2а-1297/2020
31RS0025-01-2020-001695-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Строитель 28 декабря 2020 года
Яковлевский районный суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Моисейкиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Пономаревой А.В.,
с участием:
административного истца помощника прокурора Яковлевского района Белгородской области Дубининой И.Н.,
представителя административного ответчика ФИО1 (доверенность от <дата>),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Яковлевского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яковлевского городского округа Белгородской области о признании бездействия в части непринятия мер по освещению улиц незаконным, возложении обязанности осуществить мероприятия по строительству объектов наружного освещения,
УСТАНОВИЛ:
прокуратурой Яковлевского района Белгородской области проведена проверка по публикации, размещенной <дата> в сети «Интернет» на сайте «Бел.ру» об отсутствии уличного освещения в микрорайоне «Глушинский» г. Строитель Яковлевского городского округа. В ходе проверки установлено, что в указанном микрорайоне продано 1117 земельных участков, на которых введено в эксплуатацию 442 домовладения, что составляет 40% заселения микрорайона. В микрорайоне до настоящего времени не организовано и не производится освещение территории в темное время суток. При наличии специально предназначенных для уличного освещения опор, светильники не установлены. По результатам проверки <дата> прокуратурой Яковлевского района Белгородской области внесено представление главе администрации Яковлевского городского округа об устранении выявленных нарушений. Требования прокурора органом местного самоуправления в полном объеме не удовлетворены.
Дело инициировано административным иском прокурора Яковлевского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яковлевского городского округа Белгородской области о признании бездействия по благоустройству территории микрорайона «Глушинский» г. Строитель в части непринятия мер по освещению улиц незаконным, возложении обязанности осуществить до <дата> мероприятия по строительству объектов наружного освещения микрорайона «Глушинский» г. Строитель. На основании ч.ч. 1, 2 ст. 188, ст. 187, ч. 8 ст. 227 КАС РФ просит обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Яковлевского района Дубинина И.Н. заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика ФИО1 административный иск признала в части, пояснила, что в настоящий момент в микрорайоне установлены опоры ЛЭП, однако необходимо провести дополнительную линию, купить лампы, установить шкафы, для чего необходимо заключить соответствующие контракты. Бюджет на 2021 год уже сформирован, в него заложена установка освещения на перекрестках микрорайона, осуществление мероприятий по освещению всех улиц запланировано на 2023 год. Просила иск удовлетворить в части освещения перекрестков в срок до <дата>, отсрочить исполнение решения по освещению всех улиц до 2023 года.
Выслушав доводы сторон, исследовав обстоятельства по представленным сторонам доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории РФ, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.ст. 215, 294, 296 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 1, 4, 25 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электроснабжения населения; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 указанного федерального закона предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованием улиц и номеров домов).
Указанная обязанность определена также Уставом Яковлевского городского округа (п. 28 ст. 7 Устава).
Согласно п. 4 раздела 1 Правил благоустройства территории Яковлевского городского округа, к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе улицы.
Согласно п. 6 раздела 1 Правил благоустройства, объектами благоустройства территорий общественного пользования являются общественные пространства, участки и зоны (жилые, общественно-деловые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационного назначения, специального назначения и иные виды).
Согласно Правил, средствами наружного освещения являются осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы). Которые могут устанавливаться на улицах, площадях на специально предназначенных для такого освещения опорах.
Исходя из Правил благоустройства, населенные пункты предусмотрено освещать в темное время суток по расписанию, утвержденному администрацией муниципального образования.
Требования к уличному освещению установлены также СНиП 23-05-98 «Естественное и искусственное освещение», СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений».
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить уличное освещение на подконтрольной им территории.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения прокурора в суд явились результаты проведенной проверки публикации, размещенной <дата> в сети «Интернет» на сайте «Бел.ру» об отсутствии уличного освещения в микрорайоне «Глушинский» города Строитель Яковлевского городского округа. Данное заявление подано в интересах неопределенного круга лиц – жителей микрорайона «Глушинский» г. Строитель, что согласовывается с положениями ст. 39 КАС РФ, предоставляющей прокурору право обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что <дата> в сети «Интернет» на сайте «Бел.ру» размещена публикация об отсутствии уличного освещения в микрорайоне «Глушинский» города Строитель Яковлевского ГО (л.д. 18).
В ходе проверки установлено, что в указанном микрорайоне продано 1117 земельных участков, на которых введено в эксплуатацию 442 домовладения, что составляет 40% заселения микрорайона (л.д. 20).
В микрорайоне до настоящего времени не организовано и не производится освещение территории в темное время суток. При наличии специально предназначенных для уличного освещения опор, светильники не установлены. По результатам проверки <дата> прокуратурой Яковлевского района Белгородской области внесено представление главе администрации Яковлевского ГО об устранении выявленных нарушений (л.д. 4-5).
На указанное представление получен ответ, согласно которого реализация первого этапа строительства объектов наружного освещения планируется в 2021 году (л.д. 6).
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3, 4 ч. 9 и ч. 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что органом местного самоуправления было допущено бездействие, нарушающее права неопределенного круга лиц – жителей микрорайона «Глушинский». Выявленные нарушения в части отсутствия уличного освещения на указанной территории возле жилых домов, влияют на безопасность дорожного движения, не обеспечивают охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов.
При этом доводы представителя административного ответчика об утверждении бюджета на 2021 и плановые 2022-2023 годы, согласно которому в 2021 годы будет установлено освещение на перекрестках микрорайона «Глушинский», а в 2023 году будут освещены остальные улицы микрорайона, не влияет на существо спора, поскольку отсутствие в бюджете финансирования не может являться основанием для признания действий администрации Яковлевского городского округа правомерными.
В связи с изложенным, подлежат отклонению доводы представителя административного ответчика об установлении срока исполнения решения суда в части освещения перекрестков до <дата>, отсрочке исполнения решения по освещению всех улиц до 2023 года, поскольку при невозможности исполнить решение суда в установленный срок администрация Яковлевского ГО вправе обратиться в суд в порядке ст. 189 КАС РФ с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
При установленных по делу обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Оснований обращать решение к немедленному исполнению по делу не имеется, поскольку в заявленных требованиях прокурора содержится конкретная дата, до которой администрации необходимо устранить допущенные нарушения – до <дата>, в связи с чем, обращение решения суда к немедленному исполнению может создать неясности и противоречия при его исполнении.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Обстоятельств, указанных в ст. 188 КАС РФ по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административный иск прокурора Яковлевского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яковлевского городского округа Белгородской области о признании бездействия в части непринятия мер по освещению улиц незаконным, возложении обязанности осуществить мероприятия по строительству объектов наружного освещения – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Яковлевского городского округа Белгородской области по благоустройству территории микрорайона «Глушинский» г. Строитель Яковлевского городского округа в части непринятия мер по освещению улиц.
Возложить на администрацию Яковлевского городского округа обязанность осуществить до <дата> мероприятия по строительству объектов наружного освещения в микрорайоне «Глушинский» г. Строитель Яковлевского городского округа.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Яковлевский районный суд Белгородской области.
Судья Е.А. Моисейкина
Решение31.12.2020