ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-131/2024 от 11.01.2024 Томского районного суда (Томская область)

<адрес> Дело № 2а-131/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2024 г. Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Дубовика П.Н.,

при секретаре Тычкиной В.А.,

помощник Вольман Е.В.,

с участием:

административного истца Белицкого Д.Ю.,

представителя административного истца Асеева В.А.,

представителя административного ответчика-

Департамент лесного хозяйства Томской области Маткина В.Е.,

представителя административного ответчика-

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному иску Белицкого Д.Ю. к Департаменту лесного хозяйства Томской области о признании незаконным решение от 20.07.2023 об отказе в исключении земельных участков из состава земель лесного фонда,

установил:

Белицкий Д.Ю. обратился в суд с административным иском к Департаменту лесного хозяйства Томской области о признании незаконным решение от 20.07.2023 об отказе в исключении земельных участков и из состава земель лесного фонда, изложенное в письме от 20.07.2023 .

В обоснование заявленных требований указал, что истцу на праве собственности принадлежат два смежных земельных участка, расположенных в <адрес> с кадастровыми номерами и . Категория земель обоих участков -земли населенных пунктов, вид разрешенного использования обоих участков - для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельный участок с кадастровым номером 02.07.1992 был предоставлен Р., умершей <данные изъяты>, по постановлению , на основании которого ей был выдан Государственный акт . 07.12.2006 данный земельный участок был приобретен истцом по договору купли-продажи у наследников Р.

Земельный участок с кадастровым номером приобретен истцом 07.12.2006 по договору дарения у Б., которая в свою очередь купила данный земельный участок 01.03.2005 у Н. по договору купли-продажи. Согласно п. 3 договора купли-продажи земельного участка от 01.03.2005 данный земельный участок был предоставлен Н. 09.11.1994 на основании постановления Главы Богашевской сельской администрации .

26.09.2022 выяснилось, что границы указанных выше земельных участков с кадастровыми номерами и частично пересекаются с землями лесного фонда Томского лесничества Богашевского участкового лесничества урочища «Богашевское».

09.06.2023 истец обратился к ответчику с заявлением об исключении территории данных земельных участков из состава земель лесного фонда.

Вместе с тем в письме от 20.07.2023 на данное заявление содержалось решение об отказе.

Считает, что решение ответчика об отказе в исключении земельных участков с кадастровыми номерами и из состава земель лесного фонда, изложенное в письме от 20.07.2023 является незаконным и необоснованным и нарушает права истца, как собственника земельных участков по владению, пользованию и распоряжению. В частности ссылается на п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Представитель административного истца Асеев В.А. и административный истец Белицкий Д.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении.

Административный ответчик - Департамент лесного хозяйства Томской области в судебное заседание направил своего представителя. Представитель Маткин В.Е. в судебном заседании просил в административном иске отказать, представил письменные возражения, отзыв, согласно которым просил в административном иске отказать.

Заинтересованные лица - Администрация Томского района, Управление территориального развития Администрации Томского района, Администрация Богашевского сельского поселения, ФГУП Томский филиал «Рослесинфорг», Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Кемеровской области – Кузбассе и Томской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.

Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание представил отзыв, согласно которому просил в административном иске Белицкого Д.Ю. отказать.

На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считал возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно п. 3 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 и 9 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 г.

Согласно п. 4 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года.

Согласно (1) п. 6 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: расположенные в границах особо охраняемых природных территорий.

Согласно ч. 7 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия религиозного назначения не установлены, положения части 3 статьи 14 Федерального закона не применяются, если после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Порядком ведения ЕГРН, утвержденным приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241 также допускается расположение земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.6 ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 13.06.2023) сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если данные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестрнедвижимости (ЕГРН);

границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения границ лесного участка, образованного для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Как установлено в судебном заседании, Белицкий Д.Ю. обратился с заявлением в Департамент лесного хозяйства Томской области от 09.06.2023 об исключении земельных участков с кадастровыми номерами: и из состава земель лесного фонда.

Департаментом Лесного хозяйства Томской области вынесено решение от 20.07.2023 Белицкому Д.Ю. в соответствии с п. 4 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отказано в исключении земельных участков из состава земель лесного фонда, изложенное в письме от 20.07.2023 .

На основании доказательств исследованных в судебном заседании, установлено, что Белицкому Д.Ю. на праве собственности принадлежат два смежных земельных участка, расположенных в <адрес> с кадастровыми номерами и . Категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования ведение личного подсобного хозяйства.

