ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1362/19 от 19.04.2019 Одинцовского городского суда (Московская область)

№ 2а-1362/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2019 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Саркисовой Е.В.

при секретаре Кулевой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Московской области, в котором просят: признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Московской области, выразившееся в ненаправлении в адрес заявителей следующей информации: какими нормативными документами руководствовался оценщик ООО «Центр оценки «Аверс» при проведении в 2013 году государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым ; правомерности, применяемых нормативных актов и методик установления кадастровой стоимости земельного участка, в случае, если в отношении такого участка категория земель и вид разрешенного использования не установлены; критериев и методики расчета определения в 2013 году кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым в размере 13 916 421,00 руб.; оснований изменения с 17.03.2018 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , наименований и реквизитов нормативного акта, на основании которого с 17.03.2018 года изменена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым ; признать незаконным действия Министерства имущественных отношений Московской области, выразившееся: в направлении в адрес заявителей недостоверной информации о нормативных актах, на основании которых в 2018 году изменена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым ; в отказе от применения правовых последствий изменения кадастровой стоимости (устранения ошибки) для заявителей, как налогоплательщиков, с 01.01.2014 года; обязать Министерство имущественных отношений Московской области: направить в адрес ФИО1 и ФИО2 информацию, указанную в п. 1 настоящих исковых требований; устранить ошибку в определении в 2013 году кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , с применением последствий изменения кадастровой стоимости (устранения ошибки) для ФИО1 и ФИО2 как налогоплательщиков, с 01.01.2014 года.

Свои требования мотивировали тем, что ФИО1 и ФИО2 С П. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, площадью 1020 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: АДРЕС, а именно: ФИО1 -1/20 доля, ФИО2 -19/20 долей. В октябре 2017 года в адрес истцов пришли налоговые уведомления об уплате земельного налога за земельный участок с кадастровым , кадастровой стоимостью 13 916 421 руб. 00 коп. Считая данную кадастровую стоимость явно завышенной или указанной ошибочно, истцы обратились в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Россреестра» по Московской области с заявлением об исправлении технической кадастровой ошибки и перерасчете кадастровой стоимости участка. Решением кадастровой палаты от 20.11.2017 года указанное заявление о перерасчете кадастровой стоимости было отклонено, и по данному вопросу было рекомендовано обратиться в Министерство имущественных отношений Московской области. 08.12.2017 года истцы обратились в Министерство имущественных отношений Московской области с заявлением, в котором просили сообщить следующую информацию: каким оценщиком (кадастровым инженером) была проведена государственная кадастровая оценка земель села АДРЕС и, в частности, конкретно земельного участка с кадастровым ; какими нормативными документами руководствовался оценщик (кадастровый инженер) при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым ; правомерность, применяемые нормативные акты и методику установления кадастровой стоимости земельного участка, в случае, если в отношении такого участка категория земель и вид разрешенного использования не установлены, критерии и методику расчета определения явно завышенной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым в размере 13 916 421.00 руб. (удельная стоимость 1 кв. м. - 13 643,55 руб.), при том, что расположенные по тому же адресу, при доме № в АДРЕС, земельные участки с кадастровыми номерами , имеют удельную стоимость 1 кв. м. 3 817,39 руб. (то есть, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым по непонятной причине в 3,57 раза больше, чем остальных вышеуказанных участков); каким органом утвержден результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым , номер и дату принятия такого решения. На указанное обращение в Министерство имущественных отношений Московской области был получен ответ от 16.01.2018 года о проведении министерством проверки правильности определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка. Остальная информация предоставлена не была. На повторное обращение от 05.03.2018 года был получен ответ от 27.04.2018 года за № IЗТГ-9874, согласно которому принято решение об устранении выявленной ошибки, и в настоящее время, согласно данным Публичной кадастровой карты, кадастровая стоимость вышеозначенного земельного участка составляет 3 894 400 руб. 80 коп. При этом, согласно п. 3 Распоряжения Минимущества М О. № 13ВР-512 от 27.04.2018 года результаты, утвержденные этим распоряжением, порождающие правовые последствия для граждан как налогоплательщиков, действуют с 01.01.2014 года. В связи с указанными обстоятельствами истцами было направлено в МРИ ФПС № 22 по Московской области заявление от 11.05.2018 года о перерасчете земельного налога, аннулировании пени. Поскольку ответа на данное заявление, а также жалобы в Управление ФНС по Московской области не поступило, истцы обратились в Одинцовский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании действия и бездействия налоговых органов, в рамках рассмотрения которого налоговым органом дан ответ от 04.12.2018 года за @, в котором налоговым органом указано, что в ответе Министерства имущественных отношений Московской области от 27.04.2018 года речь идет об участке с кадастровым (а не о принадлежащем истцам участке с кадастровым ), а также, что в распоряжениях Минимущества МО № 13ВР-408 от 04.04.2018 года и № 13-ВР-512 от 27.04.2018 года сведения о кадастровой стоимости участка истцов отсутствуют. Кроме того, налоговым органом обращено внимание, что в абз. 2 п. 1 прилагаемого к ответу Минимущества МО от 27.04.2018 года скана Распоряжения № 13ВР- -08 от 04.04.2018 г. речь идет о земельных участках, находящихся на территории Истринского муниципального района (в то время как наш участок находится в Одинцовском муниципальном районе). В связи с указанными обстоятельствами налоговым органом рекомендовано дополнительно обратиться в Министерство имущественных отношений Московской области. 10.12.2018 года истцы обратились в Министерство имущественных отношений Московской области с заявлением, в котором просили: сообщить, на основании какого нормативного акта была устранена ошибка в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , площадью 1020 кв. м, расположенного по адресу: АДРЕС; копию данного нормативного акта выслать на e-mail: наименование; сообщить, действуют ли с ДД.ММ.ГГГГ результаты, утвержденные этим нормативным актом, порождающие правовые последствия для граждан как налогоплательщиков. На указанное обращение получен ответ от 26.12.2018 года за , согласно которому «перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , утверждённой распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 № 567-РМ не возможен в связи с вступлением в силу кадастровой стоимости, определенной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области. Указанный ответ истцы полагают данным не по существу, нарушающим их права и законные интересы, создающим препятствия в реализации наших прав, поскольку не соответствует действительности доводы о том, что в отношении участка с кадастровым результаты кадастровой оценки в 2018 года утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 № 13BP-1633, так как согласно сведениям Публичной кадастровой карты, изменение кадастровой стоимости участка с 13 916 421,00 руб. на 3 894 400,80 руб. произошло с 17.03.2018 года; в ответе Министерства имущества Московской области от 27.04.2018 года предоставлена недостоверная информация, поскольку в приложениях к распоряжению Министерства имущества Московской области № 13ВР-512 от 27.04.2018 года участок с кадастровым не фигурирует; ни в одном из ответов министерства не содержится запрашиваемая истцами информация о нормативных актах, методике и критериях расчета, применявшихся при первоначальном, проведенном в 2013 году определении кадастровой стоимости участка с кадастровым номером . Кроме того, истцы просили исправить допущенную ошибку в определении начальной кадастровой стоимости, с применением правовых последствий для них как налогоплательщиков, начиная с 01.01.2014 года. Об устранении такой ошибки и правовых последствиях им было сообщено в ответе Министерства имущества Московской области от 27.04.2018 года, однако ответ административного ответчика от 26.12.2018 года утверждает прямо противоположное.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще уведомленной о дате месте и времени судебного разбирательства.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Административный ответчик Министерство имущественных отношений Московской области в лице представителя в судебном заседании в удовлетворении требований возражал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. Обратил внимание на то, что кадастровая ошибка допущена не в отношении земельного участка, принадлежащего истцам на праве собственности.

