ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1394/2021 от 01.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2А-1394/2021

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

01 апреля 2021 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.,

при секретаре Игнатенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1394/2021 по административному исковому заявлению Козуб Светланы Андреевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Козуб С.А. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 06.09.2010 года между Ашифиной П.И. и Козуб С.А. был заключен договор дарения квартиры по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Капустина дом № 10 кв. 19. Договор был удостоверен частным нотариусом Киевского государственного нотариального округа Авериной Е.А. реестр № 10851. Право собственности на указанное имущество принадлежит Дарителю на основании договора на передачу квартиры в частную собственность граждан от 02.02.1993 года, что подтверждается Регистрационным удостоверением БТИ г. Ростова-на-Дону от 22.11.1993 года. Право собственности Дарителя на основании ГК 1964 года и Основ гражданского законодательства РСФСР было зарегистрировано в БТИ г. Ростова-на-Дону, что подтверждается справкой МУПТИ и ОН от 27.11.2020 года № 1261978. Указанное имущество по заявлению правообладателя Козуб С.А. в соответствии с действующим законодательством поставлено на кадастровый учет. Споров связанных с постановкой объекта на кадастровый учет не имеется. ДД.ММ.ГГГГ года Ашифина П.И. умерла. 27.11.2020 года Козуб С.А. подала заявление с приложением документов на государственную регистрацию права собственности на указанное имущество. 09.12.2020 года в адрес Козуб С.А. было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности Козуб С.А. на указанное имущество. Административный истец ссылается на то, что основанием для вынесения указанного решения послужило отсутствие в ЕГРН регистрации прав дарителя. Не предоставление для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества документов, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 года № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним перехода права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества. Административный истец указал, что для приостановления государственной регистрации права послужило то основание, что в соответствии с п. 2 ст. 1213 ГК РФ к договорам в отношении недвижимого имущества применяется российское право. Истец сослался в своем заявлении на Федеральный закон от 21.07.1997 № 122 ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Административный истец указал, что на государственную регистрацию представлен договор дарения квартиры от 16.09.2010 года, удостоверенный частным нотариусом Киевского городского нотариального округа Украины Авериной Е.А., номер в реестре 10851. По мнению регистратора в соответствии с п. 2 ст. 1213 ГК РФ к договорным отношениям находящегося на территории РФ недвижимого имущества, применяется Российское право, что нельзя признать законным на основании «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, и уголовным делам». В связи сизложенным, истец просит признать незаконным приостановление осуществления государственной регистрации права собственности Козуб С.А. на имущество по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Капустина, 10 кв. 19 с кадастровым номером 61:44:0010502:6990.

Административный истец Козуб С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду заявление о слушании дела в ее отсутствие с участием представителя.

Представитель истца Серебрякова Е.А., действующая на основании ордера, в судебное заседание явилась, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, и дополнении к административному иску.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области Демьянченко Д.А., действующая на основании доверенности от 09.12.2020 года, в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Дело в отсутствие не явившегося административного истца рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав представителя истца, доводы и пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению последующим основаниям.

В соответствии сост. 218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из приведенного выше положения действующего процессуального закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.

Пунктом 9 статьи226 КАС РФпредусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемогодействия(бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пунктом 11 указанной нормы закона закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемыедействия(бездействие).

В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление обратилась Козуб С.А. с заявлением № осуществления действий по государственной регистрации права собственности на квартиру с кадастровым номером <адрес>

На государственную регистрацию был представлен договор дарения 16.09.2010 года, справка МУПТИ и ОН

Право собственности дарителя - Афишиной Пелагеи Ивановны на квартиру в ЕГРН не зарегистрировано.

Обязательным условием для регистрации перехода права собственности заявителя на объект недвижимого имущества является наличие зарегистрированного в ЕГРН права собственности дарителя на объект недвижимого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

В соответствии с п. 2 ст. 1213 гражданского кодекса РФ к договорам в отношении находящихся на территории Российской Федерации земельных участков, участков недр и иного недвижимого имущества применяется российское право.

Частью 3 статьи 69 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГК РФ и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.

Переход права собственности на объект недвижимого имущества - это одновременное прекращение права собственности отчуждателя и регистрация права приобретателя.

Прекратить право отчуждателя с последующей регистрацией права приобретателя (то есть осуществить переход) возможно лишь при наличии у отчуждателя права собственности на недвижимое имущество.

Действующим законодательством предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество носит правоподтверждающий, а не правосоздающий характер. Правоподтверждающий характер государственной регистрации заключается в том, что субъективное право на недвижимость возникает до государственной регистрации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством и правоустанавливающими документами.

Государственная регистрация может быть проведена только в случае наличия законного основания и подтверждает уже существующее право.

Законом о регистрации не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности и регистрации права на основании заявления одной стороны сделки и в отсутствие сведений о зарегистрированном в ЕГРН праве.

Вступившие в законную силу судебные акты являются одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом решение суда не может противоречить нормам действующего законодательства.

Согласно части 5 статьи 1 Закона № 218-ФЗ, государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество.

Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.

Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственным регистратором была проведена правовая экспертиза всех представленных для государственной регистрации документов, по итогам которой было установлено следующее.

В орган регистрации заявление о государственной регистрации ранее возникшего права собственности от дарителя - Афишиной П.И. не поступало.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 69 Закона о регистрации в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 Закона о регистрации запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено Законом о регистрации, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав.

Вместе с тем, документы, перечисленные в пункте 9 статьи 3 Федерального закона 137-ФЗ, заявителем не представлены.

В связи с чем 09.12.2020 года государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на квартиру.

Критерии относимости объекта недвижимости к ранее учтенным объектам недвижимого имущества описаны в части 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ: - технический или государственный кадастровый учет объекта недвижимости, осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; - наличие прав, на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу части 5 статьи 69 Закона № 218-ФЗ в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в течение пяти рабочих дней со дня получения им запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что со стороны Управления отсутствует нарушение права заявителя, которое требует защиты путем предъявления заявления к Управлению об обжаловании отказа во внесении сведений о ранее учётном объекте недвижимости, поскольку законом не установлен иной порядок, кроме как указанный выше.

Со стороны Управления отсутствуют нарушения норм действующего законодательства. Исполнение государственным органом обязательных требований федерального закона не может характеризовать действия Управления как незаконные.

Следовательно, решение государственного регистратора о приостановлении государственной регистрации является законным и обоснованным.

Всоответствиис п. 2 ч. 2 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица,государственногоили муниципального служащего иправалибо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая установленные судом фактические обстоятельства настоящего административного дела, а именно: соответствие действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области требованиям закона, отсутствие нарушения прав и законных интересов Козуб С.А. оспариваемыми действиями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Козуб С.А. в данном случае не имеется.

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Козуб Светланы Андреевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным решения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 06 апреля 2021 года.

Cудья Л.В. Захаренко