Дело №2а-143/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2018 года с.Левокумское
Левокумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Филёвой Е.Н., с участием:
административного истца ФИО1,
при секретаре Грицаевой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело №2а-143/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету Левокумского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным пункта 2 решения Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края четвертого созыва от 03.11.2017г. №9 «Об избрании главы Левокумского муниципального района Ставропольского края», в порядке главы 22 КАС РФ,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету Левокумского муниципального района Ставропольского края, в котором, с учетом уточнения, просил признать пункт 2 решения Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края четвертого созыва от 03.11.2017г. №9 «Об избрании главы Левокумского муниципального района Ставропольского края» в редакции от 03.11.2017 года незаконным.
В обоснование иска указал, что 23.10.2017 года обратился в Совет Левокумского муниципального района Ставропольского края с заявлением прекратить исполнение им полномочий главы Левокумского муниципального района Ставропольского края на постоянной основе с 31.10.2017 года в связи с выходом на пенсию. Председателем Совета Левокумского муниципального района мер к рассмотрению Советом указанного заявления предпринято не было. 03.11.2017 года Советом Левокумского муниципального района Ставропольского края четвертого созыва приято решение от 03.11.2017г. №9 «Об избрании главы Левокумского муниципального района Ставропольского края», пунктом 2 которого, прекращены полномочия главы Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО1 с 03.11.2017 года. На основании указанного пункта была внесена запись в его трудовую книжку, чем нарушены его пенсионные права, предусмотренные Постановлением Правительства Ставропольского края от 19.05.2010 г. №155-п «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянно основе, муниципальным служащим муниципальной службы в Ставропольском крае». Кроме того, считает, что оспариваемый пункт решения принят с нарушениями статей 28,45,47,48 Регламента Совета Левокумского района, что свидетельствует о его незаконности. О нарушении своих прав узнал 28.11.2017 г. после получения документов, связанных с порядком его увольнения.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, просил признать незаконным п.2 решения Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края четвертого созыва от 03.11.2017г. №9 «Об избрании главы Левокумского муниципального района Ставропольского края» в редакции от 03.11.2017 г., ссылаясь на то, что решением Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края от 26.01.2018 года №46 «О внесении дополнения в решение Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края от 03.11.2017г. №9 «Об избрании главы Левокумского муниципального района» внесено следующее дополнение в оспариваемый п.2, который после слов «с 03 ноября 2017 года» дополнен текстом следующего содержания: «на основании части 3 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с вступлением в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления», в остальной части исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно письменному заявлению председателя Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО6, просил гражданское дело по административному иску рассмотреть в отсутствие представителя административного ответчика, в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Выслушав объяснения административного истца, изучив материалы административного дела № 2а-143/2018, суд пришёл к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что административный иск поддан надлежащим лицом, с соблюдением правил подсудности, в установленный законом срок и подлежит рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ.
В соответствии со ст.14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Данное положение закреплено и в ст.123 Конституции Российской Федерации.
По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.11 ст.226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Глава муниципального образования согласно ч.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ч.14 ст.35 указанного Закона, организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Согласно ч.4 ст.36 Федерального закона N131-ФЗ глава муниципального образования наделяется собственными полномочиями.
Частью 5 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ установлено, что выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Решением Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края от 26.04.2013 г. №34 принят Устав Левокумского муниципального района Ставропольского края (устав зарегистрирован в ГУ Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю 23 мая 2013 года).
Полномочия главы Левокумского муниципального района Ставропольского края определены в статье 24 Устава. В соответствии с ч.1 ст.24 Устава глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается Советом муниципального района из своего состава, исполняет полномочия его председателя и вступает в должность с момента принятия решения об его избрании.
Полномочия главы муниципального района начинаются с момента его вступления в должность и прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного главы ч.5 ст.24 Устава.
Согласно ч.6 ст.24 Устава глава муниципального района по решению Совета может осуществлять свои полномочия, как на постоянной, так и на непостоянной основе.
В силу ч.7 ст.23 Устава организации деятельности Совета муниципального района осуществляет глава муниципального района, избираемый депутатами из своего состава на первом заседании, общий порядок организации деятельности Совета муниципального района устанавливается утвержденным Советом муниципального района Регламентом Совета.
Из материалов административного дела следует, что на основании решения Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края от 28.01.2013г. N 28 глава Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО1 осуществлял свои полномочия на постоянной основе (л.д.11).
23.10.2017 г. глава муниципального района ФИО1 подал в Совет Левокумского муниципального района заявление о прекращении исполнения полномочий главы муниципального района на постоянной основе с 31.10.2017 г., в связи с выходом на страховую пенсию по старости (л.д.16)
Из системного анализа положений ст.ст.36,40 Федерального закона N 131-ФЗ и положений ст.24 Устава Левокумского муниципального района следует, что прекращение полномочий главы муниципального района, как выборного должностного лица местного самоуправления предусмотрено в двух случаях: 1) в связи с истечением срока полномочий главы муниципального района, полномочия прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного главы; 2) досрочно, по основаниям, установленным федеральным законом, перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Отставка по собственному желанию в силу п.2 ч.6 ст.36 Федерального закона N131-ФЗ является одним из случаев досрочного прекращения полномочий главы муниципального района.
