дело № 2а-1385/2021
23RS0008-01-2021-002258-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08.11.2021г. г. Белореченск.
Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Пятибратовой И. В.
при секретаре Федоровой Ю. В.
с участием административного истца ФИО4
представителей административных ответчиков:
представителя администрации Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края по доверенности - ФИО1,
представителя администрации Пшехского сельского поселения по доверенности - ФИО2,
представителя администрации МО Белореченский район Краснодарского края -ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО4 к администрации Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, администрации МО Белореченский район Краснодарского края о признании незаконными действия (бездействия) и обязании,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в Белореченский районный суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам: администрации Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, администрации МО Белореченский район Краснодарского края о признании незаконными действий/бездействий административных ответчиков, и о понуждении принятия мер по восстановлению объекта культурного наследия ансамбля воинских захоронений Братских могил: Объект культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс», 1922 г., 1942-1943 гг., 1959 г., <адрес>
Административным истцом ФИО4 были уточнены заявленные административные исковые требования, которые изложены в отношении указанных ответчиков в следующей редакции.
В отношении административного ответчика администрации Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края: признать незаконным бездействием со стороны Управления государственной охраны Администрации Краснодарского края уклонение с 1975 года от обеспечения исполнения комплекса предписанных Федеральным законом №73- ФЗ «Об объектах культурного наследия...» мероприятий организационного, мониторингового и директивного характера, перечисленных в ст. 6, ст. 33 и ст. 39 закона №73-Ф3, направленных на сохранение объектов культурного наследия народа в неизменном облике и иных параметрах; признать незаконным бездействием уклонение органов власти Краснодарского края от изготовления надлежащих охранных документов на объект культурного наследия после принятия под государственную охрану в 1975 году воинского захоронения Братской могилы ЧОН-овцев в формате отдельного памятника; признать незаконным бездействие со стороны Администрации Краснодарского края уклонение от завершения регистрационных процедур, связанных с изменением статуса Братских могил станицы Пшехская в отношении Охранного обязательства от февраля 2000 года при изменении на основании новой нормы закона №313-КН статуса воинского захоронения в станице Пшехская со статуса отдельного памятника на статус ансамбля, состоящего из четырех памятников; обязать Администрацию Краснодарского края устранить последствия проявленной должностной халатности, и завершить регистрационную процедуру; признать незаконным бездействием со стороны Администрации Краснодарского края в лице Управления госохраны объектов культурного наследия уклонение от документального оформления и последующее сокрытие выявленного в 2012 году начальником отдела памятников Боровой М. X. правонарушения в отношении ансамбля воинских захоронений, заключающегося в ликвидации принадлежащих воинским захоронениям надмогильных сооружений на принадлежащей им территории на западной стороне парковой аллеи; признать незаконным действием изготовление Управлением госохраны Администрации Краснодарского края в 2016 году без надлежащих установленных законом №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия...» поводов, оснований, процедур и исследований комплекта охранных документов в составе акта технического состояния объекта культурного наследия от 16 ноября 2016 года, отображающего статую солдата, стену, бронетехнику, под которыми подлежащие государственной охране некрополи воинских захоронений отсутствуют, паспорта объекта культурного наследия от 25 ноября 2016 года, отображающего объект, подлежащих государственной охране воинских захоронений не содержащий, фото фиксации, отображающей перечисленные предметы в качестве надмогильных сооружений отсутствующих на отображенной территории воинских Братских могил, и охранного обязательства от 01.12.2016 года, выданного для охраны объекта, который в своем составе подлежащих государственной охране некрополей воинских захоронений не содержит; признать приказ Управления государственной охраны объектов культурного наследия № 273 от 01 декабря 2016 года, утвердивший охранное обязательство № 184-16 от 28 ноября 2016 года на объект, подлежащих государственной охране, некрополей воинских захоронений в своем составе не содержащий, незаконным; признать незаконными и не действующими с момента изготовления администрацией Краснодарского края в лице Управления госохраны объектов культурного наследия все документы: паспорт объекта культурного наследия, охранные обязательства, акты технического состояния объекта культурного наследия и иные основанные на них документы, изготовленные в период с февраля 2010 года и по настоящее время; признать действующим комплект документов эталонного характера охранного обязательства от 2000 года в составе акта технического состояния объекта культурного наследия, исполненной по состоянию на дату приемки под охрану государства объекта культурного наследия в составе и статусе ансамбля памятников воинских захоронений, и охранного обязательства от февраля 2000 года, изготовленного органом администрации Краснодарского края после изменения статуса Братских могил с памятника на ансамбль памятников воинских захоронений; признать незаконным действием оформление документов на расширение границ территории объекта культурного наследия в виде ансамбля воинских захоронений Братских могил; обязать ответчика в лице Управления госохраны администрации Краснодарского края в рамках возложенных на него законом обязанностей обеспечить контроль за соблюдением собственником Ансамбля воинских захоронений Братских могил администрацией Пшехского поселения требований закона, предъявляемых статьей 47.3 закона «Об объектах культурного наследия...» к сохранению в неизменности облика, объемно - планировочных и конструктивны решений, существовавших и отображенным в охранном обязательстве от 2000 года, а также к размещению этих воссоздаваемых надмогильных сооружений в соответствии со статьей 3 и 3.1 закона «Об объектах культурного наследия»; обязать ответчика в лице Управления госохраны администрации Краснодарского края исполнить возложенные на него законом обязанности по контролю за соблюдением собственниками объектов культурного наследия режима их сохранения путем требований к собственнику обеспечить требования основанного на законе решения Белореченского суда от 15 марта 2018 года; обязать ответчика в лице Управления госохраны администрации Краснодарского края обеспечить предписанный ей законом контроль за соблюдением собственником ансамбля воинских захоронений Братских могил Администрацией Пшехского поселения воссоздании надмогильных сооружений воинского захоронения требований ст. 47.3 закона №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия...» к сохранению в неизменности облика, объемно-планировочных и конструктивных решений и структур и иных параметров ансамбля Братских могил, зафиксированных в легитимном охранном обязательстве от 2000 на момент принятия под госохрану ансамбля воинских захоронений Братских могил в 2000 году; запретить ответчику в лице Управления госохраны Администрации Краснодарского края утверждать работы по исполнению контракта на воссоздание утраченных воинских захоронений на основании проектов, не соответствующих требованиям закона к сохранению этих параметров в неизменности.
