ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-134/20 от 06.03.2020 Аннинского районного суда (Воронежская область)

№ 2а-134/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п.г.т. Анна 06 марта 2020 г.

Воронежской области

Аннинский районный суд Воронежской области в составе:

судьи Аннинского районного суда Воронежской области Круговой С.А.,

при секретаре судебного заседания Седовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шишкина Константина Константиновича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Воронежской области о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

у с т а н о в и л:

Шишкин К.К. являлся индивидуальным предпринимателем в период с 29.11.2010 г. по 22.03.2019 г.

Шишкин К.К. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Воронежской области о признании незаконным решения налогового органа о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Истец указал, что 26 августа 2019 г. МИ ФНС России № 5 по Воронежской области в отношении него принято решение № 397 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, выразившегося в несвоевременной подаче налоговой декларации. Указанным решением к нему применено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. 21 октября 2019 г. указанное решение было обжаловано им в вышестоящий налоговый орган – Управление Федеральной налоговой службы России по Воронежской области, путем подачи жалобы. Решением от 20 декабря 2019 г. № 15-1-18/35255@ УФНС России по Воронежской области оставило жалобу без удовлетворения. Вместе с тем считает решение МИ ФНС России № 5 по Воронежской области № 397 от 26.08.2019 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным и необоснованным. 15 марта 2019 г. административным истцом была сдана декларация по форме 3-НДФЛ за 2016 г.. 10 сентября 2019 г. им было получено решение налогового органа № 397 от 26.08.2019 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором указано, что декларация сдана с опозданием на 23 месяца, в связи с чем ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. Вместе с тем, получив указанную налоговую декларацию 15 марта 2019 г., поданную истцом, налоговый орган должен был составить акт установленной формы не позднее 29.03.2019 г., а решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежало вынесению не позднее 20 мая 2019 года. Однако налоговым органом акт налоговой проверки № 3423 был составлен 01 июля 2019 г., а решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 397 принято только 26 августа 2019 г., то есть несвоевременно, с нарушением установленных сроков. Чтобы оправдать пропуск установленных законом сроков и несвоевременное составление акта налоговой проверки и принятия обжалуемого решения налоговая инспекция провела налоговую камеральную проверку по ст. 101 НК РФ, что является незаконным, поскольку акт камеральной проверки составляется только при выявлении в ходе такой проверки нарушений налогового законодательства (п. 1 ст. 100 НК РФ). В тоже время факт нарушения срока сдачи декларации выявляется не в ходе камеральной проверки, а непосредственно в день её несвоевременной подачи в налоговую инспекцию, и выявление этого факта не требует проведения камеральной проверки. Налоговому органу требовалось только сопоставить установленный Налоговым Кодексом РФ срок сдачи декларации с датой её фактической сдачи в налоговую инспекцию. Своими действиями налоговая инспекция искусственно увеличила сроки на принудительное или судебное взыскание начисленного штрафа, что не соответствует закону. Просит признать незаконным и отменить Решение МИ ФНС России № 5 по Воронежской области № 396 от 26 августа 2019 г. о привлечении Шишкина Константина Константиновича к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ (л.д.1-2).

Административный истец Шишкин К.К. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

С учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 ст. 2 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25, неполучение административным ответчиком определения о принятии административного искового заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству в связи с истечением срока хранения письма в почтовомотделении, отказом адресата от его получения не может препятствовать рассмотрению административного дела

Представитель административного ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Воронежской области, в суд не явился.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Шишкина К.К. начальник МИ ФНС России № 5 по Воронежской области П.Р.В. просит в удовлетворении исковых требований Шишкину К.К. отказать в полном объеме, как необоснованным, не соответствующим положениям налогового законодательства. Обжалуемое решение налогового органа № 397 от 26 августа 2019 г. считает законным, обоснованным и принятым в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Изучив материалы дела, оценив объяснения и доводы административного истца и административного ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, Шишкин Константин Константинович являлся индивидуальным предпринимателем в период с 29.11.2010 г. по 22.03.2019 г.

Статья 23 Налогового Кодекса РФ устанавливает обязанности налогоплательщиков, в том числе представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые обязаны уплачивать.

Определение налоговой декларации (расчета), а также порядок её представления в налоговый орган установлен статьей 80 Налогового Кодекса РФ.

Согласно п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством сроки.

В соответствии с п. 1 ст. 229 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики представляют налоговые декларации по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2016 год - не позднее 30.04.2017 г.

Вместе с тем, налогоплательщиком Шишкиным К.К. налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2016 год представлена налоговому органу 15.03.2019 г. (л.д. 7).

В соответствии с п. 2 ст. 88 Налогового Кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

В результате проведенной камеральной налоговой проверки декларации установлено, что декларация представлена с опозданием, тем самым совершено виновное противоправное деяние, за которое предусмотрена налоговая ответственность пунктом 1 статьи 119 Налогового Кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 119 Налогового Кодекса РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательствам о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или не полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

По выявленным нарушениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ составлен Акт налоговой проверки № 343 от 01.07.2019 г. (л.д. 31-34).

В соответствии со ст. 101 НК РФ МИ ФНС России № 5 по Воронежской области вынесено Решение № 397 от 26.08.2019 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Шишкин К.К. привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ, с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей (л.д. 5-6).

Решением УФНС России по Воронежской области от 20.12.2019 г. № 15-1-18/35255@ обжалуемое решение налогового органа оставлено без изменения, а жалоба Шишкина К.К. без удовлетворения (л.д.9-10).

В силу п. 1 ст. 10 НК РФ порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главами 14, 15 Налогового Кодекса РФ.

Согласно ст. 100.1 Налогового Кодекса РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 Налогового кодекса РФ.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ), рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

Дело о выявлении налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 Налогового Кодекса РФ, рассматривается в порядке, установленном ст. 101 НК РФ.

Согласно п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ, могут быть рассмотрены исключительно в порядке, предусмотренном ст. 101 Налогового Кодекса РФ.

В силу ст. 88 и 89 Налогового Кодекса РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. С учетом изложенного дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

Вместе с тем, если такие правонарушения выявлены налоговым органом в период проведения налоговой проверки, они могут быть отражены в материалах этой проверки и, соответственно, в решении, принимаемом по итогам рассмотрения указанных материалов (ст. 101 НК РФ).

Аналогичная позиция содержится в п. 1.6 Письма ФНС России от 16.07.2013 г № АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок», согласно которого, в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации после установленного законодательством о налогах и сборах срока, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, осуществляется только после проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации.

В соответствии с п. 1 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

Вышеуказанный порядок применяется также в тех случаях, если по результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации выявлено только правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ.

Административный истец Шишкин К.К. не оспаривает факт пропуска им срока представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2016 год.

Вместе с тем истец полагает, что налоговым органом нарушен срок составления акта о выявленных нарушениях налогового законодательства, и, соответственно, решения о привлечении его к ответственности. Административный истец указывает на отсутствие оснований для проведения налоговой проверки, и на возможность установить нарушение срока подачи декларации в день фактической сдачи декларации в налоговый орган.

Вместе с тем, основанием для проведения камеральной налоговой проверки, помимо не представления налоговой декларации в установленный законодательством о налогах сборах срок, послужила необходимость проверки налоговым органом соответствия расчетов и сведений, содержащихся в представленной «нулевой» декларации. Данная необходимость была вызвана бездействием самого налогоплательщика Шишкина К.К., не представившего своевременно налоговую декларацию.

Довод административного истца о возможности налогового органа установить в его действиях состав вмененного налогового правонарушения в день несвоевременной сдачи декларации не опровергает обоснованность проведенной административным истцом налоговой проверки.

Выявленное при проведении налоговой проверки событие правонарушения правомерно зафиксировано в материалах проверки, с составлением Акта налоговой проверки № 343 от 01.07.2019 г. по установленной форме.

Нарушений условий и порядка процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки в действиях административного ответчика не установлено, и административный истец об этом не заявляет.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности, составляющий согласно ст. 113 Налогового Кодекса РФ по вмененному правонарушению три года с момента, когда лицо должно было сдать декларации, налоговым органом не нарушен.

При изложенных обстоятельствах суд находит решение МИ ФНС России № 5 по Воронежской области № 397 от 26 августа 2019 г. о привлечении Шишкина К.К. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 Налогового Кодекса РФ, законным, обоснованным и принятым в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска, поданного в суд Шишкиным К.К., судом не установлено, в связи с чем суд полагает необходимым в иске отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Шишкина Константина Константиновича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Воронежской области о признании незаконным решения налогового органа № 397 от 26.08.2019 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца, с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья С.А. Кругова

Решение в окончательной форме изготовлено 06 марта 2020 года.