В соответствии с ч.14 ст.24 Устава Левокумского муниципального района абзацами 1-3 ст.6 Регламента Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края (утвержден решением Совета Левокумского муниципального района от18.07.2013г. №56) установлено, что отставка по собственному желанию (добровольное сложение главой муниципального района своих полномочий) удовлетворяется Советом на основании его письменного заявления, в случае непринятия Советом решения по данному вопросу глава муниципального района вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи заявления, решение о досрочном прекращении полномочий и освобождении главы муниципального района от занимаемой должности в связи с отставкой по собственному желанию (добровольным сложением полномочий) принимается на заседании Совета открытым голосованием простым большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании Совета.
С учётом изложенных норм федерального закона, а также положений муниципальных нормативных правовых актов, доводы административного истца о том, что вопрос о прекращении исполнения его полномочий, как главы района на постоянной основе в соответствии с его заявлением от 23.10.2017 г. подлежал в соответствии с п.3 ст.28 Регламента Совета района включению в повестку дня заседания Совета в первоочередном порядке и требовал отдельного рассмотрения, а не в рамках вопроса об избрании главы Левокумского района, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, по следующим основаниям.
В п.3 ст.28 Регламента, заявление главы муниципального района, вопреки доводам административного истца, в качестве вопроса, подлежащего первоочередному рассмотрению на заседании, не указано, в соответствии с п.4 указанной статьи вопросы в проект повестки дня заседания включаются при предоставлении проекта решения, предлагаемого для принятия, в соответствии с п.6 ст.7 Устава муниципального района, глава муниципального района является субъектом правотворческой инициативы, однако, административным истцом доказательств внесения в Совет района проекта решения по заявлению не представлено, оснований для включения в повестку дня заседания Совета 03.11.2017 г. и рассмотрения заявления главы Левокумского муниципального района Токарева от 23.10.2017 г. у Совета депутатов Левокумского муниципального района не имелось.
При таких обстоятельствах, с учетом абзаца 2 ст.6 Регламента, которым установлен двухмесячный срок уведомления при подаче главой муниципального района заявления об отставке по собственному желанию (добровольное сложение главой муниципального района своих полномочий), по истечении которого он вправе сложить свои полномочия, суд считает, что Советом Левокумского муниципального района нарушений порядка рассмотрения и принятия решения по заявлению ФИО1, не допущено.
Решением Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края от 22.09.2015г. N145 (изменения зарегистрированы в ГУ Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю 05 декабря 2015 года) в Устав внесены изменения в ст.24, в соответствии с которыми, глава муниципального района избирается Советом муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию муниципального района, полномочия главы муниципального района начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются со дня вступления в должность вновь избранного главы, глава муниципального района осуществляет свои полномочия на постоянной основе, а также в статью 23, в соответствии с которыми организацию деятельности Совета муниципального района осуществляет председатель Совета муниципального района, избираемый на первом заседании.
В силу ч.2 указанного решения положения статей 23, 24 в новой редакции применяются после истечения срока полномочий главы Левокумского муниципального района Ставропольского края, избранного до вступления в силу настоящего решения.
Решением Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края четвертого созыва №9 от 03.11.2017 г. на должность главы Левокумского муниципального района Ставропольского края избран ФИО5, пунктом 2 указанного решения прекращены полномочия главы Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО1 с 03.11.2017 г. (л.д.15).
Как следует из выписки из протокола заседания Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края четвертого созыва от 03.11.2017 г., решение об избрании главой Левокумского муниципального района ФИО5 принято Советом на основании результатов проведения конкурса, проведенного в соответствии с решением Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края от 03.10.2017 г. №8 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Левокумского муниципального района Ставропольского края» (л.д.25-29).
На основании вышеперечисленных положений муниципальных правовых актов Левокумского муниципального района Ставропольского края суд приходит к выводу, что срок полномочий главы Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО1 истек, в связи с чем, Советом Левокумского муниципального района решением №8 от 03.10.2017г. был назначен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Левокумского муниципального района.
Поскольку решение об избрании главой Левокумского муниципального района ФИО2 в соответствии с п.11 ст.3 Регламента Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края, утвержденного решением Совета Левокумского муниципального района от 18.07.2013г. №56 (в редакции решения Совета от 03.10.2017г. №7) вступило в силу 03.11.2017 г., 03.11.2017 г. является днем вступления в должность вновь избранного главы, следовательно, решение об избрании нового главы является основанием прекращения определенных Федеральным законом и Уставом муниципального образования полномочий ранее избранного главы Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО1 с 03.11.2017 г. в силу прямого указания в ч.3 ст.40 Федерального закона N 131-ФЗ.
Доводы административного истца о том, что оспариваемый им п.2 решения Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края четвертого созыва от 03.11.2017г. №9 «Об избрании главы Левокумского муниципального района Ставропольского края» в редакции от 03.11.2017 г. является незаконным, так как он принят с нарушением ст.ст.28,45,47,48 Регламента Совета Левокумского муниципального района в силу того, что председатель Совета района ФИО3 превысила свои полномочия, самостоятельно, без согласования с главой района и без информирования главы района, сформировала повестку дня заседания Совета района от 03.11.2017 г., не подтверждены административным истцом, противоречат фактическим обстоятельствам дела и исследованным в судебном заседании муниципальным правовым актам, предоставленным административным ответчиком.