В отношении административного ответчика администрации Пшехского поселения Белореченского района Краснодарского края: признать незаконным действием произведенные администрацией Пшехского поселения работы в прилегающей неприкосновенной на основании статьи 34.1 закона «Об объектах культурного наследия...» защитной зоне объекта культурного наследия, в результате которых возведены предметы и объекты в составе статуи солдата, стены, военной бронетехники, возведенные предметы и объекты признать объектами самовольного строительства; признать незаконным действием ответчика в лице администрации Пшехского поселения, обустройство тротуара на территории воинских некрополей; обязать ответчика в лице администрации Пшехского поселения установить надмогильные сооружения воссоздаваемого ансамбля воинских захоронений Братских могил в соответствии со статьями 3 и 3.1 закона «Об объектах культурного наследияй, отображенной и зафиксированной в охранном обязательстве от 2000 года; обязать ответчика в лице администрации Пшехского поселения исполнить свои обязанности по сохранению объектов культурного наследия в отношении ансамбля Братских могил станицы Пшехская в соответствии с решением Белореченского районного суда от 15 марта 2018 года; обязать ответчика в лице администрации Пшехского поселения демонтировать с расположенной на восточной стороне аллеи статуи солдата табличку «Братская могила Советских воинов»; обязать ответчика в лице администрации Пшехского поселения переместить эту информационную табличку; обязать ответчика в лице администрации Пшехского поселения принять меры к демонтажу с расположенной позади статуи солдата стены таблички, информирующей о принадлежности этой стены к охраняемому государством объекту культурного наследия; обязать ответчика в лице администрации Пшехского поселения принять меры к установке этой таблички после окончания строительно - монтажных работ на являющихся предметом охраны воссозданных надмогильных сооружениях подлинных некрополей Братских могил на подлинном месте их расположения; запретить ответчику в лице администрации Пшехского поселения реализацию проектов, объемно-планировочных и конструктивных решений и структур не соответствующих требованиям закона к сохранению этих параметров в неизменности; обязать ответчика в лице администрации Пшехского поселения произвести с подрядчиком в лице ООО «Памятники Кубани» согласование типа ограды и облика, объемно-планировочных и конструктивных решений и структур и иных параметров воссоздаваемого надмогильного сооружения ансамбля воинских захоронений Братских могил.
В отношении административного ответчика администрации Белореченского района Краснодарского края: признать отображенную в Учетной карточке воинского захоронения 2001 года численность погибших за Отечество в 85 человек в сравнении с отображенной в учетной карточке воинского захоронения 1992 года численностью в 276 человек, образовавшуюся в результате утраты за 9 лет 191 имени, результатом должностной халатности администрации Белореченского района и неисполнения ею обязанностей по учету и содержанию воинских захоронений, установленных в рамках и на основании закона №4292.1 - ФЗ «Об увековечении памяти погибших за Отечество; признать уклонение от устранения последствий утраты имен погибших за Отечество в учетной карточке воинского захоронения - должностной халатностью администрации Белореченского района и неисполнения ев обязанностей, проистекающих из норм закона «4292.1-ФЗ «Об увековечении памяти погибших за Отечество»; обязать администрацию Белореченского района восстановить в учетной карточке воинского захоронения утраченные имена воинов, погибших за Отечество, на основании поисково-исследовательской работы, с учетом новых установленных на документальной основе имен; признать внесение изменений в раздел 8 «Фотоснимок захоронения» учетной карточки воинского захоронения 2012 года, выражающееся в размещении в нем фотоснимка постороннего объекта, располагающегося на посторонней территории, некрополей воинских захоронений, незаконными действиями, скрывающими факт утраты подлинного воинского захоронения; обязать администрацию Белореченского района восстановить в разделе 8 фотоснимок ранее в нем содержащейся подлинной территории воинского захоронения с подлинными надмогильными сооружениями; признать незаконным действием выхолащивание из раздела 10 «Дополнительная информация о захоронении» учетной карточки воинского захоронения 2014 года ранее в ней содержащейся достоверной информации о составе воинского захоронения, и подмене этой информации вымышленной обезличенной информацией; обязать администрацию Белореченского района восстановить в учетной карточке воинского захоронения ранее выхолощенную достоверную информацию о составе воинского захоронения; обязать администрацию Белореченского района осуществлять дальнейшую предписанную законом №4292.1-ФЗ «Об увековечении памяти о погибших за Отечество» с учетом имеющегося статуса охраняемого государством объекта».
