ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1460/2022 от 23.06.2023 Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

УИД 09RS0002-01-2022-001821-27

дело №2а-45/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2023 года город Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего – судьи Айбазовой И.Ю.,

при секретаре судебного заседания – Ногайлиевой З.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики административное дело по административному исковому заявлению ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике» к администрации Усть-Джегутинского муниципального района об обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию берегоукрепительных дамб в а. Новая Джегута,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике» обратилось в Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с административным исковым заявлением к администрации Усть-Джегутинского муниципального района об обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию берегоукрепительных дамб в а. Новая Джегута.

В обоснование административного иска указано, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике» (далее ФГБУ Управление Карачаевочеркесскмелиоводхоз» - Истец) являлось Заказчиком проекта «Реконструкция берегоукрепительных дамб №1, №2, №3, №4 на реке Джегута в а.Новая Джегута Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики» (далее - проект реконструкции). Основанием для разработки реконструкции было задание на проектирование, выданное Департаментом мелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 29.08.2008 и государственный контракт №14 от 18.08.2008. Берегоукрепительные сооружения на реке Джегута начали строиться в начале 1970-х годов и предназначались для защиты гидротехнических сооружений водопроводов и населенных пунктов района. Целью проекта реконструкции берегоукрепительных дамб являлось повышение безопасности гидротехнических сооружений водопроводов, прирусловых сельхозугодий и самого аула Новая Джегута. В рамках выполнения мероприятий по реконструкции берегоукрепительных дамб №1, №2, №3, №4 на реке Джегута в ауле Новая Джегута Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики, Истцом у Администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - Ответчик) было получено разрешение на строительство №RU 09507000-051 от 02.11.2011г. По итогам окончания работ, Акт приемки законченного строительством объекта был подписан приемочной комиссией 28.10.2015 г., однако Истцу не было выдано разрешение на ввод объектов в эксплуатацию. Просит обязать Администрацию Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики выдать ФГБУ «Управление Карачаевочеркесскмелиоводхоз» разрешение на ввод в эксплуатацию берегоукрепительных дамб №1, №2, №3, №4 на реке Джегута в а. Новая Джегута Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики.

Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель административного ответчика - администрации Усть-Джегутинского муниципального района, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие по имеющимся и представленным в дело доказательствам.

При таких обстоятельствах, имея сведения о надлежащем извещении сторон о времени и месте судебного заседания, и согласно пункту 4 статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.

В части 7 статьи 150 КАС РФ указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания, ввиду неявки сторон.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства и дав им юридическую оценку, суд находит требования ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что берегоукрепительные дамбы №1,№2,№3,№4 реки Джегута в а. Новая Джегута Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики являются собственностью Российской Федерации и правообладателем является федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике».

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике» являлось Заказчиком проекта «Реконструкция берегоукрепительных дамб №1, №2, №3, №4 на реке Джегута в а.Новая Джегута Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики».

Основанием для разработки реконструкции было задание на проектирование, выданное Департаментом мелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 29.08.2008 и государственный контракт №14 от 18.08.2008. Берегоукрепительные сооружения на реке Джегута начали строиться в начале 1970-х годов и предназначались для защиты гидротехнических сооружений водопроводов и населенных пунктов района.

Целью проекта реконструкции берегоукрепительных дамб являлось повышение безопасности гидротехнических сооружений водопроводов, прирусловых сельхозугодий и самого аула Новая Джегута.

Указанный участок реконструкции расположен в пределах Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на левом берегу реки Джегута, в северо-восточной окраине аула Джегута.

Судом установлено, что, согласно материалам дела, проектно-сметная документация «Реконструкция берегоукрепительных дамб в Карачаево-Черкесской Республике», в частности, дамбы № 1, №2, №3, №4 на реке Джегута, в а. Новая Джегута получила положительное экспертное заключение государственной экспертизы РГУ «Управление Государственной экспертизы в строительстве КЧР» от 21.09. 2011 года.

Судом установлено, что целью, согласно проектной документации является защита гидротехнических сооружений, прирусловых сельхозугодий и населенного пункта а. Новая Джегута.

В процессе выполнения строительно-монтажных работ изготавливается рабочая документация, которая уточняет наименование участков реконструкции.

Согласно материалам дела, участок реконструкции имеет четкие характеристики по протяженности.

В соответствии с частью 13.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса. Общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, и по правилам, предусмотренным частями 11 и 12 статьи 46 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления муниципального района с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний в течение десяти дней принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Согласно части 15 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям, на которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.

Таким образом, утвержденная документация по планировке территории относится исключительно к юрисдикции того района, в границах которых подготавливается такая документация.

