ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1443/2021 от 05.07.2021 Ставропольского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2021 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Топчиевой Л.C., при секретаре Журавлевой Д.Д.,

с участием: представителя административного истца ФИО1 – ФИО2 ( по доверенности);

представителя административного ответчика межрайонной инспекции ФНС № 15 по Самарской области - ФИО3 ( по доверенности);

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 1443/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области об оспаривании налогового уведомления, требования об уплате налога,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с административным иском к Межрайонной ИФНС России №15 по Самарской области об оспаривании налогового уведомления, требования об уплате налога.

Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка, с кадастровым номером 63:32:1602001:86, площадью 56001 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, Ставропольский район Ягодинская волость, поле № 1.

В сентябре 2020 года истец получил налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что при расчете земельного налога был применен повышенный коэффициент (2) на основании п. 16 ст. 396 ГК РФ. Применение налоговым органом повышающего коэффициента мотивировано тем, что по сведениям Росреестра на земельном участке, принадлежащем истцу, не зарегистрированы права собственности на построенные объекты недвижимости.

С указанным расчетом земельного налога истец не согласился, в связи с чем обратился в налоговый орган с заявлением о производстве перерасчета и необходимости исчислять срок, предусмотренный п. 16 ст. 396 НК РФ с 01.09.2020 года с момента устранения препятствий по распоряжению земельном участком в части строительства на нем объектов недвижимости.

09.11.2020 года Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области отказала в удовлетворении заявления ФИО1, при этом указала, что налоговым органом с 01.01.2020 года будет исчисляться налог на земельный участок в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ с учетом коэффициента 4, поскольку по сведениям Управления Росреестра по Самарской области, земельный участок имеет вид разрешенного использования «под малоэтажное жилищное строительство.

Не согласившись с решением инспекции, административный истец обратился в Управление ФНС России по самарской области с жалобой, которую вышестоящий орган оставил без удовлетворения.

Также административным истцом получено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в размере 39345 рублей.

12.03.2021 года ФИО1 направил жалобу на указанное требование, которая 09.04.2021 года оставлена без удовлетворения, указав, что налогоплательщик ошибочно полагает, что применение повышающего коэффициента при наличии технической ошибки в генеральном плане и Правилах землепользования и застройки с.п. Ягодное противоречит нормам действующего законодательства РФ, разъяснив, что указанное не соответствие, не является основанием для иного способа исчисления сроков применения повышающего коэффициента, нежели установленного действующим законодательством РФ.

Административный истец с действиями налогового органа по исчислению земельного налога с повышающим коэффициентом не согласен ввиду следующего:

с 22.01.2009 года ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:32:1602001:86. 25.05.2009г. в соответствии с Приказом Министра строительства и ЖКХ Самарской области № 138-п Земельный участок включен в границы села Ягодное м.р. Ставропольский Самарской области. Ввиду того, что земельный участок занимает большую площадь (56001,00 кв.м.), истец планировал разделить объект на несколько земельных участков для дальнейшей их продажи под строительство домов.

Однако, в августе 2014 г. ФИО1 узнал, что его права нарушены в части владения и распоряжения земельным участком, а именно: допущена техническая ошибка в генеральном плане и правилах землепользования и застройки с.п. Ягодного м.р. Ставропольского района - земельный участок не включен в границы села Ягодное. Земельный участок с назначением — земли населенных пунктов и разрешенным использованием — под малоэтажное жилищное строительство в соответствии с Генеральным планом села Ягодное находился в зоне сельскохозяйственного использования, что противоречило Приказу Министра строительства и ЖКХ Самарской области № 138-п от 25.05.2009 г.

Указанная выше техническая ошибка являлась ошибкой органов местного муниципалитета с Ягодного, возникшая по независящим от собственника причинам. Следовательно, генеральный план сельского поселения, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу РФ, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3 и часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).

В период с августа 2014 г. и по сентябрь 2020г. административным истцом были проведены мероприятия по устранению вышеуказанной технической ошибки, что заняло длительное время в связи с возникновением различных бюрократических процедур. Все это время он был ограничен в правах по распоряжению, пользованию и владению земельным участком, строительство каких-либо объектов на земельном участке осуществляться не могло. Строительство нарушило бы нормы Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, если действующий на 2013г. генеральный план исключал нахождения земельного участка в составе границ населенного пункта, то регистрация прав в ЕГРН привели бы к правовой неопределенности режима использования земельного участка и его категории, а, следовательно, такая регистрация была не возможна.

