Дело № 2а-147/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пенза 15 января 2018 года
Октябрьский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Романовой В.А.,
при секретаре Денисовой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по административному иску ФИО1 к Госжилстройтехинспекции Пензенской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском к Госжилстройтехинспекции Пензенской области указав, что 21 сентября 2015 г., им был заключен с ООО «Третий Рим» Договор № долевого участия в строительстве жилья, который был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области 03.11.2015 г., рег.№. Предметом данного договора являлось привлечение ООО «Третий Рим» денежных средств ФИО1 для строительства 5-ти этажного 4-х подъездного многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, состоящего из двух корпусов, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №), в части: однокомнатная квартира № (номер проектный), находящейся на 3 этаже корпуса №, общей площадью 33,96 кв.м. с учетом 1/2 площади лоджии; однокомнатная квартира № (номер проектный), находящейся на 4 этаже корпуса №, общей площадью 37,27 кв.м. с учетом 1/2 площади лоджии; двухкомнатная квартира № (номер проектный), находящейся на 4 этаже корпуса №, общей площадью 86,05 кв.м. с учетом 1/2 площади лоджии; однокомнатная квартира № (номер проектный), находящейся на 5 этаже корпуса №, общей площадью 37,38 кв.м. с учетом 1/2 площади лоджии; двухкомнатная квартира № (номер проектный), находящейся на 4 этаже корпуса №, общей площадью 53,68 кв.м. с учетом ... площади лоджии, с последующей передачей вышеуказанных квартир в мою собственность на условиях договора (п.2.2. договора). Первоначальная цена договора, на момент заключения, составляла 7 450 200 руб., срок оплаты - 30 марта 2016 г. (п.5.2. договора). Окончательная стоимость договора, с учетом Дополнительных соглашений к Договору № Ш долевого участия в строительстве жилья от 21.09.2015 г. от 11 января 2016г. и 19 февраля 2016 г., Договоров уступки прав и обязанностей от 11 января 2016 г. и 20 января 2016 г., а также Соглашения о переводе долговых обязательств от 20.01.2016 г., составила 3 352 800 (Три миллиона триста пятьдесят две тысячи восемьсот) рублей 00 коп. Данная сумма задолженности была им погашена 19.02.2016 г. путем зачета встречного финансового требования к ООО «Третий Рим» на сумму 3 352 800 руб., что подтверждает Акт взаимозачета №4 от 19.02.2016 г. В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполнятся надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Таким образом, выполнив свои обязательства по договору в полном объеме и надлежащие сроки, у него осталось право требования с ООО «Третий Рим» 3-х квартир (№, №, №), общей площадью 157,28 м.кв. Срок передачи застройщиком вышеуказанных квартир в его собственность - 2 квартал 2017 г. 24.03.2016 г. судебной коллегией по административным делам Пензенского областного суда (дело № ЗЗа-927/2016) было оставлено в силе решение Бессоновского районного суда Пензенской области от 18 декабря 2015 года, которым было признано недействительным разрешение на строительство № от 16.04.2015 года, вьданное администрацией Бессоновского района Пензенской области ООО «Третий Рим» на строительство 5-ти этажного 4-х подъездного многоквартирного жилого дома, со встроенными нежилыми помещениями состоящего из двух корпусов, расположенного по адресу: <адрес>, а апелляционную жалобу ООО «Третий Рим» - без удовлетворения. Определением Арбитражного суда Пензенской области от 07.09.2016 г. возбуждено производство по делу о признании несостоятельным (банкротом) ООО «Третий Рим» (Дело № А49-10855/2016). 21.09.2016 г. Определением Арбитражного суда в отношении ООО «Третий Рим» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО2. Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22 марта 2017 года Общество с ограниченной ответственностью «Третий Рим» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден ФИО2. Одновременно с данным решением суда к процедуре банкротства ООО «Третий Рим» применены правила параграфа 7 главы 9 Закона о банкротстве («Банкротство застройщиков»). 07.02.2017 г. ФИО1 обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о включении в реестр требований о передаче жилых помещений должника, в части: однокомнатная квартира № (номер проектный), находящейся на 3 этаже корпуса №, общей площадью 33,96 кв.м. с учетом 1/2площади лоджии; однокомнатная квартира № (номер проектный), находящейся на 4 этаже корпуса №, общей площадью 37,27 кв.м. с учетом 1/2 площади лоджии; двухкомнатная квартира № (номер проектный), находящейся на 4 этаже корпуса №, общей площадью 86,05 кв.