К делу <№ обезличен>а-5484/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«14» марта 2018 г. г.о. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Татарова В.А., при секретаре судебного заседания Такаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1301/2018 по административному исковому заявлению Шатрова Сергея Александровича и административному иску Завалишиной Валентины Викторовны к Администрации г.о. Химки Московской области о признании бездействия, связанного с принятием решения о признании проблемным объектом многоквартирного дома, незаконным, восстановлении нарушенного права,
УСТАНОВИЛ:
24.01.2018 г. Шатров С.А. обратился в Химкинский городской суд Московской области с административным иском к Администрации г.о. Химки Московской области о признании бездействия, связанного с принятием решения о признании проблемным объектом многоквартирного дома, незаконным, восстановлении нарушенного права.
<дата> с аналогичными требования в Химкинский городской суд Московской области с административным иском к Администрации г.о. Химки Московской области обратилась Завалишина В.В.
Определением суда от <дата> гражданские дела по искам Шатрова С.А. и Завалишиной В.А. о признании бездействия Администрации г.о. Химки Московской области, выразившегося в непринятии решения о признании корпуса <№ обезличен> (секции 01, 02, 03) жилого комплекса в составе пяти 9-ти этажных жилых домов с ДОУ и паркингом на 300 машиномест (2-я очередь строительства, 1 этап), расположенного по строительному адресу: <адрес> проблемным объектом, объединены в одно производство.
В обоснования своих требований административные истцы ссылаются на следующее: административный ответчик в письме <№ обезличен> от <дата> указал, что признать объект проблемным не представляется возможным. Данное письмо является ответом на заявление административных истцов о принятии решения о признании объекта строительства проблемным объектом. Письмо от <дата> не содержит опровержения доводов, изложенных в заявлении, а также не содержит отказа в принятии решения, в чем выразилось бездействие Администрации г.о. Химки Московской области. Между тем, в отношении строительства именно корпуса <№ обезличен> (секции 01, 02, 03) жилого комплекса в составе пяти 9-ти этажных жилых домов с ДОУ и паркингом на 300 машиномест (2-я очередь строительства, 1 этап), расположенного по строительному адресу<адрес> строительство которого ведется на основании разрешения на строительство <№ обезличен> от <дата>, выданного Министерством строительного комплекса Московской области, существуют два судебных решения, судами установлена невозможность своевременной передачи участникам долевого строительства жилых помещений, в строительство которых по договорам долевого участия они инвестировали собственные денежные средства. Административными истцами по результатам рассмотрения уголовного дела <№ обезличен> получены постановление о признании потерпевшим от <дата>.
Административный истец – Шатров С.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный истец – Завалишина В.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель административного ответчика – Администрации г.о. Химки Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения, согласно которым в удовлетворении заявленных требований просил отказать, поскольку оснований для признания объекта проблемным в соответствии с Законом Московской области от <дата><№ обезличен>-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших свои денежные средства в строительство многоквартирных домов» в настоящее время не имеется.
Заинтересованное лицо – представитель ООО «ЗЕЛМИНЖКОНСАЛТ» не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ, причины неявки суду не известны.
Заинтересованное лицо – представитель Главного управления государственного строительного надзора Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ, в адрес суда направил письменные пояснения согласно которым с учетом того, что длительность приостановки строительства в настоящее время составляет менее 9 месяцев, сведения о наличии признаков «проблемного объекта» у Главного управления отсутствуют.
Заинтересованное лицо - Министерство строительного комплекса Московской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ, причины неявки суду не известны.
В деле имеются доказательства заблаговременного извещения стороны о времени и месте рассмотрения административного дела судом в соответствии со ст. 96 КАС, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Химкинского городского суда. Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося административного истца.
Изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленный административный иск подлежит частичному удовлетворению, по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлен принцип государственного регулирования, государственного контроля (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Уполномоченный орган издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с этим уполномоченным органом на территории Московской области принят Закон Московской области № 84/2010-ОЗ от 1 июля 2010 года «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области», который определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков (ч. 1 ст. 1 Закона Московской области № 84/2010-ОЗ).
