ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1438/2021 от 30.11.2021 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-1438/2021

Поступило в суд 15.07.2021г.

УИД 54RS0013-01-2021-003033-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2021 г. г. Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Карповой Л.В.,

при секретаре Полянской Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МУП «Комбинат бытовых услуг» к ведущему судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по г.Бердску УФССП по Новосибирской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области об уменьшении размера исполнительского сбора,

установил:

МУП «Комбинат бытовых услуг» (МУП «КБУ») обратилось в суд с административным иском к ведущему судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по г.Бердску УФССП по Новосибирской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области об уменьшении размера исполнительского сбора.

В обоснование административного искового заявления МУП «КБУ» указало, что на основании решения Бердского городского суда Новосибирской области по делу №2-1037/2018 от 09.10.2018 г. выдан исполнительный лист, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 27.03.2019 г. об обязании МУП «КБУ» устранить нарушения качества коммунальной услуги горячего водоснабжения, предоставляемой по адресу: <адрес>. Административный истец является должником по исполнительному производству №37797/19/54013-ИП.

Судебным приставом-исполнителем ФИО1 28.06.2021г. по указанному исполнительному производству в связи с неисполнением решения суда было принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Исполнительский сбор в указанном размере является несправедливым.

Постановлением администрации города Бердска №5096 от 31.12.2013г. «Об утверждении ведомственной целевой программы «Восстановление и устройство циркуляционных трубопроводов систем горячего водоснабжения многоквартирных домов города Бердска на 2014-2018 годы» утверждена программа по восстановлению и устройству циркуляционных трубопроводов. Разработчиком, заказчиком и исполнителем программы является МКУ «УЖКХ», источниками финансирования данной программы - бюджет города Бердска. МКУ «УЖКХ» создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством, нормативными актами полномочий администрации города Бердска в сфере жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения города, организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Указанной программой определен перечень ремонтно-восстановительных работ трубопроводов города Бердска, в том числе восстановление циркуляционных трубопроводов. Жилой дом по адресу: <адрес> включен в данную программу.

На основании постановления администрации города Бердска от 28 апреля 2015 г. N 1555 действовала муниципальная программа «Развития жилищно-коммунального комплекса города Бердска на 2015-2020 годы», в рамках которой сформированы мероприятия подпрограммы «Восстановление и устройство циркуляционных трубопроводов системы горячего водоснабжения многоквартирных домов города Бердска на 2015-2020 годы». Основными мероприятиями являются: ремонт трубопроводов системы ГВС, строительство новых трубопроводов системы ГВС, разработка проектных решений по проведению строительных и восстановительных мероприятий циркуляционных трубопроводов системы ГВС. В соответствии с п. 5 Раздела I Паспорта муниципальной программы, исполнителем указанной программы выступает Администрация города Бердска, МКУ «УЖКХ», МКУ «УКС» МУП «КБУ», МБУ ГорСвет», МКУ «Жилсервис» и иные организации, определенные заказчиком в установленном порядке. В главе V Программы - «Ресурсное обеспечение муниципальной программы» указано, что реализация подпрограммных мероприятий, (включая ремонт трубопроводов ГВС), осуществляется за счет средств бюджета города Бердска. В соответствии с п. 5 ст. 43 Устава города Бердска составление проекта бюджета города - исключительная прерогатива администрации города Бердска. Порядок и сроки работы над составлением проекта бюджета города устанавливаются постановлением администрации города Бердска. Исполнение бюджета города обеспечивается также администрацией города Бердска.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают следующими полномочиями, в том числе создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (абз. 3 пункта 1 ст. 17).

