Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 сентября 2018 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Абрамчика И.М., при секретаре Глушневой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседанииадминистративное дело №2а-1357/18 по административному исковому заявлению ФИО1 административному ответчику Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных учреждений №25 с особыми условиями хозяйственной деятельности»Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краюо признании ненадлежащими условий содержания, о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных учреждений №25 с особыми условиями хозяйственной деятельности» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю о признании ненадлежащими условий содержания о признании действий незаконными.
Как указывает административный истец, он отбывает наказание в ИК-24 ФКУ ОИУ-25 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю. Находясь в колонии он был переведен на строгие условия отбывания наказания в отряд ОСУОН.В исправительной колонии находятся два помещения камерного типа ночное и дневное на шесть мест, что не соответствует установленным законом по квадратным метрам предоставляемым на одного осужденного и условиях содержания. Осужденные должны содержаться в отряде, а не в помещениях камерного типа.
В ночном помещении отведенным для сна по подъему его по распорядку дня обязывают делать зарядку под угрозой дисциплинарного взыскания за невыполнение, с чем он не согласен, потому как помещение камерного типа не предусмотрено для проведения физической зарядки. Зарядка является правом, а не обязанностью осужденного.
В исковом заявлении административный истец ФИО1 просит суд признать ненадлежащими условия содержания в отряде со строгими условиями отбывания наказания, признать действия незаконными в части обязания выполнять физическую зарядку.
ФКУ ОИУ-25 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в отзыве на административное исковое заявление просит отказать в удовлетворении иска, как незаконного и необоснованного.
Административный истец ФИО1, представитель административного ответчикаФКУ ОИУ-25 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, о дате и времени судебного заседания извещенынадлежащим образом,явка сторон не признана судом обязательной, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Установленные нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания.
Положениями части 3 статьи 123 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определены условия содержания осужденных в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях строго режима, которые существенно отличаются от обычных и облегченных условий отбывания наказания.
Условия отбывания наказания в строгих условиях характеризуются повышенной степенью ограничений. Наиболее серьезным ограничением является ограничение свободы перемещения внутри исправительных учреждений. Осужденные содержатся изолированно от других категорий осужденных в запираемых помещениях и находятся под повышенным контролем и надзором.
В соответствии с Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-03 Минюста России), утвержденной приказом от 02.06.2003 N 130-дсп (далее - Инструкция), помещения для размещения отряда, отделений отряда в общежитиях и карантинах (за исключением общежития для отпускников) следует условно разделять на 2 блока: блок помещений ночного пребывания - умывальная, туалет, жилые комнаты; блок помещений дневного пребывания - умывальная, туалет, помещения воспитательной работы, отдыха, приема пищи и т.д. Деление на 2 блока следует достигать архитектурно-планировочными решениями с применением отсекающих решетчатых перегородок с решетчатыми дверьми, запираемыми в различное время суток.
Постановлениями начальника ИК-24 ФКУ ОИУ-25 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, переведен в помещение камерного типа сроком на 3 месяца.
Постановлением начальника ИК-24 ФКУ ОИУ-25 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГФИО1 как характеризующийся отрицательно, признанный злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания переведен с обычных на строгие условия отбывания наказания.
Поскольку ФИО1 отбывает наказание в строгих условиях, он обоснованно переведен в запираемые помещения. Доводы истца о том, что он должен содержаться в отряде противоречат требованиям части 3 статьи 123 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. В соответствии частью 2 статьи 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности.
Из представленных стороной ответчика фотографий видно, а также пояснений следует, что площадь жилого помещения №8 дневного пребывания составляет 16,6 кв.м., площадь секции №8 ночного пребывания ОСУОН составляет 16,2 кв.м.
С учетом того, что в запираемых помещениях ОСУОН в оспариваемый административным истцом период времени находилось шесть человек, норма площади на одного осужденного, предусмотренная части 1 статьи 99 УИК РФ, нарушена не была.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила), которые обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную действующим законодательством.