м. с учетом 1/2 площади лоджии. Данное заявление было признано обоснованным и на основании Определения Арбитражного суда Пензенской области от 26 июня 2017 г.(Дело № А49-10855/2016), его включили в реестр требований кредиторов ООО «Третий'Рим» о передаче вышеуказанных жилых помещений. На основании вышеописанного и в соответствии с утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», он обратился с соответствующим заявлением в Госжилстройтехинспекцию по Пензенской области о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. 10 июля 2017 г. Госжилстройтехинспекция по Пензенской области предоставило ему Уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан от 06.07.2017 г. №1-11/11-4333, в соответствии с п.п.1, 5 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 г. №560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» и несоответствия его критериям установленных в приложениях к данному приказу.
Оценив данный отказ во включении его в реестр пострадавших граждан как незаконный, основанный на ненадлежащем законодательном акте и нарушающем его права и законные интересы, 11.07.2017 г. он подал соответствующее административное исковое заявление в Октябрьский районный суд г. Пензы.
10.08.2017г., решением Октябрьского районного суда г. Пензы (дело №2А-2087/2017), его административное исковое заявление к Госжилстройтехинспекции Пензенской области, о признании незаконным решения № от 06.07.2017 г. об отказе ФИО1 в признании пострадавшим и во включении в реестр пострадавших граждан, понуждении устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1, признании его пострадавшим и включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», было признано обоснованным и подлежащем удовлетворению в полном объеме, с наложением обязанности на Госжилстройтехинспекцию Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 в месячный срок, со дня вступления решения в законную силу.
02.11.2017 г. судебной коллегией по административным делам Пензенского областного суда (Дело №ЗЗА-3635/2017), при рассмотрении в открытом судебном заседании административного дела по апелляционной жалобе Госжилстройтехинспекции Пензенской области на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 10.08.2017 г. было постановлено: решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 10.08.2017 г. оставить без изменения, дополнив абзац 2 резолютивной части решения указанием на возложение обязанности на Госжилстройтехинспекцию Пензенской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 16 июня 2017 г. Апелляционную жалобу Госжилстройтехинспекции Пензенской области оставить без удовлетворения.
08.12.2017 г. он получил от Госжилстройтехинспекции Пензенской области Решение об отказе в признании ФИО1 пострадавшим и во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены от 01 декабря 2017 г. Основанием для отказа Госжилстройтехинспекция Пензенской области использовала пп.2 п. 14 раздела IV Приложения №2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», п.2.8.1. Административного регламента - непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных п. 10 настоящих Правил.
Учитывая вышеизложенное просил: признать незаконным Решением об отказе в признании ФИО1 пострадавшим и во
включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены от 01 декабря 2017 г.; обязать Госжилстройтехинспекцию Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1, признать его пострадавшим и включить ФИО1 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены»; обратить решение по данному административному делу к немедленному исполнению, т.к. своими действиями Госжилстройтехинспекции Пензенской области не только всячески пытается уклониться от надлежащего исполнения своих обязанностей, но и наносит значительный ущерб моим публичным и частным интересам.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы указанные в иске.
Представитель административного ответчика Госжилстройтехинспекции Пензенской области, действующая на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала письменные возражения на иск, в которых указала, что для получения застройщиком права на привлечение денежных средств граждан является обязательное соблюдение им не только требований, указанных в части 1 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ об участии в долевом строительстве (получение разрешения на строительство, опубликование проектной декларации, государственная регистрация права на земельный участок), но и требований части 2 статьи 3 и части 3 статьи 4 этого Закона (наличие договора участия в долевом строительстве, заключенного в письменной форме и прошедшего государственную регистрацию).
По договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В ходе анализа представленных ФИО1 документов было установлено, что 21.09.2015 г. между ООО «Третий Рим» в лице генерального директора ФИО1, действующего на основании Устава, с одной стороны и ФИО1 (как участником долевого строительства) с другой стороны был заключен договор №П участия в строительстве 5-ти этажного 4-х подъездного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, состоящего из 2-х корпусов, расположенного по адресу: <адрес> прошедший государственную регистрацию 03.11.2015 г.
Согласно п.2.2 Договора дольщик финансирует строительство жилого дома в части: однокомнатных квартир №, №,№ двухкомнатных квартир №,№
Пунктом 5.1 Договора предусмотрено, что дольщик перечисляет денежные средства за квартиры на расчетный счет Застройщика либо иным не запрещенным законодательством РФ способом в порядке, предусмотренном договором.
Согласно пункта 5.2 Договора цена договора на момент его заключения составляет 7 450 200 рублей и подлежит уплате до 30 марта 2016 г. включительно.
Дополнительными соглашением от 11.01.2016 г. и от 19.02.2016 г. прошедшими государственную регистрацию 20.01.2016 г., 25.02.2016 г. соответственно, в договор №П участия в строительстве были внесены изменения и цена договора стала составлять 6 234 120 руб.
В соответствии с договором уступки прав и обязанностей от 11.01.2016 права и обязанности по договору договор №П участия в строительстве на однокомнатную квартиру № ФИО1 были уступлены ООО «Издательский дом «Комсомольская правда» в Пензе».
А в соответствии с договором уступки прав и обязанностей от 20.01.2016 права и обязанности по договору договор № П участия в строительстве на однокомнатную квартиру № ФИО1 были уступлены ООО «Интерстрой».
В подтверждение надлежащего исполнения гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта ФИО1 были предоставлены:
три справки от 19.02.2016 г. о том, что ФИО1 полностью
выполнены перед ООО «Третий Рим» взятые на себя обязательства по оплате договора № П долевого участия в строительстве жилья от 21.09.2015 г. в части оплаты квартир №, №, №; акт взаимозачета № от 19.02.2016 по договорам займа, заключенным между ООО «Третий Рим» и ФИО1 в 2012, 2013,2014 гг. На основании вышеизложенного, представленные ФИО1 документы не подтверждают исполнение взятых на себя обязательств по уплате цены договора №П, поскольку денежные средства были внесены по заключенным договорам займа, а не долевого участия. Документов, подтверждающих внесение денежных средств на расчетный счет ООО «Третий Рим» во исполнение условий договора участия в долевом строительстве в период с 03.11.2015 по 30.03.2016 г. включительно заявителем не представлено.
Заключенные договоры займа не содержат информацию о цели привлечения денежных средств.
Из договоров займа не усматривается, что после завершения строительства многоквартирного дома ФИО1 подлежит передача жилых помещений в многоквартирном доме в собственность.
Информация, подтверждающая расходование привлеченных по договорам займа денежных средств на строительство (создание) многоквартирного дома ФИО1 не представлена.
Следовательно, ФИО1 представлен не полный пакет документов.
В силу п. 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. № 403 и п.2.8.1 Административного регламента, непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил является основанием для отказа во включении заявителя в Реестр.
Таким образом, указанное решение Управления было принято в соответствии с действующим законодательством, при этом, права и законные интересы ФИО1 нарушены не были.
Просила отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ, каждому гарантировано право на судебную защиту.
Согласно п. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
С учетом п. п. 22, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; соблюдение порядка принятия решения; законность и обоснованность принятого решения.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что 21 сентября 2015 года между ООО «Третий Рим» (застройщик) и ФИО1 (Дмитрием Викторовичем заключен договор № П долевого участия в строительстве жилья, который зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области 03.11.2015, рег.№.
