посредством электронной почты 20.07.2020. Иного административным ответчиком суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении администрацией Спасского сельского поселения Вологодского муниципального района срока рассмотрения обращения, в связи с чем административные исковые требования в части признания незаконным нарушения срока подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным нарушение срока рассмотрения обращения от 17.06.2020 администрацией Спасского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись). Копия верна.
Судья А.А. Скороходова
Мотивированное решение изготовлено 16.12.2020