Следовательно, сам факт выдачи разрешения на строительство, подтверждает вхождение рассматриваемых участков реконструкции в границы Усть-Джегутинского муниципального района.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Во исполнение мероприятий по реконструкции берегоукрепительных дамб №1, №2, №3, №4 на реке Джегута в ауле Новая Джегута Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики, по заявлению административного истца администрацией Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее – административный ответчик) было выдано разрешение на строительство №RU 09507000-051 от 02.11.2011г.

По итогам окончания работ, акт приемки законченного строительством объекта был подписан приемочной комиссией 28.10.2015 г.

ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз» обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию берегоукрепительных дамб (исх. №1337-01 от 16.10.2020), однако административному истцу было отказано в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

Основанием отказа в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию послужил вывод административного ответчика о том, что не предоставлен полный пакет документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод берегоукрепительных дамб в эксплуатацию (№3342 от 13.11.2020).

03.12.2021 ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз» повторно направило заявление (исх. №1711-01) о выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию с приложением имеющейся документации: положительное заключение государственной экспертизы на ПД№09-1-2- 0028-11 от 21.09.2011; положительное заключение государственной экспертизы на ССР№09-1- 0025-11 от 21.09.2011; проектная документация, пояснительная записка, книга №1 на 55 л.; проектная документация, рабочие чертежи, книга №2 на 52 л.; копия разрешения на строительство №RU 09507000-051 от 02.11.2011г. акт №1 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 28.10.2015 г. на 4 л.

Судом установлено, что администрация на основании письма №4193 от 09.12.2021, вновь отказала в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию берегоукрепительных дамб с предъявлением требования о предоставлении следующих документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод берегоукрепительных дамб в эксплуатацию: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута; 2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); 5) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора); 6) акт о подключении (технологическом присоединении) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (в случае, если такое подключение (технологическое присоединение) этого объекта предусмотрено проектной документацией); 7) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее – орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях предусмотренных частью 5 статьи 54 настоящего Кодекса; 8) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

ФГБУ «Управление «Карачаевочеркесскмелиоводхоз» полагает, что в администрацию предоставлен весь необходимый пакет документов для выдачи разрешения о вводе в эксплуатацию берегоукрепительных дамб №1, №2, №3, №4 на реке Джегута в а. Новая Джегута Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики.

Указанное выше и явилось основание для обращения в суд.

В статье 55 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик должен обратиться в орган государственной власти или местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и приложением документов, перечень которых определен частью 3 статьи Кодекса (часть 2).

Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию возможна только при установлении факта соответствия построенного объекта требованиям технических регламентов, проектной документации, техническим условиям, энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (часть 3).

Непредставление необходимых документов, равно как и обращение с заявлением неуполномоченного лица, является основанием к отказу органа государственной власти либо местного самоуправления в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 5).

Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ определены необходимые документы, в том числе, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 9 части 3).

Доказательством законченности строительства и готовности объекта к эксплуатации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданный компетентным органом в соответствии с действующим законодательством. Соответствие построенного объекта нормам и требованиям законодательства надлежит подтвердить уполномоченными государственными органами, в том числе и посредством выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, для чего объект проходит государственную экспертизу соответствия нормам и правилам.

Отсутствие разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию свидетельствует об отсутствии подтвержденного в установленном законом порядке соответствия построенного объекта строительным, техническим, пожарным, санитарным, экологическим нормам и правилам.

Определением районного суда от 26 сентября 2022 года по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено судебному эксперту ИП Ганиеву В.А. НП «Палата судебных экспертов им. Ю.Г. Корухова, г. Москва». Перед экспертом были поставлены вопросы о соответствии выполненных работ, требованиям, указанным в проектной документации; об определении дат и объемов фактически выполненных работ; об определении стоимости проведенных работ и их соответствие заявленной стоимости в сметной документации проекта «Реконструкция берегоукрепительных дамб №1,№2,№3,№4 на реке Джегута в а. Новая Джегута Усть-Джегутинского района, Карачаево-Черкесской Республики»; об определении общей протяженности берегоукрепительных дамб №1,№2,№3,№4 на реке Джегута в а. Новая Джегута Усть-Джегутинского района, Карачаево-Черкесской Республики и протяженность каждой берегоукрепительной дамбы отдельно;об определении технического состояния берегоукрепительных дамб №1,№2,№3,№4 на реке Джегута в а. Новая Джегута Усть-Джегутинского района, Карачаево-Черкесской Республики; определении возможности ввода в эксплуатацию берегоукрепительных дамб №1,№2,№3,№4 на реке Джегута в а. Новая Джегута Усть-Джегутинского района, Карачаево-Черкесской Республики.