МКУ «УЖКХ» создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Новосибирской области, нормативными актами органов местного самоуправления полномочий администрации города Бердска в сфере жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения города, организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Являясь главным распорядителем бюджетных денежных средств и собственником инженерной инфраструктуры г. Бердска (ЦТП, тепловые сети), именно администрация обязана своими действиями обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества. А МКУ «УЖКХ» как лицо, уполномоченное на реализацию мероприятий программы по восстановлению циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения, лицо, ответственное за восстановление наружного циркуляционного водопровода до многоквартирных домов, также должно предпринять меры по устройству циркуляционных трубопроводов. Администрация города Бердска является собственником объектов инженерной инфраструктуры города Бердска, а именно: зданий и оборудования центральных тепловых пунктов (ЦТП) и тепловых сетей. В соответствии с Актом от 30.06.2009 г. на основании постановления администрации города Бердска № 994 от 05.06.2009 г. МУП «КБУ» владеет данными объектами инженерной инфраструктуры на праве хозяйственного ведения. Система циркуляции горячего водоснабжения данных объектов не была предусмотрена при строительстве внутриквартальных тепловых сетей. Таким образом, МУП «КБУ» была передана в хозяйственное ведение инженерная инфраструктура в том состоянии, в котором находится в настоящий момент. МУП «КБУ» осуществляет текущее содержание и текущий ремонт переданного в хозяйственное ведение имущества. Проведение реконструкции указанных объектов инфраструктуры может быть осуществлено только при условии финансирования.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно п. 2 ст. 215 ГК РФ, права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. В силу п. 4 ст. 22, п. 4 ст. 36 Устава города Бердска, утвержденного решением Совета депутатов города Бердска третьего созыва от 18.06.2015 № 633, к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относится владение, пользование и распоряжение от имени муниципального образования имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Бердска, в порядке, определяемом Советом депутатов города Бердска; организация в границах города Бердска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 22 Устава к вопросам местного значения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета города, утверждение и исполнение бюджета города, осуществление контроля за исполнением, составление и утверждения отчета об исполнении бюджета города. Данные мероприятия в силу п. 1 ст. 36 Устава осуществляет администрация города Бердска.

Учитывая изложенное, именно администрация города Бердска как орган местного самоуправления представляет интересы муниципального образования горда Бердска и непосредственно принимает решения по вопросам управления муниципальным имуществом, в том числе по вопросам реконструкции тепло-сетевого имущества коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с Уставом МКУ «УЖКХ» предметом и целями деятельности Учреждения является: формирование бюджета города Бердска в части расходов на развитие и содержание жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, в соответствии с п. 2 главы 6 Устава учреждение в своей деятельности подотчетно и подконтрольно администрации муниципального образования города Бердска. Согласно п. 7 главы 1 Устава, учреждение является главным распорядителем бюджетных средств жилищно-коммунального хозяйства. Согласно пунктам 3.4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация электро-, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местногосамоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества. Передача тепловых сетей в хозяйственное ведение не может означать, что орган местного самоуправления освобождается от обязанности осуществления контроля за их состоянием, иное означает исключение обязанности муниципального образования по обеспечению жизнедеятельности населения, что противоречит цели создания органов местного самоуправления.

Обеспечение температуры горячей воды надлежащего качества возможно при условии выполнения мероприятий программы по восстановлению циркуляции. Ввиду отсутствия целевого финансирования, МУП не может самостоятельно осуществить реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры, в том числе производить замену циркуляционных трубопроводов.

Таким образом, бездействие Администрации города Бердска и МКУ «УЖКХ» как лиц, уполномоченных на реализацию мероприятий программы по восстановлению циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения, лиц, ответственных за восстановление наружного циркуляционного трубопровода до многоквартирного дома истца, нарушает права собственников помещений, поскольку необходимость реализации работ по устройству циркуляционных водопроводов подтверждена самой Администрацией города Бердска при разработке соответствующих программ.

Таким образом, в связи с тем, что перечень мероприятий, предусмотренных муниципальной программой по развитию жилищно-коммунального комплекса города Бердска на 2015-2020 годы до настоящего времени не выполнен, исполнение МУП «КБУ» решения по делу 2-1037/2018 фактически не представляется возможным.

Кроме того, МУП «КБУ» длительное время находится в тяжелом материальном положении. В соответствии с бухгалтерским балансом предприятия на 30.12.2020г. размер дебиторской задолженности составляет 288608000рублей, размер кредиторской задолженности – 624231000 рублей, на 31.12.2019г. размер дебиторской задолженности составлял 287300000рублей, размер кредиторской задолженности – 492091000 рублей, на 31.12.2018г. размер дебиторской задолженности составлял 265706000рублей, размер кредиторской задолженности – 510610000 рублей.

В соответствии с отчетом о финансовых результатах предприятия в 2020г. убыток предприятия составлял 162718000 рублей, в 2019г. – 19431000 рублей.

