ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1465/2022 от 04.05.2022 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-1465/2022

24RS0017-01-2022-000764-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2022 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Каплеева В.А.,

при секретаре Ельцове И.А.,

с участием административного истца ФИО1 (посредством видеоконференцсвязи),

представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о признании незаконными действий должностных лиц следственного изолятора по изъятию религиозной литературы, о присуждение компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Железнодорожный районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании действий должностных лиц следственного изолятора, связанны с условием содержания, и о присуждении компенсации.

Требования административного иска мотивированы тем, что административный истец осужден к наказанию в виде лишения свободы, отбывает наказание в ФКУ Тюрьма-2 ГУФСИН России по Красноярскому краю, при этом является по вероисповеданию мусульманином, владеет арабским языком, и при себе ему необходимо держать Священный Коран для ежедневного чтения и заучивания содержащихся в нем сур. При себе у ФИО1 имеется экземпляр Корана на арабском языке, проверенный на содержание в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю в 2017 году. Кроме того, данный экземпляр Корана проверялся ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ Тюрьма-2 и ДД.ММ.ГГГГ в УФСБ России по Красноярскому краю. ДД.ММ.ГГГГ административный истец этапирован из ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю. В нарушение требований закона у него был изъят Коран, а требования о возврате книги были безрезультатны. ДД.ММ.ГГГГ административный истец подал сотрудникам СИЗО письменное заявление о возврате Корана, оставленное без ответа. ДД.ММ.ГГГГ административный истец подал на имя начальника СИЗО-1 обращение с просьбой разъяснить причины изъятия книги и принять меры по ее возврату, также оставленное без ответа. ДД.ММ.ГГГГ непосредственно перед этапированием из СИЗО-1 административный истец пожаловался начальнику конвоя на изъятие книги, что также было оставлено без реагирования. Изъятие религиозной книги нарушило права истца, гарантированные законодательством РФ и международно-правовыми нормами. Административный истец просит признать незаконными и необоснованными действия должностных лиц ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в изъятии у ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ религиозной книги (Священного Корана), и присудить ему справедливую компенсацию в размере 200 000 рублей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административный иск принят к производству суда, возбуждено административное дело № 2а-1465/2022, к участию в деле привлечена в качестве административного соответчика ФСИН России.

Административный истец ФИО1 административный иск поддержал по изложенным в нем доводам, дополнительно пояснил, что его экземпляр Корана – стандартный типографский, его проверяли в СИЗО г. Хабаровска и в ФКУ Тюрьма-2, на книге стоят соответствующие печати. Пояснил, что перемещался с данной книгой по различным исправительным учреждениям, и проблем с пользованием религиозной литературой нигде не возникало. В частности, в КТБ-1 ему книгу вернули почти сразу – через 2 дня после прибытия. Проблемы с изъятием Корана возникли только в СИЗО-1. По мнению ФИО1, в СИЗО-1 Коран у него изъяли не для проверки, а просто поместили «на каптерку» на хранение со всеми прочими вещами до его убытия, о чем свидетельствует квитанция. Никаких ответов и разъяснений по вопросу возврата книги ему не дали ни устно, ни письменно.

ФИО1 пояснил, что аналогичные проблемы у него возникали только в СИЗО-1 г. Красноярска, до этого такая же ситуация была в 2019 году, он в тот раз писал по этому поводу жалобы, получил на них формальные ответы, в этот раз он понял, что бессмысленно обращаться во ФСИН и прокуратуру, решил сразу обратиться в суд. Особо просил учесть, что является верующим мусульманином, и предписания самой религии требуют от него читать Коран ежедневно, и этого права он был лишен.

Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России ФИО2 против административного иска возражала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях. Пояснила, что хоть действительно печати о проверке на изъятой книге имелись, в силу обязательных указаний ФСИН России она подлежит изъятию каждый раз при каждом перемещении между исправительными учреждениями, и подлежит проверке при этом каждый раз. ФИО1 должен был обратиться с заявлением о проверке этой книги, после чего она была бы проверена в отделе воспитательной работы, показана муфтию, после чего могла быть возвращена.

В письменных возражения представитель административных ответчиков указала, что ФИО1 следовал из ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю в ФКУ Тюрьма-2 ГУФСИН России по Красноярскому краю транзитом через ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, содержался в СИЗО-1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № исх- об организации мероприятий по противодействию терроризму, экстремистской деятельности, предусмотрено, что по поручению начальника ИУ (СИЗО) члены комиссии ИУ (СИЗО) осуществляют проверку всей литературы (печатных изданий) в течение 5 рабочих дней. Для проверки религиозной литературы (печатных изданий) привлекаются также представители традиционных религиозных конфессий, а также, по возможности, теологи и иные эксперты, включенные в состав комиссии ИУ. По результатам проверки (при отсутствии признаков принадлежности к экстремистской литературе) на внутренней стороне первой обложки издания ставится штамп. После постановки штампа литература (печатные издания), прошедшая проверку, возвращается осужденному под роспись на рапорте об изъятии (принятии) либо в библиотечный фонд СИЗО (ИУ).