Как следует из сведений, исследованных в судебном заседании, земельный участок с кадастровым номером предоставлен на основании постановления Главы Богашевской Администрации по постановлению от 02.07.1992 Р.., на основании которого выдан Государственный акт . Данный земельный участок приобретен Белицким Д.Ю. 07.12.2006 по договору купли-продажи, что подтверждается правоустанавливающими документами о праве собственности.

Земельный участок с кадастровым номером приобретен Белицким Д.Ю. 07.12.2006 по договору дарения у Б.., которая купила данный земельный участок 01.03.2005 у Н.. по договору купли-продажи. Данный земельный участок в свою очередь предоставлен Н.. 09.11.1994 на основании постановления Главы Богашевской Администрации , что подтверждается правоустанавливающими документами о праве собственности.

26.09.2022 решением Управления территориального развития Администрации Томского района Белицкому Д.Ю. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по <адрес> на основании п.п.3 п.8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.

Как следует из письма Департамента лесного хозяйства Томской области от 15.09.2022 испрашиваемый земельный участок согласно данным государственного лесного реестра, пересекает земли лесного фонда Томского лесничества, Богашевского участкового лесничества, <адрес>

Как следует из ответа Департамента лесного хозяйства Томской области от 20.07.2023 границы земельных участков с кадастровыми номерами , пересекаются с особо охраняемой природной территорией «Магадаевский припоселковый кедровник» и соответственно с землями лесного фонда.

Как следует из ответа из Департамента лесного хозяйства Томской области от 17.10.2023 и схемы к нему, земельные участки Белицкого Д.Ю. с кадастровыми номерами , , согласно действующей лесоустроительной документации, пересекают земли лесного фонда, и имеют следующее местоположение: Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, <адрес>

Согласно протоколу заседания межведомственной рабочей группы для решения вопросов, связанных с привидением в соответствие сведений государственных реестров о лесных (земельных) участках на территории Томской области от 29.11.2022 в пунктах 54, 55 приложения к указанному протоколу имеются сведения о земельных участках Белицкого Д.Ю. с кадастровыми номерами с указанием сведений о пересечении границ с землями лесного фонда.

Как следует из ответа Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу поступили материалы для оспаривания имущественных прав Российской Федерации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , принадлежащие Белицкому Д.Ю. Также указано, что данный вопрос будет рассмотрен на предмет применения норм «Лесной амнистии» и критериев определения невозможности использования лесов и осуществления мероприятий по сохранению лесов на землях лесного фонда, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 616 от 22,09.2023.

Согласно ответу из филиала ППК «Роскадастр» по Томской области от 18.12.2023, сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес> внесены в Единый государственный реестр недвижимости в 2005 г. на основании заявки о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, постановления главы Богашевской сельской администрации от 09.11.1994 , свидетельства на право собственности на землю от 05.12.1994 РФ-ХП-ТО-14-23 и «Описания земельного участка», подготовленного инженером по землеустройству ОГУП «ТОЦТИ» по Томскому району Г.. 17.11.2004.

14.12.2015 в орган кадастрового учета (с 01.01.2017 - орган регистрации прав) поступило заявление и межевой план, подготовленный кадастровым инженером К.. (ООО «Геосеть») 05.12.2015 в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером .

Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес> внесены в ЕГРН в 2006 г. на основании заявки на внесение изменений в ЕГРН и «Описания земельного участка», подготовленного ООО «Эталон-2000» на основании землеустроительного дела . 14.12.2015 в орган кадастрового учета поступило заявление и межевой план, подготовленный кадастровым инженером К. (ООО «Геосеть») 04.12.2015 в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером .

Сведения о границах Томского лесничества в Томской области с реестровым номером внесены в ЕГРН 26.06.2023 на основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства «Об установлении границ Томского лесничества в Томской области» от 21.03.2023 .

Сведения о границах особо охраняемой природной территории «Магадаевский припоселковый кедровник» с реестровым номером внесены в ЕГРН 19.08.2010 на основании карты (плана), подготовленного ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности». Режим использования объектов недвижимости в границах территории особо охраняемого природного объекта с реестровым номером определен постановлением Администрации Томской области от 10.06.2009 №103а «О памятнике природы областного значения «Магадаевский припоселковый кедровник», постановлением Администрации Томской области от 12.10.2009 № 160а «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 10.06.2009 № 103а».

При таких обстоятельствах, как следует из сведений представленных Департаментом лесного хозяйства Томской области и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (ответов и схем) земельные участки с кадастровыми номерами: , принадлежащие Белицкому Д.Ю., частично расположены в границах особо охраняемой природной территории «Магадаевский припоселковый кедровник» с реестровым номером и одновременно в границах лесного фонда.