Данным Законом Московской области предусмотрено формирование Перечней (Сводного перечня) проблемных объектов и Реестра проблемных застройщиков. Кроме того Законом предусмотрено размещение Сводного перечня проблемных объектов на территории Московской области и Реестра проблемных застройщиков в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также формирование Реестра (Сводного реестра) пострадавших соинвесторов в целях информирования граждан о застройщиках, строящихся объектах и возможных рисках, связанных с инвестированием гражданами денежных средств в строительство многоквартирных домов. Законом также предусмотрен комплекс мер по защите прав пострадавших соинвесторов, которые в пределах своей компетенции, осуществляют исполнительные органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления (ст. 3, 4 Закона Московской области).
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 20.03.2014 № 610-О рассматриваемые во взаимосвязи нормы Закона Московской области «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области», определяющие предмет регулирования данного Закона (часть 1 статьи 1) и закрепляющие понятия «застройщик», «проблемный объект» и «пострадавший соинвестор» для целей этого Закона (пункт 1, абзац первый пункта 2 и пункт 4 статьи 2), направлены на защиту прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилых помещений на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, и, таким образом, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Пункты 3 и 4 части 1 статьи 4 Закона Московской области «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области», закрепляющие, в частности, право органа местного самоуправления принимать решение о признании строящегося на территории соответствующего муниципального образования многоквартирного дома проблемным объектом и его обязанность по ведению перечня таких объектов и по предоставлению указанного перечня в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (контролирующий орган), направлены на надлежащее информирование населения муниципального образования о наличии на его территории объектов капитального строительства, имеющих статус проблемных, и одновременно на обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и контролирующего органа в процессе реализации указанным органом своих полномочий, предусмотренных статьей 23 «Государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Из материалов дела усматривается, что 27.09.2016 г. между ООО «Земинжконсалт» и Шатровым С.А. заключен договор № Сх-3/1-145 участия в долевом строительстве многоквартирного дома. Согласно условиям которого застройщик обязуется своими силами и/или с привлечением других лиц в предусмотренный договором срок построить (создать) многоквартирный дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома передать квартиру участнику при условии надлежащего исполнения тем своих обязательств. Объектом долевого строительства является 1-комнатная <адрес> общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты>., расположенная в многоквартирном доме в секции 4 на 5 этаже, корпус <№ обезличен> жилого комплекса в составе пяти 9-ти этажных жилых домов с ДОУ и паркингом на 300 машиномест (2-я очередь строительства, 1 этап) по строительному адресу: <адрес>
Согласно условиям договора, передача квартиры застройщиком и принятие ее участником осуществляется на основании подписываемого сторонами акта приема-передачи. Передача квартиры осуществляется после даты получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию в порядке и сроки, указанные в договоре, т.е. застройщик, в течение 2 (двух) месяцев с даты получения в установленном порядке разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, обеспечивает передачу участнику квартиры в завершенном строительством многоквартирном доме путем подписания акта приема-передачи. Ориентировочный срок получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию – октябрь 2018 г. Застройщик имеет право досрочно ввести многоквартирный дом в эксплуатацию (п. 6.1, п. 5.1.7, п. 2.5 договора от 27.09.2016 г.).
Строительство второй очереди осуществляется на основании разрешения на строительство от <дата><№ обезличен> выданного Министерством строительного комплекса Московской области до <дата>, по утвержденной проектной документации, имеющей положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «МСП Экспертиза» от <дата><№ обезличен>. Государственный строительный надзор на данном объекте осуществляется с <дата> на основании извещения застройщика о начале строительства в соответствии с согласованной программой проверок.
