ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1302/20 от 28.10.2020 Свободненского городского суда (Амурская область)

УИД: 28RS0--

Дело № 2а-1302/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 октября 2020 г. г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Сиваевой О.А.,

при секретаре судебного заседания Першиной Г.Н.,

с участием помощников Свободненского городского прокурора Калашниковой А.С., Лотаревой Ю.А., представителя административного ответчика и заинтересованного лица Трубицыной А.С., представителя заинтересованного лица Третьяковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Свободненского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования «город Свободный», в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Свободного Амурской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в не проведении конкурсных процедур на приобретение жилых помещений в рамках реализации 1 этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», и возложении обязанности провести конкурсные процедуры на приобретение жилых помещений в рамках реализации 1 этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов»,

установил:

Свободненский городской прокурор обратился в Свободненский городской суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации города Свободного Амурской области о признании незаконным бездействие администрации г. Свободного, выразившееся в не проведении конкурсных процедур на приобретение жилых помещений в рамках реализации региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов»; возложении обязанности на администрацию города Свободного провести конкурсные процедуры на приобретение жилых помещений в рамках реализации региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», обращении решения суда к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица – привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.

В ходе рассмотрения дела Свободненский городской прокурор в соответствии со ст. 46 КАС РФ неоднократно уточнял административные исковые требования.

В иске и уточнениях к нему в обоснование заявленных требований Свободненский городской прокурор указал, что городской прокуратурой во исполнение указания прокурора области от 01.04.2019 № 667/20 «Об организации исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 14.03.2019 № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов», проведена проверка реализации национального проекта «Жилье и городская среда», в части реализации регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории Амурской области», по результатам которой установлено следующее.

Постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов».

Статьёй 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно ст. 38 БК РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (принцип адресности).

В соответствии с ч. 4 ст. 179 БК РФ государственными программами Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации.

Как установлено ч. 2 ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии с п. 6 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере жилья и городской среды поручено исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза.

Во исполнение указанных законодательных актов между министерством ЖКХ Амурской области и администрацией г. Свободного 09.08.2019 заключено соглашение о направлении в бюджет г. Свободного из областного бюджета в 2019 г. субсидии на реализацию I этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов» в сумме --. (из них -- - средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ; --. - средства областного бюджета).

Главным распорядителем бюджетных средств является Управление по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г. Свободного.

Муниципальным образованием «город Свободный» в рамках участия в I этапе Программы заключены муниципальные контракты для переселения граждан из аварийного жилищного фонда общей площадью --., что составило 85 % от планируемой площади переселения в рамках реализации I этапа Программы.

Кроме того, между министерством ЖКХ Амурской области и муниципальным образованием «город Свободный» -- заключено соглашение о направлении в бюджет г. Свободного субсидии на реализацию II этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов» в размере --. на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы.

Как установлено п. 2.3 соглашения муниципальное образование обязуется обеспечить реализацию Программы в установленные сроки, обеспечить достижение целевого показателя.

Пунктом 2.3.4 установлено, что администрация г. Свободного обязана определить в соответствии с действующим законодательством РФ заказчиков- застройщиков, исполнителей, подрядчиков, поставщиков (продавцов) товаров и заключить с ними муниципальные контракты в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Из ответа Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г. Свободного от 24.04.2020 на требование городской прокуратуры следовало, что на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного фонда на 2020 г. Управлению по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г. Свободного -- доведены лимиты (средства фонда) в сумме --., и областные средства в сумме --

Для освоения денежных средств, не освоенных муниципальным образованием «город Свободный» в 2019 году, лимиты бюджетных обязательств доведены до администрации г. Свободного --.

Учитывая, что в соответствии с п. 1.4 Соглашения площадь аварийного жилищного фонда, из которого подлежат переселению граждане по I этапу Программы составляет 4 -- м2, а контракты по состоянию на -- заключены на общую площадь 2,411 тыс. м2, имеется риск незаключения контрактов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на общую площадь 2, 1 тыс. м2.

