ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1507/2021 от 30.03.2021 Раменского городского суда (Московская область)

Дело №2а-1507/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 марта 2021г. г.Раменское

Раменский городской суд Московской области под председательством судьи Аладина Д.А.,

при секретаре Поляковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Шихова В. Н. к Администрации Раменского городского округа Московской области, АО «Мособлгаз» о признании незаконным и отмене постановления об установлении публичного сервитута, обязании устранения допущенных нарушений прав,

у с т а н о в и л :

Шихов В.Н. обратился в суд с административным иском к Администрации Раменского городского округа Московской области, АО «Мособлгаз», которым просил признать незаконным и отменить Постановление Администрации Раменского городского округа Московской области <номер> от <дата> об установлении публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, <номер>; запретить АО «Мособлгаз» производить работы на земельных участках, с кадастровыми номерами <номер> (новые кадастровые номера после раздела участка <номер>, <номер>), <номер>, мотивируя свои требования тем, что Постановлением Администрации Раменского городского округа Московской области <номер> от <дата>, рассмотрев ходатайство АО «Мособлгаз» «Юго-Восток», приняло решение об установлении публичного сервитута на земельных участках, с кадастровыми номерами: <номер>, <номер>, принадлежащих Шихову В.Н. в отсутствие на то законных оснований. В указанном выше Постановлении дается прямое указание на уведомление собственников земельных участков о планируемых мероприятиях, однако, никаких уведомлений в адрес Шихова В.Н. о планируемых работах от АО «Мособлгаз» «Юго-Восток» не поступало. Вместо этого, АО «Мособлгаз» «Юго-Восток» без предварительного согласования с собственником и его оповещения, предприняло попытку незаконной прокладки труб, начав работы, именно в этот момент истцу и стало известно о наличие указанного Постановления. При этом, АО «Мособлгаз» «Юго-Восток» предпринимает попытки давления на Шихова В.Н., путем звонков на его личный номер, лиц, представляющихся полицией и действующих в интересах АО «Мособлгаз» «Юго-Восток». Администрация не изучала возможные пути обхода частных земельных участков для проведения работ, не представлена экспертиза, подтверждающая или опровергающая возможность или невозможность прокладки труб иным путем. Более того, земельного участка с кадастровым номером <номер> не существует, поскольку он был разделен на два обособленных участка, каждому из которых присвоен новый кадастровый номер, таким образом, Постановление, разрешающее, в части проведения работ на земельном участке с кадастровым номером <номер>, является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. Использование земельных участков, принадлежащих Шихову В.Н. на праве собственности по назначению (для личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства с соблюдением всех норм и правил), с учётом планируемого расположения на их территории огороженного ГРП и газопровода высокого и низкого давления и их сохранения в дальнейшем невозможно, так как будут нарушены требования СП 62.13330.2011 (расстояние от фундаментов зданий и сооружений до подземного газопровода Ду до 300мм при его давлении свыше 0,6 до 1,2 МПа не менее 10,00м). Расположение на земельном участке Шихова В.Н. указанного выше газопровода препятствует ему в полной мере осуществлять свои права собственника земельного участка, нарушается право собственности. Администрация Раменского района, выдавая публичный сервитут, не удостоверилась в законности прокладки газопровода на земельных участках Шихова В.Н., не изучила проектную документацию, позволяющую определить иные возможные пути прокладки, не затрагивая земельные участки заявителя. В связи с чем вынужден был обратиться в суд.

В судебном заседании административный истец Шихов В.Н. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Администрации Раменского городского округа Московской области по доверенности Куприченкова А.И. в судебном заседании в удовлетворении административного иска возражала, просила отказать по доводам ранее поданных возражений.

Представитель АО «Мособлгаз» по доверенности Карпова И.А. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении требований Шихова В.Н. отказать, по доводам письменных возражений.

Суд, выслушав стороны, проверив материалы административного дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1).

Согласно п.4 ч. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 8.1 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся:

подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;

согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Статья 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019), указывает, что в целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством. Для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, между АО «Мособлгаз» и Свердловым Д. А. заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения от <дата><номер>.

В соответствии с условиями договора АО «Мособлгаз» приняло на себя обязательства осуществить мероприятия по подключению объекта капитального строительства (жилого дома) Свердлова Д.А., расположенного на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>

В целях разработки проектной документации на создание сети газораспределения до точки подключения на границе земельного участка заявителя (п. 5 договора 1) АО «Мособлгаз» заключило договор от <дата><номер> на выполнение проектных и изыскательских работ для строительства сетей газораспределения по объекту «газопровод среднего давления Р<0,3 МПа, расположенный по адресу: <адрес> (далее - объект), для исполнения обязательств по договору о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения от <дата><номер> с ООО «Вектор-Газ».

ООО «Вектор-Газ» разработано проектное решение и передана в АО «Мособлгаз» рабочая документация на строительство сети газораспределения по объекту: «газопровод среднего давления Р<0,3 МПа, расположенный по адресу: <адрес>

Согласно рабочей документации строительство объекта предполагается по землям, государственная собственность на которые не разграничена, для чего АО «Мособлгаз» получено разрешение на размещение объекта от <дата><номер> (см. приложение 5) и по сформированным земельным участкам с кадастровыми номерами: <номер> (<дата> разделен правообладателем Шиховым В.Н. на земельные участки с кадастровыми номерами <номер> и <номер>); <номер> (правообладатель Субботина Н. П.); <номер> (правообладатель Шихов В.Н.); <номер> (правообладатель ООО «Антарес»); <номер> (правообладатель ООО «Антарес»); <номер> (правообладатель Нефедьев Д. А.), на которые установлен публичный сервитут, постановлением администрации Раменского городского округа Московской области от <дата><номер>.

