Дело № 2а-1493/2020 УИД: 78RS0023-01-2019-010303-19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Санкт-Петербург 05 августа 2020 года
Фрунзенский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Грибова И.Н.,
при секретаре Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу к Некоммерческому партнерству «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Главное Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу обратился в Фрунзенский районный суд города Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к
Некоммерческому партнерству «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Некоммерческое партнерство «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» зарегистрировано в качестве юридического лица 31 мая 2005 года Управлением Федеральной налоговой службы по городу Санкт-Петербургу, основной государственный регистрационный номер 1057810425463, ведомственный регистрационный номер 7814030397. Согласно выписке из ЕГРЮЛ названная некоммерческая организация находится по адресу: 198099, <...>.
В ходе текущего контроля, осуществляемого Главным Управлением в рамках осуществления полномочий, предусмотренных статьей 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", подпунктом 68 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года N 25, в деятельности Некоммерческого партнерства «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» были выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, по непредставлению в Главное Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу сведений, обязанность по предоставлению которых возложена на некоммерческие организации пунктами 3, 3.1, 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", за период с 2015 по 2017 годы.
В связи с выявленными в деятельности Некоммерческого партнерства «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» нарушениями положений Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Главное Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу были вынесены предписания с требованием об устранении выявленных нарушений, которые исполнены не были, в судебном порядке не обжаловались.
В связи с наличием оснований, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу обратилось в Фрунзенский районный суд города Санкт-Петербурга с иском о ликвидации Некоммерческого партнерства «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу в суд не явился, воспользовавшись правом, предусмотренным статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при подаче иска ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Некоммерческого партнерства «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» в суд не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещался судом по месту нахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ (198099, <...>), о причинах неявки суд в известность не поставил, отложить судебное заседание не просил.
По смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе, к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное (пункт 39 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Кроме того, как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ (далее «Реестр»), а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные Реестра об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в Реестр, и на недостоверность данных, содержащихся в нем, на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п., за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в Реестр в результате неправомерных действий третьих лиц, или иным путем, помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Таким образом, по смыслу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации организация самостоятельно и в полном объеме несет риск негативных последствий неполучения адресованной ей корреспонденции, если при требуемой от нее степени заботливости и осмотрительности не примет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения.
Поскольку административным ответчиком в адрес суда не представлено каких-либо сведений о причинах его неявки в судебное заседание, оснований для признания причин его неявки уважительными не имеется, суд считает возможным с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статей 45, 96, 100, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть дело в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основании фактических обстоятельств дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра рассматриваются в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ (пункт 1 части 3 статьи 1 КАС РФ).
При рассмотрении указанной категории дел осуществляется судебный контроль за реализацией отдельных властных требований к физическим лицам и объединениям граждан.
Применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности некоммерческой организации, иных общественных объединений, их ликвидации либо запрета деятельности, исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства возможно в случае нарушения некоммерческими организациями и иными общественными объединениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Нормы права, регулирующие рассмотрение административных исковых заявлений, в том числе о ликвидации иной некоммерческой организации, содержатся в главе 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно указанным нормам такое административное исковое заявление может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью данных организаций.
В силу пунктов 66 и 77 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года N 25, органом принимающим решение о государственной регистрации общественных объединений, действующих на территории Санкт-Петербурга, и соответственно, наделенным правом обращения в суд с заявлением о признании таких общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении их из единого государственного реестра юридических лиц, является Главное Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу.
Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами. Данные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом (часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 30, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации либо запрета деятельности по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статья 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункта 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод при осуществлении судебного контроля следует исходить из того, что любое ограничение прав и свобод граждан и их объединений должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую цель (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечение обороны страны, безопасности государства и общественного порядка), являться необходимым в демократическом обществе (соответствующим и достаточным, пропорциональным преследуемой социально значимой цели).
Принимая решение, затрагивающее права некоммерческой организации, в том числе, имеющей статус юридического лица, суды обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Некоммерческой организацией в соответствии частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту.
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
Согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 года N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Частью 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений статьи 33 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Федерального закона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Некоммерческое партнерство «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» 31 мая 2005 года зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №,ведомственный регистрационный номер №
Согласно выписке из ЕГРЮЛ названная некоммерческая организация находится по адресу: 198099, <...>.
В ходе текущего контроля, осуществляемого Главным Управлением в рамках осуществления полномочий, предусмотренных статьей 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", подпунктом 68 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года N 25, в деятельности Некоммерческого партнерства «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» были выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, по непредставлению в Главное Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу сведений, обязанность по предоставлению которых возложена на некоммерческие организации пунктами 3, 3.1, 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", за период с 2015 по 2017 годы.
