РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2021 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свиридовой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоркиной Н.О.,
с участием представителя административного истца Чумаченко Г.А. по доверенности Барладяна П.А., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Козлова М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №71RS0028-01-2021-001874-28 (производство № 2а-1304/2021) по административному исковому заявлению Чумаченко Геннадия Алексеевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства,
установил:
административный истец Чумаченко Г.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, указав в обоснование исковых требований, что предписанием ответчика от 24 февраля 2021 г. на него (истца), как собственника земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, возложена обязанность в срок до 17 июля 2021 г. устранить выявленные в ходе проверки нарушения земельного законодательства.
Между тем, до вынесения оспариваемого предписания он (истец) обращался в правление садоводческого некоммерческого товарищества «Эксперимент» с заявлением о выходе из членов товарищества и передаче земельного участка в пользование товарищества и, получив отказ, 6 апреля 2021 г. составил нотариально удостоверенный отказ от права собственности на указанный земельный участок.
Административный истец полагал, что действия административного ответчика нарушают его права и законные интересы, в связи с чем просил суд признать незаконным предписание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от 24 февраля 2021 г.
Административный истец Чумаченко Г.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном законом порядке, сведений о причинах неявки не представил.
Представитель административного истца Чумаченко Г.А. по доверенности Барладян П.А. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал по основаниям, изложенным в нем, просил его удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Козлов М.Е. в судебном заседании доводы административного искового заявления не признал, просил отказать в его удовлетворении, указав, что предписание, обжалуемое административным истцом, принято должностными лицами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в соответствии с нормами действующего законодательства. Также пояснил, что оспариваемое предписание будет отменено Управлением в случае обращения административного истца через многофункциональный центр с соответствующим заявлением об отказе от права собственности.
Представитель заинтересованного лица, Заокского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, привлеченного к участию в деле в порядке досудебной подготовки, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном законом порядке, сведений о причинах неявки не представил.
Выслушав объяснения представителя административного истца Чумаченко Г.А. по доверенности Барладяна П.А., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Козлова М.Е., исследовав письменные доказательства по делу, руководствуясь положениями статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиями статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд по существу спора приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции кодекса Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457.
В соответствии с пунктом 5.1.1 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный надзор.
Пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. № 1, установлено, что функции по земельному надзору осуществляются, в том числе Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. № 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор, в том числе, за соблюдением требований земельного законодательства.
Согласно подпунктам 1, 5 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Таким образом, Заокский отдел Управления Росреестра по Тульской области наделено полномочиями по выдаче предписания по факту нарушений земельного законодательства.
В силу статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправлению, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, является административный истец Чумаченко Г.А.
Право собственности Чумаченко Г.А. на указанный земельный участок возникло на основании свидетельства о праве собственности на землю от 16 сентября 1993 г. №.
Границы земельного участка с кадастровым номером № установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На основании распоряжения органа государственного надзора от 3 февраля 2021 г. Заокскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области дано задание о проведении внеплановой документарной выездной проверки гражданина, по результатам которой составлен акт проверки от 24 февраля 2021 г. №, из которого следует, что 28 сентября 2020 г. установлено невыполнение Чумаченко Г.А. обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, в результате чего Чумаченко Г.А. было выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства.
24 февраля 2021 г. при проведении внеплановой выездной проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером № не имеет ограждений, объекты недвижимости, а также какие-либо строения, сооружения на нем отсутствуют; земельный участок полностью зарос деревьями высотой более 15м и дикорастущими кустарниками; на участке присутствует прошлогодний сухостой; проход по участку невозможен; признаков ведения садоводства на участке не обнаружено.
В письменных объяснениях Чумаченко Г.А. сослался на отсутствие материальной возможности привести земельный участок в надлежащее состояние, в связи с чем им принято решение о выходе из членов садоводческого некоммерческого товарищества «Эксперимент», соответствующее заявление было подано в 2013 г.
Однако по состоянию на 24 февраля 2021 г. земельный участок с кадастровым номером № согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости принадлежал Чумаченко Г.А.
В предписании от 28 сентября 2020 г. Чумаченко Г.А. было необходимо в срок до 2 февраля 2021 г. устранить допущенное нарушение земельного законодательства и привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а также использовать его. При проведении проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером № не используется, засор сорной растительностью. С ходатайством о продлении срока исполнения предписания для устранения допущенного нарушения Чумаченко Г.А. не обращался.
В ходе указанной проверки была составлена фототаблица, являющаяся приложением к указанному акту.
По результатам проверки в отношении Чумаченко Г.А. также вынесен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании акта проверки 24 февраля 2021 г. Заокским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в адрес Чумаченко Г.А. вынесено предписание № об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 17 июля 2021 г., разъяснено право обращения с заявлением о продлении срока устранения нарушения требований земельного законодательства.
Форма предписания от 24 февраля 2021 г. №, а также его содержание не противоречат требованиям земельного законодательства, соответствуют выявленным в ходе проведения проверки нарушениям, поскольку обязанность использовать земельный участок в соответствии с его назначением, возложена на собственников земельных участков.
Поскольку на момент проведения проверки в Едином государственном реестре содержались сведения о праве собственности Чумаченко Г.А. на земельный участок с кадастровым номером №, административный истец обязан использовать принадлежащий ему на праве собственности земельный участок в установленном законом порядке, должен устранить допущенное нарушение земельного законодательства.
Данные обстоятельства свидетельствуют о законности выданного предписания. Доказательств, свидетельствующих о совершении административным ответчиком неправомерных действий, повлекших нарушение прав и свобод Чумаченко Г.А., не представлено.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственность граждан юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними».
В соответствии со статьей 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними».
Из материалов делав следует, что до настоящего времени право собственности истца Чумаченко Г.А. не погашено, что следует из данных Единого государственного реестра недвижимости.
Исходя из изложенного, доводы административного истца со ссылкой на обращение в правление садоводческого некоммерческого товарищества «Эксперимент» с заявлением о выходе из членов товарищества и передаче земельного участка в пользование товарищества, а также на составление нотариально удостоверенного отказа от права собственности на земельный участок, не имеют правового значения и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания.
Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом действия произведены должностными лицами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в пределах их полномочий, установленных действующим законодательством, носят законный и обоснованный характер, а потому не нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку у административного ответчика имелись полномочия и основания для выдачи оспариваемого предписания об устранении нарушения земельного законодательства.
Доводы Чумаченко Г.А., приведенные в обоснование административного иска, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании административным истцом вышеприведенных норм действующего законодательства и опровергнуты исследованными по делу доказательствами.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании административных исковых требований, руководствуясь статьями 175-180, пунктом 2 части 2 статьи 227, частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Чумаченко Геннадию Алексеевичу в удовлетворении административных исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 24 февраля 2021 г. №, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 15 июня 2021 г.
Председательствующий