ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1382/20 от 19.08.2020 Конаковского городского суда (Тверская область)

Административное дело № 2а-1382/2020

69RS0014-02-2019-002692-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2020 года г. Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Чувашовой И.А.,

при секретаре Кудряшовой А.И.,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1, представителя административного ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Росреестра по Тверской области, Конаковскому отделу Управления Росреестра по Тверской области, начальнику Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО4, заинтересованные лица Администрация Вахонинского сельского поселения Конаковского района Тверской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», ФИО5, об исправлении реестровой ошибки,

у с т а н о в и л:

В суд обратился ФИО3 с иском к Управлению Росреестра по Тверской области, третьи лица не заявляющие самостоятельные требований относительно предмета спора Администрация Вахонинского сельского поселения Конаковского района Тверской области об обвязывании исключить из Единого государственного реестра недвижимости основные сведения о земельном участке, об обязывании внести в Единый государственный реестр недвижимости основные сведения о земельном участке.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 26 декабря 2015 года между ним и ФИО5 был заключен договор купли-продажи земельного участка кадастровый , категория - земли населенных пунктов, который расположен по адресу: <адрес>. Земельный участок принадлежал ФИО5 на основании Свидетельства на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного пользования землей №0551, выданного администрацией Вахонинского сельского Совета 10.06.1993г. Площадь земельного участка составляла 0,10 га. При заключении договора купли-продажи земельного участка 26 декабря 2015 года истец ознакомился с копией Свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок серия 69 АБ 133865. Дата выдачи Свидетельства 22 февраля 2008 года. Согласно этому Свидетельству ФИО5 являлся собственником земельного участка кадастровый . Площадь земельного участка составляла 1000 кв.м., категория земель - земли населенного пункта, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок расположен по адресу: <адрес>, регистрационная запись в ЕГРН сделана 22 февраля 2008г.№69-69- 14/005/2008-030. Договор купли продажи земельного участка кадастровый был передан сторонами договора для государственной регистрации в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области по расписке от 26.12.2015 года. 22 января 2016г. Управление Росреестра по Тверской области прекратило государственную регистрацию перехода права собственности на проданный истцу земельный участок кадастровый , о чем уведомило истца и ФИО5 (Уведомление о прекращении регистрации №69/115/019/2015-475 от 22.01.2016г.). В уведомлении было указано, что на основании п.4 ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997г.№122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 22.01.2016г. прекращена государственная регистрация права собственности (перехода права) на объект недвижимости: земельный участок кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), общая площадь 1000 кв.м., адрес: <адрес>, документы на которую были представлены 26 декабря 2015 года №69/115/019/2015-475, на основании заявления (№69/115/0001/2015-328 от 22.01.2016; №69/115/2016-330 от 22.01.2016г.). Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" орган осуществляющий государственную регистрацию прав по договору по заявлению сторон прекращает регистрацию. Однако стороны по договору с заявлением о прекращении регистрации договора купли-продажи земельного участка кадастровый в регистрационный орган не обращались. Прекратив регистрацию договора купли-продажи земельного участка от 26 декабря 2015г., через некоторое время представители Управления Росреестра по <адрес> пригласили их в регистрирующий орган и предложили подписать новый договор купли-продажи земельного участка принадлежащего ФИО5 В подготовленном проекте договора купли- продажи земельного участка им предложили указать кадастровый номер земельного участка . В новом договоре купли-продажи земельного участка от 18.05.2016 г. ФИО5 указал, что земельный участок принадлежит ему на праве на основании Свидетельства на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного пользования землей № 0551, выданного администрацией Вахонинского сельского Совета 10.06.1993 г. Расположен был участок по адресу: <адрес>. Стоимость земельного участка составляла 700 000 руб. Площадь земельного участка была указана в свидетельстве №0551 от 10.06.1993 г. и составляла 0,10 га. После подписания договора купли –продажи, договор был сдан на государственную регистрацию в Управление Россреестра по Тверской области. 27.05.2016 г. истец получил в Управлении Россреестра по Тверской области свидетельство о государственной регистрации права на проданный земельный участок, номер регистрационной записи ЕГРН 69-69/012-69/115/005/2016-377/2. В свидетельстве было указано, что согласно договору купли-продажи земельного участка истец стал собственником земельного участка кадастровый , категория земельного участка - земли населенных пунктов, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 1000 кв.м, адрес: <адрес>. Согласно статье 5 Федерального Закона Российской Федерации № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимостей, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации права. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации права осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы, и кадастровые кварталы (далее - единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации права. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливается органом нормативно-правового регулирования. Статья 8 Федерального Закона Российской Федерации № 218 -ФЗ от 13 июля 2015 года устанавливает, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения границ земельных участков. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органа местного самоуправления, сведения которые, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. Согласно п. 3 ч.4 статьи 8 Федерального закона №218-ФЗ от 13 июля 2015г. в кадастр недвижимости вносится в качестве одного их основных сведений сведения об объекте недвижимости (земельный участок согласно ст. 130 ГК РФ), а именно кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения. Приказ Министерства экономического развития от 24 ноября 2015г.№877 (далее "Приказ") "Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ" пунктом 3 раздела 2 Порядка, утвержденного указанным выше "Приказом", установил, что кадастровый номер присваивается объекту недвижимости в кадастровом квартале, в границах которого такой объект располагается целиком. В случае если объект недвижимости располагается одновременно на территории нескольких кадастровых округов, кадастровый номер такому объекту присваивается в кадастровом квартале с учетным номером "0 0 0", границы которого совпадают с границами кадастрового округа Общероссийский". Земельный участок с кадастровым был внесен в государственный кадастр недвижимости 07.08.2006г. Кадастровый равнозначен кадастровому (выписка из государственного кадастра недвижимости от 05.08.2010г.№02-69/10- 2-116989). Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 28 марта 2016г. 02-69/16-1-117077 правообладателем земельного участка кадастровый , площадью 1000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства являлся ФИО5. В кадастровом паспорте был указан правоустанавливающий документ, выданный ФИО5: Свидетельство на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение бессрочного (постоянного) пользования землей от 10.06.1993г. №0551. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 23.03.2016г. В кадастровом паспорте было указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. 03.04.2018г. истец получил в электронном виде выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости сведения о зарегистрированных правах на земельный участок кадастровый (выписка от 03.04.2018г. №99/2018/91119208). Из содержания полученной выписки следовало, что правообладателем указанного земельного участка является ФИО3, право собственности на земельный участок зарегистрировано 27.05.2016г., регистрационная запись №69-69/012- 69/115/005/2016-377/2 от 27.05.2016. В графе номер кадастрового квартала был указан , дата присвоения кадастрового номера 23.03.2016, в графе ранее присвоенный государственный учетный номер указано-данные отсутствуют, земли населенного пункта, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 1000 кв.м, адрес: <адрес> 01 июня 2018г. истец заказал в Управлении Росреестра по Тверской области выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. В указанной выписке земельный участок имел кадастровый , в то же время в разделе кадастровый квартал указан номер квартал , ранее присвоенный государственный учетный номер - данные отсутствуют, категория земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка 769 кв.м.+/-3 кв.м. В этой связи истец полагет, что кадастровый присвоен земельному участку органом регистрации права в нарушение требований статей 5,8 Федерального Закона Российской Федерации № 218 -ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости: " в кадастровом номере земельного участка, указан 401 квартал, а в кадастровой выписке в строке " номер кадастрового квартала" указан квартал 402. Изменив кадастровый номер земельного участка на кадастровый , ответчик нарушил права истца как собственника, предусмотренные статьей 209 ГК РФ, ст.40 ЗК РФ, в частности право на распоряжение земельным участком, т.к. сделка связанная с продажей указанного земельного участка может быть признана недействительной в силу ее ничтожности. Истец обратился в Управление Росреестра по Тверской области, просил исправить кадастровый номер земельного участка на присвоенный ранее кадастровый , существовавший до нарушения права ответчика (исправить кадастровую ошибку). Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области письмом от 17.07.2019 г. №10/14-12/36-793-19 отказало в удовлетворении требования о восстановлении существовавшего ранее кадастрового номера земельного участка , указав, что хотя Росреестр допустила ошибку в присвоении земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, с кадастровым иного кадастрового , но исправить ее не может в силу требований п.1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015г №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации права. В связи с чем во ФГИС ЕГРН технически не предусмотрено изменение кадастрового номера объекта недвижимости. Учитывая изложенное и то, что присвоение земельному участку кадастрового нарушает его права собственника земельного участка, предусмотренные статьей 40 Земельного Кодекса Российской Федерации, ст.ст.209, 260 ГК РФ, руководствуясь ст.12 ГК РФ (восстановления положения существовавшего до нарушения права), ст.5, 8 Федерального Закона Российской Федерации № 218 -ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости», ст.59 ЗК РФ, ст.166,167 ГК РФ, ст.22 ГПК РФ,

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости основные сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, а именно его кадастровый .

Внести в Единый государственный реестр недвижимости основные сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, а именно его кадастровый .

Решением Конаковского городского суда Тверской области от 04 февраля 2020 года исковые требования ФИО3 к Управлению Росреестра по Тверской области об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости основные сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, а именно его кадастровый ; внести в Единый государственный реестра недвижимости основные сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, а именно его кадастровый , оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 21 мая 2020 года решение Конаковского городского суда Тверской области от 4 февраля 2020 года отменено, гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Управлению Росреестра по Тверской области об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости основные сведения о земельном участке с кадастровым и внесении в Единый государственный реестра недвижимости основные сведения о земельном участке с кадастровым направлено в Конаковский городской суд Тверской области для рассмотрения в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Протокольным определением суда от 19 июня 2020 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Конаковский отдел Управления Росреестра по Тверской области, и.о. начальника Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО6

21 июля 2020 года произведена замена административного ответчика и.о. начальника Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО6 на начальника Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО4

21 июля 2020 года административный истец уточнил исковые требования и просил суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области исправить реестровую ошибку путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости, в сведения о земельном участке кадастровый , иного номера кадастрового квартала, а именно 0201402, в котором фактически расположен земельный участок, то есть учесть его как имеющий кадастровый ; указать, что решение суда является основанием для внесения соответствующего изменения в Единый государственный реестр недвижимости в сведения о кадастровом номере земельного участка иных сведений о кадастровом квартале, а именно кадастрового квартала 0201402 вместо указанного квартала 0201401, в кадастровом плане земельного участка.

Определением Конаковского городского суда Тверской области от 19 августа 2020 года прекращено производство по настоящему административному делу в части обязания Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости основные сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, а именно его кадастровый ; внести в Единый государственный реестр недвижимости основные сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, а именно его кадастровый , в связи с отказом представителя административного истца от данных требований.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, судебная повестка возвращена почтой с отметкой об истечении срока хранения.

Представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал и пояснил, что из кадастрового номера очевидно, что допущена реестровая ошибка. В выписке из ЕГРН указан иной кадастровый квартал. Ответчик неправомерно ссылается на Приказ № 877. В кадастровом номере земельного участка должен быть указан кадастровый номер того квартала, где участок находится. Кадастровая палата признавала свою ошибку. Права административного истца нарушены тем, что кадастровый инженер отказался проводить межевание. Последнее обращение в Управление Росреестра по Тверской области было в июне, копию этого обращения он приложил к иску. Кадастровый номер был указан в договоре купли-продажи, а договор составил Росреестр, номер участка уже был указан в договоре, стороны только подписали договор. Первый договор купли-продажи Росреестр вернул. Затем через несколько месяцев ФИО7 позвонил регистратор и попросил подойти. Тот договор, что им дали в Росреестре, стороны подписали. Указание неверного номера кадастрового квартала препятствует межеванию земельного участка. Обращает внимание суда на свидетельство о регистрации права ФИО3 на земельный участок от 2016 года, в котором указан кадастровый номер участка , иного правоустанавливающего документа нет. Выписка из ЕГРН ненадлежащее доказательство.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Тверской области по доверенности ФИО2 в судебное заседание явился, поддержал письменные возражения и пояснил, что статьей 5 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что земельный участок имеет неизменяемый кадастровый номер. В соответствии с Порядком присвоения кадастровых номером, кадастровый номер не меняется, в том числе в связи с изменением границ субъектов, кадастровых делений. Таким образом, ни Федеральный закон, ни Порядок не предусматривают изменение кадастрового номера. Спорный участок поставлен на кадастровый учет 23.03.2016 г., границы земельного участка установлены, права на земельный участок зарегистрированы за ФИО3 Документом подтверждающим право собственности является выписка из ЕГРН. В отношении земельного участка с кадастровым в ЕГРН имеются сведения, что он расположен в кадастровом квартале 0201402. Эти сведения отражены в публичной кадастровой карте и общедоступны. Кадастровый инженер по этим сведениям может определить местонахождение земельного участка. Границы земельного участка установлены и споров о его месте нахождения быть не может. Доказательства нарушения прав административным истцом не представлены. Также не представлены доказательства препятствий в реализации истцом его прав. Действия Росреестра соответствовали действующему законодательству. Все обращения истца имели место в порядке Федерального закона № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В порядке, предусмотренном Федеральным законом № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", административный истец в Управление Росреестра не обращался, необходимые документы не предоставлял. Кадастровый , о присвоении которого просит административный истец, не присвоен ни одному объекту. Снятие земельного участка с одним номером и постановка этого участка с другим номером законодательством не предусмотрена и Федеральный закон № 218-ФЗ содержит прямой запрет на это. Даже если меняются границы субъекта, уточняются границы участка, кадастровый номер остается неизменным. Закон допускает указание в выписке из ЕГРН кадастрового номера земельного участка и отдельно номера кадастрового квартала, где он расположен. Идентифицировать земельный участок можно по кадастровому номеру, а сведения о земельном участке с этим номером можно узнать из ЕГРН. В выписке номер кадастрового квартала указан. Земельный участок с кадастровым снят с кадастрового учета.

Административным ответчиком Управлением Росреестра по Тверской области также представлены письменные возражения по административному иску, из которого следует, что 14 июня 2019 года административный истец обращался в Управление с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, допущенной при указании кадастрового номера принадлежащего ему земельного участка. Ответ на обращение № 10/14-12/36793-19 от 17.07.2019 не содержит сведений, указывающих на то, что Управлением была допущена ошибка в присвоении земельному участку кадастрового номера. В сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым внесены изменения, а именно указано, что земельный участок расположен в квартале Сведения о площади и границах земельного участка уточнены на основании межевого плана, изготовленного по заказу правообладателя земельного участка. Доказательства того, что присвоение земельному участку кадастрового номера каким-либо образом нарушает права и интересы административного истца, доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к реализации истцом своих прав собственника в отношении принадлежащего ему участка, суду не представлено. Земельный участок имеет уникальный кадастровый номер с указанием его расположения в кадастровом квартале , что позволяет идентифицировать его местонахождение, как объекта. По смыслу п.2 ст.227 КАС РФ решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует нормативному правовому акту и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Действия Управления соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы административного истца. На основании изложенного, Управление Росреестра по Тверской области просит отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.

Административные ответчики Конаковский отдел Управления Росреестра по Тверской области, начальник Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО4 своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в деле имеются расписки о получении судебных повесток.

Заинтересованные лица Администрация Вахонинского сельского поселения Конаковского района Тверской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в деле имеются расписки о получении судебных повесток. В суд поступило письменное ходатайство Главы Вахонинского с/п ФИО8 о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, с требованиями административного истца администрация согласна и полагает их подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, судебная повестка возвращена почтой по истечении срока хранения.

Ввиду надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, суд с учетом положений ст.96, ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признал возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, а решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, - они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1). Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч.1.1.).

В силу части 5 статьи 219 КАС РФ, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст.219 КАС РФ).

Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с требованиями части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Системное толкование приведенных положений процессуального закона, с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания действий (бездействия) незаконными является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании действий (бездействия) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Из материалов дела следует, что ФИО5 на основании Свидетельства на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей № 0551, выданного 10.06.1993 г. Администрацией Вахонинского сельсовета, принадлежал на праве собственности земельный участок 0,10 га, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес> (том 1, л.д.30).

В 2006 году в целях регистрации права собственности ФИО5 обратился в МУП «Землеустроитель» МО «Конаковский район» для проведения межевания принадлежащего ему земельного участка и установления его границ. Межевое дело было изготовлено в 2006 году, границы земельного участка установлены, участку присвоен кадастровый (том 1, л.д.112-136).

22 февраля 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Тверской области ФИО5 выдано Свидетельство о государственной регистрации права 69 АБ № 133865, подтверждающее регистрацию права собственности ФИО5 на основании вышеуказанного Свидетельства на земельный участок с кадастровым из земель населенных пунктов, площадью 1000 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в <адрес> (том 1, л.д.31).

Вступившим в законную силу решением Конаковского городского суда Тверской области по делу № 2-25/2011 от 18 февраля 2011 года постановлено:

В иске ФИО5 к ФИО19, Администрации Конаковского района, Администрации Вахонинского сельского поселения, ФГУ «Земельная кадастровая палата» о признании права собственности на земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу <адрес> площадью 1000 кв.м. и взыскании судебных расходов, связанных с проведением судебной землеустроительной экспертизы на сумму 44575 руб. 65 коп. по заявленным требованиям отказать.

Удовлетворить встречное исковое заявление ФИО20

Признать незаконной постановку на кадастровый учёт земельного участка площадью 1000 кв.м. с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>

Признать незаконной государственную регистрацию права собственности ФИО5 в отношении земельного участка площадью 1000 кв.м. по адресу: <адрес> Вахонинское сельское поселение д.Плоски кадастровый (или условный) .

Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тверской области снять с кадастрового учёта земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области аннулировать запись регистрации № 69-69-14/005/2008-030, произведённую 22 февраля 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Тверской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1, л.д.160-175).

Решение Конаковского городского суда Тверской области от 18.02.2011 г. исполнено, земельный участок с кадастровым снят с кадастрового учета.

26 декабря 2015 года ФИО9, действующий по доверенности в интересах ФИО5 (Продавца) и ФИО3 (Покупатель) заключили Договор купли-продажи земельного участка с кадастровым площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В договоре указано, что земельный участок принадлежит Продавцу на праве собственности на основании свидетельства на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного пользования землей № 0551, выданного администрацией Вахонинского сельского Совета 10.06.1993 года (том 1, л.д.22-23).

26 декабря 2015 года сторонами по договору был подписан Акт приема-передачи земельного участка с кадастровым (том 1, л.д.24).

Уведомлением о прекращении государственной регистрации от 22.01.2016 г. № 69/115/019/2015-475 Управление Росреестра по Тверской области сообщило ФИО9 (ФИО5) о прекращении 22 января 2016 года государственной регистрации права собственности (перехода права) на основании заявлений ФИО9 от 22.01.2016 г. №69/115/0001/2016-328, № 69/115/001/2016-330, действующего от имени ФИО5 и ФИО3 (том 1, л.д.29).

18 мая 2016 года ФИО9, действующий по доверенности в интересах ФИО5 (Продавца) и ФИО3 (Покупатель) заключили Договор купли-продажи земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>. В договоре указано, что земельный участок принадлежит Продавцу на праве собственности на основании свидетельства на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного пользования землей № 0551, выданного администрацией Вахонинского сельского Совета 10.06.1993 года (том 1, л.д.98-99).

18 мая 2015 года сторонами по договору был подписан Акт приема-передачи земельного участка с кадастровым , (том 1, л.д.100).

18 мая 2015 года ФИО3 и ФИО9, действующий по доверенности от ФИО5, обратились в Конаковский отдел Управления Росреестра по Тверской области с заявлениями о регистрации права собственности и перехода права собственности по сделке на земельный участок с кадастровым (том 1, л.д.102-107).

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 10.10.2019 г. подтверждается, что 27 мая 2016 года произведена регистрация перехода права собственности и регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым , на земельный участок зарегистрировано право собственности ФИО3 (том 1, л.д.144).

21 мая 2018 г. по заказу ФИО10, действующей по нотариально удостоверенной доверенности 77 АВ 5632249 от 20.09.2017 г., кадастровым инженером ФИО11 изготовлен межевой план в связи с уточнением границ и площади земельного участка с кадастровым (том 2, л.д.35-50).

Согласно Акту согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым , подписанному представителем собственника – ФИО10 и согласованному со смежными землепользователями, площадь земельного участка составила 769 кв.м. (л.д.том 2, л.д.41).

23 мая 2018 года представитель ФИО3 по доверенности ФИО10 обратилась в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением о внесении изменений в площадь и описание границ земельного участка с кадастровым (том 1, л.д.74-76).

На основании вышеуказанного заявления в ЕГРН были внесены изменения в площадь и описание границ земельного участка с кадастровым

В 2019 года внесены изменения в ЕГРН относительно расположения земельного участка с кадастровым в кадастровом квартале .

Выпиской из ЕГРН от 10.10.2019 г. подтверждается, что земельный участок с кадастровым расположен в кадастровом квартале , площадь земельного участка составляет 769 кв.м., земельный участок расположен в <адрес> (145-147).

19.06.2020 г. представитель ФИО3 по доверенности ФИО1 обратился к кадастровому инженеру ФИО12 с заявлением о проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым и изготовлении межевого плана (том 3, л.д.21).

Письмом от 23.06.2020 г. кадастровый инженер ФИО12 отказал в проведении землеустроительных работ и составлении межевого плана, указав, что исполнить данные работы невозможно, поскольку земельный участок находится в квартале , имеет место кадастровая ошибка (том 3, л.д.22).

23 ноября 2017 года ФИО10, действующая по доверенности от ФИО3, обратилась в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением об исправлении реестровой ошибки, в котором указала, что по решению Конаковского городского суда Тверской области от 18.02.2011 г. земельный участок с кадастровым снят с кадастрового учета. Однако решение администрации о передаче ФИО5 земельного участка в собственность и свидетельство на право собственности не оспорено и не отменено. По заявлению ФИО5 земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым . Отказывая в согласовании границ земельного участка, Администрация Вахонинского с/п указала на несоответствие местоположения земельного участка, так как участок расположен в квартале На основании изложенного, просила разобраться в сложившейся ситуации и привести сведения в ЕГРН (ГКН) по вышеизложенным фактам, определить в каком кадастровом квартале должен располагаться вышеуказанный земельный участок.

Письмом от 11.12.2017 г., за подписью начальника Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО13 ФИО10 разъяснено, что порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, определен ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В указанном случае для исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровыми собственник указанного участка может обратиться в Отдел с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений ЕГРН в связи с исправлением реестровой ошибки и представить межевой план, подтверждающий наличие такой ошибки и содержащий новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения.

14 июня 2019 года ФИО3 обратился в Управление Росреестра по Тверской области с письменной претензией, в которой указал, что кадастровый присвоен органом регистрации ошибочно, так как в кадастровом номере земельного участка указан 401 квартал, а в кадастровой выписке в строке «номер кадастрового квартала» указан квартал 402. Просит исправить кадастровую ошибку и указать кадастровый номер земельного участка , ссылаясь на то, что допущенная кадастровая ошибка препятствует рассмотрению спора в суде (л.д.том 1, 14-16).

Письмом от 17.07.2019 г., за подписью начальника Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО13, ФИО3 отказано в удовлетворении его претензии со ссылкой на п.1 ст.5 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Дополнительно сообщено, что в выписках из ЕГРН об объекте недвижимости, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 25.12.2015 г. № 975 и от 20.06.2016 г. № 378, указывается и кадастровый номер объекта недвижимости, и учетный номер кадастрового квартала (родительского объекта), в котором фактически располагается объект недвижимого имущества (том 1, л.д.17-18).