Заинтересованные лица Управление Росреестра по Московской области, Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области, ООО «Центр оценки «Аверс» своих представителей в судебное заседание не направили, будучи надлежаще уведомленными о дате месте и времени судебного разбирательства.

Суд с учетом мнения участников процесса и в силу положений ст. 156 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, уведомленных судом надлежащим образом о дате месте и времени судебного разбирательства.

Изучив представленные доказательства, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном указанным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 218 КАС РФ закреплено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, в соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями незаконным суду необходимо установить его несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии одного из вышеназванных условий оснований для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) такого органа или организации о незаконными у суда не имеется.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 и ФИО2 С П. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №. , площадью 1020 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: АДРЕС, а именно: ФИО1 -1/20 доля, ФИО2 -19/20 долей.

19.12.2017 года за номером в Министерство имущественных отношений Московской области поступило заявление от ФИО1 и ФИО2 о предоставлении информации о правомерности применения нормативных актов и методике установления кадастровой стоимости спорного земельного участка.

16.01.2018 года Министерством на указанное заявление был направлен ответ, в котором сообщалось, что Федеральным законом от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлены основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки и которым предусмотрен порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по обращения граждан, а так же оспаривание результатов кадастровой стоимости.

Также в данном ответе сообщалась информация об исполнителе по государственному контракту - ООО «Центр оценки «Аверс».

В результате проверки порядка определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером технических и кадастровых ошибок выявлено не было, о чем 03 октября 2018 за номером Министерство имущественных отношений Московской области уведомило ФИО1 и ФИО2

В ответе Министерство указало, что технических и кадастровых ошибок не выявлено. Кроме того сообщался алгоритм установления кадастровой стоимости, разработанный Министерством.

14.12.2018 года от ФИО1 поступило обращение о предоставлении информации в отношении кадастровой стоимости земельного участка .