Также, согласно Правилам землепользования и застройки с/п Ягодное м.р. Ставропольский Самарской области, зона Ж8 предназначена для обеспечения правовых условий формирования перспективных жилых районов на основании подготовленных и утвержденных в порядке, предусмотренном действующим законодательством о градостроительной деятельности и настоящими Правилами ПЗЗ, документации по планировке территории, с размещением объектов общественно­ делового назначения, инженерной и транспортной инфраструктуры. Таким образом, согласно Правилам ПЗЗ строительство на земельном участке в зоне Ж8 предполагала комплексную застройку объектов, исключающую по своему предназначению строительство одного объекта.

Результатом проведенных административным истцом мероприятий по устранению технической ошибки является включение Земельного участка в границы села Ягодное, что подтверждается Решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное № 260 от 27.08.2020г. «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области», что подтверждается картой градостроительного зонирования села Ягодное по состоянию на 2020 г. (информация размещена на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП), а также опубликована в газете «Ставрополь на Волге. Официальное опубликование» № 34 (113) от 01.09.2020г.).

В настоящее время ФИО1 проводятся мероприятия по разделению земельного участка на несколько объектов для дальнейшей их продажи под строительство домов, заключен договор на выполнение указанных работ с ООО «ТЕРРА», а также подготовки и получения плана застройки земельного участка.

С учетом уточненных исковых требований, административный истец просит суд признать незаконным налоговое уведомление № 56323372 от 01.09.2020 г. о расчете и уплате налогов на имущество физических лиц и отменить его в следующей части: в графе «налоговая ставка (%)» - 0,06; в графе «повышающий коэффициент» - 2.

Признать незаконным налоговое требование № 55880 об уплате налога по состоянию на 18.12.2020 г. об уплате земельного налога и отменить его.

Установить исчисление срока в соответствии с п. 16 ст. 396 НК РФ для строительства объектов недвижимости на земельном участке, расположенного по адресу Ставропольский район, с. Ягодное, Ягодинская волость, поле № 1, кадастровый номер: 63:32:1602001:86, площадью 56001 кв.м., с момента устранения препятствий по распоряжению ФИО1 указанным земельным участком - с 01.09.2020 г.

Отменить решение Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области, изложенного в ответе от 09.11.2020г. исх. № 12-12/22306@ на обращение ФИО1 от 07.10.2020г. в части исчисления налога на земельный участок, расположенного по адресу Ставропольский район, с. Ягодное, Ягодинская волость, поле № 1, кадастровый номер: 63:32:1602001:86, площадью 56001,00 кв.м., в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ с учетом коэффициента 4 начиная с 01.01.2020 г.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить. Пояснила, что после получения налогового уведомления от 01.09.2020г. о расчете и уплате налогов на имущество физических лиц, в том числе и об уплате земельного налога в размере 82 266 рублей административный истец, используя формулу расчета, содержащуюся в личном кабинете налогоплательщика на сайте налогового органа, произвел расчет налога в отношении земельного участка, расположенного по адресу Ставропольский район, с. Ягодное, Ягодинская волость, поле № 1, кадастровый номер: 63:32:1602001:86, площадью 56001 кв.м., что составило 42 921 рубль. С суммой, являющейся разницей между начисленным налоговым органом, согласно уведомления от 01.09.2020г., налога на земельный участок за 2019г. (82 266р.) и суммой рассчитанной и уплаченной налогоплательщиком (42 921р.), административный истец не согласен, полагает, что примененный налоговым органом коэффициент 2 (39 345р.) нарушает его законные права и интересы.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 15 Самарской области ФИО3 исковые требования не признал, пояснив, что действия налогового органа по исчислению земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:32:1602001:86 за 2019 год является правомерными. Налоговый орган при расчете земельного налога руководствовался п. 16 ст. 396 НК РФ, согласно которому, если в течение 10 лет с даты регистрации права на земельный участок, приобретенных в собственность для индивидуального жилищного строительства не был построен и зарегистрирован объект недвижимости, то начиная с 11 года исчисление налога осуществляется с учетом коэффициента -2. Поскольку десятилетний срок регистрации права ФИО1 на земельный участок истек в январе 2019 года, то за 1 месяц произведен с расчет исходя из налоговой ставки 0, 30%, а за последующие 11 месяцев исходя из налоговой ставки 0,60 % с повышающим коэффициентом 2. Полагает, что объективных препятствий к осуществлению строительства на приобретенном для данных целей земельном участке, имеющего категорию земли населенных пунктов и вид разрешенного использования: под малоэтажное жилищное строительство у административного истца не имелось.