При прибытии в СИЗО-1 ДД.ММ.ГГГГ сданы личные вещи ФИО1, в том числе книга «Коран». ДД.ММ.ГГГГ при убытии из СИЗО-1 все вещи им получены, о чем имеется расписка, что тот претензий к администрации не имеет. Согласно журналов учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 заявлений и жалоб не поступало. Из приведенных норм права следует обязанность учреждений УИС осуществлять мероприятия по цензуре литературы, находящейся у лица, отбывающего наказание. Заявляя о причинении морального вреда, истец не указал, какие именно нематериальные блага были нарушены, не предоставлено доказательств, подтверждающих эти обстоятельства.

Суд, выслушав пояснения административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 данной статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина в силу ст. 18 Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии с ч. 4 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Согласно части 9 статьи 16 УИК РФ наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 УИК РФ, следственным изолятором.

В силу части 1 статьи 74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 УИК РФ, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

В соответствии с ч. 1 ст. 76 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно в соответствии с частями первой и второй статьи 75.1 УИК РФ. Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.

В силу ч. 7 ст. 76 УИК РФ для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, при исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзитно-пересыльные пункты. Осужденные содержатся в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи, и с соблюдением требований, предусмотренных частью второй данной статьи. Предельный срок содержания осужденных в транзитно-пересыльных пунктах составляет не более 20 суток. Порядок создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В силу частей 1-2статьи 14 УИК РФ осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

Частью 3 статьи 82 УИК РФ предусмотрено, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – Правила) утверждены Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295.

Пунктами 13 и 83 названных Правил предусмотрено, что осужденные имеют право пользоваться религиозной литературой, предметами культа, совершать религиозные обряды в местах, определенных администрацией ИУ, в определенное распорядком дня время. В целях реализации права осужденного на свободу вероисповедания в ИУ осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой.

Пункт 6 Правил предусматривает, что во время приема осужденных администрация ИУ проверяет наличие личных дел и устанавливает их принадлежность прибывшим осужденным. После уточнения данных прибывшие в ИУ осужденные подвергаются личному обыску, а принадлежащие им вещи взвешиваются и досматриваются. Вещи и предметы, продукты питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать в соответствии с перечнем вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приложение № 1 к Правилам), а также вещи, предметы, продукты питания, превышающие 50 кг, изымаются в порядке, определенном в главе XI Правил. По результатам изъятия составляется соответствующий акт.

По результатам рассмотрения административного дела судом установлено, что ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ.

Судом на основании представленной справки установлено, что ФИО1, осужденный на тот момент к лишению свободы, отбывающий наказание в тюрьме, 28.10.2021 прибыл в ФКУ СИЗО-1 для дальнейшего следования в ФКУ Тюрьма-2, убыл к месту назначения 08.11.2021. Следовательно, ФКУ СИЗО-1 г. Красноярска выполняло в отношении него роль исправительного учреждения и его права на хранение при себе религиозной литературы определялись в соответствии с Правилами.

Квитанцией хранения вещей в камере хранения СИЗО-1 г. Красноярска , а также карточкой № П (ярлык ) подтверждается, что при прибытии в СИЗО-1 г. Красноярска у ФИО1 приняты на хранение, в том числе: коврик молитвенный – 1 шт., книга «Коран» – 1 шт. Указанные вещи описаны в карточке и помещены на стеллаж. При сдаче вещей рядом с графой «вещи сдал» административный истец сделал приписку: «книгу, прошедшую проверку, отказали взять в камеру».

Административным истцом направлена в суд светокопия обложки указанной книги, а также первого разворота. Указанная книга издана типографским способом на иностранном языке, на ней имеются отметки «проверено» ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю (без даты). Также имеется отметка члена комиссии ФКУ Тюрьма-2 ГУФСИН России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «проверено на наличие экстремистских материалов. Книга личная ос-го ФИО1». Также имеется отметка «смотрено» УФСБ России по Красноярскому краю (без оттиска штампа и расшифровки должности).

ДД.ММ.ГГГГ при убытии из ФКУ СИЗО-1 г. Красноярска Коран возвращен ФИО1, о чем представлена расписка от ДД.ММ.ГГГГ «при убытии из СИЗО № 1 г. Красноярска личные вещи получил, претензий к администрации СИЗО № 1 г. Красноярска не имею». Аналогичная отметка сделана административным истцом на вышеуказанной карточке № П.

В подтверждение доводов о том, что ФИО1 не обращался по вышеуказанному вопросу с заявлениями и жалобами ФКУ СИЗО-1 г. Красноярска представлены копии журналов учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в которых не зарегистрированы обращения ФИО1

Оценив указанные доказательства, суд приходит к выводу, что доказательствами по делу достоверно подтверждается, и по существу административными ответчиками не оспаривалось, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ религиозная литература у административного истца была изъята и не возвращалась ему до убытия из учреждения, при том, что Коран не включен в перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приложение № 1 к Правилам). Напротив, Правила предусматривают неограниченное право осужденных пользоваться религиозной литературой (при соблюдении распорядка дня), включая такие священные тексты, как Библия и Коран.

