РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 21 февраля 2020 года
Заводской районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Такалашова К.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием административного истца РФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи административное дело №а-34/20 (№а-1296/2019) по административному иску ФИО1 к ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> об оспаривании действий и решений должностных лиц,
УСТАНОВИЛ:
РФИО5 обратился в суд к ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> с административным иском об оспаривании действий и решений должностных лиц.
В своем иске указывает, будучи осужденным по приговору Верховного Суда Республики Дагестан к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, он содержится с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в связи с отбыванием указанного наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по <адрес>, где 23 и ДД.ММ.ГГГГ подавал начальнику ИК-6 заявление с просьбой выдать ему за его счет с материалов его личного дела заключенного (осужденного) копии материалов о наложении на него дисциплинарных взысканий в виде выговоров от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ за «смотрел телевизор в неустановленное распорядком дня время» для оспаривания данного взыскания в судебном порядке, на что он получил отказ в выдаче копии данного материала.
Кроме того, указывает, он не помнит, что 08 часов 06 минут утра ДД.ММ.ГГГГ и 08 часов 11 минут утра ДД.ММ.ГГГГ он смотрел телевизор и критически относится к рапортам сотрудников колонии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, скриншотам и другим «доказательствам» данных материалов о привлечении его к дисциплинарной ответственности. Как правило после подъема с 06 часов 00 мин. до 9 часов 00 мин. он не смотрит телепередачи, а пишет письма родным и знакомым, либо играет сам с собой в шахматы на своем телевизоре, чтобы сохранить свой рассудок и не сойти с ума от одиночного содержания, что подтверждается с двух видеокамер, установленных в камерах (в его №). Он подавал заявление начальнику колонии с просьбой изготовить и сохранить копию видеозаписи камеры № с 00:00 часов ДД.ММ.ГГГГ по 00:00 часов ДД.ММ.ГГГГ. При этом администрация колонии, с начала 2019 года не демонстрирует ему кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю, а выдает «программу кинофильмов, предлагаемых к просмотру осужденным в соответствии с ч.1 ст.94 УИК РФ» в которых предлагаемые администрацией к просмотру некоторые телепередачи явно противоречат незаконному приложению № к приказу ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по <адрес> от 31.05.2018г. № «Об утверждении распорядка дня для осужденных» (см. приложение).
Административный истец также указывает, что согласно п.21 приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» и приложения № к данному приказу, «распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождение на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя», то есть время просмотра телевизора не включает в себя распорядок дня.
В связи с изложенным, административный истец, ссылаясь на положения ст.ст.24,45 Конституции РФ, ст.ст.10,94 УИК РФ, пункта 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Европейских пенитенциарных правил, просит:
-признать незаконным отказ администрации ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по <адрес> в предоставлении ему возможности ознакомления с содержанием материалов о наложении на него дисциплинарных взысканий от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ;
-признать незаконным отказ ответчика в выдаче заверенных копий материалов о наложении на него дисциплинарных взысканий и постановления начальника учреждения о наложении на него дисциплинарного взыскания;
-признать незаконным решение дисциплинарной комиссии ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и постановление начальника ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по <адрес> о наложении на него дисциплинарных взысканий в виде выговоров;
-признать незаконным отказ административного ответчика в демонстрации ему кинофильмов и видеофильмов не реже одного раза в неделю и запрет в просмотре телепередач и в игре в шахматы на телевизоре в свободные от работы часы, кроме времени отведенного распорядком дня для ночного отдыха;
- обязать ответчика устранить допущенные нарушения в полном объеме.
Участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> административный истец РФИО5 на своих исковых требованиях настаивал, подтвердил изложенные в административном иске обстоятельства и просил удовлетворить их в полном объеме.
Помимо этого, в судебном заседании административный истец признал, что получил от административного ответчика копии материалов, касающихся указанных дисциплинарных взысканий от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Однако, от заявленных требований РФИО5 не отказывался, указывая что представленные ответчиком копии нечитательные, с обрезанными текстами и искажениями, то есть не соответствуют требованиям ст.70 КАС РФ.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО4 административные исковые требования признала в полном объеме, представила в суд письменное ходатайство, которое приобщено к материалам административного дела, о признании административного иска, последствия признания административного иска, предусмотренные ст.157 КАС РФ, ей известны.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует изч. 8 ст. 226КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В частности, исходя из ч.9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.10 ст.226 КАС РФ, в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия), суд выясняет обстоятельства, указанные впунктах 1и2,подпунктах "а"и"б" пункта 3 части 9настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
Согласно ч. 2 ст.1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Согласно ч. 1, 4 ст.3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются наКонституцииРоссийской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
В соответствии с ч.1 ст.10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В силу ч.2 ст.12 УИК РФ осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.