Городской прокуратурой на постоянной основе осуществлялся контроль за реализацией мероприятий по переселению, предусмотренных I этапом Программы.

Как следует из ответа на требование городской прокуратуры от --, заключение контрактов Управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г. Свободного (как главным распорядителем бюджетных средств) планировалось во 2 квартале 2020 года.

Из ответа на требование от -- следовало, что по состоянию на -- из доведенных лимитов освоено лишь --). При этом, сложившаяся ситуация с распространением COVID-19 существенно повлияла на темпы строительства жилья и на освоение денежных средств на территории г. Свободного.

Ввиду длительного необъявления аукционов городской прокуратурой главе администрации г. Свободного внесены представления (--, --), которые рассмотрены.

Из ответа на представление от -- следует, что в июне 2020 г. прогнозируется ввод в эксплуатацию жилого дома, что позволяет предполагать о возможности приобретения жилья общей площадью 945 м2 в рамках реализации I этапа Программы. С июля 2020 года планируется объявление аукционов на приобретение жилых помещений. Стоимость закупки --. руб., процедура закупки будет произведена до конца августа. Аналогичный ответ направлен в городскую прокуратуру из администрации г. Свободного --. Вместе с тем, конкурсные процедуры на всю сумму не объявлены.

По состоянию на -- в рамках реализации II этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов» освоение лимитов администрацией г. Свободного составило -- руб., что составляет 6 % от общей суммы доведенных денежных средств.

По информации, представленной Управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г. Свободного от --, в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Амурской области находится проект решения о перераспределении денежных средств в размере --. руб. иному муниципальному образованию.

Как следует из ответа на требование городской прокуратуры от -- аукционы в рамках реализации I этапа Программы объявлены на сумму --., что свидетельствует об объявлении аукционов не в полном объеме. При этом, планируемые даты объявления аукционов на оставшуюся сумму --.) - --, --, --.

При мониторинге официального сайта «Единой информационной системы» -- установлено, что аукционы на приобретение жилых помещений в рамках реализации I этапа Программы на сумму -- 1 тыс. руб. -- также не объявлены.

Учитывая, что субсидия на текущий финансовый год доведена до администрации г. Свободного, бездействие должностных лиц администрации г. Свободного, выразившееся в непроведении конкурсных процедур на сумму -- руб., влечет несвоевременную реализацию и возврат в федеральный бюджет денежных средств, что, как следствие, приведет к значительному нарушению жилищных прав граждан, проживающих на территории г. Свободного.

С учётом наличия в деятельности администрации г. Свободного факта непроведения конкурентных процедур и заключения контрактов, а также низкого процента освоения денежных средств в рамках реализации региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов», имеются основания полагать, что дальнейшее непринятие надлежащих мер по освоению бюджетных средств на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда может привести к нарушению сроков выполнения целевых мероприятий.

Кроме того, непроведение конкурсных процедур на приобретение жилых помещений в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов», ставит под угрозу выполнение мероприятий муниципальным образованием «город Свободный», что, в свою очередь, ставит под угрозу выполнение целей программы по переселению Амурской областью в целом.

Бездействие должностных лиц администрации г. Свободного не позволяет решать поставленные государством цели и задачи по обеспечению граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде г. Свободного, благоустроенными жилыми помещениями.

Уточнив требования, просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации г. Свободного, выразившееся в не проведении конкурсных процедур на приобретение жилых помещений в рамках реализации I этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов» на общую сумму --. рублей;

- возложить обязанность на администрацию города Свободного провести конкурсные процедуры на приобретение жилых помещений в рамках реализации I этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов» на общую сумму --рублей, в срок до --.