На сегодняшний день указанные договоры не были исполнены застройщиком, что не отрицалось лицами, участвующими в деле и подтверждается материалами дела, в частности представленными фотоматериалами с места планируемой застройки.
В связи с неисполнением договоров административные истцы обратились в Администрацию г.о. Химки Московской области с заявлениями в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона Московской области от <дата><№ обезличен> о принятии решения о признании объекта строительства проблемным объектом, не позднее 15 календарных дней обратиться в правоохранительные органы по вопросу проведения проверки целевого использования привлечения для строительства проблемного объекта денежных средств граждан и (или) иных лиц и предоставить в Уполномоченный орган копию решения о признании объекта строительства, проблемным объектом и копию обращения в правоохранительные органы.
В ответ на обращение о признании проблемным ЖК «Сходня Парк» по адресу: <адрес> Администрацией г.о. Химки Московской области указано, что в отношении строительства ЖК «Сходня Парк» не установлено ни одно из обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 2 Закона Московской области от <дата><№ обезличен>-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области», признать объект проблемным не представляется возможным. <дата> в Министерстве строительного комплекса Московской области состоялось совещание с представителями Администрации г.о. Химки Московской области и застройщика ООО «ЗЕМИНЖКОНСАЛТ», по итогам которого было принято решение рассмотреть возможность расторжение договора о развитии застроенной территории от <дата> № ЮО-132 с целью последующей замены компании застройщика. По состоянию на <дата> осуществляются мероприятия по поиску инвестора, вопрос находится на особом контроле.
В силу положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 4 Закона Московской области № 84/2010-ОЗ определено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: 1) взаимодействуют с органами государственной власти, государственными органами, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов; 2) осуществляют контроль за сроками строительства многоквартирных домов; 3) принимают решение о признании объекта строительства проблемным объектом, не позднее 15 календарных дней обращаются в правоохранительные органы по вопросу проведения проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемного объекта денежных средств граждан и (или) иных лиц и представляют в Уполномоченный орган копию решения о признании объекта строительства проблемным объектом и копию обращения в правоохранительные органы; 4) формируют и ведут Перечень и ежеквартально представляют его в Уполномоченный орган; 6) с целью завершения строительства проблемного объекта принимают решение о привлечении нового застройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) при предоставлении земельного участка с размещенным на нем проблемным объектом рассматривают вопрос об одновременном предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительного земельного участка с целью компенсации затрат, связанных с удовлетворением требований пострадавших соинвесторов после завершения строительства проблемного объекта; 8) оказывают содействие пострадавшим соинвесторам по вопросам защиты их законных прав и интересов, в том числе при создании ими некоммерческой организации; 8.1) формируют планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган; 9) органы местного самоуправления осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно этому закону Московской области под проблемным объектом понимается расположенный на территории Московской области многоквартирный дом, для строительства которого привлечены денежные средства граждан и (или) иных лиц и в отношении которого установлено одно из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 2 Закона.
Принятие решения о признании объекта строительства проблемным объектом отнесено к полномочиям органа местного самоуправления (пункт 3 части 1 статья 4 названного Закона).
Согласно уведомлению ООО «Земинжконсалт» о приостановлении строительства от <дата><№ обезличен> и ответу на судебный запрос ГУ Госстройнадзор по МО <№ обезличен> от <дата> строительство многоквартирного дома приостановлено.
Судебными постановлениями (решение Химкинского городского суда Московской области от <дата> по делу <№ обезличен> решение Одинцовского городского суда Московской области от <дата> по делу <№ обезличен> вступившими в законную силу, установлены факты просрочки исполнения обязательств по передаче объектов долевого строительства в срок, что обязательства по договорам, заключенным с гражданами не исполнены в сроки, предусмотренные договором (согласно п. 2.4. договора участи в долевом строительстве объект подлежал передаче не позднее <дата>).
