ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-142/2022 от 15.09.2022 Усть-майского районного суда (Республика Саха (Якутия))

№2а-142/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос.Усть-Мая 15 сентября 2022 года

Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Семенова К.А. единолично, при помощнике судьи Вако Л.Р., с участием

помощника прокурора Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) Гергеновой Н.Б.,

рассмотрев открытом судебном заседание административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Петропавловский национальный наслег» о признании незаконным бездействия в не устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения в установленные сроки,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Усть-Майского района Винокуров И.М., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с учетом уточнений с административным иском к администрации МО «Петропавловский национальный наслег» о признании незаконным бездействия в не устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения и возложении обязанности в срок до 01 декабря 2022 года разработать и утвердить проект организации дорожного движения на территории с.Петропавловск Усть-Майского района Республики Саха (Якутия). В обоснование требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой проверки и мониторинга соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, с привлечением начальника ОГИБДД Отделения МВД России по Усть-Майскому району, на территории администрации МО «Петропавловский национальный наслег» установлено, что отсутствуют актуальный проект организации дорожного движения в соответствии с ч.4 ст.18 Федерального закона №443-ФЗ, размеченные дорожные знаки в проектах на сегодняшний день не соответствуют требованиям нормативных правовых актов в области безопасности дорожного движения. По данным фактам в адрес главы администрации МО «Петропавловский национальный наслег» прокуратурой района 29 марта 2022 года внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Непринятие мер по утверждению проектов организации дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга участников дорожного движения.

В соответствии с ч.7 ст.96 КАС РФ информация о времени и месте судебного заседания была размещена в установленном порядке на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебном заседании помощник прокурора административный иск полностью поддержала по изложенным доводам, с учетом уточнений.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Петропавловский национальный наслег», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о признании административного иска, последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.46,157 КАС РФ разъяснены и понятны. При этом ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД Отделения МВД России по Усть-Майскому району, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.

Согласно ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с этим суд определил рассмотреть дело без их участия.

Выслушав помощника прокурора и исследовав материалы дела, оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст.218 КАС РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями могут быть оспорены в суде.

В силу ч.ч.2, 4 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии), долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации.

В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.

На основании ч.ч.1, 9 ст.18 Федерального закона №443-ФЗ проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения, за исключением случая, предусмотренного ч.12 настоящей статьи.

Проекты организации дорожного движения (далее - ПОДД), разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.

Аналогичные требования закреплены в п.43 Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденных приказом Минтранса России от 30 июля 2020 года №274.

Согласно п.57 Правил ПОДД должны содержать информацию, включающую: анализ существующей дорожно-транспортной ситуации; проектные решения по организации дорожного движения; расчет объемов строительно-монтажных работ; оценку эффективности решений по организации дорожного движения.

В соответствии с ч.4 ст.6 Закона №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст.12 Закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследовании дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленном правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, прокуратурой Усть-Майского района проведена проверка соблюдения администрации МО «Петропавловский национальный наслег» требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в администрации МО отсутствует проект организации дорожного движения.

Представление заместителя прокурора района об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, направленное 29 марта 2022 года, администрацией МО «Петропавловский национальный наслег» до настоящего времени не исполнены. Таким образом, выявленные прокуратурой района проверкой нарушения не устранены. Непринятие мер по утверждению проектов организации дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга участников дорожного движения.

Обращаясь в суд с административным иском, заместитель прокурора указал, что административным ответчиком надлежащих мер по устранению нарушений закона не принимается, что расценено им как неправомерное бездействие.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2014 года 1367-З №291-V «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельских поселений.

В силу ст.1, п.1 ст.21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих об устранении до судебного разбирательства выявленных нарушений, указанных в административном иске заместителя прокурора, административным ответчиком суду не представлено.

Принимая во внимание изложенное, что обязанность по организации дорожного движения, находящихся в собственности муниципальных образований, возложена на органы местного самоуправления, однако административным ответчиком данная обязанность не исполняется. Нарушение ими законодательства о безопасности дорожного движения нарушает интересы неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении в полном объеме требований заместителя прокурора Усть-Майского района о признании бездействий администрации незаконными и возложении исполнить вышеуказанные обязанности в установленный срок.

В соответствии с ч.1 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Разрешая вопрос об установлении административному ответчику срока, до которого должны быть, устранены недостатки, принимая во внимание характер спора, существо права неопределенного круга лиц, подлежащих защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения, характер и объем действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения, временные затраты на них, суд считает возможным установить срок до 01 декабря 2022 года указанный заместителем прокурора, в течение которого решение суда административным ответчиком должно быть исполнено.

На основании изложенного, руководствуясь частями 3, 5 ст.46 КАС РФ, суд принимает признание иска административным ответчиком, который уполномочен правом признания административного иска на основании Устава органа местного самоуправления, поскольку это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска заместителя прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц.

В силу положений п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Кроме этого, исходя из разъяснений, содержащихся в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.

Меры предварительной защиты по административному иску не применялись.

Опубликования решения суда в официальном печатном издании судом не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-180, 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Принять признание административного иска – главой администрации МО «Петропавловский национальный наслег» Канаевым Е.О., действующего на основании Устава.

Административное исковое заявление заместителя прокурора Усть-Майского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Петропавловский национальный наслег» о признании незаконным бездействия в не устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения и возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения в установленные сроки - удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Петропавловский национальный наслег» в не устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения.

Возложить на администрацию МО «Петропавловский национальный наслег» (ОГРН 1051401314337, ИНН 1428003840), адрес юридического лица: 678631, Республика Саха (Якутия), Усть-Майский улус, с.Петропавловск, ул.Юбилейная, д.20,

обязанность в срок до 01 декабря 2022 года разработать и утвердить проект организации дорожного движения на территории с.Петропавловск Усть-Майского района Республики Саха (Якутия).

Обязать администрацию МО «Петропавловский национальный наслег» известить в течение одного месяца об исполнении решения суда, прокурора и суд.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия).

Мотивированное решение составлено 23 сентября 2022 года.

Председательствующий К.А. Семенов