Деятельность МУП «КБУ» строго регламентирована. Все оказываемые предприятием услуги подлежат тарифному регулированию, иных источников дохода у муниципального предприятия нет. При этом деятельность МУП «КБУ» при установленных тарифах является убыточной.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 07.10.2015г. в рамках сводного исполнительного производства наложен арест на имущество МУП «КБУ», постановлением судебного пристава-исполнителя от 20.10.2015г. наложены ограничения на проведение расходных операций по кассе.

Взыскание с МУП «КБУ» исполнительского сбора в размере 50000 рублей ставит предприятие в еще более затруднительное положение.

По роду своей деятельности МУП «КБУ» является социально значимым объектом, гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в городе Бердске, а также единой теплоснабжающей организацией на территории города Бердска.

По указанным основаниям МУП «КБУ» первоначально просило внести изменения в постановление о взыскании исполнительского сбора от 28.06.2021г., освободив МУП «КБУ» от исполнительского сбора в размере 50000 рублей либо уменьшить его размер.

С учетом уточнения исковых требований, МУП «КБУ» просит уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением от 28.06.2021г., на одну четверть до 37500 рублей (л.д.72), ссылаясь на п.74 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Представитель административного истца МУП «КБУ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее представитель административного истца МУП «КБУ» ФИО2 в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнения, поддержала, просила административный иск удовлетворить.

Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель Отделения судебных приставов по г. Бердску УФССП по Новосибирской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика УФССП по Новосибирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Ранее административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель Отделения судебных приставов по г. Бердску УФССП по Новосибирской области ФИО1, являющаяся также представителем административного ответчика УФССП по Новосибирской области, в судебном заседании исковые требования МУП «КБУ» не признала и пояснила, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено законно, отмене не подлежит, так как в 2019г. в рамках исполнительного производства определением суда МУП «КБУ» предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 01.06.2021г., после чего МУП «КБУ» еще раз обращалось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в удовлетворении заявления было отказано. Требования исполнительного документа не исполнены, в связи с чем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель Отделения судебных приставов по г. Бердску УФССП по Новосибирской области ФИО1 также ранее в судебном заседании поддержала письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л.д.48-49). По доводам отзыва, постановление о взыскании исполнительского сбора прав заявителя не нарушает, так как срок для добровольного исполнения истек 08.06.2021г., и срок вынесения постановления законом не установлен.

Заинтересованное лицо К.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Исследовав представленные доказательства, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 360 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления (ч. 2).

На основании вступившего в законную силу 29.01.2019 г. решения Бердского городского суда Новосибирской области от 09.10.2018 г. по делу №2-1037/2018, которым МУП «КБУ» обязано устранить нарушения качества коммунальной услуги горячего водоснабжения, предоставляемой в жилое помещение № 2 многоквартирного <адрес>, принадлежащее К.В., в части несоответствия температуры горячей воды в точке водозабора потребителя установленным требованиям, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, 25.02.2019г. был выдан исполнительный лист серии ФС № 027798666 (л.д.60-61).

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Бердску УФССП России по Новосибирской области П.Е. от 27.03.2019г. возбуждено исполнительное производство №37797/19/54013-ИП в отношении МУП «КБУ», предмет исполнения: обязать МУП «КБУ» устранить нарушения качества коммунальной услуги горячего водоснабжения, предоставляемой в жилое помещение многоквартирного <адрес>, принадлежащее К.В., в части несоответствия температуры горячей воды в точке водозабора потребителя установленным требованиям, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.58-59). Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Определением Бердского городского суда Новосибирской области от 17.07.2019 г. МУП «КБУ» была предоставлена отсрочка исполнения решения Бердского городского суда Новосибирской области от 09 октября 2018 года по делу №2-1037/2018 до 01 июня 2021г. в части обязания МУП «КБУ» устранить нарушения качества коммунальной услуги горячего водоснабжения, предоставляемой в жилое помещение многоквартирного <адрес>, принадлежащее К.В., в части несоответствия температуры горячей воды в точке водозабора потребителя установленным требованиям (л.д.51-55). Определение суда не обжаловано, вступило в законную силу 02.08.2019г.