В своем административном исковом заявлении административный истец ФИО4 указал, что решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 15.03.2018 по делу № 2а-220/18 исковые требования ФИО4 удовлетворены, суд признал действия (бездействия) администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района, допущенные в период времени с 2010 года по день вынесения решения, что выразилось в несоблюдении требований ФЗ «Об объектах культурного наследия», иного действующего законодательства, регламентирующего названные правоотношения сторон относительно объекта культурного наследия – Мемориального комплекса, расположенного в парке по ул. Школьной ст. Пшехской Белореченского района Краснодарского края неправомерными и обязал администрацию Пшехского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края принять действенные меры по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия регионального значения «Мемориального комплекса: братская могила 31 ЧОН-овца, погибших от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов-минометчиков батареи лейтенанта ФИО8, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 - 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.», расположенного в парке по ул. Школьной ст. Пшехской Белореченского района Краснодарского края, неотъемлемой частью решения Белореченского районного суда Краснодарского края от 15.03.2018 по делу № 2а-220/18 является приказ администрации Краснодарского края № 29-КН от 09.02.2018года. Решением Октябрьского суда города Краснодара от 05 октября 2020года было отказано в удовлетворении заявленных административных исковых требований ФИО4 к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края об оспаривании действий (бездействий), так как самостоятельным юридическим лицом указанный административный ответчик (Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края не является), в связи с чем надлежащим ответчиком по данному делу является администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края.
В судебном заседании административный истец ФИО4 полностью поддержал заявленные административные исковые требования, подтвердив все вышеизложенное, на удовлетворении заявленных требований настаивал, добавив, что, считает, для суждения о действиях или бездействиях какого-либо лица необходимо знать существо и объем обязанностей, возлагаемых на это лицо законом или иным актом, содержание и объем обязанностей каждого отдельно взятого ответчика, а также их корпоративных обязанностей в сфере, касающейся содержания воинских захоронений, и позволяющие на основе норм закона судить о законности или незаконности действий или бездействий ответчиков, регулируются федеральными законами: закон №8-ФЗ «О погребении», устанавливающим, что надмогильные сооружения захоронения должны располагаться непосредственно над территорией принадлежащих им некрополей, а не в стороне от них; регулируются законом №4292.1- ФЗ «Об увековечении памяти погибших за Отечество», учет производится на основании утвержденной Директивой Генерального Штаба ВС РФ № 7 ДГШ учетной карточки воинского захоронения, подлежащей изготовлению в двух равноценных экземплярах, подлежащих хранению в районном Военном комиссариате и районной администрации. Исходя из этого, на администрацию Белореченского района возложена обязанность проявлять заботу в отношении любого воинского захоронения независимо от статуса собственности. Собственники этих воинских захоронений, а также органы местного самоуправления, на территории которого оно расположено, могут принимать в отношении него решения, за исключением перемещения и изменения площади территории и ликвидации, в частности применительно к данному воинскому захоронению собственником его является администрация Пшехского поселения Белореченского района, в рамках закона №4292.1-ФЗ обязанности и ответственность за надлежащее содержание воинского захоронения независимо от его статуса объекта культурного наследия лежит как на администрации Пшехского поселения, так и на администрации Белореченского района; закон №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия...», который регулирует взаимоотношения, касающиеся воинских захоронений, признанных в установленном порядке, подлежащими специальной государственной охране объектами культурного наследия народа, в рамках указанного закона незаконные действия и бездействия каждого из административных ответчиков определяются исполнением или неисполнением предписанных законом обязанностей в отношении объекта культурного наследия ансамбля воинских захоронений Братских могил. Считает, что административным ответчиком администрацией Пшехского сельского поселения в 2010году произведены незаконные действия, заключающиеся в производстве работ по возведению на прилегающей территории защитной зоны объекта культурного наследия - постороннего объекта и, требует судебного признания в качестве незаконного самовольного строительства - объекта военной тематики.
В виду отсутствия надлежащего контроля со стороны административного ответчика администрации Белореченского района, которая была обязана осуществлять деятельность, направленную на организацию, контроль и требования от расположенных на её территории органов самоуправления надлежащего содержания воинских захоронений любого статуса, никогда этих своих обязанностей не выполняла, допущенные нарушения не выявляла и не требовала их устранения, что является незаконным бездействием со стороны администрации Белореченского района.
Несмотря на его (ФИО4) многократные обращения в 2018, 2019, 2020годах не было предпринято ни одного действия, направленного на устранение причиненного охраняемому государством ансамблю воинских захоронений вреда и это является незаконным бездействием.
Для осуществления от имени государства охраны объектов культурного наследия в составе администраций субъектов Российской Федерации созданы органы охраны объектов культурного наследия, в составе администрации Краснодарского края таковым является Управление государственной охраны объектов культурного наследия, цели, задачи и объем полномочий которых отражены в ряде специальных статей закона №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия...». Незаконные бездействия администрации Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия указаны в тексте заявленного ФИО4 административного искового заявления, а именно, что никаких предписанных законом охранных мероприятий мониторингового, научно исследовательского и иного характера органами охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края не производилось в течение времени с 1975-го по 2015 год.
Представитель административного ответчика Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края административные исковые требования не признал, представив возражения на административное исковое заявление, просит в удовлетворении всех исковых требований административного истца, изложенных в его административном исковом заявлении– отказать полностью, свое несогласие с заявленными требованиями обосновал следующим: Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края принимает все необходимые меры по контролю за техническим состоянием данного Мемориального комплекса, своевременно и в полном объёме реализуются полномочия, установленные статьями 6 и 34 Закона № 73-ФЗ.
Приказом администрации Краснодарского края от 30 марта 2018 г. № 87-КН «Об утверждении охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс», 1922 г., 1942 - 1943 гг., 1959 г., расположенного по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, ст-ца Пшехская, ул. Школьная, парк» приказ управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 01.12.2016 № 273 «Об утверждении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс: братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов-минометчиков батареи ФИО8, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 - 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.» признан утратившим силу. Следовательно, в марте 2018 г. утратили силу и все приложения к приказу управления от 01.12.2016 № 273: охранное обязательство от 28.11.2016 № 184-16; паспорт объекта культурного наследия от 25.11.2016; акт технического состояния объекта культурного наследия от 16.11.2016 № 236. Ранее, в соответствии с п. 8 ст. 48 Закона № 73-ФЗ утратило силу охранное обязательство на Мемориальный комплекс от ДД.ММ.ГГГГ№, выданное в соответствии с распоряжением комитета по охране, реставрации и эксплуатации памятников истории и культуры (наследия) Краснодарского края от 20.04.1999 № 2-р администрации Пшехского сельского поселения.
В настоящее время действует приказ администрации Краснодарского края от 30 марта 2018 г. № 87-КН «Об утверждении охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс», 1922 г., 1942 - 1943 гг., 1959 г., расположенного по адресу: <адрес>», указанный приказ не утратил силу, не обжалован, не признан незаконным и не отменен.
В отношении охранного обязательства на Мемориальный комплекс, утвержденного приказом администрации Краснодарского края от 30 марта 2018 г. № 87-КН, приложением к нему является акт технического состояния Мемориального комплекса от 05.02.2018 № 6, а также все иные акты технического состояния Мемориального комплекса, оформленные управлением по результатам контроля за его техническим состоянием после принятия приказа администрации Краснодарского края от 30 марта 2018 г. № 87-КН, поскольку именно такие акты определяют текущие и необходимые в настоящее время меры по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 34 Закона № 73-ФЗ управлением организовано проведение государственной историко-культурной экспертизы и получены положительные заключения государственной историко-культурной экспертизы: от 20.11.2017года на проекты зон охраны объектов культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс: братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов-миномётчиков батареи ФИО8, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 - 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.» (<адрес>, <адрес> выполненные в 2017 году ООО «Памятники Кубани» (г. Краснодар); 10.09.2020года на научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс», 1922 г., 1942 – 1943 гг., 1959 г., <адрес> (согласно муниципального контракта: выполнение научно-проектной и проектно-сметной документации для сохранения объекта культурного наследия «Мемориальный комплекс: братская могила 31-го ЧОН-овца, погибших от рук белогвардейцев, 1922г.; братская могила воинов-минометчиков батареи лейтенанта ФИО8, 1942-1943гг.; могила неизвестному Советскому солдату 1942-1943гг.; обелиск в честь земляков, погибших в годы ВОВ, 1959г.», расположенного по адресу (местонахождение): <адрес>
Руководствуясь, в том числе, подпунктом 3 пункта 2 статьи 34 Закона № 73-ФЗ, в целях обеспечения государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия по результатам проведенного аукциона в электронной форме администрацией Краснодарского края был заключен государственный контракт от 30 августа 2017 г. № 2/2017кн на выполнение работ по разработке проекта объединенной зоны охраны с требованиями к градостроительным регламентам в границах территорий объектов культурного наследия, расположенных в ст-це Пшехской Белореченского района: «Мемориальный комплекс: братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов-минометчиков батареи ФИО8, 1942 – 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 - 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.», <адрес> Кроме того, 5 апреля 2019 г. эскизный проект устройства мемориальных досок на территории Мемориального комплекса, разработанный ООО «Памятники Кубани», имеющим лицензию Министерства культуры Российской Федерации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (проектом предложено 6 вариантов устройства мемориальных плит), поступивший с сопроводительным письмом администрации Пшехского сельского поселения, был рассмотрен на заседании секции памятников архитектуры, истории и монументального искусства краевого научно-методического совета по сохранению объектов культурного наследия, в состав которого помимо сотрудников управления и специалистов организаций, осуществляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия, входят аттестованные Министерством культуры Российской Федерации эксперты по проведению государственной историко-культурной экспертизы (ФИО5, ФИО6, ФИО7). Принято решение о согласовании варианта устройства мемориальных плит для дальнейшего выполнения данных работ, соответствующее письмо направлено в адрес администрации Пшехского сельского поселения.
В целях реализации подпункта 4 пункта 2 статьи 34 Закона № 73-ФЗ копия приказа администрации Краснодарского края от 30 марта 2018 г. № 87-КН «Об утверждении охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс», 1922 г., 1942 - 1943 гг., 1959 г., расположенного по адресу: <адрес> с сопроводительным письмом управления от 03.04.2018 № 78-08-3234/18 была направлена в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с целью регистрации соответствующих ограничений (обременений).
Во исполнение подпунктов 6, 10 пункта 2 статьи 34 Закона № 73-ФЗ подготовленным управлением приказом администрации Краснодарского края от 09.02.2018 № 29-КН «Об утверждении предмета охраны, границ территории, режима использования территории, границ охранной зоны, особого режима использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс: братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов-минометчиков батареи ФИО8, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 - 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.», расположенного по адресу<адрес> предмет охраны, границы территории, режим использования территории, границы охранной зоны, особый режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны Мемориального комплекса.
Положения указанного приказа администрации Краснодарского края от 09.02.2018 № 29-КН были учтены при вынесении Белореченском районным судом при вынесении решения от 15.03.2018 по делу № 2а-220/2018 по административному иску ФИО4 к администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 34 Закона № 73-ФЗ письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес муниципального бюджетного учреждения «Централизованный культурно-развлекательный центр Пшехского сельского поселения» управление, с учетом положительного заключения государственной-историко-культурной экспертизы, согласовало научно-проектную документацию по сохранению Мемориального комплекса. Во исполнение подпункта 12 пункта 2 статьи 34 Закона № 73-ФЗ управлением муниципальному бюджетному учреждению «Централизованный культурно-развлекательный центр Пшехского сельского поселения» выдано задание от 15.05.2020 на проведение работ по сохранению Мемориального комплекса.