Согласно выводам, изложенным в заключении эксперта фактические даты и объемы работ ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкеской Республике» по проекту «Реконструкция берегоукрепительных дамб №1, № 2, №3, №4 на реке Джегута в а. Новая Джегута Усть-Джегутинского района, Карачаево-Черкесской Республики следующие :

I) Дамба №1, общей протяженностью: 767м.п. на реке Джегута, где:

1)Устройство качественной насыпи с укаткой ПК0,00+1,00 послойно через 50 см толщины - дата начала работ: 07.04.15; дата окончания работ: 15.04.15;

-Устройство траншеи под зуб на ПК 0,00+1,00; дата начала работ: 08.04.15; дата окончания работ: 20.04.15;

-Устройства зуба крупногабаритным камнем на ПК 0,00+1,00: дата начала работ: 11.04.15; дата окончания работ: 15.04.15;

2) Устройство качественной насыпи с укаткой ПК 7,00+7,67 послойно через 50 см толщины - дата начала работ: 01.06.15; дата окончания работ: 05.06.15;

-Устройство траншеи под зуб на ПК 7,00+7,67 - дата начала работ: 02.06.15; дата окончания работ: 08.06.15;

-Устройство зуба крупногабаритным камнем на ПК 7,00+7,67 - дата начала работ: 10.06.15; дата окончания работ: 13.06.15.

II) Дамба №2, общей протяженностью: 733м.п. на реке Джегута, где:

1)Устройство качественной насыпи с укаткой ПК0,00+1,00 послойно через 50 см толщины - дата начала работ: 30.03.15; дата окончания работ: 05.04.15;

-Устройство траншеи под зуб на ПК 0,00+1,00 - дата начала работ: 01.04.15; дата окончания работ: 20.04.15;

-Устройство зуба крупногабаритным камнем на ПК 0,00+1,00 - дата начала работ: 03.04.15; дата окончания работ: 25.04.15.

2)Устройство качественной насыпи с укаткой ПК7,00+7,33 послойно через 50 см толщины - дата начала работ: 30.04.15; дата окончания работ: 13.06.15;

-Устройство траншеи под зуб на ПК 7,00+7,33 - дата начала работ: 05.06.15; дата окончания работ: 20.06.15;

-Устройство зуба крупногабаритным камнем на ПК 7,00+7,33 - дата начала работ: 06. 06. 15; дата окончания работ: 30.06.15.

III) Дамба №3, общей протяженностью: 644м.п. на реке Джегута, где:

1)Устройство качественной насыпи с укаткой ПК0,00+1,00 послойно через 50 см толщины - дата начала работ: 27.05.14; дата окончания работ: 14.04.15;

-Устройство траншеи под зуб на ПК 0,00+1,00 - дата начала работ: 27.05.14; дата окончания работ: 14.04.15.

-Устройство зуба крупногабаритным камнем на ПК 0,00+1,00 - дата начала работ: 27.05.14; дата окончания работ: 14.04.15.

2)Устройство качественной насыпи с укаткой ПК 6,00+6,44 послойно через 50 см толщины - дата начала работ: 04.04.15; дата окончания работ: 25.06.15;

-Устройство траншеи под зуб на ПК 6,00+6,44 - дата начала работ: 04.04.15; дата окончания работ: 25.06.15:

-Устройство зуба крупногабаритным, камнем на ПК 6,00+6,44 - дата начала работ: 04.04.15; дата окончания работ: 25.06.15.

IV) Дамба №4, общей протяженностью: 1595м.п. на реке Джегута, где:

1)Устройство качественной насыпи с укаткой ПК5,45+7,00 послойно через 50 см толщины - дата начала работ: 27.04.15; дата окончания работ: 15.06.15;

-Устройство траншеи под зуб на ПК 5,45+7,00 послойно через 50 см толщины - дата начала работ: 27.04.15; дата окончания работ: 15. 06. 15.

-Устройство зуба крупногабаритным камнем на ПК 5,45+7,00 - дата начала работ: 27.04.15; дата окончания работ: 15. 06. 15.

2)Устройство качественной насыпи с укаткой ПК 14,50+15,95 послойно через 50 см толщины - дата начала работ: 27.04.15; дата окончания работ: 15.06.15;

-Устройство траншеи под зуб на ПК 14,50+15,95 послойно через 50 см толщины - дата начала работ: 27.04.15; дата окончания работ: 15.06.15;

-Устройство зуба крупногабаритным камнем на ПК 14,50+15,95 - дата начала работ: 27.04.15; дата окончания работ: 15.06.15.

Из заключения эксперта усматривается, что объекты экспертизы (берегоукрепительные дамбы) по выполнению работы по реконструкции и восстановительному ремонту дамб - соответствуют требованиям, указанным в проектной документации, а именно: СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления»; СНиП 2.06.05-84 «Плотины из грунтовых материалов»; СНиП 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные требования проектирования»; СНиП 11-7-81 «Строительство в сейсмических районах».