В соответствии с п.2.2. договора дольщик финансирует строительство жилого дома в части:
однокомнатной квартиры № (номер проектный), находящейся на 3 этаже корпуса №, общей площадью 33,96 кв.м с учетом 1/2 площади лоджии;
однокомнатная квартира № (номер проектный), находящейся на 4 этаже корпуса №, общей площадью 37,27 кв.м с учетом 1/2 площади лоджии;
однокомнатная квартира № (номер проектный), находящейся на 5 этаже корпуса №, общей площадью 37,38 кв.м с учетом 1/2 площади лоджии;
двухкомнатная квартира № (номер проектный), находящейся на 4 этаже корпуса №, общей площадью 86,05 кв.м с учетом 1/2 площади лоджии;
двухкомнатная квартира № (номер проектный), находящейся на 4 этаже корпуса №, общей площадью 53,68 кв.м с учетом 1/2 площади лоджии.
Цена договора, на момент заключения, составляла 7450200 руб., срок оплаты - 30 марта 2016 года (п.5.2. договора).
11 января 2016 года, в соответствии с п.8.3. договора, между ООО «Третий Рим» и кредитором было заключено Дополнительное соглашение, предметом которого являлась корректировка п.5.2. договора в части снижения общей цены договора на 272400 руб., до суммы 7177800 руб.
Также 11 января 2016 года с согласия застройщика и по заявлению ООО «Издательский дом «Комсомольская правда» в Пензе», между кредитором и ООО «Издательский дом «Комсомольская правда» в Пензе» был заключен Договор уступки прав и обязанностей, согласно которому кредитор уступил в полном объеме права и обязанности, принадлежащие ему на основании Договора №П долевого участия в строительстве жилья от 21.09.2015, в части права требования на получение в собственность однокомнатной квартиры № (номер проектный), находящейся на 5 этаже корпуса №, общей площадью 37,38 кв.м с учетом 1/2 площади лоджии.
Уступка была произведена с одновременным переводом долга по оплате вышеуказанного предмета договора перед ООО «Третий Рим» с ФИО1 на нового участника долевого строительства (ООО «Издательский дом «Комсомольская правда» в Пензе»), в полном объеме.
20 января 2016 года с согласия застройщика и по заявлению ООО «Интерстрой», между кредитором и ООО «Интерстрой» был заключен Договор уступки прав и обязанностей, предметом которого являлась уступка в полном объеме прав и обязанностей, принадлежащих ему на основании Договора № П долевого участия в строительстве жилья от 21.09.2015 в части права требования на получение в собственность двухкомнатной квартиры № (номер проектный), находящейся на 4 этаже корпуса №, общей площадью 53,68 кв.м с учетом 1/2 площади лоджии.
Уступка была произведена за 1610400 руб. Согласно заключенному между ООО «Третий Рим», ООО «Интерстрой» и кредитором Соглашению о переводе долговых обязательств от 20.01.2016 ООО «Интерстрой» принимает на себя финансовое обязательство ФИО1 по оплате Договора № П долевого участия в строительстве жилья от 21.09.2015 в ООО «Третий Рим» в сумме 1610400 руб., которое одновременно было частично прекращено путем зачета встречного финансового требования ООО «Интерстрой» к ООО «Третий Рим» по оплате Договора поставки № от 18.05.2015 и Акту сверки взаимных расчетов от 31.12.2015 на сумму 808807 руб.
В свою очередь, ООО «Третий Рим», на основании п.1 данного соглашения уменьшило сумму долга ФИО1 по обязательству оплаты Договора №П долевого участия в строительстве жилья от 21.09.2015 на сумму 1610400 руб., что подтверждается актом сверки взаимных расчетов между ООО «Третий Рим» и ООО «Интерстрой», карточкой счета 76.06 ООО «Третий Рим» по контрагент № от 21.09.15. ФИО1
19 февраля 2016 года между ООО «Третий Рим» и ФИО1 было заключено Дополнительное соглашение, которым была произведена корректировка п, 5.2. договора в части снижения общей цены договора на 943680 руб., до суммы 6234120 руб.