Согласно ч.2 ст.94 УИК РФ осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.
Согласно п.21 приказа Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N295
"Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" и приложения № к данному приказу, распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Данный пункт означает, что время просмотра телевизора не включает в себя распорядок дня.
Концепция Федеральной целевой программы "РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (2007 - 2016 ГОДЫ)" предусматривает, что в целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний на основе рекомендаций Комитета министров Совета Европы по вопросам, связанным с Европейскими пенитенциарными правилами, Президентом Российской Федерации принято решение о поэтапном реформировании уголовно-исполнительной системы(УказПрезидента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1100).
Источником международного пенитенциарного права признанного РФ, Являются Европейские пенитенциарные Правила от 2006 года, которые устанавливают: ограничения, налагаемые на лиц, лишенных свободы, должны быть минимально необходимыми и соответствовать той обоснованной цели, с которой они налагались (п.3), содержание заключенных в условиях, ущемляющих их права человека, не может быть оправдано нехваткой ресурсов (п.4), жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе (п.5), заключенные должны иметь возможность регулярно получать информацию об общественных событиях, получая по подписке или читая газеты, периодические издания и другие публикации, а также по радио или телевидению, за исключением случаев, когда судебный орган в отдельных случаях устанавливает конкретный запрет на определенный период (п.24.10), при приеме и так часто, как это будет необходимо впоследствии, всех заключенных следует в письменной форме и устно информировать на понятном им языке о правилах внутреннего распорядка и об их правах и обязанностях в пенитенциарном учреждении (п.30.1), дисциплинарные процедуры рассматриваются как крайние меры (п.56.1),дисциплинарным нарушением может считаться только поведение, которое может представлять угрозу для внутреннего распорядка, режима или безопасности(57. 1).
Согласно ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Исходя из п.п.110 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, осужденные по своему желанию могут за счет собственных средств пользоваться дополнительными услугами, к которым в том числе относится копирование судебных документов, других документов, имеющихся в личных делах осужденных.
Согласно постановлениям № и № от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно РФИО5 объявлены выговора за просмотр телевизора в неустановленное распорядком дня ИУ время.
Из приложенных к материалам дела заявлений РФИО5 следует, что он обращался к начальнику ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> с просьбой выдать ему надлежаще заверенных копий материалов о наложении на него дисциплинарных взысканий, в котором ему отказано.
Из ответа Минюста РФ осужденному РФИО5, следует, что права и обязанности осужденных установлены Правилами, который обязателен для администрации исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также лиц, посещающих исправительные учреждения. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством РФ. Также сообщается, что нормативно-правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений.
Структурные подразделения ФСИН России, ее территориальные органы, исправительные учреждения не вправе издавать нормативные правовые акты. Вместе с тем начальник территориального органа ФСИН России и начальник учреждения, исполняющего наказание, вправе издавать в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, которые нормативно-правовыми актами не являются.
Из приложения № следует, что распорядок дня осужденных содержащихся в ШИЗО утверждено приказом ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Представитель административного ответчика ФИО4 представила в суд письменное ходатайство о признании иска.
Согласно ч.3,5 ст.46 КАС РФадминистративный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В силу положений ч.1 и 2 ст.157 КАС РФзаявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком, его представителем.
Изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Если по данной категории административных дел не допускается признание административного иска, суд поясняет это административному ответчику. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска.
Согласно ч.4 ст.2 КАС РФв случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
В главах 15 и 22 КАС РФ норма процессуального права, регулирующая порядок принятия решения судом в случае признания административного иска административным ответчиком, отсутствует. В указанных главах также не имеется нормы, препятствующей признанию административного иска административным ответчиком по данной категории административных дел.
В ч.2 ст.304 КАС РФпредусмотрено, что в случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Согласно ч.4 ст.194 ГПК РФв случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд, руководствуясь положениями ч.4 ст.2, ч.2 ст.304 КАС РФ, ч.4 ст.194 ГПК РФ, считает возможным решить вопрос о принятии административного иска административным ответчиком и указать в решении суда только на признание административного иска и принятия его судом.
Суд принимает признание административного иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При изложенных обстоятельствах, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.157, 175-180, 226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, удовлетворить в полном объеме.
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Заводской районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения суда оглашена в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.
Полный мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий К.А.Такалашов
Копия верна: