УИД 59RS0040-01-2021-001950-46 КОПИЯ
Дело № 2а-1335/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 сентября 2021 года город Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Коноваловой И.Е.,
при секретаре судебного заседания Бабиковой М.А.,
с участием представителя административного истца ФИО3,
представителя административного ответчика ФИО4,
представителя заинтересованного лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО6 к Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о признании распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в суд с административным иском к Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о признании распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка незаконным.
В обоснование заявления указал, что 16 апреля 2015 года Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения заключен договор № аренды земельного участка с ФИО2, часть земельного участка имеет обременение – охранная зона газопровода наружного высокого давления II категории: завод РМЗ – котельная ЭБГХ. 21 марта 2017 года права и обязанности по договору переданы ФИО1 27 апреля 2017 года ФИО1 получено разрешение на производство земляных работ для дальнейшего строительства здания. 22 июня 2018 года права и обязанности по договору аренды переданы ФИО6 Письмом от 21 марта 2018 год ФИО7 указано на невозможность установления сервитута на земельный участок с кадастровым номером №, арендуемый ФИО6, рекомендовано разрешить вопрос заключения сервитута для прохода и проезда через земельный участок с кадастровым номером № с ФИО6 Распоряжением Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа № 470-р от 4 июля 2019 года утверждения схема прохода и проезда через земельный участок с кадастровым номером №, арендуемый ФИО6, к земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащий ФИО7, с постановкой на учет и установлением сервитута, по схеме представленной ФИО7, возложении обязанности заключить соглашение об установлении сервитута. Письмом от 29 ноября 2019 года ФИО7 указано на необходимость и возможность заключения сервитута с арендатором земельного участка ФИО6 Об установлении сервитута ФИО6 стало известно 9 июля 2021 года из выписки из ЕГРН на земельный участок. О наличии распоряжения об установлении сервитута ФИО6 стало известно в судебном заседании 16 июля 2021 года при рассмотрении иска ФИО7 к ФИО6 об установлении сервитута. Просит признать распоряжение Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа № 470-р от 4 июля 2019 года об утверждении схемы прохода и проезда через земельный участок с кадастровым номером № к земельному участку с кадастровым номером № с постановкой на кадастровый учет, установлении сервитута, возложении обязанности заключить соглашение об установлении сервитута – незаконным.
Административный истец – ФИО6 о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца – ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить. Пояснил, что о наличии данного распоряжения административный истец узнал 16 июля 2021 года в судебном заседании по иску ФИО7 об установлении сервитута. Также пояснил, что права административного истца нарушены, поскольку определением суда наложен запрет совершать возведение и строительство объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером №.
Представитель административного ответчика – ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что оспариваемое распоряжение издано уполномоченным органом в пределах своих полномочий и в соответствии с земельным законодательством. Так п. 2 и пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ установлено, что сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Публичный сервитут может устанавливается для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговое полосе. Заключением кадастрового инженера установлено, что единственным доступом к участку ФИО7 является участок с кадастровым номером №. Оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы административного истца. О наличии оспариваемого распоряжения ФИО6 узнал летом 2020 года, когда ФИО7 направила в его адрес предложение о заключении соглашения об установлении сервитута, а затем при рассмотрении ее иска об установлении сервитута. Таким образом, административным истцом пропущен срок для оспаривания распоряжения. Кроме того, распоряжение имеет силу два года, срок действия его истек.
Заинтересованное лицо – администрация Чайковского городского округа о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, представителя в суд не направила, с заявленными требованиями не согласна по доводам, изложенным в возражениях. В обоснование возражений указали, что п. 2 и пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ установлено, что сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Публичный сервитут может устанавливается для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговое полосе (л.д. 117-119).
Заинтересованное лицо – ФИО7 о месте и времени судебного заседания извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражала против удовлетворения иска.
Представитель заинтересованного лица ФИО7 – ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований. Пояснила, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым распоряжением, не указано какие нормы оно нарушает. Административным истцом пропущен срок для оспаривания распоряжения, поскольку о наличии такого распоряжения узнал 13 августа 2020 года, когда получил исковое заявление ФИО7 к ФИО6 об установлении сервитута, а также при получении письма с соглашением об установлении сервитута 17 июня 2020 года.
Суд, заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Обязанность доказывания соответствия закону принятых постановлений лежит на должностном лице.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Постановлением администрации Чайковского городского поселения № 539 от 16 апреля 2015 года ФИО2 предоставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 268 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: многофункциональные деловые и обслуживающие здания в аренду на 10 лет. На ФИО2 возложена обязанность заключить с Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения договор аренды участка; обеспечить его государственную регистрацию; использовать участок в соответствии с его целевым назначением, разрешенным использованием, соблюдать требования градостроительных регламентов; соблюдать ограничение, установленное на части участка площадью 40 кв.м. - охранная зона газопровода наружного высокого давления II категории: завод «РМЗ» - котельная ЭБГХ (л.д. 22).
16 апреля 2015 года между Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения и ФИО2 заключен договор № 03-11/01 аренды земельного участка, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 268 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: многофункциональные деловые и обслуживающие здания (п. 1.1). Настоящий договор заключен сроком на 10 лет с 16 апреля 2015 года по 15 апреля 2025 года и подлежит государственной регистрации (п. 1.2). Часть участка, площадью 40 кв.м., имеет обременение, подлежащее государственной регистрации в Росреестре – охранная зона газопровода наружного высокого давления II категории: завод «РМЗ» - котельная ЭБГХ (п. 1.3). Арендатор имеет право: передать свои права и обязанности по договору третьему лицу в пределах срока договора при условии письменного уведомления арендодателя. При этом ответственным по договору перед арендодателем становится новый арендатор участка (п. 4.1.3). Договор подписан сторонами, произведена его государственная регистрация (л.д. 15-21).
21 марта 2017 года между ФИО2 и ФИО1 заключено соглашение № 1 о замене стороны в договоре № 03-11/01 аренды земельного участка от 16 апреля 2015 года, согласно которому сторона 1 передает, а сторона 2 принимает на себя права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 16 апреля 2015 года № 03-11/01. Земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 268 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: многофункциональные деловые и обслуживающие здания. Соглашение подписано сторонами (л.д. 23).
27 апреля 2017 года ФИО1 выдано разрешение на производство земляных работ № 475, вид работ: забор, скважины, фундамент, корчевание деревьев; адрес производства работ: <адрес>, кадастровый номер №; срок выполнения работ с 10 апреля 2017 года по 28 декабря 2017 года. Разрешение согласовано (л.д. 26).
22 июня 2018 года между ФИО1 и ФИО6 заключено соглашение № 1 о замене стороны в договоре № 03-11/01 аренды земельного участка от 16 апреля 2015 года, согласно которому сторона 1 передает, а сторона 2 принимает на себя права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 16 апреля 2015 года №. Земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 268 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: многофункциональные деловые и обслуживающие здания. Соглашение подписано сторонами. Произведена его государственная регистрация (л.д. 24-25).
Письмом от 21 марта 2018 года администрация Чайковского городского поселения предлагает ФИО7 рассмотреть вопрос о возможности организации доступа к земельным участкам с кадастровыми номерами № и № со стороны земель общего пользования, находящихся с южной стороны данных участков, либо через земельный участок с кадастровым номером №, заключив с собственником участка соглашение об установлении сервитута, поскольку данный земельный участок имеет значительную площадь – 2168 кв.м., что будет менее обременительным для него, чем для земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 27).
Письмом Чайковской городской прокуратуры от 11 сентября 2018 года ФИО7 предложено обратиться в суд с иском об установлении частного сервитута (л.д. 91-92).
20 июня 2019 года ФИО7 обратилась в Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа с заявлением об утверждении схемы расположения части земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом план, по адресу: <адрес>, для установления сервитута для прохода и проезда к земельным участкам с кадастровыми номерами № и № (л.д. 87-89, 130-132).
4 июля 2019 года Управлением земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа вынесено распоряжение № 470-р, которым утверждена прилагаемая схема расположения части земельного участка с кадастровым номером №, площадью 64 кв.м., образуемую в целях установления прохода и проезда на земельный участок с кадастровым номером №, из состава земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>, находящиеся в территориальной зоне О-2 – общественно деловая зона центра города и микрорайона. ФИО7 осуществить постановку части участка на государственный кадастровый учет; заключить с Управлением земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа соглашение об установлении сервитута; установить срок действия распоряжения 2 года (л.д. 28-29, 86, 128-129).
Распоряжением от 8 июля 2019 года № 494-р изменен вид разрешенного использования земельного участка из состава земель населенных пунктов, расположенного в территориальной зоне О-2 «Общественно деловая зона центра города и микрорайона», с кадастровым номером №, площадью 268 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с «многофункциональные деловые и обслуживающие здания» на «магазины» (л.д. 30).
Письмом от 29 ноября 2019 года Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа уведомляет ФИО7 о невозможности заключения с ней соглашения об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером № в связи с заключением договора аренды на срок 10 лет с физическим лицом. ФИО7 рекомендовано обратиться к арендатору земельного участка для заключения соглашения о сервитуте (л.д. 31, 90).
Письмом Чайковской городской прокуратуры от 10 марта 2020 года ФИО7 разъяснено об отсутствии оснований для прокурорского реагирования, поскольку ответ Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа соответствует действующему законодательству (л.д. 93).
Согласно заключению от 4 июня 2020 года, подготовленным <данные изъяты>, единственным доступом к земельным участкам с кадастровыми номерами № и №, была дорога, которая оказалась в пределах границ вновь сформированного земельного участка с кадастровым номером №. Для доступа (прохода и проезда) к земельным участкам с кадастровыми номерами № и №, является установление обременения на земельный участок с кадастровым номером №. Площадь части земельного участка с кадастровым номером № составляет 64 кв.м. (л.д. 100).
9 июня 2020 года ФИО7 обратилась к ФИО6 с письмом, в котором указала о регистрации ею на основании распоряжения Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от 4 июля 2019 года сервитута площадью 64 кв.м. в отношении земельного участка с кадастровым номером №. Приложением к письму направила соглашение об установлении сервитута. Письмо получено ФИО6 17 июня 2020 года (л.д. 95, 96-97, 98, 99, 156, 157-158, 159, 160).
9 июля 2020 года ФИО7 направила в суд исковое заявление об установлении сервитута, согласно приложению к исковому заявлению приложены документы, подтверждающие направлении копии иска ответчику ФИО6, которое получено ФИО6 18 июля 2020 года (л.д. 101-104, 150-153, 154, 155).
Определением от 31 июля 2020 года исковое заявление ФИО7 возвращено.
Письмом от 27 июля 2020 года заместитель главы администрации Чайковского городского округа по строительству и земельно-имущественным отношениям уведомили ФИО6 о согласовании цветового решения фасадов объекта капитального строительства «Здание по обслуживанию автотранспорта», расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 32).
12 ноября 2020 года ФИО6 обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания по обслуживанию автотранспорта по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, площадь застройки 189,77 кв.м., этажность 2, площадь участка 268 кв.м. (л.д. 33).
17 ноября 2020 года ФИО6 выдано разрешение на строительство № здания по обслуживанию автотранспорта, в пределах земельного участка с кадастровым номером №, площадь застройки 189,77 кв.м., площадь участка 268 кв.м., адрес: <адрес>. Срок действия разрешения до 4 апреля 2022 года (л.д. 34-35).
Дополнительным соглашением от 2 октября 2020 года к договору № 03-11/01 от 16 апреля 2015 года, в договор внесены изменения, в п. 1.1 раздела 1 «Предмет и цель договора» слова «магазины» заменить словами «магазины, обслуживание автотранспорта». Дополнительное соглашение подписано сторонами (л.д. 36).
Согласно выписке из ЕГРН от 8 июля 2021 года, 2 сентября 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 268 кв.м., виды разрешенного использования: магазины, обслуживание автотранспорта. Установлены ограничения площадь 40 кв.м.: охранная зона газопровода наружного высокого давления II категории: завод «РМЗ» - котельная ЭБГХ; площадью 64 кв.м.: установление прохода и проезда на земельный участок с кадастровым номером №, основание – распоряжение Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа об утверждении схемы расположения части земельного участка от 4 июля 2019 года № 470-р. Данные о правообладателе отсутствуют. Установлено ограничение в виде аренды на срок с 3 июля 2018 года по 15 апреля 2025 года в пользу ФИО6 (л.д. 37-50, 120-124).
Согласно выписке из ЕГРН от 2 сентября 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, площадь участка 152,2 кв.м., собственником является ФИО7 с 8 апреля 2004 года (л.д. 125-127).
В соответствии с межевым планом от 3 сентября 2018 года, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием части (частей) земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, заказчик ФИО7, часть земельного участка сформирована с целью установления прохода и проезда на земельный участок с кадастровым номером № (л.д. 51-59).
Согласно ответу Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от 22 сентября 2021 года часть земельного участка с кадастровым номером № содержится в ЕГРН со следующими характеристиками: площадь 64 кв.м., вид обременения – прочие ограничения прав и обременения объекта недвижимости, содержание ограничения и обременения – установление прохода и проезда на земельный участок с кадастровым номером №. Сведения внесены 17 октября 2019 года на основании межевого плана от 3 сентября 2019 года. Основанием для подготовки и оформления межевого плана являлась схема расположения части земельного участка с кадастровым номером №, утвержденная распоряжением Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от 4 июля 2019 года № 470-р (л.д. 167).
