ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1423/2016 от 27.04.2016 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-1423/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2016 года г.Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Бабаниной О.М.,

с участием представителей третьих лиц ФИО1, ФИО2 по доверенности

при секретаре Шиховой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО4 к Архитектурно-строительной инспекции аппарата Администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязать архитектурно-строительную инспекцию аппарата администрации Пермского муниципального района выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, ФИО3 сельское поселение, <адрес>.

Установил:

Административный истец Витте В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Архитектурно-строительной инспекции аппарата Администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязать архитектурно-строительную инспекцию аппарата администрации Пермского муниципального района выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, ФИО3 сельское поселение, <адрес> по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Витте В.А. обратилась в Архитектурно-строительную инспекцию аппарата администрации Пермского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство объектов «Индивидуальные жилые дома» на земельном участке расположенном по адресу: <адрес>ФИО3 сельское поселение <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ письмом ей было отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома в связи с тем, что согласно представленному Заключению о возможности размещения объекта «индивидуальный жилой дом», утвержденному командиром войсковой части 69806-2 полковником ФИО5, комиссия считает невозможным размещение данного объекта, по условию, указанному в п. 2 данного заключения. После предоставления положительного заключения, она имеет право вновь подать заявление о получении разрешения на строительство. Считает отказ необоснованным, т.к. информация об уровне шума ничем не подтверждена. Согласно ст.24 градостроительного кодекса РФ предусматривающей подготовку и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа, при проведении указанных работ предусмотрена необходимость соблюдения ограничений использования земельных участков. Генеральный план территории ФИО3 сельского поселения утвержден Решением Совета Депутатов Савинского сельского поселения Пермского муниципального района за от ДД.ММ.ГГГГ, является действующим, ни кем не оспорен. В силу п.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости» ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основании принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Согласно п.9 ст.7 Закона в государственный кадастр недвижимости обязательно вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на недвижимое имущество. Государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о зоне сверхнормативного воздействия по фактору «авиационный шум» государственной авиации с максимальным уровнем звука до -90 дБА, нерегламентированным периодом воздействия авиационного шума по времени суток, данная зона территории в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства не установлена. Таким образом, сведения из государственного кадастра недвижимости не содержат ограничений права на объект недвижимости, в том числе и на земельный участок.

Просит признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, обязать архитектурно-строительную инспекцию аппарата администрации Пермского муниципального района выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, ФИО3 сельское поселение, <адрес>.

Истец Витте В.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Архитектурно-строительной инспекция аппарата администрации Пермского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района на доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивала, суду дополнительно пояснила, что в своем отказе Инспекция ссылалась на заключение войсковой части 69806-2, однако каких-либо доказательств, что данная войсковая часть является собственником аэродрома не представлено. Статья 46 Воздушного Кодекс не регламентирует кто именно собственник земельного участка либо Администрация обязан обращаться за получением разрешения на строительство на приаэродромной территории.

Представитель заинтересованного лица, администрации Пермского муниципального района на доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивала, суду пояснила, что градостроительный Кодекс содержит исчерпывающий перечень документов, которые должен представить гражданин для получения разрешения на строительство жилого дома, истребования иных документом законом запрещено.

Суд считает возможным продолжить рассмотрение дела при данной явке.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Статьей 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 4 статьи 51 ГрК Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Частью 9 статьи 51 ГрК Российской Федерации предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В силу части 13 статьи 51 ГрК Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1. и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Витте В.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО3 сельское поселение, <адрес>, кадастровый , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие индивидуальные одноквартирные жилые дома.(л.д. 15).

ДД.ММ.ГГГГ Витте обратилась в Архитектурно-строительную инспекцию Администрации Пермского муниципального района с заявление о выдаче разрешения на строительство жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ письмом ей было отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома в связи с тем, что согласно представленному Заключению о возможности размещения объекта «индивидуальный жилой дом», утвержденному командиром войсковой части полковником ФИО5, комиссия считает невозможным размещение данного объекта, по условию, указанному в п. 2 данного заключения, т.к. земельный участок расположен в 10-ти километровой зоне от аэропорта Пермь-Б.Савино. После предоставления положительного заключения, она имеет право вновь подать заявление о получении разрешения на строительство. (л.д. 6).

В соответствии с распоряжением Правительства 10.08.2007 г. № 1034-р «Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации» государственный аэродром Пермь (Большое Савино) находится в ведении Министерства обороны РФ и предназначен (разрешен) для совместного базирования АО «Международный аэропорт «Пермь».

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что земельный участок, принадлежащий Витте В.А., находится в пределах приаэродромной территории, что не оспаривается сторонами.

В соответствии со статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Согласно пункту 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 138, приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

В силу пункта 59 Федеральных правил для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.

Земельный участок заявителя с кадастровым номером расположен на приаэродромной территории, пунктом 58 Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ определено, что для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов- окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Земельный участок с кадастровым номером расположен в десятикилометровой зоне от аэропорта Большое Савино.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве", приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Согласно п.2 Заключения утвержденного командиром войсковой части ФИО5 (л.д. 7-9) данная территория находится в зоне сверхнормативного воздействия по фактору «авиационный шум» государственной авиации с максимальным уравнем звука до La - 90 дБа, с нерегламентированным периодом воздействия авиационного шума по времени суток, следовательно, жилая застройка в данном населенном пункте запрещена. Нахождение человека в условиях превышения предельно-допустимого уровня шума представляет опасность для здоровья человека. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, не допускается.

Доводы истца о том, что государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о зоне сверхнормативного воздействия по фактору «авиационный шум», данная зона территории в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства не установлена, суд признает необоснованными, поскольку согласно положениям абзаца 4 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничением (обременением) является наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других), данное ограничение установлено на основании заключения комиссии о возможности размещения объекта «индивидуальные жилые дома» на земельных участках с кадастровыми номерами , , , , (л.д.8-10).

То обстоятельство, что части 7 и 9 ст. 51 ГрК РФ предусматривают закрытый перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, при этом не предусматривается предоставление согласования строительства с собственником аэродрома, основанием для признания отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным не является, поскольку основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство явилось, в том числе, нахождение земельного участка истицы на приаэродромной территории.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что действующее законодательство предусматривает прямой запрет размещать жилые дома в пределах зон шумового воздействия аэропорта, что направлено на обеспечение профилактики неблагоприятного воздействия на здоровье населения, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований Витте В.А.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4 к Архитектурно-строительной инспекции аппарата Администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязать архитектурно-строительную инспекцию аппарата администрации Пермского муниципального района выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, ФИО3 сельское поселение, <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Копия верна:

Судья О.М. Бабанина

Мотивированное решение составлено 04 мая 2016 г.