Кроме того, в данном дополнительном соглашении отражалась откорректированная структура формирования общей цены договора применительно к каждой квартире.
Таким образом, у кредитора осталось право требования с ООО «Третий Рим» 3-х квартир (№, №, №) на сумму 3352800 руб.
Данная сумма задолженности была погашена кредитором 19.02.2016 путем зачета встречного финансового требования к ООО «Третий Рим» по оплате задолженности по договорам займа № 24 от 27.07.2012, № 002 от 29.03.2013, № 003 от 04.04.2013, № 005 от 19.04.2013, № 005 от 29.04.2014, № 007 от 07.06.2013, № 007 от 05.05.2014, № 009 от 15.05.2014, № 010 от 04.06.2014, № 013 от 09.06.2014, № 014 от 19.06.2014, № 016 о 03.07.2014, № 017 от 04.07.2014, № 018 от 10.07.2014, № 02 от 03.04.2014, № 020 от 04.08.2014, № 021 от 11.08.2014, № 023 от 22.08.2014, № 024 от 03.09.2014, № 025 от 11.09.2014, № 027 от 18.09.2014, № 028 от 03.10.2014 на общую сумму 3297566,82 руб. и задолженности по выплате подотчетных сумм в размере 55233,18 руб., что подтверждается материалами дела, в том числе договоры займа, приходные кассовые ордера, выписки из кассовой книги, выписки банка по счету должника, акт взаимозачета № 4 от 19 февраля 2016 года).
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На момент рассмотрения судом заявленного требования многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в эксплуатацию не сдан, соответственно, спорные жилые площади находятся в ведении застройщика - ООО «Третий Рим» и не могли быть переданы до окончания строительства. Таким образом, свои договорные обязательства должник не исполнил.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22 марта 2017 года Общество с ограниченной ответственностью «Третий Рим» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден ФИО2.
Одновременно с данным решением суда к процедуре банкротства ООО «Третий Рим» применены правила параграфа 7 главы 9 Закона о банкротстве («Банкротство застройщиков»).
07.02.2017 г. ФИО1 обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о включении в реестр требований о передаче жилых помещений должника, в части: однокомнатная квартира № (номер проектный), находящейся на 3 этаже корпуса
№, общей площадью 33,96 кв.м. с учетом ... площади лоджии; однокомнатная квартира № (номер проектный), находящейся на 4 этаже корпуса №, общей площадью 37,27 кв.м. с учетом ... площади лоджии; двухкомнатная квартира № (номер проектный), находящейся на 4 этаже корпуса №, общей площадью 86,05 кв.м. с учетом ... площади лоджии.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 26 июня 2017г. ФИО1 включили в реестр требований кредиторов ООО «Третий Рим» о передаче вышеуказанных жилых помещений.
В соответствии с ч.7 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Согласно п.3 Приказа Минрегиона России от 20.09.2013 №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ведется строительства многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее -контролирующий орган), в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно п.3.3.2. постановления Правительства Пензенской области от 24.03.2011 г. №167-пП «Об утверждении Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области и признании утратившим силу отдельных нормативных правовых актов Правительства Пензенской области» Управление уполномочено осуществлять контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом №214-ФЗ.
Исходя из вышеописанного, Госжилстройтехинспекция Пензенской области — надлежащий орган по рассмотрению заявлений о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Пензенской области.
16 июня 2017 года административный истец ФИО1 обратился в Госжилстройтехинспекцию с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
06 июля 2017 г. Госжилстройтехинспекция по Пензенской области предоставило ему Уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан от 06.07.2017 г. №, в соответствии с п.п.1, 5 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 г. №560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» и несоответствия его критериям установленных в приложениях к данному приказу.