В судебных заседаниях помощник Свободненского городского прокурора Калашникова А.С. и помощник Свободненского городского прокурора Лотарева Ю.А. на административных исковых требованиях с учетом уточнений настаивали по доводам и основаниям, изложенных в иске, просили их удовлетворить. При этом указали, что в течение 2019-2020 годов поэтапных сроков освоения выделенных бюджетных средств в рамках 1 этапа программы нет, только в течение финансового года. Все выделенные бюджетные средства в рамках первого этапа программы могут быть освоены как поэтапно, так и полностью в конце года.

Представитель административного ответчика – администрации г. Свободного и заинтересованного лица – МКУ «Жилищный центр» г. Свободного Трубицына А.С. в судебном заседании возражала против заявленных требований, поясняя, что бездействия со стороны администрации нет, поскольку администрацией города принимаются меры по реализации I этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», а, именно, денежные средства осваиваются в соответствии с Программой и до конца финансового года будут освоены полностью.

Представитель заинтересованного лица – УИМИЗ администрации г. Свободного Третьякова Н.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, при этом пояснила, что в соответствии с соглашением на УИМИЗ города Свободного возложена обязанность заключать муниципальные контракты (договора) на приобретение жилых помещений. -- году освоено денежных средств на сумму --. На настоящий момент на сумму -- рублей заключены контракты, на сумму -- рублей на сайте --.ru размещено пять извещений о проведении электронного аукциона. Более -- рублей будут перераспределены иным муниципальным образованиям. Согласно отчету, направленному в адрес Министра ЖКХ Амурской области, на -- остаток средств составляет --. Т.о., бездействия в данном случае никакого не имеется, поскольку первый этап Программы предусматривает освоения денежных средств до конца 2020 финансового года. До -- на оставшиеся денежные средства будут проведены остальные конкурсные процедуры по приобретению жилых помещений.

Представитель заинтересованного лица – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Своей позиции по иску не представил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1).

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (ч. 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, ч. 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, для признания действия (бездействия) незаконным необходимо наличие одновременно двух условий:

- указанное действие (бездействие) должно не соответствовать действующему законодательству;

- и этим действием (бездействием) должны быть нарушены права либо законные интересы заявителя.

Срок на обращение административного истца с настоящим иском не пропущен.

Статьёй 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с ч. 4 ст. 179 БК РФ государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Порядки предоставления и распределения указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

Как установлено ч. 2 ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии с п. 6 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере жилья и городской среды поручено исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Таким образом, обязательным условием заключения контракта является проведение конкурсных процедур.

В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 63 вышеуказанного Федерального закона извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 67 ФЗ-44 от 05.04.2013 срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.

Обращаясь с настоящим административным иском, изначально Свободненский городской прокурор просил суд признать бездействие администрации г. Свободного, выразившееся в непроведении конкурсных процедур на приобретение жилых помещений в рамках реализации региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов» незаконным, и обязать администрацию г. Свободного провести конкурсные процедуры на приобретение жилых помещений в рамках реализации региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов», обратив решение суда к немедленному исполнению.

В ходе рассмотрения дела, уточнив требования, и указывая на бездействие администрации г. Свободного, выразившееся в непроведении конкурсных процедур на приобретение жилых помещений в рамках реализации I этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов» на общую сумму --. рублей, что, по мнению истца, может привести к нарушению сроков выполнения целевых мероприятий, прокурор просит признать его незаконным и возложить обязанность на администрацию города Свободного провести конкурсные процедуры на приобретение жилых помещений в рамках реализации I этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов» на общую сумму -- тыс.рублей, в срок до --.

