ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-129/2022 от 15.06.2022 Торопецкого районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-129/2022 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торопец 15 июня 2022 года

Торопецкий районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Крон И.В.,

при секретаре Орловой Ю.В.,

с участием лица, которому поручено ведение административного дела в интересах группы – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ИльИ. И. А., ФИО22, ФИО23, ФИО24 к администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области и администрации Торопецкого района Тверской области о признании незаконным отказа в установлении публичного сервитута,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился с административным иском в суд к администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области, администрации Торопецкого района Тверской области о признании незаконным отказа в установлении публичного сервитута.

Свои требования мотивирует тем, что жители д. Покровское Торопецкого района обратились в администрацию Торопецкого района и в администрацию Скворцовского сельского поселения с просьбой установления публичного сервитута на земельный участок для обеспечения доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. В удовлетворении ходатайства было незаконно отказано.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Отказ в установлении публичного сервитута лишает истца права пользоваться береговой полосой озера Слободское, расположенной между земельным участком и озером, между тем как частью 8 статьи 6 Водного Кодекса РФ это право предоставлено всем гражданам Российской Федерации.

Другие способы защиты нарушенного права исчерпаны, а именно:

Торопецкий районный суд отказал в удовлетворении заявленного в деле 2-5/2022 искового требования:

«Обязать ответчика демонтировать огораживающий земельный участок металлический забор в той его части, где забор выходит за кадастровые границы земельного участка и где забор установлен на находящейся в государственной и муниципальной собственности предназначенной для общего пользования 20-ти метровой береговой полосе озера Слободское».

Торопецкий районный суд отказал в удовлетворении заявленного в деле 2-31/2022 искового требования:

«Установить бесплатный бессрочный частный сервитут на право ограниченного пользования находящимся в собственности ответчика всем земельным участком в части обеспечения прохода и проезда через участок для доступа к предназначенной для общего пользования находящейся в государственной и муниципальной собственности 20-метровой береговой полосе озера Слободское и находящегося там предназначенного для принятия солнечных ванн, купания и рыбной ловли пирса, обязав ФИО25 демонтировать мешающий проходу металлический забор».

Торопецкий районный суд отказал в принятии и рассмотрении заявленного в деле 2-5/2022 измененного искового требования:

«Устранить препятствие пользованию находящейся в государственной и муниципальной собственности 20-метровой береговой полосой озера Слободское, расположенной между принадлежащим ответчикам земельным участком и озером Слободское, путем демонтажа металлического забора, препятствующего доступу к береговой полосе общего пользования».

Торопецкий районный суд отказал в принятии и рассмотрении заявленного в деле 2-31/2022 уточненного искового требования:

«Установить публичный сервитут на право ограниченного пользования находящимся в собственности ответчика всем земельным участком в части обеспечения прохода и проезда через участок для доступа к предназначенной для общего пользования находящейся в государственной и муниципальной собственности 20-метровой береговой полосе озера Слободское и находящегося там пирса, предназначенного для купания и рыбной ловли».

Безрезультатным оказалось обращение граждан в органы прокуратуры Российской Федерации.

Представителем Комитета по управлению имуществом Торопецкого района ФИО26 совместно с представителем администрации Скворцовского сельского поселения главой администрации поселения ФИО27 14 января 2022 года осуществлен выезд в д. Покровское. Произведено обследование контура земельного участка и установлено, что доступ к береговой полосе между береговой линией и земельным участком ответчика ограничен. Земельный участок огорожен доходящим до уреза воды металлическим забором и пройти/проехать к береговой полосе с земель общего пользования невозможно. ФИО26 была замерена длина забора, выходящая за границы земельного участка . Этот доходящий до уреза воды металлический забор выходит за границы земельного участка . Четыре его трехметровых секции установлены на территории муниципальной и государственной собственности. Выходящий за кадастровые границы забор имеет длину 12 метров. Так как забор доходит до уреза воды, а длина границы земельного участка согласно прилагаемой кадастровой выписки о земельном участке составляет с северной стороны 57,56 метров, а с южной стороны 11,66 метров, то при длине забора с северной стороны 69 метров и при длине забора с южной стороны 24 метра, кадастровые границы земельного участка на 8 метров накладываются на 20-метровую береговую полосу общего пользования. Этот факт подтвердила землеустроительная экспертиза, проведенная ООО «Центр технической экспертизы».