Представитель заинтересованного лица – Управления ФНС по Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, ранее в судебном заседании поддержал доводы представителя административного ответчика, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица – администрации с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частями 1,2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:32:1602001:86, площадью 56001,00 кв.м, расположенный по адресу: Ставропольский район, с. Ягодное, Ягодинская волость, поле № 1.

На момент приобретения, 29.12.2008 года, земельный участок относился к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства № 138-п от 25.05.2009 года указанный земельный участок включен в границы села Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, с переводом из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, установлен вид разрешенного использования – «под малоэтажное жилищное строительство».

Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области внесены соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости о категории и виде разрешенного использования земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АД 149133 от 18.08.2009 года.

Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области ФИО1 за 2019 года исчислен налог на указанный объект недвижимости в размере 82266 рублей, при этом налоговая ставка за январь 2019 года применена 0,30%, за последующие 11 месяцев 2019 года- 0,60%, с повышающим коэффициентом 2.

ФИО1 обратился в Межрайонную ИФНС России № 15 по Самарской области с заявлением о неправомерности применения при расчете земельного налога повышающего коэффициента «2».

Из сообщения Межрайонной ФНС № 15 по Самарской области от 09.11.2020 года следует, что условием для применения при исчислении земельного налога, предусмотренных пунктом 16 ст. 396 НК РФ, является государственная регистрация права собственности на земельный участок с видом разрешенного использования, предусматривающим жилищное строительство. То есть, исчисление налога в отношении земельный участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическим лицам для индивидуального жилищного строительства первые 10 лет с даты регистрации прав на такие земельные участки, производится в общем порядке. Если в течение 10 лет на таких земельных участках не был построен и зарегистрирован объект недвижимости, то начиная с 11 года, исчисление налога осуществляется с учетом коэффициента – 2. Коэффициент 2 применяется при исчислении налога вплоть до государственной регистрации прав на построенный на этом земельном участке объект недвижимости.

Дополнительно налоговый орган сообщил, что согласно полученному ответу органов Росреестра, на земельный участок с кадастровым номером 63:32:1602001:86 установлен вид разрешенного использования «под малоэтажное жилищное строительство», в связи, с чем с 01.01.2020 года расчет земельного налога будет производиться в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ с учетом коэффициента - 4.

Управлением ФНС по Самарской области жалобы ФИО1 на решения Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области по результатам рассмотрения жалоб как на уведомление № 56323371 от 01.09.2020 года, так и на требование № 55880 об уплате налога по состоянию на 18.12.2020 года оставлены без удовлетворения.

Между тем, суд приходит к выводу о необоснованности применения налоговым органом при исчислении земельного налога в отношении спорного земельного участка положений пункта 16 статьи 396 НК РФ ввиду следующего:

Согласно с пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 НК РФ.

В отношении каждого земельного участка налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база по земельному налогу определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Статьей 396 НК РФ установлены особенности расчета земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.

Положениями статьи 394 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищных фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктур: жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.

Согласно пункту 15 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В соответствии с пунктом 16 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Таким образом, условием для применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ, является вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий жилищное строительство либо индивидуальное жилищное строительство соответственно.

Пунктом 4 статьи 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37 обмен регламентированной информацией между Росреестром и ФНС России осуществляется в электронной форме при представлении сведений в соответствии со статьями 85, 391, 396. 408 НК РФ.

Форма представления сведений Росреестром в налоговые органы о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества (форма по КПД 1114235) утверждена Приказом ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302.

В соответствии с пунктом 1 Порядка заполнения указанной формы она заполняется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. В данной форме, в частности, по строке 1.1.6 указывается разрешенное использование земельного участка, по строке 1.1.7 - код разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, сведения о видах разрешенного использования налоговые органы получают из органов Росреестра. В целях исчисления земельного налога инспекция обязана использовать сведения, полученные в установленном порядке от уполномоченного органа.

Материалами дела, а именно выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, копией свидетельства о государственной регистрации права 63 –АД № 149133 от 18.08.2009 года, карточкой учета объекта недвижимости, содержащейся в базе учета налогоплательщика, подтверждается, что земельный участок административного истца, в отношении которого произведен расчет земельного налога в налоговом уведомлении № 56323372 от 01.09.2020 года за период 2019 года с повышенным коэффициентом 2 на основании положений п. 16 ст. 396 НК РФ, имеет вид разрешенного использования «под малоэтажное жилищное строительство».

Таким образом, оснований для применения п. 16 ст. 396 НК РФ при исчислении земельного налога на земельный участок, принадлежащий истцу, у налогового органа не имелось, поскольку данная норма регулирует порядок исчисления сумм налога в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физических лиц для индивидуального жилищного строительства.

