Дело № 2а-1436/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 мая 2022 г. г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Цакировой А.Н.,
при секретаре судебного заседания Нимгировой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Элисты о признании пункта градостроительного плана незаконным, обязании выдать новый градостроительный план с указанием видов разрешенного использования земельного участка согласно действующему классификатору видов разрешенного использования земельных участков, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. 25 февраля 2022 г. она обратилась в Администрацию г. Элисты за выдачей градостроительного плана на принадлежащий ей на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: , с кадастровым номером , площадью кв.м. 25 марта 2022 г. она получила градостроительный план №RU08301000-03122-26. В п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ указано, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В п. 2.2 формы градостроительного плана, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 апреля 2017 г. № 741/пр, указываются виды разрешенного использования земельных участков, которые определяются в соответствии с классификатором. Земельный участок административного истца имеет вид разрешенного использования - предпринимательство, описание вида разрешенного использования - размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования земельного участка включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1-4.10. Однако в градостроительном плане в п. 2.2 вместо указания на классификатор ответчик указал на Правила землепользования и застройки. Ссылается на нарушение её права на размещение в пределах границ земельного участка коммерческой застройки и в дальнейшем на возможность ссылаться на градостроительный план.
Просит суд признать п. 2.2 градостроительного плана № RU08301000-03122-26 от 25 марта 2022 г. незаконным; обязать Администрацию г. Элисты выдать новый градостроительный план, в п. 2.2 которого указать виды разрешенного использования земельного участка согласно действующему классификатору видов разрешенного использования земельных участков; взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 40000 рублей, почтовые и копировальные расходы.
В судебное заседание административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель административного ответчика ФИО3 в телефонограмме просил рассмотреть дело без участия представителя Администрации г. Элисты.
В силу ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается правилами землепользования и застройки.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в статье 1 которого содержится понятие функциональных зон, то есть зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления городского поселения принимаются муниципальные правовые акты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которым определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац четвертый пункта 2 статьи 7).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который устанавливает наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка.
Данный приказ вступил в силу с 5 апреля 2021 года, на основании приказа Минэкономразвития России от 12 февраля 2021 года № 68.
Как видно из свидетельства о государственной регистрации права от 2 октября 2015 г. № , на основании договора купли-продажи от 1 марта 2010 г. и постановления Администрации г. Элисты от 17 августа 2015 г. № 4146 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником земельного участка, площадью кв.м., по адресу: , кадастровый номер , категория земель: земли населенных пунктов – предпринимательство.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, вышеуказанный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – предпринимательство.
В поданном на имя и.о. главы Администрации г. Элисты ФИО4 заявлении от 25 февраля 2022 г. ФИО1 просила выдать градостроительный план с учетом произошедших в законодательстве изменений. В частности, указала, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с частью 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на орган местного самоуправления до 1 января 2021 г. возложена обязанность внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
Земельный участок ФИО1 имеет вид разрешенного использования земельного участка - предпринимательство, описание вида разрешенного использования земельного участка - размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1-4.10.
Между тем указанные в пункте 2.2 градостроительного плана земельного участка №RU08301000-03122-26 виды разрешенного использования земельного участка не соответствуют таковым, предусмотренным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, что нарушает право истца на размещение в пределах границ принадлежащего ей земельного участка коммерческой застройки.
Административный ответчик также не учел, что правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Подобная регламентация градостроительной деятельности необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий.
Таким образом, неуказание в градостроительном плане видов разрешенного использования земельного участка, предусмотренных классификатором видов разрешенного использования земельных участков, свидетельствует о том, что оспариваемый план Администрации г. Элисты принят с нарушениями закона, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.
По результатам рассмотрения, согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, в частности, может быть вынесено решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах в целях устранения препятствий к осуществлению прав административного истца суд возлагает на Администрацию г. Элисты обязанность выдать новый градостроительный план и указать в его пункте 2.2 виды разрешенного использования земельного участка согласно действующему классификатору видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (часть 1 статьи 103 КАС РФ).
В силу пункта 4 части 1 статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии со статьей 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием; недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (пункт 10); выступающие в качестве административных ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая расходы на оплату услуг представителя.
Из материалов дела видно, что 18 апреля 2022 г. административный истец ФИО1 заключила договор на оказание юридических услуг с ФИО2 Исполнитель осуществляет подготовку и направление, а также участие в претензионной переписке, в переговорах, в случае необходимости в судебных заседаниях по данному делу во всех судебных инстанциях; подготовку и подачу административного искового заявления к Администрации г. Элисты о признании не отвечающими требованиям закона сведений, изложенных в п. 2.2 градостроительного плана, взыскании судебных расходов и т.п.; в случае судебного представительства – участвует, подготавливает и подает в суд все необходимые для законного и справедливого разрешения данного дела ходатайства, жалобы, заявления, иные процессуальные документы (п. 1.1 договора).
Стоимость услуг по настоящему договору составляет 40 000 руб., уплачиваемых заказчиком в полном объеме (п. 3.1 договора).
Согласно расписке от 18 апреля 2022 г. ФИО2 получил от ФИО1 денежные средства в размере 40 000 руб. наличными (л.д. 18).
За пересылку ответчику административного искового заявления истцом понесены судебные расходы в размере 111 руб. 40 коп., что подтверждается кассовыми чеками Почты России от 18 апреля 2022 г. (л.д. 6).
Между тем требования административного истца о взыскании издержек на копировальные расходы документально не подтверждены.
Учитывая, что административные исковые требования удовлетворены судом в полном объеме, категория данного дела представляет собой определенную сложность, в стоимость услуг представителя включается участие во всех судебных инстанциях, суд полагает возможным взыскать с Администрации г. Элисты в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 40 000 руб., почтовые расходы в размере 111 руб. 40 коп., а также расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать пункт 2.2 Градостроительного плана №RU08301000-03122-26 от 25 марта 2022 года незаконным.
Обязать Администрацию г. Элисты выдать новый Градостроительный план и указать в пункте 2.2 Градостроительного плана виды разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: , с кадастровым номером , площадью кв.м., согласно действующему классификатору видов разрешенного использования земельных участков.
Взыскать с Администрации г. Элисты в пользу ФИО1 судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей, почтовые расходы в размере 111 руб. 40 коп., расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб., всего в сумме 40 411 руб. 40 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Цакирова
Решение в окончательной форме принято 3 июня 2022 г.