ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1374/2021 от 07.12.2021 Реутовского городского суда (Московская область)

КОПИЯ Дело № 2а-1374/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Реутов, Московской области 07 декабря 2021 года

Реутовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего – федерального судьи Матвеевой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Баласановым М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Московская область, г. Реутов, Юбилейный проспект, д. 56, зал № 4, административное дело по административному исковому заявлению Тураевой Рены Исмаиловной к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве об обязании зарегистрировать право собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Тураева Р.И. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве об обязании зарегистрировать переход к Тураевой Р.И. права собственности на недвижимое имущество – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 36,9 кв.м. кадастровый .

Свои административные исковые требования Тураева Р.И. мотивировала тем, что на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ представитель Тураевой Р.И. ФИО4 была признана победителем торгов, проводимых в рамках процедуры реализации арестованного имущества.

ДД.ММ.ГГГГ между Тураевой Р.И. и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, а именно – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, обязательства по оплате квартиры выполнены в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к административному ответчику с заявлением перехода права собственности на квартиру с приложением согласно расписке.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности № в соответствии с п.п. 5,9,37, ч.1 ст. 26 Федерального Закона от 13.07.2015 года № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

ДД.ММ.ГГГГ Тураева Р.И. обратилась к административному ответчику с заявлением о принятии дополнительных документов, которыми подтверждается, что меры по запрету регистрационных действий, наложенные постановлением ОСП по Балашихинскому району и г. Железнодорожному УФССП России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, отменены постановлением СПП Измайловское РОСП от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ решением административного ответчика было отказано в снятии приостановления регистрационных действий.

В судебном заседании административный истец отсутствует, о времени и месте судебного заседания извещена в надлежащем порядке.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, направили в суд письменные возражения.

Сведения об уважительной причине неявки в судебное заседание административного ответчика суду не представлены.

В судебном заседании отсутствует представитель заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований – ОСП по Балашихинскому району и г. Железнодорожному ГУФЧЧП России по Московской области, о времени и месте судебного заседания извещены в надлежащем порядке.

В судебном заседании отсутствует представитель заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований – Управления Федеральной Антимонопольной Службы по Ростовской области, о времени и месте судебного заседания извещены в надлежащем порядке.

По правилам ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд. Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.

Учитывая, что административный ответчик извещен судом надлежащим образом по адресу, указанному административным истцом, сведения об ином месте жительства суду не представлены, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет лицу право оспаривания в порядке административного судопроизводства решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Из Протокола о результатах торгов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отношении <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, победителем торгов признана Тураева Р.И. (л.д.75).

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Тураевой Р.И. и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ТУ Росимущества в г. Москве) по результатам торгов по продаже арестованного имущества, Тураева Р.И. приобрела <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 82-84).

ДД.ММ.ГГГГ Тураева Р.И. обратилась к административному ответчику с заявлением перехода права собственности на квартиру с приложением согласно расписке.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято уведомление № о приостановлении государственной регистрации права собственности в соответствии с п.п. 5,9,37, ч.1 ст. 26 Федерального Закона от 13.07.2015 года № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении объекта – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>(л.д. 6-7).

Как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации, основанием для приостановления послужило то, что в отношении заявленного к регистрации объекта наложен арест на основании Постановления о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени запрещение в установленном законом порядке не прекращены. Проводить какие-либо регистрационные действия без отмены запрета соответствующим органом в установленном законом порядке Управление не вправе.

Кроме того, в ходе правовой экспертизы было установлено, что в отношении УФАС по г. Москве поступила жалоба на действия организаторов торгов при проведении аукциона по реализации имущества должника.

ДД.ММ.ГГГГ Тураева Р.И. обратилась к административному ответчику с заявлением о принятии дополнительных документов, а именно: постановления СПП Измайловское РОСП от ДД.ММ.ГГГГ, которым отменены меры, наложенные постановлением ОСП по Балашихинскому району и г. Железнодорожному УФССП России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно постановлениям судебного пристава-исполнителя Измайловного РОСП г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, сняты аресты и отменены меры по запрету на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра в отношении <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 16,17).

ДД.ММ.ГГГГ решением административного ответчика Тураевой Р.И. было отказано в снятии приостановления на государственную регистрацию права собственности в отношении объекта – <адрес> расположенной по адресу: <адрес>

Кроме того, в ходе правовой экспертизы было установлено, что в отношении торгов, проведенных по извещению 180121/39599967/02 Ростовским УФАС России, было вынесено предписание о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Из Предписания об аннулировании торгов УФАС по Ростовской области следует, на основании своего решения от ДД.ММ.ГГГГ по уведомлению о нарушении организатором торгов – ООО «Профэлектромаркет» – публичного порядка РФ, регулирующего проведение публичных торгов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ аннулировать аукцион по продаже арестованного имущества – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 58-59).

Суд обращает внимание, что в Предписании указано, что решение об аннулировании аукциона по продажи <адрес> по адресу: <адрес> было принято УФАС по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ намного раньше, чем действительно проходили эти торги, а именно ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Протоколом о результатах торгов от ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая, что на ДД.ММ.ГГГГ аукцион по продаже спорной <адрес> не проходил, никаких результатов по этому аукциону не было и быть не могло, суд считает, что Предписание грубо нарушает права Тураевой Р.И. на законное и справедливое участие в аукционе по продаже вышеуказанной спорной <адрес>.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с названным Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания и устанавливающих наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно п. 37 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 названной статьи, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 названной статьи ареста или запрета, о возврате залога залогодателю либо об обращении залога в доход государства.