Не согласившись с отказами административного ответчика, административный истец обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением об исправлении реестровой ошибки.

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод, как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для отказа в удовлетворении административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о соответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и соблюдение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). На административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Порядок исправления реестровой ошибки предусмотрен нормами Главы 7 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В силу части 2 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Частями 6-9 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлен порядок исправления выявленных органом регистрации прав реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков.

Согласно части 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки.

Решение о необходимости устранения реестровой ошибки принимается органом регистрации прав только в случаях: если такая ошибка в описании местоположения границ земельного участка выявлена органом регистрации прав в случае, предусмотренном частью 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ; если такая ошибка выявлена органом регистрации прав либо по заявлению правообладателя земельного участка в случае, предусмотренном частью 4 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ (с учетом положения части 6 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ).

При этом необходимо отметить, что такая ошибка может быть устранена органом регистрации прав только при наличии у него технической возможности, а также необходимых для этого документов и материалов, в том числе картографических.

Федеральным законом N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав может устранить реестровую ошибку в указанном в части 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ случае при наличии у него картографических материалов, позволяющих определить новые (уточненные) значения координат характерных точек границ картометрическим или аналитическим методом с учетом требований к точности определения координат характерных точек границ земельного участка, приведенных в приложении к Порядку изменения органом регистрации прав сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (приложение N 4), и при условии, что значение площади земельного участка после изменения сведений о местоположении его границ отличается от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в ЕГРН, не более чем на пять процентов.

В письменном ответе от 10.01.2018 г. Управление Росреестра по Тверской области в лице Конаковского отдела разъяснило порядок исправления реестровых ошибок, предусмотренный ст.61 Федерального закона № 218-ФЗ.

Судом установлено, что с заявлением по форме и содержанию, установленным частью 2 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Порядком предоставления заявления об исправлении технической ошибки, утв. приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883, административный истец в Управление Росреестра по Тверской области не обращался.

Из письма Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области от 17.07.2019 г. исх.№10/14-12/36793-19 следует, что административный ответчик по существу рассмотрел заявление ФИО3 об исправлении кадастровой ошибки в части указания кадастрового номера земельного участка и отказал в удовлетворении заявления со ссылкой на п.1 ст.5 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по следующим основаниям. Кадастровые номера сохраняются и не подлежат изменению или исправлению, в том числе, если кадастровый номер ошибочно присвоен в квартале, не соответствующем фактическому местоположению такого объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 218-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона № 218-ФЗ, в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее - единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.

Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (п.5 ст.5 ФЗ-218).

Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии (п.6 ст.5 ФЗ-218).

Согласно Порядку кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 г. N 877, в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации, устанавливая или изменяя кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. Территория Российской Федерации делится на кадастровые округа. Каждому кадастровому округу присваиваются уникальные учетный номер и наименование. Территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Каждому кадастровому району присваиваются уникальные учетный номер и наименование. Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Каждому кадастровому кварталу присваивается уникальный учетный номер, который состоит из учетного номера кадастрового района, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового квартала в кадастровом районе.

В пункте 2 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ (Приложение N 2 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 24.11.2015 N 877) установлено, что кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором вносятся в Единый государственный реестр недвижимости: 1) при государственном кадастровом учете в связи с образованием или созданием объекта недвижимости; 2) при включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 69 Закона.

Согласно пункту 3 Порядка, кадастровый номер присваивается объекту недвижимости в кадастровом квартале, в границах которого такой объект располагается целиком.

Кадастровый номер объекта недвижимости состоит из учетного номера кадастрового квартала, в котором расположен такой объект недвижимости, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера записи об объекте недвижимости в ЕГРН в пределах данного кадастрового квартала (п.5).