Как следует из определения суда от 17.07.2019 г., МУП «КБУ» представлено письмо №1443 от 13 мая 2019г., адресованное главе города Бердска и директору МКУ «УЖКХ», в котором в связи с невозможностью исполнить решение суда в установленный срок МУП «КБУ» просит сообщить срок финансирования программы в части восстановления циркуляции, а также срок проведения мероприятий по восстановлению (строительству) циркуляционных трубопроводов по адресу: <адрес>. Из протокола совещания в Администрации города Бердска по вопросу обеспечения устройства наружных циркуляционных водопроводов горячего водоснабжения многоквартирных домов от 10.04.2019г. следует, что денежных средств на исполнение решения Арбитражного суда Новосибирской области от 05.12.2018г. об обязании Администрации города Бердска и МКУ «УЖКХ» обеспечить устройство наружных циркуляционных водопроводов горячего водоснабжения в бюджете нет, для исполнения решения суда необходимо около 3-5 лет.

Суд пришел к мнению, что указанные МУП «КБУ» в заявлении об отсрочке исполнения решения суда обстоятельства носят исключительный характер, не зависят от воли ответчика, связаны с деятельностью третьих лиц, а также с установленными муниципальной программой «Развития жилищно-коммунального комплекса города Бердска на 2015-2020 годы» сроками.

Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Бердску УФССП России по Новосибирской области ФИО1 от 28.06.2021г. с МУП «КБУ» взыскан исполнительский сбор в размере 500000 рублей по исполнительному производству №37797/19/54013-ИП от 27.03.2019г. (л.д.50).

Согласно ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 3 ст. 13 ГПК РФ).

По смыслу закона, основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом с учетом того, что в силу ст. ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. ч. 1 и 2) и 55 (ч. ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателей и должников, возможная же отсрочка или рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8).

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч. 11).

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).

Анализ указанных положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» свидетельствует о том, что для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: - истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; - факт получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; - неисполнение должником требований исполнительного документа; - должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с п.74 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Согласно п.75 указанного Постановления Пленума ВС РФ при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Представленные административным истцом документы: постановление судебного пристава-исполнителя от 07.10.2015г. о наложении ареста на имущество должника МУП «КБУ» по нескольким исполнительным производствам (л.д.7-8), постановление судебного пристава-исполнителя от 20.10.2015г. об ограничении проведения расходных операций по кассе (л.д.9), бухгалтерский баланс МУП «КБУ» на 31.12.2020г. (л.д.10-12), бухгалтерский баланс МУП «КБУ» на 30.06.2021г. (л.д.75-77), отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2020г. (л.д.13-14), отчет о финансовых результатах за январь-июнь 2021г. (л.д.73-74), информация Департамента по тарифам Новосибирской области от 01.09.2017г., согласно которой основной причиной убыточности деятельности МУП «КБУ» в области теплоснабжения является значительное превышение фактической себестоимости производства и передачи тепловой энергии над экономически обоснованным уровнем (л.д.15-16) не могут служить основанием для удовлетворения административного искового заявления, поскольку МУП «КБУ» предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 01.06.2021г., до настоящего времени решение суда не исполнено.

Обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении, были учтены судом при рассмотрении 17.07.2019г. заявления МУП «КБУ» об отсрочке исполнения решения суда, при этом суд пришел к выводу о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 09.10.2018г. до 01.06.2021г.

Доказательства принятия всех необходимых мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования МУП «КБУ» не представлены. Поскольку административным истцом такие меры не принимались, отсутствие у должника МУП «КБУ» необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для уменьшения размера исполнительского сбора.

Обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, судом не установлены.

Определением суда от 17.07.2019г. МУП «КБУ» была предоставлена отсрочка исполнения решения суда почти на два года, с учетом того, что указанные МУП «КБУ» обстоятельства носят исключительный характер, не зависят от воли ответчика, связаны с деятельностью третьих лиц, а также с установленными муниципальной программой «Развития жилищно-коммунального комплекса города Бердска на 2015-2020 годы» сроками.

Поскольку в установленный судом срок до 01.06.2021г. решение суда не исполнено, ведущим судебным приставом-исполнителем ФИО1 28.06.2021г. вынесено постановление о взыскании с должника МУП «КБУ» исполнительского сбора в размере 50000 рублей, основания для уменьшения размера которого при рассмотрении дела не установлены.

При таких обстоятельствах исковые требования МУП «КБУ» удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 227, 228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований МУП «Комбинат бытовых услуг» к ведущему судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по г.Бердску УФССП по Новосибирской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об уменьшении размера исполнительского сбора отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья /подпись/ Л.В. Карпова

Мотивированное решение составлено 10.12.2021 г.