Так же экспертом сделан вывод о том, что стоимость проведенных работ «Реконструкция берегоукрепительных дамб №1, №2, №3, №4 на реке Джегута в а. Новая Джегута Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики» - соответствует сметной документации проекта, что подтверждается: актами освидетельствования скрытых работ; актом формы КС-11 №4 «Приемки законченного строительством объекта» от 14 июля 2015 года; актом формы КС-11 №5 «Приемки законченного строительством объекта» от 14 июля 2015 года; актом формы КС-11 №6 «Приемки законченного строительством объекта» от 14 июля 2015 года; актом формы КС-11 №3 «Приемки законченного строительством объекта» от 14 июля 2015 года. Сметная стоимость в базисных ценах 01.2000 года составляет: - по дамбе №1 - 2 025, 253 (Два миллиона двадцать пять тысяч двести пятьдесят три рубля); -по дамбе №2 - 1 915, 233 (Один миллион девятьсот пятнадцать тысяч двести тридцать три рубля); -по дамбе №3- 1 557, 056 (Один миллион пятьсот пятьдесят семь тысяч пятьдесят шесть рублей); -по дамбе №4 - 3 719, 164 (Три миллиона семьсот девятнадцать тысяч сто шестьдесят четыре рубля).

Согласно заключению эксперта категория технического состояния берегоукрепительных дамб №1, №2, №3, №4 на реке Джегута в а. Новая Джегута Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики является ограниченно работоспособным, поскольку имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации (СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений). Кроме того, эксперт определил, что с учетом соответствия берегоукрепительных дамб №1, №2, №3, №4 на реке Джегута в а. Новая Джегута Усть-Джегутинского района, Карачаево-Черкесской Республики требованиям, указанным в проектной документации, а именно: СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления»; СНиП 2.06.05-84 «Плотины из грунтовых материалов»; СНиП 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные требования проектирования»; СНиП 11-7-81* «Строительство в сейсмических районах», А также, с учетом категории технического состояния, берегоукрепительных дамб №1, №2, №3, №4 с технической точки зрения, возможность ввода в эксплуатацию объектов – имеется.

Материалами дела подтверждается, что берегоукрепление и реконструкция дамб являются объектами испрашиваемого разрешения на ввод их в эксплуатацию.

Таким образом, приняв в качестве доказательства указанное заключение эксперта и заложив его в основу настоящего решения, суд приходит к выводу, что выполненные работы по реконструкции и восстановительному ремонту дамб соответствуют проектной документации и строительным нормам и правилам. Стоимость проведенных работ «Реконструкция берегоукрепительных дамб №1, №2, №3, №4 на реке Джегута в а. Новая Джегута Усть-Джегутинского района. Карачаево-Черкесской Республики» - соответствует сметной документации проекта. Категория технического состояния берегоукрепительных дамб №1, №2, №3, №4 с технической точки зрения, хотя и имеет дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, является ограничено работоспособным, в виду чего отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации (СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений), в связи с чем, имеется возможность ввода в эксплуатацию объектов.

В соответствии с частью 8 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

Согласно статье 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может содержать требования об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, с учетом всех установленных обстоятельств, а также имеющихся документов и сведений в совокупности, суд приходит к выводу, что имеются основания для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию берегоукрепительных дамб №1, №2, №3, №4 на реке Джегута в а. Новая Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики, поэтому суд не усматривает законных оснований к отказу ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике» в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, считая требования административного иска подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что оспариваемый отказ административного ответчика не обжаловалось в порядке подчиненности в органах государственной власти.

Обращение в суд общей юрисдикции произведено учреждением в порядке административного иска. Согласно статье 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций при отсутствии экономического характера требований.

Как пояснил административный истец, отсутствие разрешения на ввод гидротехнических сооружений в эксплуатацию влечет за собой веерное нарушение ряда законодательных актов: Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, включающую вопросы антитеррористической защиты гидротехнических сооружений и защищенность населения аула Новая Джегута, прирусловых сельхозугодий от разлива реки Джегута.

Объектом недвижимости, в отношении которого испрашивается разрешение на ввод в эксплуатацию, являются дамбы, которые служат в целях защиты населения от негативного воздействия паводковых вод реки Джегута. Соответственно, предмет исковых требований не связан с осуществлением экономической деятельности или извлечением дохода, а направлен исключительно в целях обеспечения безопасности на определенной территории.

Территориальная подсудность выбрана административным истцом по месту нахождения учреждения (административного истца) на основании статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 218 - 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике» к администрации Усть-Джегутинского муниципального района об обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию берегоукрепительных дамб в а. Новая Джегута – удовлетворить.

Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики выдать ФГБУ «Управление Карачаевочеркесскмелиоводхоз» разрешение на ввод в эксплуатацию берегоукрепительных дамб №1, №2, №3, №4 на реке Джегута в а. Новая Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд, в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий - судья И.Ю. Айбазова