Оценив данный отказ во включении его в реестр пострадавших граждан как незаконный, основанный на ненадлежащем законодательном акте и нарушающем его права и законные интересы, 11.07.2017 г. он подал соответствующее административное исковое заявление в Октябрьский районный суд г. Пензы.
10.08.2017г., решением Октябрьского районного суда г. Пензы (дело №2А-2087/2017), административное исковое заявление ФИО1 к Госжилстройтехинспекции Пензенской области, о признании незаконным решения № от 06.07.2017 г. об отказе ФИО1 в признании пострадавшим и во включении в реестр пострадавших граждан, понуждении устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1, признании его пострадавшим и включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», было признано обоснованным и подлежащем удовлетворению в полном объеме, с наложением обязанности на Госжилстройтехинспекцию Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 в месячный срок, со дня вступления решения в законную силу.
02.11.2017 г. судебной коллегией по административным делам Пензенского областного суда (Дело №ЗЗА-3635/2017), при рассмотрении в открытом судебном заседании административного дела по апелляционной жалобе Госжилстройтехинспекции Пензенской области на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 10.08.2017 г. было постановлено: решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 10.08.2017 г. оставить без изменения, дополнив абзац 2 резолютивной части решения указанием на возложение обязанности на Госжилстройтехинспекцию Пензенской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 16 июня 2017 г. Апелляционную жалобу Госжилстройтехинспекции Пензенской области оставить без удовлетворения.
08.12.2017 г. он получил от Госжилстройтехинспекции Пензенской области Решение об отказе в признании ФИО1 пострадавшим и во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены от 01 декабря 2017 г. Основанием для отказа Госжилстройтехинспекция Пензенской области использовала пп.2 п. 14 раздела IV Приложения №2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», п.2.8.1. Административного регламента - непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных п. 10 настоящих Правил.
Договор долевого участия в строительстве жилья № П между ФИО1 и ООО «Третий Рим» был заключен 21 сентября 2015 года, во время действия Приказа Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».
Во время действия данного Приказа №403 от 20.09.2013 г. ФИО1 было подано заявление в Госжилстройтехинспекция по Пензенской области о признании его пострадавшим и во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В соответствии с действующими, на тот момент, правовыми норами - основанием для отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены к числу пострадавших, являются критерии, утвержденные вышеуказанным Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. №403 и отраженные в п.2 Приложения №1 к данному приказу.
Такими критериями являются, в частности:
привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального
органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;
привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину;
просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);
привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в
случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;
вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении
одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими;
установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены;
9) ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.
В соответствии с п.4 и п.8 «Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», (приложение N 2 к Приказу №403), включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;
Суд не может согласиться с доводом административного ответчика о том, что признать ФИО1 пострадавшим и включить его реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены не представляется возможным, так как ФИО1 не представлены в полном объеме документы, предусмотренные п.10 Правил и п.2.6.1 Административного регламента поскольку на основании ч.2 ст. 64 КАС РФ «Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказывается вновь и не подлежит оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или иные лица относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства».
Определением Арбитражного суда Пензенской области по делу №А49-10855/2016 от 26 июня 2017 г. установлено, что 21 сентября 2015 года между ООО «Третий Рим» (застройщик) и ФИО1 заключен договор № П долевого участия в строительстве жилья, который зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области 03.11.2015, рег.№.
У кредитора ФИО1 осталось право требования с ООО «Третий Рим» 3-х квартир (№, №, №) на сумму 3352800 руб.