Исходя из положений указанной нормы Закона № 218-ФЗ, в период действия такой меры исключается возможность осуществления государственной регистрации сделок в отношении спорного имущества.

В пункте 83 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденному Приказом Министерства экономического развития РФ от 7 июня 2017 г. № 278, разъяснено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии указанных в пункте 37 части 1 статьи 26 Закона о регистрации ареста или запрета, о возврате залога залогодателю либо об обращении залога в доход государства.

Данная норма права регламентирует применение части 6 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Эти требования закона административным ответчиком не соблюдены, несмотря на то, что административному ответчику были предъявлены документы о снятии ареста с недвижимого имущества – вышеуказанной <адрес>

В силу части 13 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.

По правилам этой нормы суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.

Отсюда следует, что приведенное узаконение не лишает уполномоченный орган возможности передать административному истцу заверенную копию постановления о снятии ареста для вручения органу государственной регистрации права, что также усматривается из Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 (п.п. 230, 231).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о внесении соответствующих сведений в ЕГРН самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В дальнейшем наличие записи об аресте является предметом правовой экспертизы документов, представленных на регистрацию.

Однако же, ничего из перечисленного административным ответчиком не сделано, а указанные им основания для приостановления государственной регистрации права собственности, согласно уведомлению, не основаны на законе.

Таким образом, поскольку из материалов дела следует, что арест квартиры
, расположенной по адресу: <адрес>, наложенный постановлением ОСП по Балашихинскому району и г. Железнодорожному УФССП России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, отменен постановлением СПП Измайловское РОСП от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что имеются основания для внесения соответствующих сведений в ЕГРН и осуществления государственной регистрации права собственности Тураевой Р.И. на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>

В письменных возражениях административный ответчик указывает на то, что организатором торгов неправомерно проведены торги на площадке, которая не входит в перечень электронных торговых площадок, утвержденных Распоряжениями Правительства РФ -р от ДД.ММ.ГГГГ и -р от ДД.ММ.ГГГГ, и на то, что ДД.ММ.ГГГГ Ростовской УФАС было вынесено предписание об аннулировании торгов .

Распоряжения -р и -p распространяются на электронные торговые площадки, обеспечивающие проведение конкурсных процедур согласно ФЗ от 5 апреля 2013 года N944-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ФЗ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и не распространяются на электронные торговые площадки, обеспечивающие проведение процедур по реализации имущества должников согласно ФЗ от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ от 16 июля 1998 года №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ФЗ от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». При этом перечень торговых площадок по реализации имущества должников в соответствии с ФЗ № 229-ФЗ и ФЗ №102-ФЗ законодательством РФ не определен.

Согласно пункту 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50, публичные торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения, если будет установлено, что они проведены с нарушением правил, предусмотренных законом - ст. 449 ГК РФ, ст. 449.1 ГК РФ, ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимого имущества)». Основанием для признания торгов недействительными, согласно пункту 44 Постановления Пленума ВС РФ № 106, Пленуму ВАС РФ № 22, может служить существенное нарушение процедуры их проведения.

Однако Решение антимонопольного органа от ДД.ММ.ГГГГ за об аннулировании аукциона, принятое ранее даты проведения публичных торгов, не могло установить какие-либо существенные нарушения в процессе проведения аукциона, поскольку на момент его принятия аукцион ещё не был проведен. Решение антимонопольного органа не может быть распространено на будущее, поскольку рассматривается проведение и соблюдение требований закона по проведенной процедуре.

Согласно п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Анализируя вышеизложенное и учитывая, что арест <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, наложенный постановлением ОСП по Балашихинскому району и г. Железнодорожному УФССП России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ отменен постановлением СПП Измайловское РОСП от ДД.ММ.ГГГГ, а также учитывая, что в суде было установлено, что решение УФАС по <адрес> (от ДД.ММ.ГГГГ) об аннулировании результатов аукциона было незаконно принято тогда, когда аукциона фактически еще не было (аукцион был ДД.ММ.ГГГГ), суд считает, что уведомление административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации является незаконным, не соответствует вышеуказанным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы административного истца, т.к. Тураева Р.И. не имеет возможности зарегистрировать тот объект недвижимости, который она получила по результатам торгов, и другого способа, чтобы защитить свое нарушенное право, у административного истца Тураевой Р.И. нет.

Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым административные исковые требования удовлетворить и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве зарегистрировать переход к Тураевой Р.И. права собственности на недвижимое имущество – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью 36,9 кв.м. кадастровый .

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Тураевой Рены Исмаиловны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве об обязании зарегистрировать право собственности – удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве зарегистрировать переход к Тураевой Рене Исмаиловне право собственности на недвижимое имущество – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью 36,9 кв.м., кадастровый .

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Реутовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья (подпись) Н.А. Матвеева

В окончательной форме решение составлено 07 декабря 2021 года.

Федеральный судья (подпись) Н.А. Матвеева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>