Как следует из п. 16 названных Правил, осужденные обязаны: исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.
Пунктом 20 Правил определено, что в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
Согласно пункту 21 Правил распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя.
Распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных (приложение N 6) утверждается приказом начальника исправительного учреждения, доводится до сведения администрации исправительного учреждения и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации (пункт 22 главы 3 Правил).
Анализ вышеприведенных норм, позволяет прийти к выводу о том, что выполнение осужденными определенного комплекса физических упражнений, утвержденного начальником исправительного учреждения, в период, установленный распорядком дня и выполнение которого предусмотрено Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, не свидетельствует о нарушении прав осужденных, следовательно, не является основанием для признания действий сотрудников исправительного учреждения незаконными.
Физическое воспитание направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья осужденных. Одной из основных его форм которого, в том числе является и ежедневная физическая зарядка.
В силу ч. 1 ст. 11 УИК РФ, осужденные должны исполнять установленные законодательством РФ обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность осужденных соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2 статьи 11).
Положения правил конкретизируют указанные нормы УИК РФ и общепринятые нормы поведения осужденных, отбывающих наказание.
Доводы иска, что выполнение комплекса физических упражнений противоречит закону, являются необоснованными. Правилами внутреннего распорядка предусмотрена обязанность по соблюдению осужденными распорядка дня, установленного в исправительном учреждении.
В соответствии со статьей 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Следовательно, физическое воспитание является одной из форм воспитательной работы с осужденными, которая предусмотрена законом.
Установленное примерным распорядком дня время до 15 минут для занятий физической зарядкой используется в целях физического развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формированию здорового образа жизни и социальной адаптации. Данные положения сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо права осужденных, поскольку в каждом исправительном учреждении исходя из местных условий, продолжительности светового дня, времени года составляется конкретный распорядок дня.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые первым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с преступниками, состоявшимся в Женеве в 1955 г., и утвержденные Экономическим и социальным советом в резолюциях 663 C (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г., в частности, предусматривают, что все заключенные, не занятые работой на свежемвоздухе, имеют ежедневно право, по крайней мере, на час подходящих физических упражнений на дворе, если это позволяет погода.
Предусмотренное распорядком дня время для занятий физической зарядкой используется в целях физического развития способностей человека, совершенствованию его двигательной активности, формированию здорового образа жизни и социальной адаптации. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, в качестве общеприменимых правил называют право осужденных на ежедневные физические упражнения, и не может расцениваться как насилие над осужденными.
В связи с изложенным доводы заявителя, о том, что выполнение комплекса упражнений по занятию физической зарядкой является незаконным подлежат отклонению как основанные на субъективных умозаключениях, сделанных, в том числе, и по результатам неверного толкования вышеназванных положений закона.
Суд на основании представленных доказательств считает установленным, что нарушений положений перечисленных нормативных актов и обстоятельства, о которых указывал административный истец ФИО1, не нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
На основании ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
ФИО1 не представил доказательств ненадлежащих условий его содержания, поэтому его доводы, изложенные в заявлении о ненадлежащих условиях содержания, являются голословными и сами по себе не могут быть приравнены к пыткам по смыслу, вкладываемому в данное понятие ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Доказательств того, что в результате оспариваемых действий (бездействия) административного ответчика нарушены или оспорены права административного истца, свободы и его законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложены какие-либо обязанности, не было представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что права административного истца не нарушены, в связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения административных требований ФИО1
Руководствуясь ст.ст.175 -180 Кодекса административного судопроизводства, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать ФИО1 в удовлетворении административного искового заявленияк административному ответчику Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных учреждений № с особыми условиями хозяйственной деятельности» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, ФСИН Россиио признании ненадлежащими условия содержания в отряде со строгими условиями отбывания наказания, признании действий незаконными в части обязания выполнять физическую зарядку.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Абрамчик И,М.