ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1387/2021 от 14.07.2021 Усть-лабинского районного суда (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Усть-Лабинск «14» июля 2021 г.

Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Салалыкина К.В.,

при секретаре-помощнике судьи Скориковой А.С.,

с участием административного истца ФИО2,

представителя административного истца ФИО3,

государственного регистратора Межмуниципального отдела

по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления

Росреестра по Краснодарскому краю ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к государственному регистратору Межмуниципального отдела по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО4, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Межмуниципального отдела по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным действий государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному регистратору Межмуниципального отдела по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО4, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Межмуниципального отдела по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным действий государственного органа.

В обоснование заявленных требований указал, что ФИО8 на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: магазин площадью 37,4 кв.м., инвентарный , Литер А1, этажность 1, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>; 1/10 доли земельного участка, общая площадь 1251 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов-для ведения личного подсобного хозяйства и размещения магазина, расположенной по адресу: <адрес>. 05.04.2021г. ФИО1 обратился в МФЦ в <адрес> с договором дарения жилых домов и долей земельного участка, по которому он и ФИО8 заключили договор купли-продажи, по которому ФИО2 – покупатель, а ФИО8 – продавец. ФИО8 продала ФИО2 магазин площадью 37,4 кв.м., инвентарный , Литер А1, этажность 1, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> и 1/10 доли земельного участка, общая площадь 1251 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов-для ведения личного подсобного хозяйства и размещения магазина, расположенной по адресу: <адрес>.

12.04.2021г. ФИО2 получил уведомление о приостановлении государственной регистрации, в котором указано на необходимость предоставления на регистрацию нотариально удостоверенный договор купли-продажи магазина с земельной долей.

Административный истец считает, что действия государственного регистратора Межмуниципального отдела по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО4 выраженные в приостановлении государственной регистрации договора купли-продажи магазина с земельной долей от 05.04.2021г., незаконные. Просит суд признать незаконным действия государственного регистратора Межмуниципального отдела по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО4 выраженные в приостановлении государственной регистрации договора купли-продажи магазина с земельной долей от 05.04.2021г. и обязать Межмуниципальный отдел по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию договора купли-продажи магазина с земельной долей от 05.04.2021г.

Административный истец ФИО2 и его представитель по доверенности ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддержали и просили удовлетворить. Также в судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО3 заявил ходатайство об изменении предмета административного искового заявления, в связи с тем, что 12.07.2021г. уведомлением государственного регистратора Межмуниципального отдела по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО4, ФИО2 отказано в государственной регистрации права, то просил признать незаконным отказ в государственной регистрации права.

В судебном заседании административный ответчик государственный регистратор Межмуниципального отдела по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО4 административные исковые требования ФИО2 не признала, пояснила, что действовала в рамках закона, который трактуется буквально, а не по другому. Приостановка и отказ регистрации права выполнены в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Представитель административного ответчика - начальник Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Межмуниципального отдела по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования не признал и просил в удовлетворении отказать, пояснил, что при проведении правовой экспертизы государственным регистратором ФИО4 были обнаружены нарушения, в связи с чем сделка является ничтожной, так как не соблюдена нотариальная форма сделки.

В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ за гражданином, организацией закреплено право, оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого действия (решения) нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Как усматривается из материалов дела, 05.04.2021г. между ФИО2 и ФИО8 заключен договор купли-продажи, согласно которого ФИО8 продала ФИО2 магазин площадью 37,4 кв.м., инвентарный , Литер А1, этажность 1, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> и 1/10 доли земельного участка, общая площадь 1251 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов-для ведения личного подсобного хозяйства и размещения магазина, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащие ФИО8 на праве собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на 05.04.2021г., то есть на день подачи документов ФИО2 на государственную регистрацию прав, третье предложение изложено в следующей редакции: «Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.».

В соответствии с п. 1 ст.163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.

Указанный договор составлен между сторонами в простой письменной форме и 05.04.2021г. сдан в МФЦ г. Усть-Лабинска для государственной регистрации права.

Согласно п. 3 ст. 163 ГК РФ, если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

Как установлено в судебном заседании и согласно Уведомлению о приостановлении государственной регистрации права от 12.04.2021г. сторонами не соблюдена нотариальная форма сделки и предоставлен срок для устранения допущенных нарушений. В связи тем, что ФИО2 не устранены нарушения, 12.07.2021г. государственным регистратором Межмуниципального отдела по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО4 было отказано в государственной регистрации прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Исходя из ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно п. 3 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Вместе с тем, Федеральным законом от 30.04.2021г. № 120-ФЗ «О внесении в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты РФ» были внесены изменения, согласно которым на 12.07.2021г., то есть на момент отказа ФИО2 государственной регистрации прав, в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» третье предложение исключено, но дополнено ч. 1.1 следующего содержания: «Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением: сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке; сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда; сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (за исключением случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона); договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями; сделок по отчуждению долей в праве общей собственности, заключаемых в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.».

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

При таких обстоятельствах, суд считает, что действия государственного регистратора Межмуниципального отдела по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО4 соответствуют требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в части приостановления государственной регистрации прав от 12.04.2021 г., так как на момент заключения договора купли-продажи от 05.04.2021 г. нотариальное удостоверение сделок с земельными долями было обязательным.

Кроме того, каких-либо нарушений в действиях Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Межмуниципального отдела по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, а также в действиях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, не установлено.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО2 о признании незаконным действий государственного органа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к государственному регистратору Межмуниципального отдела по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО4, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Межмуниципального отдела по Тбилисскому и Усть-Лабинскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным действий государственного органа, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение месяца.

Резолютивная часть решения оглашена 14.07.2021 г.

Мотивированное решение изготовлено 19.07.2021 г.

Судья