В свою очередь, судом установлено и следует из материалов дела, что Постановлением Правительства Амурской области от ---- утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов». Установлены сроки и этапы реализации Программы: 2019 год – по --, в т.ч. по этапам: I этап (2019-2020 годы); II этап (2020-2021 годы); III этап (2021-2022 годы); IV этап (2022-2023 годы); V этап (2023-2024 годы); VI этап (2024 год – --). Общий объем финансирования Программы составит --., в т.ч.: средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства -- тыс. руб.; средства областного бюджета – --. руб.; средства местных бюджетов --- руб. Финансирование Программы по годам: в т.ч. I этап – объем финансирования составит --. руб., в т.ч. – средства фонда: --., средства областного бюджета – --. руб., средства местных бюджетов – --. руб.; II этап - объем финансирования составит -- тыс. руб., в т.ч. – средства фонда: --

-- между министерством ЖКХ Амурской области и администрацией г. Свободного заключено соглашение -- о направлении в бюджет МО г. Свободный субсидии на реализацию I этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов». Согласно п. 1.2. предметом настоящего соглашения является предоставление финансовой поддержки за счет субсидии бюджету муниципального образования в сумме -- 00 рублей, в т.ч. поступившей от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме -- 00 рублей и средств областного бюджета в сумме -- рублей на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы. Площадь аварийного жилищного фонда из которого подлежат переселению граждане по I этапу Программы и, на который доводится субсидия, составляет не менее --.м. (п. 1.2, 1.4)

Также в соответствии с условиями соглашения:

- министерство ЖКХ Амурской области обязуется: осуществлять в пределах своих полномочий контроль за целевым использованием направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда средств Фонда, средств областного бюджета, для чего вправе запрашивать у Муниципального образования документацию и информацию, необходимую для реализации настоящего соглашения; в случае выявления нецелевого использования выделенных средств или при предоставлении недостоверной информации, содержащейся в отчетных документах, направлять в компетентные органы в установленном порядке предложения о применении санкций к Муниципальному образованию, в соответствии с действующим законодательством (п. 2.2.2, 2.2.3.);

- муниципальное образование обязуется, в том числе: обеспечить результативность и целевой характер использования финансовой поддержки, а также нести иные обязанности, предусмотренные Соглашением; обеспечить реализацию I этапа Программы в сроки, предусмотренные I этапом Программы; осуществлять в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за целевым использованием направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда средств Фонда, средств областного бюджета, выделенных на реализацию I этапа Программы, и принимать в пределах установленной законодательством Российской Федерации компетенции меры, необходимые для недопущения нецелевого использования средств Фонда, средств областного бюджета при реализации I этапа Программы; определить в соответствии с действующим законодательством РФ заказчиков- застройщиков, исполнителей, подрядчиков, поставщиков (продавцов) товаров и заключить с ними муниципальные контракты в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств; предоставлять в Министерство отчетность в т.ч. отчет о ходе реализации Программы, о расходовании средств Фонда, бюджета Амурской области и (или) местных бюджетов на реализацию Программы (п. 2.3.1, 2.3.2., 2.3.4., 2.3.5, 2.3.18).

-- между министерством ЖКХ Амурской области и администрацией г. Свободного заключено дополнительное соглашение к соглашению -- от --, из которого следует, что п. 1.2. соглашения дополнен абзацем в следующей редакции: «1.2. Размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Муниципального образования на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы на территории г. Свободный, составляет: в -- руб. 00 коп., в том числе: средства Фонда - -- 00 коп.; средства областного бюджета - -- в -- коп., в том числе: средства Фонда - --. 00 коп.

Кроме того, -- между министерством ЖКХ Амурской области и администрацией г. Свободного заключено соглашение -- о направлении в бюджет МО г. Свободный субсидии на реализацию II этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов». Согласно п. 1.2. предметом настоящего соглашения является предоставление финансовой поддержки за счет субсидии бюджету муниципального образования в сумме -- рублей, в т.ч. поступившей от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме -- и средств областного бюджета в сумме -- на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы. II этап Программы должен быть реализован в сроки предусмотренные II этапом Программы.