Так, в силу положений Устава Левокумского муниципального района Ставропольского края, утвержденного решением Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края от 26.04.2013 г. №34, избранный глава Левокумского муниципального района ФИО1 исполнял полномочия председателя Совета района и осуществлял организацию деятельности Совета муниципального района. Решением Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края от 22.09.2015 г. N145 в Устав внесены изменения, касающиеся перечня полномочий и порядка избрания главы муниципального района и председателя Совета муниципального района. С учетом положений ч.2 указанного решения, избранная председателем Совета района ФИО6 вступила в должность только 03.11.2017 г., в связи с прекращением полномочий главы района ФИО1, который в административном исковом заявлении и в судебном заседании утверждал, что являлся главой района до 03.11.2017 г..
При этом, доводы административного истца о том, что оспариваемым п.2 решения Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края четвертого созыва от 03.11.2017г. №9 «Об избрании главы Левокумского муниципального района Ставропольского края» в редакции от 03.11.2017 г. нарушены его права на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренные законодательством Ставропольского края, вследствие того, что на его основании сделана запись в трудовой книжке, лишающая его права на получение пенсии за выслугу лет, основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с ч.1 ст.16 Закона Ставропольского края от 29.12.2008 N 101-кз "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, достигшему пенсионного возраста или потерявшему трудоспособность в период осуществления им полномочий по должности, освобожденному от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий по основаниям, предусмотренным абзацем 7 ч.16 ст.35, п.2, п.3, п.6 - 9 ч.6 и ч.6 ст.36, ч.7.1, п.5 - 8 ч.10 и ч.10.1 ст.40, ч.1 и ч.2 ст.73 Федерального закона, а также в случае совершения им иных правонарушений, послуживших основанием для прекращения полномочий по замещаемой должности, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с законодательством Ставропольского края.
Аналогичные нормы содержит п.п.1 п.1 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, утвержденное Постановлением Правительства Ставропольского края от 19.05.2010 N 155-п. Увольнение по собственному желанию в связи с выходом на страховую пенсию как основание возникновения права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с пп.2 п.1 Положения установлено для лиц, замещавших должности муниципальной службы в Ставропольском крае, уволенных с муниципальной службы.
С учетом изложенных положений законодательства Ставропольского края, учитывая, что в соответствии с нормами федерального закона №131-ФЗ и устава Левокумского муниципального района глава муниципального района муниципальным служащим не являлся, а являлся выборным должностным лицом местного самоуправления осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, был освобожден от должности в связи с прекращением полномочий по истечении их срока, права и законные интересы на получение пенсии за выслугу лет и обеспечение социальной защищенности административного истца оспариваемым п.2 решения Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края четвертого созыва от 03.11.2017 г. №9 «Об избрании главы Левокумского муниципального района Ставропольского края» в редакции от 03.11.2017 г. не нарушены.
В соответствии с Уставом муниципального района (с изменениями и дополнениями) и Регламентом Совета (с изменениями от 03.10.2017г.), осуществление организации деятельности Совета района, в том числе соблюдение положений ст.ст.28,45,47,48 Регламента и процедуры рассмотрения и принятия решения по заявлению административного истца от 23.10.2017 г. входили до 03.11.2017 г. в обязанности главы Левокумского муниципального района ФИО1. При этом, административным истцом не предоставлено суду относимых и допустимых доказательств, достоверно подтверждающих, что ФИО6 либо другие лица каким-либо образом чинили ему препятствия в осуществлении им полномочий главы Левокумского муниципального района, как и доказательств того, что указанные нарушения Регламента объективно повлияли на законность оспариваемого им пункта решения Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края четвертого созыва от 03.11.2017 г. №9 «Об избрании главы Левокумского муниципального района Ставропольского края» в редакции от 03.11.2017 г..
При таких обстоятельствах, суд признает допущенные Советом депутатов села Левокумского Левокумского района Ставропольского края нарушения Регламента несущественными, в силу того, что на законность принятого в отношении административного истца решения о прекращении полномочий главы в силу вступления в должность вновь избранного главы, повлиять не могли.
Оценив представленные доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, суд находит административное исковое заявление необоснованным, неподлежащим удовлетворению, поскольку пришёл к выводу, что п.2 решения Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края четвертого созыва от 03.11.2017г. №9 «Об избрании главы Левокумского муниципального района Ставропольского края» в редакции от 03.11.2017 г. принят с соблюдением требований федерального закона и муниципальных нормативных правовых актов Левокумского муниципального района, формы и вида принятого правового акта, с соблюдением процедуры его принятия, прав и законных интересов ФИО1 не нарушает.
Руководствуясь ст.ст.175-180, п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Совету Левокумского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным пункта 2 решения Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края четвертого созыва от 03.11.2017г. №9 «Об избрании главы Левокумского муниципального района Ставропольского края, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья