Дело № 2а-1441/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2016 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Бабаниной О.М.,
с участием административного истца Витте В.А.,
представителя административного ответчика ФИО1 по доверенности,
представителей третьих лиц ФИО4, ФИО5 по доверенности
при секретаре Шиховой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО6 к войсковой части № о признании незаконным решения войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании строительства индивидуальных жилых домов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем согласования разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером №.
Установил:
Административный истец Витте В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к войсковой части № о признании незаконным решения войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании строительства индивидуальных жилых домов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем согласования разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером № по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Витте В.А. обратилась в Архитектурно-строительную инспекцию аппарата администрации Пермского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство объектов «Индивидуальные жилые дома» на земельном участке 59:32:1090001:876 расположенном по адресу: <адрес>ФИО3 сельское поселение <адрес>. В связи с тем, что вышеуказанный земельный участок расположен в 10 км от аэропорта Большое Савино, администрация Пермского муниципального района обратилась в войсковую часть № за согласованием строительства индивидуальных жилых домов. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ был дан отказ в согласовании, так как территория в месте строительства по пригодности к застройке ограничена, находится в непосредственной близости от аэродрома Пермь (Большое Савино) в зоне сверхнормативного воздействия по фактору «авиационный шум» государственной авиации с максимальным уровнем звука до La-80 дБА, с нерегламентированным периодом воздействия авиационного шума по времени суток. Согласно заключения о возможности размещения объекта «индивидуальные жилые дома», утвержденного командиром войсковой части 69806-2, согласно требований НГЭА размещение объектов: индивидуальные жилые дома на земельных участках с кадастровым номерами: №, расположенные в <адрес> не будет являться препятствием для полетов воздушных судов. Кроме того, согласно ст.24 градостроительного кодекса РФ предусматривающий подготовку и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа, при проведении указанных работ предусмотрена необходимость соблюдения ограничений использования земельных участков. Генеральный план территории ФИО3 сельского поселения утвержден Решением ФИО2 сельского поселения Пермского муниципального района за № от ДД.ММ.ГГГГ, является действующим, ни кем не оспорен. В силу п.1 ст.4 Федерального закона №221 от 24.07.2007 года ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости» ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основании принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Согласно п.9 ст.7 Закона в государственный кадастр недвижимости обязательно вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на недвижимое имущество. Государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о зоне сверхнормативного воздействия по фактору «авиационный шум» государственной авиации с максимальным уровнем звука до -90 дБА, нерегламентированным периодом воздействия авиационного шума по времени суток, данная зона территории в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства не установлена. Собственники вышеуказанных земельных участков выразили свое согласие на проживание на территории со сверхъестественным воздействием авиационного шума.
Просит признать решение войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании строительства индивидуальных жилых домов незаконным и возложить обязанность устранить допущенные нарушения путем согласования разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером 59:32:1090001:876.
Истец Витте В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, суду пояснила, что ей предоставили земельный участок в <адрес>, как многодетной семье, для личного подсобного хозяйства она собралась строить дом, не дали разрешение. Рядом с ее участком находятся жилые дома, детский сад, которые также находятся в приаэродромной зоне, однако разрешение на строительство им выдали. Кроме этого при получении земельного участка она писала заявление о согласии на проживание на территории со сверхнормативным воздействием авиационного шума. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, в связи с тем, что согласно статьям 46, 47 Воздушного кодекса РФ, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Пунктом 58 Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от 11.03.2010 определено, что для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов- окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно таблице №3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96. шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, санитарные нормы, «уровень шума на территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, не должен превышать 55 дБа днем и 45 дБа ночью». Согласно п.2 Заключения утвержденного командиром войсковой части 69806- 2 ФИО7 (в материалах дела) данная территория находится в зоне сверхнормативного воздействия по фактору «авиационный шум» государственной авиации с максимальным уровнем звука до La - 90 дБа, с нерегламентированным периодом воздействия авиационного шума по времени суток, следовательно, в настоящий момент жилая застройка в данном населенном пункте запрещена. Нахождение человека в условиях превышения предельно-допустимого уровня шума представляет опасность для здоровья человека. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, не допускается (ст. 23 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В связи с нахождением в непосредственной близости от территории строительства войсковой части 88503 (менее 2 км.) данная территория является режимным объектом.
Участок находится в санитарной зоне складских помещений войсковой части 88503, в том числе складов вооружения и боеприпасов.
На основании вышеизложенного и в связи с возможным негативным воздействием полетов воздушных судов и оборудования аэродрома на здоровье граждан, согласно требований законодательства Российской Федерации, запрещается строительство жилых домов на данных земельных участках.
Представитель заинтересованного лица Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района на доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивала, суду дополнительно пояснила, что административным ответчиком не представлены доказательства, что земельный участок, который принадлежит истцу, находится в охранной зоне. Также в заключении и в отказе указаны разные цифры «авиационного шума», в заключении указано La - 90 дБа, в ответе La - 80 дБа. Каким образом измерялся уровень шума, каким прибором, протокол измерения, ответчиком не представлено. Считает, заявленные требование Витте В.А. законные и обоснованные
Представитель заинтересованного лица, администрации Пермского муниципального района на доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивала, суду дополнительно пояснила, имеется разница в уровне шума, которое указано в ответе войсковой части и заключении, в связи с имеются сомнения, что проводились замеры, гост установил определенный порядок, доказательств произведения замеров войсковой частью не представлено.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Статьей 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 51 ГрК Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Частью 9 статьи 51 ГрК Российской Федерации предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу части 13 статьи 51 ГрК Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1. и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Витте В.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО3 сельское поселение, <адрес>, кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - отдельно стоящие индивидуальные одноквартирные жилые дома.
ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Пермского муниципального района обратилась к командиру войсковой части № с заявлением о согласовании строительства индивидуального жилого дома на данном земельном участке.
ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части № было отказано в согласовании строительства по причине того, что территория в месте строительства по пригодности к застройке ограничена, находится в непосредственной близости от аэродрома Пермь (Большое Савино) в сверхнормативной зоне воздействия по фактору «авиационный шум» с максимальным уровнем звука LA>80дБА с нерегламентированным периодом воздействия авиационного шума по времени суток.
В соответствии с распоряжением Правильства 10.08.2007 г. № 1034-р «об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации» государственный аэродром Пермь (Большое Савино) находится в ведении Министерства обороны РФ и предназначен (разрешен) для совместного базирования АО «Международный аэропорт «Пермь».
В соответствии со статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Согласно пункту 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 года N 138, приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.
В силу пункта 59 Федеральных правил для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.
Земельный участок заявителя с кадастровым номером № расположен на приаэродромной территории, пунктом 58 Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от 11.03.2010 определено, что для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов- окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Земельный участок с кадастровым номером № расположен в десятикилометровой зоне от аэропорта Большое Савино.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве", приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно п.2 Заключения утвержденного командиром войсковой части № ФИО7 (л.д.8-10) данная территория находится в зоне сверхнормативного воздействия по фактору «авиационный шум» государственной авиации с максимальным уравнем звука до La - 90 дБа, с нерегламентированным периодом воздействия авиационного шума по времени суток, следовательно, жилая застройка в данном населенном пункте запрещена. Нахождение человека в условиях превышения предельно-допустимого уровня шума представляет опасность для здоровья человека. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, не допускается.
Доводы истца о том, что государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о зоне сверхнормативного воздействия по фактору «авиационный шум», данная зона территории в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства не установлена, суд признает необоснованными, поскольку согласно положениям абзаца 4 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничением (обременением) является наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других), данное ограничение установлено на основании заключения комиссии о возможности размещения объекта «индивидуальные жилые дома» на земельных участках с кадастровыми номерами № 59:32:1090001:878 (л.д.8-10).
Доводы заинтересованных лиц о том, что уровень измерения шума проводился не в соответствии с установленными нормами, поэтому заключение утвержденное командиром войсковой части 69806-2 не может быть признано законным, суд считает не состоятельными, поскольку истец данное заключение не обжалует. Кроме этого в своем отказе войсковая часть № ссылается на требования Приказа МО РФ от 02.11.2006 г. № 059 «Тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам государственной авиации». Поскольку аэродром Пермь (Большое Савино) согласно распоряжению Правительства от 10.08.2007 г. является государственным, находится в ведении Министерства обороны РФ, то на него распространяются требования вышеуказанного приказа Министерства обороны.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что действующее законодательство предусматривает прямой запрет размещать жилые дома в пределах зон шумового воздействия аэропорта, что направлено на обеспечение профилактики неблагоприятного воздействия на здоровье населения, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований Витте В.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО6 к войсковой части № о признании незаконным решения войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании строительства индивидуальных жилых домов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем согласования разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером 59:32:1090001:876 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Копия верна:
Судья Пермского районного суда
Пермского края О.М.Бабанина
Мотивированное решение составлено 25 апреля 2016 г.