ООО «Памятники Кубани», имеющему лицензию Минкультуры России от 23.05.2013 № МКРФ 00782, управлением выдано разрешение от 03.07.2020 № 37/2020 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (проведение научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия; разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия), кроме того, управлением ИП ФИО9, имеющему лицензию Минкультуры России от 10.07.2020 № МКРФ 20424, выдано разрешение от 05.04.2021 № 12/2021 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (реставрация Мемориального комплекса).
Заказчиком – администрацией Пшехского сельского поселения у подрядчика ИП ФИО9 23.08.2021 приняты работы, выполненные по муниципальному контракту в отношении Мемориального комплекса: ремонтные работы, реставрационные работы, работы по благоустройству территории, что подтверждается размещенными в открытых источниках актами приёмки выполненных работ по унифицированной форме № КС-2.
Поскольку ФИО4 неоднократно, в том числе 2018г.-2019г и в течении 2020 г., обращался в судебные органы по вопросу сохранения и охраны объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс: братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов-минометчиков батареи ФИО8, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 – 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.», <адрес>, а также ведёт постоянную переписку с управлением по данному вопросу, административный истец информирован о всей ситуации с Мемориальным комплексом, в том числе – о фактах, возможно затрагивающих права, обязанности и законные интересы административного истца по данному вопросу.
Таким образом, требование о восстановлении своих нарушенных прав, признании действий (бездействия) органа государственной власти незаконными административный истец правомочен заявлять в отношении фактов, которые имели место не ранее июля 2020 г.
Представитель Административного ответчика Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края по доверенности - ФИО1 в ходе судебного заседания пояснил суду, что в настоящее время действует приказ администрации Краснодарского края от 30 марта 2018 г. № 87-КН «Об утверждении охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс», 1922 г., 1942 - 1943 гг., 1959 г., расположенного по адресу: <адрес> приложением к которому является акт технического состояния объекта культурного наследия от 5 февраля 2018 г. № 6. Указанный акт составлен управлением после вступления в действие Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ, с момента составления указанного акта прошло менее пяти лет. Мемориальный комплекс осматривался специалистами управления и в 2021 г., по результатам осмотра в январе 2021 г. составлен акт технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) от 26 января 2021 г. № 11, следовательно, управление в отношении Мемориального комплекса своевременно и в полном объёме реализуются полномочия, установленные статьями 6 и 34 Закона № 73-ФЗ, и принимаются все необходимые меры по контролю за техническим состоянием Мемориального комплекса.
Воссоздание обелиска осуществляется согласно научно-проектной документации, разработанной ООО «Памятники Кубани», имеющему лицензию Минкультуры России от 23.05.2013 № МКРФ 00782, согласно разрешению от 03.07.2020 № 37/2020, выданному управлением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (проведение научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия; разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия), который получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и согласован управлением в установленном порядке, реставрационные работы велись под контролем управления- 23.08.2021 работы приняты заказчиком, 09.09.2021 с сопроводительным письмом № 214 в управление от ООО «Памятники Кубани» поступила отчетная документация о выполненных работах по сохранению объекта культурного наследия регионального значения Мемориальный комплекс, в соответствии с пунктом 7 статьи 45 Закона № 73-ФЗ, то есть воссоздание Мемориального комплекса находилось на постоянном контроле управления, вплоть до его полного завершения.
С 2012 года различными комиссиями неоднократно по обращениям граждан, в том числе и административного истца ФИО4, проводились осмотры объекта культурного наследия, изучалась документация, запрашивалась информация по вопросу реконструкции памятника, уточнения его состава, местоположения и списков захороненных.
Ни одним приговором суда по завершенному уголовному делу решения, действия (бездействие) какого-либо должностного лица управления в отношении Мемориального комплекса не признаны халатностью (статья 293 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), указанные умозаключения ФИО4, являются необоснованными домыслами.
Ранее, Октябрьским районным судом г. Краснодара рассматривалось дело № 2а-2328/2020 по административному иску ФИО4 к управлению, при этом требования ФИО4, предъявленные к управлению в исковом заявлении в Октябрьский районный суд аналогичны требованиям административного искового заявления, рассматриваемого по настоящему делу (признать незаконным бездействие управления; выполнить работы по сохранению Мемориала; согласовать проект воссоздания объекта культурного наследия, разработанный ООО «Памятники Кубани» и т.д.), и решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 5 октября 2020 г. № 2а-2329/2020 административному истцу ФИО4 отказано в удовлетворении административного иска, было установлено, что управление не является собственником рассматриваемого объекта культурного наследия, следовательно, проведение работ по его сохранению не является обязанностью управления.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Административный ответчик администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района представил отзыв на административный иск, в котором указал, что с требованиями административного истца ФИО4 не согласен, считает их незаконными и необоснованными, а, следовательно, не подлежащими удовлетворению в полном объеме, согласно которого (Т.___ л.д.___): решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 15.03.2018 по делу № 2а-220/18 исковые требования ФИО4 частично удовлетворены, суд признал действия (бездействия) администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района, допущенные в период времени с 2010 года по день вынесения решения, что выразилось в несоблюдении требований ФЗ «Об объектах культурного наследия», иного действующего законодательства, регламентирующего названные правоотношения сторон относительно объекта культурного наследия – Мемориального комплекса, расположенного <адрес>, - неправомерными и обязал администрацию Пшехского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края - принять действенные меры по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия регионального значения «Мемориального комплекса: братская могила 31 чоновца, погибших от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов-минометчиков батареи лейтенанта ФИО8, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 - 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.», расположенного в парке по <адрес>.
Административный ответчик администрация Пшехского сельского поселения Белореченского района обращался в Белореченский районный суд с просьбой - разъяснить решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 15.03.2018 в части конкретных действий администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района, которые необходимо осуществить в целях исполнения решения Белореченского районного суда Краснодарского края от 15.03.2018, Определением Белореченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ данное заявление оставлено без удовлетворения.
С момента вынесения решения Белореченского районного суда Краснодарского края от 15.03.2018года по делу № 2а-220/18 администрацией Пшехского сельского поселения приняты действенные меры по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия регионального значения «Мемориального комплекса»: 24 января 2019 года заключен договор между МБУ «ЦКРЦ Пшехского сельского поселения Белореченского района» и ООО «Памятники Кубани» на изготовление эскизного проекта на объект культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс», 1922 г., 1942 – 1943 гг., 1959 г., расположенного по адресу: <адрес> После получения эскизного проекта на объект культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс», 1922 г., 1942 – 1943 гг., 1959 г., расположенного по адресу: <адрес> исходящим письмом 03.04.2019года были направлены 6 эскизных проектов для согласования в адрес Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. Ответом от 16.04.2019года № 78-12-4282/19 Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края за подписью начальника управления ФИО13 было сообщено, что на заседании секции памятников архитектуры, истории и монументального искусства краевого научно методического совета по сохранению объектов культурного наследия при управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края были рассмотрены представленные эскизы проектов, рекомендовано выполнить устройство надмогильного сооружения согласно варианту 6 эскизного проекта, но предусмотреть при этом размещение трех тумб с мемориальными плитами.
Письмом от 09.07.2019года № 02.1.-19/546 в адрес ООО «Памятники Кубани» направлено письмо на основании рекомендаций Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 16.04.2019 г. № 02.119/268 согласно варианту №6 эскизного проекта, ранее разработанного организацией ООО «Памятники Кубани» и рассмотренного на заседании секции памятников архитектуры, истории и монументального искусства краевого научно-методического совета по сохранению объектов культурного наследия при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, о необходимости размещения не одной тумбы, а трех тумб с мемориальными плитами, согласно эскизного проекта № 6.
После уточнения эскизного проекта № 6 с размещением трех тумб с мемориальными плитами был подготовлен запрос и получены коммерческие предложения по изготовлению проекта реконструкции «Мемориального комплекса», в том числе и подготовка документов для проведения конкурсных процедур по изготовлению проекта реконструкции «Мемориального комплекса», согласно Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2014 №44-ФЗ.
Был получен акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс», 1922 г., 1942 – 1943 гг., 1959 г<адрес> муниципального контракта: выполнение научно-проектной и проектно-сметной документации для сохранения объекта культурного наследия «Мемориальный комплекс: братская могила 31-го ЧОН-овца, погибших от рук белогвардейцев, 1922г.; братская могила воинов-минометчиков батареи лейтенанта ФИО8, 1942-1943гг.; могила неизвестному Советскому солдату 1942-1943гг.; обелиск в честь земляков, погибших в годы ВОВ, 1959г.», расположенного по адресу (местонахождение): <адрес>
Согласно приказа № 670 от 25.11. 2020 года об утверждении результатов отбора муниципальных образований Краснодарского края для предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по проведению мероприятий по восстановлению (ремонту, благоустройству) воинских захоронений на 2021 год и плановый на 2022 и 2023 годов.
Администрацией Пшехского сельского поселения (согласно Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2014 №44-ФЗ проведены торги на определение поставщика (подрядчика исполнителя) для организации процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на закупку указанной ниже продукции (товаров, работ, услуг) для СМП и СОНО (методом проведения электронного аукциона); наименование объекта закупки: выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работам по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и выполнению строительных работ в отношении объектов, не являющихся объектами капитального строительства по объекту: Объект культурного наследия регионального значения "Мемориальный комплекс" по результатам которого заключен муниципальный контракт от «26» февраля 2021 г.
Согласно акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия от 21.09.2021 года на основании научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, разработанного ООО «Памятники Кубани», согласованной управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 09.10.2020года, на основании разрешения на проведения работ, выданного Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 05.04.2021года № 12/2021- были приняты работы, представленные к сдаче на объекте культурного наследия: Объект культурного наследия регионального назначения: «Мемориальный комплекс», 1922, 1942-42г.г., 1956 <адрес> выполненные на основании выданного разрешения на проведение работы по сохранению объекта культурного наследия и в соответствии с требованиями установленными ст.45 ФЗ от 25.06.2002года № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), данный акт подписан представителем органа охраны объектов культурного наследия, представителем лица осуществляющего авторский надзор и научное руководство (ООО «Памятники Кубани»), представителем лица, осуществляющим технический надзор ( ООО «Техносклад»).
Представитель административного ответчика администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района по доверенности ФИО2 в ходе судебного заседания поддержал доводы, изложенные в письменных отзывах на заявленные исковые административные требования ФИО4 и просил в удовлетворении отказать в полном объеме, дополнительно пояснил суду, что, после вынесения решения Белореченским районным судом Краснодарского края от 15.03.2018года по делу № 2а-220/18 администрацией Пшехского сельского поселения были приняты исчерпывающие меры, направленные на воссоздание Мемориального комплекса, таким образом, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Отношение жителей ст. Пшехская Белореченского района к имеющемуся виду памятника (реконструированному) положительное, так вопреки мнению истца ФИО4 недовольного произведенной реконструкцией – неоднократно в администрацию Краснодарского края направлялись письменные жалобы/обращения жителей ст. Пшехская, депутатов Совета Пшехского сельского поселения, Первичной ветеранской организации станицы Пшехской, с приложениями подписей граждан, выступающих за сохранение Мемориального комплекса в данном виде.
Администрация Пшехского сельского поселения предоставляла для согласования эскизный проект (6 вариантов устройства мемориальных плит) устройства мемориальных досок на территории Мемориального комплекса, разработанный ООО «Памятники Кубани», имеющим лицензию Министерства культуры Российской Федерации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия. Данный проект был рассмотрен на заседании секции памятников архитектуры, истории и монументального искусства краевого научно-методического совета по сохранению объектов культурного наследия 5 апреля 2019 г. в состав которого, входят аттестованные Министерством культуры Российской Федерации эксперты по проведению государственной историко-культурной экспертизы.
В ходе ремонтных работ территория мемориала была расширена, вымощена тротуарной плиткой, установлена скульптура воина-освободителя. На мемориальных плитах, размещенных на стене за скульптурой, увековечены имена воинов, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, администрацией сельского поселения были уточнены и сверены имена погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.
Письмом от 9 сентября 2021 г. № 78-19227/21-0 ООО «Памятники Кубани» представило в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края отчетную документацию о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс», 1922 г., 1942-1943 гг., 1956 г., <адрес>, которая была рассмотрена и актом приемки выполненных работ от 21 сентября 2021 г. работы приняты.
Таким образом, в настоящее время выполнен полный комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия «Мемориальный комплекс», 1922 г., 1942 – 1943 гг., 1959 г., расположенного по адресу: <адрес>
В материалы производства административным истцом ФИО4 приобщен судебный акт определение Белореченского районного суда Краснодарского края от 08.11.2017года дело № 2-2314/2017 согласно которого суд определил запретить администрации Пхеского сельского поселения Белореченского района совершать любые действия и «выполнять любые работы, в том числе и хозяйственные, лесотехнические, порубочные, результатом которых могут быть изменения, предписанные к сохранению в неизменном виде параметров – защитной зоны мемориального комплекса…», однако, согласно сведений с официального сайта Белореченского районного суда Краснодарского края определением Белореченского районного суда от 25.12.2017года исковое заявление ФИО4 оставлено без рассмотрения (истец не явился в суд по вторичному вызову).
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Из материалов настоящего дела № 2а-1385/21 усматривается, что административный истец ФИО4 обосновывает заявленные требования теми же обстоятельствами и правовыми нормами, которые являлись предметом исследования по ранее рассмотренным делам, в судебных актах которых дана правовая оценка всем обстоятельствам по делу, решения вступили в законную силу, в данном случае, необходимо прекратить производство по административному делу №2а-1385/2021, ввиду наличия вступивших в законную силу судебных актов: решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 15.03.2018года по делу № 2а-220/18 и определение Белореченского районного суда Краснодарского края от 25.12.2017года дело № 2-2314/2017 которым исковое заявление ФИО4 оставлено без рассмотрения, принимаемое решение по данному делу - не может противоречить ранее принятым решениям/определениям Белореченского районного суда по административным искам ФИО4, которыми спор окончательно разрешен вступившими в законную силу решениями/определениями.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В силу прямого указания, содержащегося в части 8 приведенной статьи, основанием для отказа в удовлетворении административного иска является пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине).
Таким образом, пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
В силу части 2 статьи 70 КАС РФ письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. Приложенные к административному исковому заявлению истцом ФИО4 копии/фотокопии, и другие документы - не отвечают требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам, и не позволяют установить достоверность названных документов и содержащихся в них сведения, и не могут быть положены в основу решения суда в силу части 3 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административный ответчик МО Белореченский район Краснодарского края направил письменные возражения на административное исковое заявление ФИО4, согласно которых заявленные административным истцом ФИО4 исковые требования о признании бездействия (действия) администрации муниципального образования Белореченский район Краснодарского края в части изменения облика Мемориального комплекса братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов-минометчиков батареи ФИО8, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 - 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.; исключения из учетной карточки воинского захоронения 191 имени погибших за Отечество; непринятия мер к администрации Пшехского поселения по пресечению незаконных действий считает незаконными и не подлежащими удовлетворению, так как, в соответствии с распоряжением администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района от 26.01.2009 года №3 р указанный Мемориальный комплекс находится в реестре муниципального имущества Пшехского сельского поселения Белореченского района ( выписка из реестра муниципального имущества.
Согласно статье 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, имеет право собственник.
Согласно директиве Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации «О мерах по обеспечению органами военного управления мероприятий поисковых работ, проводимых в рамках Вахт памяти» № ДГШ-7 от 28 марта 2001 г. паспортизацию воинских захоронений путем составления на каждое из них учетных карточек с указанием количества захороненных, в том числе известных с указанием их персональных данных и неизвестных, ведут военные комиссариаты, внесение изменений в учетную карточку захоронения не относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные законом, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Представитель администрации МО Белореченский район Краснодарского края по доверенности ФИО3 поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, приобщенных к материалам дела, просила суд в удовлетворении административного иска ФИО4 отказать в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, с учетом всех обстоятельств дела и исследованных в судебном заседании представленных материалов, суд считает правильным в удовлетворении административных исковых требований ФИО4 отказать по следующим основаниям.