При рассмотрении в Торопецком районном суде гражданских дел: 2-5/2022; 2-31/2022; 2-33/2022; 2-35/2022; 2-36/2022; 2-37/2022; 2-38/2022; 2-69/2022; 2-73/2022; 2-74/2022; 2-104/2022 ответчик ФИО25 в каждом деле, то есть не менее 10-ти раз заявил, что забор установлен по кадастровым границам, в связи с чем, от демонтажа забора он отказывается, также выступает против установления частного сервитута, также возражает против установления публичного сервитута, для чего просит провести публичные слушания.

Ссылка ответчиков на отсутствие полномочий на установление публичного сервитута несостоятельна, т.к. ч.2 ст.23 ЗК РФ и ч.3-5 ст. 39.38 ЗК РФ сервитут для нужд местного населения устанавливается решением именно органов местного самоуправления.

Административный истец просит суд признать отказ ответчиков в установлении публичного сервитута незаконным.

Определением от 2 июня 2022 года судом приняты заявления ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5,ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ИльИ. И.А., ФИО22, ФИО23, ФИО24 о присоединении к административному делу № 2а-129/2022 год, суд перешел к рассмотрению данного административного дела в порядке, предусмотренном ст.42 КАС РФ.

Лицами, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц являются ФИО1 и адвокат Григорьев Д.В..

Лицо, которому поручено ведение административного дела в интересах группы лиц ФИО1 в судебном заседании административный коллективный иск поддержал по изложенным в нем доводам.

Лицо, которому поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, адвокат Григорьев Д.В., надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание не явился, документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, не представил.

Представитель административного ответчика - администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области, в судебное заседание не явился. Администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения данного дела. В материалах дела имеются письменные возражения на административный иск, из которого следует, что в связи с отсутствием оснований для установления публичного сервитута оспариваемый отказ в установлении публичного сервитута не противоречит закону и не нарушает интересы заявителей.

Представитель административного ответчика - администрации Торопецкого района Тверской области в судебное заседание не явился. Администрация Торопецкого района Тверской области надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения данного дела. В материалах дела имеются письменные возражения на административный иск, из которого следует, что согласно действующему законодательству полномочия по обеспечению свободного доступа гражадан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области реализуются органами местного самоуправления Скворцовского сельского поселения. Обращение об установлении публичного сервитута обосновано направлено в администрацию Скворцовского сельского поселения.

Заинтересованные лица ФИО25 и представитель Комитета по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание не явились.

В материалах дела имеется заявление председателя Комитета по управлению имуществом ФИО28 с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета.

Заслушав лицо, которому поручено ведение административного дела в интересах группы лиц ФИО1, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст.5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся водоёмы (озёра, пруды, обводнённые карьеры, водохранилища (пункт 3 части 2).Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (часть 3).

Согласно ч.1 ст.8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч.1 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

Частью 2 ст.27 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.

В силу части 3 данной статьи полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с Законом Тверской области от 13 ноября 2014 года № 92- ЗО "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области" с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Пунктом 15 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения городского поселения отнесено создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Уставом Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области предусмотрено, что в состав Скворцовского сельского поселения входят населенные пункты, в т.ч. д.Покровское.

Таким образом, полномочия по обеспечению свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории д.Покровское Скворцовского сельского поселения реализуются органами местного самоуправления Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим кодексом.

В соответствии с положениями п.2 и п.3 ст.23 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений, сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

Подпунктом 1 п.4 ст.23 ЗК РФ предусмотрено, что публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

В силу положений п.3 ч.1 ст.43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормативные правовые акты принимаются представительными органами муниципального образования.

Судом установлено, что ФИО1, ФИО11, ФИО20, ФИО23, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО9, ФИО10 обратились в администрацию Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области и администрацию Торопецкого района Тверской области с заявлениями об установлении бессрочного бесплатного публичного сервитута на право ограниченного пользования находящимся в собственности ФИО25 всем земельным участком с кадастровым номером в части обеспечения прохода и проезда через участок для доступа к предназначенной для общего пользования находящейся в государственной и муниципальной собственности 20-метровой береговой полосе озера Слободское и находящегося там предназначенного для принятия солнечных ванн, купания и рыбной ловли пирса, обязав ФИО25 демонтировать мешающий проходу металлический забор.