В силу пункта 7 Порядка, кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с Порядком, не изменяется, в том числе в связи с изменением кадастрового деления, а также в случаях, если кадастровый номер объекта недвижимости присвоен по правилам, установленным пунктом 4 Порядка, или если кадастровый номер присвоен объекту недвижимости в кадастровом квартале, в котором такой объект недвижимости фактически не находится.

В соответствии с пунктом 15 Положения, в случае изменения характеристик земельного участка (например, границы, в частности в результате их уточнения, адреса участка или его площади), в сведения о нем, содержащиеся в ЕГРН, вносятся изменения. При этом меняется только та характеристика участка, которая изменилась. Кадастровый номер участка остается прежним.

Таким образом, положениями действующего законодательства, а именно п.1 ст.5 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктами 7 и 15 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ (утв. Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877) не предусмотрено изменение кадастрового номера земельного участка.

При этом, в сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым Управлением Росреестра по Тверской области внесены изменения, а именно указано, что земельный участок расположен в квартале (том 1, л.д.145-147).

Земельный участок имеет уникальный кадастровый номер с указанием его местоположения в кадастровом квартале , что позволяет идентифицировать его местонахождение, как объекта.

Доказательства того, что присвоение земельному участку кадастрового каким-либо образом нарушает законные права и интересы административного истца, а также доказательства, свидетельствующие о наличии объективных препятствий к реализации административным истцом своих прав собственника в отношении принадлежащего ему земельного участка, суду не представлено.

Ссылка административного истца на письмо и.о.главы Администрации Вахонинского сельского поселения ФИО14 от 16.11.2016 г. об отказе в согласовании границ земельного участка несостоятельна, поскольку данный отказ дан 16.11.2016 г., то есть до внесения в ЕГРН сведений о местоположении земельного участка в кадастровом квартале .

К письменному ответу кадастрового инженера ФИО12 от 23.06.2020 г. о невозможности проведения землеустроительных работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым поскольку земельный участок находится в квартале , суд относится критически по следующим основаниям.

Земельный участок с кадастровым поставлен на государственный кадастровый учет 23.03.2016 г. на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке, свидетельства на право собственности на землю № 0551 от 10.06.1993 г. и решения о разрешении строительства дома от 28.06.1991 г.

Сведения о границах земельного участка с кадастровым внесены в ЕГРН 21.05.2018 г. на основании межевого плана, изготовленного 04.04.2018 г. кадастровым инженером ФИО11

Местоположение земельного участка и его фактическое местоположение в кадастровом квартале также отражено в публичной кадастровой карте д.Плоски Конаковского района Тверской области (том 1, л.д.159).

Таким образом, доказательства наличия объективных препятствий к межеванию земельного участка с кадастровым номером 69:15:0201401:135 в целях уточнения его границ и местоположения ввиду нахождения его в кадастровом квартале 69:15:0201402 административным истцом не представлено.

Принимая во внимание, что пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлен прямой запрет на изменение кадастрового номера объекта, то административный иск ФИО3 об обязании Управления Росреестра по Тверской области исправить реестровую ошибку путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости, в сведения о земельном участке кадастровый , иного номера кадастрового квартала, и учете спорного земельного участка под кадастровым ; указании, что решение суда является основанием для внесения соответствующего изменения в ЕГРН, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.103,114,175-180,286-290,298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО3 к Управлению Росреестра по Тверской области, Конаковскому отделу Управления Росреестра по Тверской области, начальнику Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО4:

- об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области исправить реестровую ошибку путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости, в сведения о земельном участке кадастровый , иного номера кадастрового квартала, а именно 0201402, в котором фактически расположен земельный участок, то есть учесть его как имеющий кадастровый ;

- указании, что решение суда является основанием для внесения соответствующего изменения в Единый государственный реестр недвижимости в сведения о кадастровом номере земельного участка иных сведений о кадастровом квартале, а именно кадастрового квартала 0201402 вместо указанного квартала 0201401, в кадастровом плане земельного участка,

оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, которое изготовлено 24 августа 2020 года.

Председательствующий Чувашова И.А.

Административное дело № 2а-1382/2020

69RS0014-02-2019-002692-30