Порядок исчисления земельного налога в отношении принадлежащего истцу земельного участка, предусмотрен пунктом 15 ст. 396 НК РФ, которым предусмотрены условия осуществления на приобретенных физическими лицами земельных участках жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом минэкономразвития России 09.08.2018 года – виды разрешенного использовании земельных участков «жилая застройка», «для индивидуального жилищного строительства», «малоэтажная многоквартирная застройка» имеют в нем самостоятельные коды 2.0, 2.1, 2.1.1 соответственно.

Таким образом, неясность для определения налоговой базы у инспекции ФНС, осуществляющей исчисление земельного налога, отсутствовала.

Кроме того, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, при этом правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.

Зонирование территории в пределах населенного пункта осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки, утвержденными органами местного самоуправления (статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Положениями статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; зоны жилой застройки иных видов ( часть 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом сельского поселения (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В пунктах 2 - 3 статьи 85 ЗК РФ закреплено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно правилам землепользования и застройки сельского поселения Ягодное Ставропольского района Самарской области зона застройки малоэтажными жилыми домам «Ж2», а также зона комплексной застройки «Ж8» предназначены для обеспечения правовых условий формирования жилых районов жилой с размещением необходимых объектов обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры.

К основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в частности отнесены: «индивидуальная жила застройка», «многоквартирная жилая застройка», «блокированная жилая застройка».

При этом суд считает необходимым отметить, что на земельном участке с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» возможно строительство лишь одного жилого дома, предназначенного для проживания одной семьи, в то время как участки с видом разрешенного использования «многоквартирная жилая застройка», а также площадь спорного земельного участка свыше 5 гектаров, позволяют построить многоквартирные жилые дома.

Кроме того, максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства 5000 кв.м., предусмотренная Правилами землепользования и застройки с.п. Ягодное Ставропольского района Самарской области, не свидетельствует о возможности отнесения земельного участка, принадлежащего истцу с учетом его площади, к участку разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, суд считает, что налоговое уведомление от 01.09.2020 года, а также требование налогового органа об уплате налога по состоянию на 18.12.2020 года, в которых содержится требование об оплате земельного налога исходя из налоговой ставки 0,60% с повышающим коэффициентом 2, подлежащей применению к кадастровой стоимости в отношении принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 63:32:1602001:86 являются незаконными, в связи с чем требования истца в данной части подлежат удовлетворению,

Между тем, доводы административного истца о необходимости исчисления срока для строительства объектов недвижимости на принадлежащем ему земельном участке с 01.09.2020 года, то есть с момента устранения препятствий по распоряжению земельным участком, являются необоснованными и противоречащим нормам действующего законодательства.

Условием для применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктами 15 и 16 ст. 396 НК РФ, является государственная регистрация права собственности на земельный участок с видом разрешенного, предусматривающим жилищное строительство.

При этом применение указанных коэффициентов прекращается в случае государственной регистрации права на построенный объект недвижимости, для строительства которого приобретался в собственность физическими и юридическими лицами соответствующий земельный участок.

Истцом земельный участок приобретен 22.01.2009 года, несоответствие в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки с.п. Ягодное им было обнаружено только в 2014 году, между тем, указанное обстоятельство не является основанием для иного способа исчисления сроков применения повышающего коэффициента, нежели чем предусмотрено действующим законодательством.

Каких-либо исключений для налогоплательщиков - организаций, осуществляющих жилищное строительство, нормы действующего законодательства не содержат.

Ответ Межрайонной ИФНС № 15 по Самарской области за № 12-12/22306 от 09.11.2020 г. на обращение ФИО1 в части того, что расчет земельного налога с 01.01.2020 года будет проведен в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ, носит информационно-разъяснительный характер, каких-либо правовых последствий не влечет, в связи с чем требования истца в части признания данного ответа незаконным удовлетворению не подлежат, поскольку права указанным сообщением ФИО1 не нарушаются.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 - удовлетворить частично.

Признать незаконным требование, содержащимся в налоговом уведомлении от 01.09.2020 года , также налоговом требовании по состоянию на 18.12.2020 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области об оплате земельного налога исходя из налоговой ставки 0,60% с повышающим коэффициентом 2, подлежащей применению к кадастровой стоимости в отношении принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 63:32:1602001:86, площадью 56001 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под малоэтажное жилищное строительство; для малоэтажной застройки, расположенный по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ягодное, Ягодинская волость, поле № 1.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.

Мотивированное решение изготовлено 07.07.2021 года.

Председательствующий-