Заявление в администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области зарегистрировано 17 января 2022 года вход.№ 1, в администрации Торопецкого района Тверской области 17 января 2022 года вход.№ 14.

21 января 2022 года № 140 письмом за подписью Главы Торопецкого района ФИО29 дан ответ на коллективное обращение от 17 января 2022 года, в котором указано: «В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляются в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомление гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Ваше обращение от 17 января 2022 года, поступившее в администрацию Торопецкого района, перенаправлено в администрацию Скворцовского сельского поселения в соответствии с действующим законодательством.

27 января 2022 года № 29 письмом за подписью врио Главы Скворцовского сельского поселения ФИО30 дан ответ на коллективное обращение от 17 января 2022 года, в котором указано: «В соответствии со ст.39.38 ЗК РФ «Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута». Администрация Скворцовского сельского поселения не уполномочена принимать решение по установлению бессрочного публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: д.Покровское Торопецкого района Тверской области для доступа на береговую линию общего пользования озера Слободское».

С учетом вышеприведенных норм закона, решение вопроса об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка, находящегося на территории Скворцовского сельского поселения Торопецкого района д.Покровское, для доступа к водному объекту и его береговой полосе, находящихся на территории Скворцовского сельского поселения Торопецкого района д.Покровское, входит в компетенцию администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области.

Таким образом, решение администрации Торопецкого района Тверской области о перенаправлении, поступившего к ней коллективного обращения об установлении публичного сервитута принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в рамках предоставленных полномочий, соответствует требованиям действующих нормативно-правовых актов, не нарушает прав, свобод и законных интересов административных истцов коллективного административного иска.

Следовательно, оснований для удовлетворения коллективного административного иска о признания решения администрации Торопецкого района Тверской области на коллективное обращение от 17 января 2022 года, не имеется.

Решение администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области о том, что она не уполномочена принимать решение об установлении публичного сервитута, принято с нарушением действующего законодательства.

В статье 39.38 указаны органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ст.39.37 ЗК РФ. В данном случае граждане обратились об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка в части обеспечения прохода и проезда через земельный участок для доступа к водному объекту – озеру Слободское и береговой полосе.

Таким образом, администрация Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области, в силу возложенных на нее полномочий, должна была определить необходимость и наличие оснований для установления публичного сервитута, однако фактически не приняла решение по обращению граждан, а именно ни установила и ни отказала в установлении публичного сервитута, ошибочно полагая, что не уполномочена принимать данные решения.

В своих возражениях на административный иск Глава администрации Скворцовского сельского поселения ФИО27 указал, что отсутствуют основания для установления публичного сервитута. Вместе с тем в оспариваемом решении не приведено ни одного основания, предусмотренного ст.39.44 ЗК РФ.

Поскольку Водным кодексом РФ закреплено право граждан пользоваться водным объектом и береговой полосой, Земельный кодекс РФ предусматривает возможность установления публичного сервитута для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, суд считает, что решение администрации Скворцовского сельского поселения о том, что она не уполномочена принимать решение об установлении публичного сервитута нарушает права всех административных истцов коллективного иска.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области от 27 января 2022 года является незаконным, в связи с чем, на нее надлежит возложить обязанность рассмотреть обращение граждан об установлении публичного сервитута с принятием решения.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Коллективный административный иск ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ИльИ. И. А., ФИО22, ФИО23, ФИО24 к администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области за подписью Врио Главы Скворцовского сельского поселения ФИО30 от 27 января 2022 года № 29, выразившееся в не рассмотрении (в связи с отсутствием полномочий) коллективного заявления от 17 января 2022 года об установлении публичного сервитута на право ограниченного пользования земельным участком с кадастровым номером .

Возложить на администрацию Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по коллективному заявлению от 17 января 2022 года об установлении публичного сервитута.

В удовлетворении коллективного административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ИльИ. И. А., ФИО22, ФИО23, ФИО24 к администрации Торопецкого района Тверской области о признании незаконным отказа в установлении публичного сервитута, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 июня 2022 года.

Председательствующий И.В. Крон

Дело № 2а-129/2022 г.