Особо охраняемая природная территория «Магадаевский припоселковый кедровник» образованна именно из земель лесного фонда и фактически должна находиться в границах лесного фонда.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.11.2008, выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, сведения о лесном участке Томского лесничества внесены в ЕГРН с 09.07.2000, то есть с того момента, когда Томскому лесничеству был присвоен кадастровый номер

В соответствии с Приказом Рослесхоза от 11.09.2008 «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ», требованиями ст. 23, 81 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о координатах границ Томского лесничества Томской области внесены в ЕГРН.

Как следует из скриншота публичной кадастровой карты, границы Томского лесничества внесены в ЕГРН под номером . Сведениями из публичной кадастровой карты подтверждается то обстоятельство, что территория лесничества не пересекает и не налагается на земельные участки с кадастровыми номерами , принадлежащие Белицкому Д.Ю.

Сведения о наложении, пересечении земель лесного фонда с земельными участками с кадастровыми номерами следуют только из Единого государственного лесного реестра.

При таких обстоятельствах, как следует из сведений представленных Департаментом лесного хозяйства Томской области и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (ответов и схем) земельные участки с кадастровыми номерами: , принадлежащие Белицкому Д.Ю., частично расположены в границах особо охраняемой природной территории «Магадаевский припоселковый кедровник» с реестровым номером и одновременно в границах лесного фонда.

Вышеуказанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.

В настоящий момент земельные участки Белицкого Д.Ю. с кадастровыми номерами: не исключены из границ территории особо охраняемого природного объекта «Магадаевский припоселковый кедровник».

Требования, установленные в п. 3 и (1) п. 6 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» являются обязательными.

При этом как следует из скриншота публичной кадастровой карты, границы Томского лесничества внесены в ЕГРН под номером . Также сведениями публичной кадастровой карты подтверждается, что территория лесничества не пересекает и не налагается на земельные участки с кадастровыми номерами ,

Сведения о наложении, пересечении земель лесного фонда с земельными участками Белицкого Д.Ю. с кадастровыми номерами следуют только из Единого государственного лесного реестра.

Согласно ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация:

1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Судом учитывается и то обстоятельство, что заседания межведомственной рабочей группы для решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений государственных реестров о лесных (земельных) участках на территории Томской области продлены до 2025 г. В связи с чем сведения, содержащиеся Едином государственном лесном реестре подлежат приведению в соответствие и в настоящее время и до 2025 г., в том числе и работы по устранению соответствующих реестровых ошибок.

Кроме всего прочего, согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» запрещена приватизация земель особо охраняемых природных территорий (в том числе и перераспределение земель), что в свою очередь также опровергает доводы заявителя о нарушении его имущественных прав на перераспределение (увеличение) вышеуказанных земельных участков.

Также как следует из ответа ППК «Роскадастр» на запрос Департамента лесного хозяйства Томской области, представлены сведения из Администрации Томского района, согласно которым Администрация Томского района только 11.12.2023 направила графическое описание местоположения границ <адрес> для внесения в реестр границ ЕГРН.

В связи с чем на момент обращения Белицкого Д.Ю. в части исключения его земельных участков с кадастровыми номерами точные сведения о границах населенного пункта - <адрес> в ЕГРН отсутствовали.

Анализируя вышеуказанное, а также с учетом того, что в Едином государственном лесном реестре содержится только специальная информация, касающееся лесного фонда РФ, не свидетельствует о нарушении имущественных прав Белицкого Д.Ю. в настоящий период времени.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что Департамент лесного хозяйства Томской области законно и обосновано отказал Белицкому Д.Ю. в исключении земельных участков с кадастровыми номерами из состава земель лесного фонда, что нашло отражение в письме от 20.07.2023 с указанием основания отказа на п. 3 и (1) п. 6 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», что в свою очередь исключало применение положений ч. 4 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ. Также было обосновано указано на положение ч. 7 статьи 14 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия религиозного назначения не установлены, положения части 3 статьи 14 Федерального закона не применяются, если после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий.

Таким образом, административное исковое заявление административного истца Белицкого Д.Ю. не подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Белицкого Д.Ю. к Департаменту лесного хозяйства Томской области о признании незаконным решения об отказе в исключении земельных участков с кадастровыми номерами из состава земель лесного фонда, изложенное в письме от 20.07.2023 .

Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: П.Н.Дубовик

Копия верна: судья П.Н.Дубовик

Секретарь: В.А. Тычкина

Решение вступило в законную силу «_____» _______________20__ г.

Судья:

Секретарь:

Оригинал решения в деле №2а-131/2024

УИД 70RS0005-01-2023-002655-28