Подпунктом 2 части 2 статьи 1 КАС РФ установлено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, в том числе: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу со статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их осуществлению или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 6 части 2 статьи 220 КАС РФ установлено, что в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 КАС РФ лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ, согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в, пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
Как следует из материалов дела, согласно вступившему в законную силу решению дело № 2а-220/18 Белореченского районного суда Краснодарского края от 15.03.2018года исковые требования ФИО4 частично удовлетворены, суд признал действия (бездействия) администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района, допущенные в период времени с 2010 года по день вынесения решения, что выразилось в несоблюдении требований ФЗ «Об объектах культурного наследия», иного действующего законодательства, регламентирующего названные правоотношения сторон относительно объекта культурного наследия – Мемориального комплекса, расположенного в парке по <адрес>, - неправомерными и обязал администрацию Пшехского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края в рамках полномочий администрации и Федерального закона «Об объектах культурного наследия», в соответствии с Приказом администрации Краснодарского края № 29-КН от 09.02.2018 года «Об утверждении предмета охраны, границ территории, режима использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения Мемориальный комплекс…», а также с учетом приложений к Приказу № 29-КН относительно расположения (координат) и статуса объекта (приложение № 1 – предмет охраны, № 2 – схема границ территории, № 3 – описание границ территории объекта, № 4 – режим использования территории, № 5 – схема границ охранной зоны, № 6 – описание границ охранной зоны, № 7 – схема режимов использования земель и градостроительных регламентов, № 8 – особый режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны), принять действенные меры по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия регионального значения «Мемориального комплекса: братская могила 31 чоновца, погибших от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов-минометчиков батареи лейтенанта ФИО8, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 - 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.», расположенного в парке по <адрес>. Согласно Приказа (неотъемлемой части решения Белореченского районного суда Краснодарского края от 15.03.2018 по делу № 2а-220/18) администрации Краснодарского края № 29-КН от 09.02.2018 года «Об утверждении предмета охраны, границ территории, режима использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения Мемориальный комплекс…», с учетом приложения к Приказу № 29-КН № 8 – особый режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны: - работы по защите объекта культурного наследия от динамических воздействий; -работы по благоустройству и озеленению территории, направленные на сохранение, использование и популяризацию объекта культурного наследия…. - благоустройство территории с использованием в покрытии пешеходных площадок и тротуаров традиционных или имитирующих натуральных материалов; - сохранение открытого пространства.
Из материалов рассматриваемого дела усматривается, что административный истец ФИО4 обосновывает заявленные требования теми же обстоятельствами и правовыми нормами, которые являлись предметом исследования по ранее рассмотренным делам, в судебных актах которых дана правовая оценка всем обстоятельствам по делу, решения вступили в законную силу: дело № 2а-220/18 решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 15.03.2018года.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных административных требований основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца ФИО4, суд исходит из того, что административным истцом так же пропущен предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействия) государственных органов. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, а пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Как установлено судом и подтверждается пояснениями административного истца ФИО4, он ранее неоднократно обращался с аналогичными требованиями в государственные и судебные органы Краснодарского края, данные обращения были 2018, 2019, 2020годах, таким образом, требование о восстановлении своих нарушенных прав, признании действий (бездействия) органа государственной власти незаконными административному истцу следовало заявить в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, в ходе судебного заседания административный Истец пояснил, что ему стало известно путем письменных уведомлений его переписки с начальником управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края ФИО10, а так же после вынесения решений судов по его обращениям в судебные органы по вопросу сохранения и охраны объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс», расположенного по адресу: <адрес>, таким образом подтвердив что, административный истец ранее в 2020году был информирован о всей ситуации с Мемориальным комплексом, в том числе – о фактах, возможно затрагивающих права, обязанности и законные интересы административного истца по данному вопросу по состояния на конец 2020года.
Согласно частям 5, 8 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обзор судебной практики Конституционного суда Российской Федерации за май 2020 года в определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О Конституционным судом Российской Федерации дана оценка конституционности положения ч.ч. 3 и 8 ст. 219, п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами, к числу которых относится Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
Установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку в соответствии с частями 5 и 7 статьи 219 КАС Российской Федерации несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений: вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока.
Поскольку административный истец ФИО4 неоднократно, в том числе и в период 2018-2020гг., обращался в судебные органы по вопросу сохранения и охраны объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс: братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов- минометчиков батареи ФИО8, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 — 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.», расположенного по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, станица Пшехская, ул. Школьная, парк, а также вел постоянную переписку с государственными органами, административным истцом приобщены копии отправленных и полученных писем обращений и ответов, в том числе по данному вопросу, таким образом административный истец ФИО4 информирован о всей ситуации с Мемориальным комплексом, в том числе — о фактах, по его мнению затрагивающих его права, обязанности и законные интересы административного истца по данному вопросу, каких-либо причин, объективно исключавших возможность своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением суд не усматривает.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением в Белореченский районный суд с первоначальными требованиями 19.04.2021 года, в последующем уточнил исковые требования 12.05.2021года во исполнение определения Белореченского районного суда от 23.04.2021 года, то есть по истечении более 4 месяцев со дня, когда по его утверждению ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, изложенное выше свидетельствует о том, что административным истцом ФИО4 пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.
Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца ФИО4, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине. Указанный законодателем трехмесячный срок для обращения в суд, установленные статьей 219 КАС РФ, по своей природе является процессуальным и не являются пресекательным, в случае пропуска срока по уважительным причинам он может быть восстановлен, однако, для восстановления срока необходимо соответствующее волеизъявление заинтересованного лица (заявителя ФИО4), административный истец ФИО4 не обращался в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей, доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ, доказательств того, что административный истец ФИО4 был лишен возможности своевременно обратиться в суд, не представлено.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приведенным правовым нормам корреспондирует положение части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств, так как установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО4 административных исковых требований не имеется, на основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
ФИО4 в удовлетворении административных исковых требований к администрации Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, администрации МО Белореченский район Краснодарского края о признании незаконными действия (бездействия) и обязании- отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 18.11. 2021 года.
Судья И. В. Пятибратова.