Данная сумма задолженности была погашена кредитором 19.02.2016 путем зачета встречного финансового требования к ООО «Третий Рим» по оплате задолженности по договорам займа № 24 от 27.07.2012, № 002 от 29.03.2013, № 003 от 04.04.2013, № 005 от 19.04.2013, № 005 от 29.04.2014, № 007 от 07.06.2013, № 007 от 05.05.2014, № 009 от 15.05.2014, № 010 от 04.06.2014, № 013 от 09.06.2014, № 014 от 19.06.2014, № 016 о 03.07.2014, № 017 от 04.07.2014, № 018 от 10.07.2014, № 02 от 03.04.2014, № 020 от 04.08.2014, № 021 от 11.08.2014, № 023 от 22.08.2014, № 024 от 03.09.2014, № 025 от 11.09.2014, № 027 от 18.09.2014, № 028 от 03.10.2014 на общую сумму 3297566,82 руб. и задолженности по выплате подотчетных сумм в размере 55233,18 руб., что подтверждается материалами дела, в том числе договоры займа, приходные кассовые ордера, выписки из кассовой книги, выписки банка по счету должника, акт взаимозачета № 4 от 19 февраля 2016 года).
10.08.2017г., решением Октябрьского районного суда г. Пензы (дело №2А-2087/2017), административное исковое заявление ФИО1 к Госжилстройтехинспекции Пензенской области, о признании незаконным решения № от 06.07.2017 г. об отказе ФИО1 в признании пострадавшим и во включении в реестр пострадавших граждан, понуждении устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1, признании его пострадавшим и включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», было признано обоснованным и подлежащем удовлетворению в полном объеме, с наложением обязанности на Госжилстройтехинспекцию Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 в месячный срок, со дня вступления решения в законную силу.
02.11.2017 г. судебной коллегией по административным делам Пензенского областного суда (Дело №ЗЗА-3635/2017), при рассмотрении в открытом судебном заседании административного дела по апелляционной жалобе Госжилстройтехинспекции Пензенской области на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 10.08.2017 г. было постановлено: решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 10.08.2017 г. оставить без изменения, дополнив абзац 2 резолютивной части решения указанием на возложение обязанности на Госжилстройтехинспекцию Пензенской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 16 июня 2017 г. Апелляционную жалобу Госжилстройтехинспекции Пензенской области оставить без удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам согласилась с выводами суда первой инстанции в части установления факта выполнения обязательств ФИО1 по договору в полномобъеме и надлежащие сроки и у него осталось право требования с ООО «Третий Рим» 3-х квартир. Кроме того на основании определения Арбитражного суда Пензенской области от 26 июня 2017 г. ФИО1 включили в реестр требований кредиторов ООО «Третий Рим» о предачи вышеуказанных жилых помещений.
Согласно п. 14 приложения №2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. №403 основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр являются:
1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;
2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил;
3) введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;
4) привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7040);
5) привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.
По смыслу закона (п. 4 приведенных Правил) для включения в реестр достаточно одного критерия, установленного пунктом 2 Приложения N 1 к упомянутому Приказу.
В связи, с чем правовые основания для отказа ФИО1 во включении в реестр пострадавших граждан отсутствовали.
На основании п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
Согласно п.9 ч.4 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого отказа Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 01 декабря 2017 г. во включении ФИО1 в реестр пострадавших граждан, отсюда административный иск подлежит удовлетворению на основании ст. 227 КАС РФ с возложением обязанности на Госжилстройтехинпекцию Пензенской области устранить допущенное нарушение.
Согласно части 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 об обращении решения по административному делу к немедленному исполнению, поскольку в решении суда указан срок его исполнения, а также отсутствуют доказательства, что замедление исполнения решения суда может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Исполнения требований неимущественного характера регулируется статьей 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Госжилстройтехинспекции Пензенской области о признании незаконным решения Госжилстройтехинспекции по Пензенской области от 01.12.2017 г. об отказе ФИО1 в признании пострадавшим и во включении в реестр пострадавших граждан, понуждении устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1, признании его пострадавшим и включении ФИО1 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, удовлетворить.
Признать недействительным решение Госжилстройтехинспекции по Пензенской области от 01.12.2017 г. об отказе ФИО1 в признании пострадавшим и во включении в реестр пострадавших граждан и обязать Госжилстройтехинспекцию Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1.
Обязать Госжилстройтехинспекцию Пензенской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 16 июня 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2018 года.
Председательствующий В.А. Романова