Постановлением от <дата>Шатров С.А. и иные граждане признаны потерпевшими по уголовному делу <№ обезличен>. Согласно материалам уголовного дела, в период с <дата> по <дата> неустановленные лица из числа руководства ООО «ЗЕМИНЖКОНСАЛТ», имея умысел на хищение чужого имущества, действуя из корыстных побуждений, путем обмана, под предлогом долевого участия в строительстве жилых домов, расположенных по адресу: <адрес><адрес>, похитили денежные средства в сумме более 1 000 000 рублей, израсходовав их на цели, не связанные со строительством вышеуказанных домов, то есть похитили их путем обмана, причинив вышеуказанным лицам материальный ущерб в особо крупном размере.
В соответствии с ответом от <дата> Начальника Управления государственного контроля в области долевого строительства, в связи с возбуждением уголовного дела в отношении неустановленных лиц из числа руководства ООО «ЗЕМИНЖКОНСАЛТ» <№ обезличен>, Главным управлением готовится исковое заявление в суд о приостановлении ООО «ЗЕМИНЖКОНСАЛТ» осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов.
В то время как были утверждены сроки проведения работ на объекте капитального строительства по проекту организации строительства: 1) подготовка земельного участка и выполнение земляных работ (<дата> – <дата>); 2) монтаж фундаментов (<дата> – <дата>); 3) монтаж конструкцией подземной и надземной частей (<дата> -<дата>); 4) монтаж сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей)) (<дата> – <дата>); 5) монтаж инженерных систем и оборудования (<дата> – <дата>).
Однако на сегодняшний день отсутствуют доказательства выполнения первого этапа работ, как следует из представленных фотоматериалов, земельный участок не подготовлен к застройке.
Таким образом, иная оценка административным ответчиком установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает наличие основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, следовательно, исходя из установленных судом юридически значимых обстоятельств по делу, учитывая приведенные требования, действующего законодательства РФ, суд приходит к выводу, что заявленный административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Шатрова Сергея Александровича и административное исковое заявление Завалишиной Валентины Викторовны к Администрации г.о. Химки Московской области о признании бездействия, связанного с принятием решения о признании проблемным объектом многоквартирного дома, незаконным, восстановлении нарушенного права – удовлетворить.
Признать бездействие Администрации г.о. Химки Московской области по непринятию решения о признании проблемным объектом многоквартирного дома, расположенного по строительному адресу: <адрес><№ обезличен> (секции 01, 02, 03) жилого комплекса в составе пяти 9-ти этажных жилых домов с ДОУ и паркингом на 300 машиномест (2-я очередь строительства, 1 этап), выразившееся в неисполнении обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 4 Закона Московской области от 01.07.2010 № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» незаконным.
Обязать Администрацию г.о. Химки Московской области вынести решение о признании проблемным объектом многоквартирного дома, расположенного по строительному адресу: <адрес><№ обезличен> (секции 01, 02, 03) жилого комплекса в составе пяти 9-ти этажных жилых домов с ДОУ и паркингом на 300 машиномест (2-я очередь строительства, 1 этап), включить проблемный объект, расположенный по строительному адресу: <адрес><№ обезличен> (секции 01, 02, 03) жилого комплекса в составе пяти 9-ти этажных жилых домов с ДОУ и паркингом на 300 машиномест (2-я очередь строительства, 1 этап), в перечень проблемных объектов на территории муниципального образования, указав планируемый срок ввода проблемного объекта в эксплуатацию либо срок обеспечения прав пострадавших соинвесторов иным способом, после признания объекта проблемным не позднее 15 календарных дней обратиться в правоохранительные органы по вопросу проведения проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемного объекта денежных средств граждан и (или) иных лиц и представить в Министерство строительного комплекса Московской области копию решения о признании объекта строительства проблемным объектом и копию обращения в правоохранительные органы, принять решение о привлечении нового застройщика, сформировать планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представить их на согласование в Министерство строительного комплекса Московской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено: 19.03.2018 г.
Судья В.А. Татаров