В соответствии с градостроительным планом №, подготовленным начальником Управления строительства и архитектуры администрации города Чайковского 24 июня 2019 года, земельный участок расположен по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадь 268 кв.м., объекты капитального строительства отсутствуют. Установлены ограничения: охранная зона кабельной линии 9 кв.м., охранная зона газопровода 40 кв.м., санитарно-защитная зона предприятий сооружений и иных объектов 268 кв.м.
В соответствии с пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу положений ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
Согласно ст. 39.24 ЗК РФ в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное (п. 1). Землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, заключившие соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, в течение десяти дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения (п. 3). Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком (п. 4).
В соответствии со ст. 39.26 ЗК РФ в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута. Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется (п. 1). Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий: 1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах; 2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории; 3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса; 4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа (п. 3). Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях: 1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута; 2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами; 3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка (п. 4). Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Государственный кадастровый учет указанной части земельного участка может осуществляться на основании заявления кадастрового инженера без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа в случае, если такие полномочия кадастрового инженера предусмотрены договором подряда на выполнение кадастровых работ в связи с образованием указанной части земельного участка (п. 5). В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения (п. 6).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что утвержденная 4 июля 2019 года схема расположения части земельного участка на кадастровом плане территории соответствует требованиям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762, содержит адрес и площадь земельного участка, сведения о категории земель, виде разрешенного использования, территориальной зоне, кадастровом номере квартала, на ней указаны границы образуемого земельного участка и ранее учтенных земельных участков, масштаб, список координат характерных точек границы образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости.
Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 23 сентября 2021 года по результатам рассмотрения заявления ФИО7 17 октября 2019 года была образована часть земельного участка с кадастровым номером №, формирование осуществлялось на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением № 470-р, согласно которому часть образована для прохода и проезда на земельный участок с кадастровым номером №. Оснований для отказа в государственной регистрации части объекта недвижимости не установлено. На сегодняшний день сведения в ЕГРН о регистрации сервитута на образованную часть земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют. С заявлением о регистрации соглашения об установлении сервитута никто не обращался.
Исходя из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В связи с отсутствием требуемой совокупности условий для признания оспариваемого распоряжения незаконным в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Согласно ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8)
О наличии оспариваемого распоряжения административный истец ФИО6 узнал не позднее 17 июня 2020 года, когда получил письмо ФИО7, в котором имеется ссылка на утверждение схемы расположения части земельного участка Управлением земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от 4 июля 2019 года. Также о наличии оспариваемого распоряжения, ФИО6 узнал 18 июля 2020 года, когда получил исковое заявление ФИО7 об установлении сервитута, которое в дальнейшем было возвращено истцу. С иском в суд об оспаривании распоряжения административный истец обратился 22 июля 2021 года, то есть по истечении установленного ст. 219 КАС РФ срока для обжалования.
Доводы представителя административного истца о том, что опись вложения не является доказательством, что направлены именно указанные в ней документы, судом отклоняется, поскольку соответствие документов, указанных в описи, проверяется сотрудником почтового отделения, утверждается подписью уполномоченного работника и печатью.
Также доводы о том, что исходя из выписки из ЕГРН от 9 июня 2021 года не содержится сведений о наличии обременений являются не состоятельными, поскольку в данной выписке содержатся сведения об учетной записи земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 110).
Также представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что право истца нарушено тем, что в рамках гражданского дела по иску ФИО7 к ФИО6 об установлении сервитута определением суда от 28 июня 2021 года приняты обеспечительные меры в виде запрета совершать возведение и строительство объекта недвижимости на земельном участка с кадастровым номером №.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО6
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО6 к Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о признании распоряжения № 470-р от 04.07.2019 об утверждении схемы расположения части земельного участка с кадастровым номером № площадью 64 кв.м., образуемого с целью установления прохода и проезда на земельный участок с кадастровым номером № с местоположением: <адрес> незаконным оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца после составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 1 октября 2021 года.
Судья /подпись/ И.Е. Коновалова
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи __________________________ секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам М.А. Бабикова _____________________ "__" _____________ 20__ г |
Решение (определение) ____ вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле № 2а-1335/2021
Дело находится в производстве
Чайковского городского суда Пермского края