Главным распорядителем бюджетных средств является Управление по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г. Свободного.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно информации администрации города Свободного от --, направленной в адрес Свободненского городского прокурора на требование от ---- все бюджетные средства, направленные на реализацию программы «Обеспечение доступным и качественным жильём населения города Свободного на 2015-2025 годы» осваиваются своевременно. По 1-му этапу Программы лимиты были доведены в сумме --00; заключено муниципальных контрактов в 2019 году (----, --, --, ----) (освоено) - на сумму --,00. Неосвоенные лимиты 1-го этапа были переведены на 2020 год.

Из сообщения администрации г. Свободного от -- и -- в ответ на представление прокурора г. Свободного от -- и -- об устранении нарушений законодательства при реализации национальных проектов следует, что мониторинг жилья на рынке строительства и вторичного рынка жилья показывает отсутствия жилья заявленного Программой переселения. В целях реализации программы администрацией города сформированы и предоставлены посредством аукционов на праве аренды земельные участки под строительство многоквартирных домов, ожидаемый эффект ввода в эксплуатацию не менее 9 т.кв. метров жилья. Постановлением городского совета народных депутатов от ----.9/150 утверждена предельная стоимость 1 кв.м. общей площади для расчета стоимости завершенного и незавершенного нового строительства на территории муниципального образования «город свободный» в размере -- (--

В рамках реализации I этапа региональной программы в августе 2020 года УИМИЗ администрации г. Свободного заключено 13 контрактов на сумму -- рублей, -- на сайте -- размещено пять извещений о проведении электронного аукциона согласно ФЗ от 05.04.2015 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на сумму --, что следует из информации УИМИЗ администрации г. Свободного от -- и -- и сведений с сайта --

-- администрацией г. Свободного в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области направлено письмо, с просьбой рассмотреть возможность о перераспределении лимитов, доведенных в рамках I этапа в сумме -- другим регионам, в связи с невозможностью освоения лимитов в рамках I этапа региональной адресной программы, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от ---- «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области в 2019-2025 годах».

Проект решения по перераспределению указанных денежных средств находится в стадии рассмотрения в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле, и подтверждается соответствующей перепиской.

-- заместителем главы администрации города по строительству, землепользованию и муниципальным отношениям ФИО8 в адрес Министра жилищно-коммунального хозяйства Амурской области направлена информация о расходовании бюджетных средств Фонда, бюджета субъекта РФ (или) местных бюджетов на реализацию в т.ч. I этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по состоянию на --, из которой следует, что остаток средств на конец отчетного периода составил – --

Согласно информации УИМИЗ администрации г. Свободного от -- планируемый срок объявления конкурсных процедур в рамках реализации I этапа региональной программы до --

Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что имеются нарушения по не исполнению условий I этапа региональной программы и того, что административным ответчиком не будут объявлены конкурсные процедуры в рамках реализации I этапа региональной Программы в части оставшихся бюджетных средств в сроки, установленные Программой, а также доказательств бездействия администрации г. Свободного, выразившегося в не проведении конкурсных процедур на приобретение жилых помещений в рамках реализации I этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов» на общую сумму --. рублей, на момент рассмотрения настоящего дела административным истцом не представлено и в материалах дела не имеется.

Что касается представленных административным истцом представлений, направленных в адрес администрации г. Свободного от -- и --, то в них содержится информация и требование прокурора об устранении нарушений законодательства в части реализации II этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов» и неосвоения в текущем году финансовой поддержки по I этапу программы в сумме --. рублей, что не являлось предметом рассмотрения настоящего спора.

С учетом изложенного и установленных по делу обстоятельств, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска Свободненского городского прокурора отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Свободненского городского прокурора к администрации города Свободного Амурской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в не проведении конкурсных процедур на приобретение жилых помещений в рамках реализации 1 этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», и возложении обязанности провести конкурсные процедуры на приобретение жилых помещений в рамках реализации 1 этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.А. Сиваева

В окончательной форме решение принято 10 ноября 2020 года.

Копия верна

Судья Свободненского

городского суда Амурской области О.А. Сиваева

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--