Так, в указанный период Некоммерческим партнерством «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» в уполномоченный орган не представлялись сведения, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение (часть 3 статьи 32); кроме того, в уполномоченный орган не было представлено соответствующее заявление, подтверждающее его соответствие пункту 3.1. статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Кроме того, в соответствии с письмом УФНС России по городу Санкт-Петербургу от 08 октября 2019 года N 02-27/65135 и протоколом осмотра объекта недвижимости от 06 сентября 2019 года, составленным должностным лицом Межрайонной ИФНС России N 19 по городу Санкт-Петербургу, Некоммерческое партнерство «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (198099, <...>), отсутствует.
Вместе с этим, в нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Некоммерческим партнерством «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» до настоящего времени в Управление не представлены обновленные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа организации и документы, необходимые для внесения изменений в Устав и Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе.
Федеральный закон от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" предусматривает обязанность респондентов предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации (часть 1 статьи 8).
По сообщению Управления федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Некоммерческим партнерством «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» были представлены сведения по форме N 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации» за 2018 год, годовую бухгалтерскую отчетность за 2016 – 2018 годы указная некоммерческая организация не представляла.
В нарушение пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" организация не размещала в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не предоставляла средствам массовой информации для опубликования сообщения о продолжении своей деятельности.
Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которому неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов.
Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
В связи с указанными нарушениями в адрес руководителя названной некоммерческой организации Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области 23 ноября 2015 года направлялось письменное предупреждение, в котором содержалось требование об устранении выявленных нарушений действующего законодательства. Вместе с этим, предписание органа, осуществляющего государственный надзор об устранении выявленных нарушений законодательства, в установленный в нем срок исполнено не было, в судебном порядке не обжаловалось.
В последующем, в адрес Некоммерческого партнерства «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» повторно вынесено предупреждение от 31 января 2019 года, в котором содержалось требование об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в срок до 15 апреля 2019 года, вместе с этим, предписание органа, осуществляющего государственный надзор об устранении выявленных нарушений законодательства, в установленный в нем срок исполнено не было, в судебном порядке не обжаловалось.
Исходя из систематического характера допущенных нарушений, о чем свидетельствует неоднократное неисполнение некоммерческой организацией предусмотренной законом обязанности о предоставлении сведений, указанных в пунктах 3, 3.1, 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" на протяжении длительного периода, суд признает допущенные нарушения существенными.
Из материалов дела следует, что Некоммерческому партнерству «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» неоднократно предоставлялась возможность устранения допущенных нарушений законодательства, однако, данных, свидетельствующих об уважительности причин не предоставления требуемой информации в течение длительного периода, материалы дела не содержат.
Некоммерческая организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями. Сама по себе незаконная деятельность организации является основанием для ее ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества.
При таких обстоятельствах, поскольку доводы истца о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", нашли свое подтверждение при рассмотрении дела, а допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 указанного Федерального закона служат основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, так как носят неоднократный систематический характер, имеются основания для удовлетворения заявленных Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу требований.
Совокупность допущенных Некоммерческим партнерством «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» неоднократных нарушений законодательства, в том числе совершение некоммерческой организацией грубого нарушения закона, длительный период времени, в течение которого, нарушения допускались некоммерческой организацией и не устранены до настоящего времени, приводит суд к убеждению, что требуемая административным истцом мера ответственности в виде ликвидации Некоммерческого партнерства «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» отвечает принципу соразмерности и является необходимой в демократическом обществе.
С учетом того, что в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение факты неоднократных, грубых нарушений действующего законодательства Некоммерческим партнерством «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу о ликвидации названной некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
При этом признание в судебном порядке некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц не препятствует такой организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, а также не исключает для учредителей общественной организации возможности последующей регистрации в качестве юридического лица другой общественной организации с такими же уставными целями.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62, 84, 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу к Некоммерческому партнерству «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.
Ликвидировать Некоммерческое партнерство «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга», зарегистрированное в качестве юридического лица 31 мая 2005 года, основной государственный регистрационный номер №, ведомственный регистрационный номер №
Исключить Некоммерческое партнерство «Научно-Исследовательский Центр Политического и Бизнес Маркетинга», зарегистрированное в качестве юридического лица 31 мая 2005 года, основной государственный регистрационный номер №, ведомственный регистрационный номер № из Единого государственного реестра юридических лиц.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Фрунзенский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.Н. Грибов
Мотивированное решение суда составлено 14 августа 2020 года.