Ввиду изложенного предусмотренное ст. 14 УИК РФ и п.п. 13, 83 Правил право административного истца пользоваться религиозной литературой было объективно ограничено.

Оценивая обоснованность такого ограничения и законность действий административного ответчика, суд исследует возражения, связанные с ведомственным письмом ФСИН России от 06.08.2018, пунктом 4.1 которого действительно предусмотрено немедленное изъятие религиозной литературы при прибытии осужденных в ИУ.

Вместе с тем, пункт 3 того же инструктивного письма предусматривает, что ранее проверенная литература (печатные издания) повторной проверке подлежит только на предмет соответствия последним внесенным изменениям в федеральный список экстремистских материалов. Следовательно, целью повторного изъятия религиозной литературы является сверка с изменениями в федеральном списке экстремистских материалов, публикуемом на официальном сайте Минюста России minjust.ru.

Суд учитывает, что инструктивное письмо ФСИН России имеет меньшую юридическую силу, чем нормы Правил, и может применяться только в части, им не противоречащей. При оценке оспариваемых административным истцом действий следует также учитывать конституционный принцип – права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). При толковании инструктивного письма с учетом данного конституционного принципа следует признать, что неоднократная проверка одной и той же книги носит цель не формального проведения проверочных мероприятий по числу перемещений осужденного между ИУ, а цель актуализации литературы на предмет ее наличия в обновляемом и пополняемом федеральном списке экстремистских материалов.

Статья 3.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» при этом предусматривает, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.

Ввиду изложенного, текст такой священной для мусульман книги, как Коран, в принципе не может являться предметом проверки на наличие экстремистских материалов и не может быть включен в вышеупомянутый список. Находившийся у административного истца Коран был до 28.10.2021 проверен, причем дважды, о чем на экземпляре книги имеются отметки. Сомнений в том, что данная книга является именно Кораном, у изымающего ее сотрудника СИЗО-1 не было, несмотря на арабский текст – в квитанции указано именно на изъятие Корана, а не чего-либо еще.

При таких обстоятельствах у административного ответчика не имелось законных оснований для изъятия указанной литературы даже с учетом буквального толкования ведомственного инструктивного письма, и, тем более, с учетом норм п. 13 Правил, поскольку книга была ранее проверена и не могла быть признана экстремистской. Доводы административного ответчика о том, что административный истец претензий не высказывал и заявлений о возврате книги не подавал, не имеют правового значения, поскольку еще в момент изъятия книги ФИО1 выразил на то письменные возражения, и после уже допущенного нарушения его прав отсутствие письменных жалоб не свидетельствует об отсутствии нарушений закона.

Ввиду изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца и о наличии оснований для признания оспариваемых административным истцом действий незаконными. Срок на обращение в суд административным истцом не нарушен – нарушение прав имело место до 08.11.2021, административный иск принят на отправку администрацией исправительного учреждения 24.01.2022.

Поскольку судом установлено нарушение требований уголовно-исполнительного законодательства, и названный факт одновременно нарушает личное неимущественное право административного истца на свободу вероисповедания, требование административного истца о присуждении ему компенсации за нарушение условий содержания в СИЗО-1 также подлежит удовлетворению.

Федеральный закон от 27.12.2019 № 494-ФЗ не определяет размер компенсации, которую суды могут присудить при установлении нарушения условий содержания в исправительном учреждении, но соотносит размер компенсации с признаками установленных нарушений, в частности, с их характером, продолжительностью, последствиями и вредом, причиненном здоровью заявителя, при его наличии.

Определяя размер компенсации, суд учитывает характер допущенного нарушения, его последствия в виде невозможности пользоваться священным текстом, что является неотъемлемым правом административного истца и для верующего человека имеет большое значение. С другой стороны, суд учитывает небольшую продолжительность допущенного нарушения – 12 дней включительно (считая первый и последний день).

При таких обстоятельствах суд полагает разумным, справедливым, отвечающим характеру нарушения прав административного истца и последствиям такого нарушения размер компенсации, равный 10 000 рублей.

На основании ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с пп. 1 ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В силу пп. 6 и 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314) ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Соответственно, денежная компенсация, на которую вправе претендовать административный истец, подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России. В силу ч. 9 ст. 227.1 КАС РФ настоящее решения в части взыскания компенсации подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227-227.1 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными действия ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в изъятии религиозной литературы у ФИО1 в период с 28.10.2021 по 08.11.2021.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний в пользу ФИО1 за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении денежную компенсацию в размере 10 000 рублей. Настоящее решение в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.А. Каплеев

Решение принято в окончательной форме

20 мая 2022 года