26.12.2018 года Министерством на электронную почту ФИО1 (наименование) был направлен ответ по вопросу установления кадастровой стоимости, в котором сообщалось:

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Московской области в 2013 году проведена в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов оценки - 01.01.2013. Согласно статье 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании Перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки, и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно указанному перечню на дату оценки земельный участок с кадастровым номером оценен с учетом следующих сведений: Категория земель: Категория не установлена. Разрешенное использование: Не определено. Площадь: 1 020 кв.м. Результаты государственной кадастровой оценки, в том числе земельного участка с кадастровым номером , были утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 № 567-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения на территории Московской области" в размере 13 916 421 руб. 00 коп.

В настоящее время согласно справочной информации по объектам недвижимости в режиме онлайн, размещенной на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, объект недвижимости с кадастровым номером учтен со следующими характеристиками: Категория земель: Земли населённых пунктов. Разрешенное использование: Для индивидуальной жилой застройки. Площадь: 1 020 кв.м. Кадастровая стоимость: 3 894 400 руб. 80 коп.

В связи с чем в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 кадастровая стоимость была пересчитана филиалом ФГБУ «ФКП Рсреестра» по Московской области на основании средних удельных значений кадастровой стоимости за 1 кв. м.

Принимая во внимание изложенное, перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , утверждённой распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 № 567-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" невозможен в связи с вступлением в силу кадастровой стоимости, определенной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области.

Так же в соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 № 842/27, постановлением Правительства Московской области от 23.05.2017 № 372/17 «О переходе к проведению государственной кадастровой оценки в Московской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2017 № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» Минмособлимуществом выпущено распоряжение от 30.11.2017 № 13ВР-1766 о проведении в 2018 году государственной кадастровой оценки в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель расположенных на территории Московской области, за исключением категории земель лесного фонда, с датой применения для целей налогообложения с 01.01.2019.

Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Московской области 2018 года утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 № 13ВР-1633, с которым возможно ознакомиться на официальных сайтах Минмособлимущества mio.mosreg.ru в разделе «Документы-Распорядительные акты, принятые Министерством» или ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» ckomo.ru.

Одновременно с утверждением результатов новой государственной кадастровой оценки объектов недвижимости все распоряжения об утверждении результатов предыдущей оценки признаны утратившими силу, в связи с чем, пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной в 2013 году и действующей для целей налогообложения с 2014 года по 2018 гг. (если ОКС: установленной в 2015 году и действующей для целей налогообложения с 2016 года по 2018 гг.) и внесение изменений в соответствующие распоряжения не представляется возможным.

Начиная с 2019 года возможно подать обращение об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости государственной кадастровой оценки 2018 года в ГБУ «Центр кадастровой оценки» - https://ckomo.ru/ или через портал государственных услуг Московской области - https://uslugi.mosreg.ru/.

Проанализировав изложенное, суд приходит к выводу о том, что неправомерного бездействия, выразившегося в запрашиваемой истцами информации, направлении в адрес истцов недостоверных сведений о нормативных актах, со стороны Министерства имущественных отношений Московской области в адрес ФИО1 и ФИО2 допущено не было, ответчиком своевременно и в соответствии с действующим законодательством даны разъяснения на обращения истцов по существу заданных ими вопросов.

Ссылка на то обстоятельство, что ранее данный ответ Министерства имущественных отношений Московской области содержал указание на наличие ошибки в определении изначальной кадастровой стоимости земельного участка, в то время как оспариваемый в настоящем деле ответ сообщает об отсутствии такой ошибки, не влечет нарушений прав и законных интересов истцов, поскольку ответчиком выявлена ошибка в отношении иного объекта недвижимости, а именно: земельного участка с кадастровым номером , не принадлежащего истцам на праве собственности; сам факт поступления в адрес истцов сообщения о наличии ошибки в сведениях объекта недвижимости, правообладателями которого не являются, не порождает у них соответствующего права требовать от уполномоченного органа исправления сведений о кадастровой стоимости принадлежащего им земельного участка с кадастровым номером , а следовательно, наличие противоречий и противоправность в действиях административного ответчика отсутствуют.

Что касается требования об изменении кадастровой стоимости земельного участка, то согласно согласно пп. 15 п. 1 ст. 20 КАС РФ административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматриваются в Верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа в качестве суда первой инстанции.

Следовательно данное требование не подлежит рассмотрению в Одинцовском городском суде.

Ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку необходимой совокупности, а именно неправомерного бездействия административного ответчика и нарушения тем самым прав и законных интересов истцов в настоящем случае не установлено, административный иск подлежит отклонению в полном объёме.

Руководствуясь ст. ст. 14, 175-177 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1, ФИО2 к Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным бездействия, выразившиеся в ненаправлении в адрес заявителей информации, признании незаконными действий, выразившихся в направлении в адрес заявителей недостоверной информации, обязании направить в адрес заявителей информацию, обязании устранить ошибку в определении в 2013 году кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.

Судья: Е.В.Саркисова

Мотивированное решение составлено 30.04.2019 г.