Разработанное проектное решение ООО «Вектор-Газ» является единственным возможным вариантом строительства сети газораспределения АО «Мособлгаз» по договору 1.

Руководствуясь проектным решением, а также принимая во внимание нужды местного населения в виде отсутствия возможности газификации своих жилых домов по <адрес> в <адрес>, АО «Мособлгаз» <дата> было направлено в администрацию г.о. Раменское Московской области соответствующее ходатайство об установлении публичного сервитута № исх-<номер>.

С ходатайством об установлении публичного сервитута согласно п. 1 статьи 39.40 ЗК РФ вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта для их строительства, реконструкции.

<дата> Администрацией городского округа Раменское Московской области принято Постановление N <номер> "Об установлении публичного сервитута в целях подключения (технологического присоединения) к сетям газоснабжения в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории <адрес> в соответствии с п. 1 которого устанавливается публичный сервитут сроком на 49 (сорок девять) лет в отношении:

- части земельного участка с кадастровым номером <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером <номер> категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>;

- части земельного участка с кадастровым номером <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>

- части земельного участка с кадастровым номером <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>

- части земельного участка с кадастровым номером <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>

- части земельного участка с кадастровым номером <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>

Шихов В.Н., являющийся собственником земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, <номер> и <номер> (до раздела кадастровый <номер>), в отношении которых установлено обременение (сервитут) вышеуказанным постановлением, считает свои права и законные интересы нарушенными, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.

В соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Как следует из п. 3. ст. 23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 Земельного кодекса не применяются.

В соответствии с пп 8 п. 4 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в целях использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса.

Пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ определено, что публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 ЗК РФ, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

В силу пункта 4 статьи 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в указанных целях может быть установлен решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения.

С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта (подпункт 1 статьи 39.40 ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 39.41 ЗК РФ в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны: 1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика; 2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса; 3) испрашиваемый срок публичного сервитута; 4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения; 5) обоснование необходимости установления публичного сервитута; 6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения; 7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения; 8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков; 9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В силу пункта 5 статьи 39.41 ЗК РФ к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются: 1) подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; 2) соглашение, заключенное в письменной форме между заявителем и собственником линейного объекта или иного сооружения, расположенных на земельном участке и (или) землях, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, об условиях реконструкции, в том числе переноса или сноса указанных линейного объекта, сооружения в случае, если осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции или сноса указанных линейного объекта, сооружения; 3) копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, при условии, что такое право не зарегистрировано; 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя.

Пунктом 1 статьи 39.43 ЗК РФ орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение: 1) двадцати дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса; 2) сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 настоящего Кодекса.

Оспариваемому постановлению предшествовала указанная выше процедура. Руководствуясь нормами главы V.7 ЗК РФ, Правил подключения, условиями Договора, АО "Мособлгаз" <дата> направило в Администрацию ходатайство № исх-<номер> об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровыми номерами <номер> (<дата> разделен правообладателем Шиховым В.Н. на земельные участки с кадастровыми номерами <номер> и <номер>); <номер>; <номер>; <номер>; <номер>; <номер> в целях подключения (технологического присоединения) к сетям газоснабжения (размещения объекта «Газопровод среднего давления Р<= 0.3 Мпа»). Ходатайство АО "Мособлгаз" было оформлено в соответствии с требованиями статьи 39.41 ЗК РФ и содержало все сведения и прилагаемые к нему документы, необходимые для установления публичного сервитута.

Администрацией в соответствии со ст. 39.42 ЗК РФ были проведены мероприятия по выявлению правообладателей земельных участков и обеспечено опубликование <дата> на официальном сайте Администрации извещения о возможном установлении публичного сервитута в целях подключения (технологического присоединения) к сетям газоснабжения (размещения объекта «Газопровод среднего давления Р<= 0.3 Мпа»), а также, что с учетом положения подп. 2 п. 1 ст. 39.43 ЗК РФ принятия решения об установлении публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами <номер>; <номер>; <номер>; <номер>; <номер>; <номер> было опубликовано в газете "Родник" от <дата> N <номер> (<номер>).

Таким образом, сервитут на часть земельных участков с кадастровыми номерами <номер> (в настоящее время земельные участки с кадастровыми номерами <номер> и <номер>); <номер>; <номер>; <номер>; <номер>; <номер> установлен в соответствии с главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации "Установление публичного сервитута в отдельных целях".

Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что публичный сервитут устанавливается в пользу и по ходатайству АО "Мособлгаз" в целях строительства газопровода среднего давления.

Также в материалах дела имеются доказательства необходимости использования части земельных участков в целях размещения линейного объекта системы газоснабжения.

Исходя из Приложения N 1 "Обоснования необходимости установления публичного сервитута", приложенного АО "Мособлгаз" к ходатайству от 30.01 2020 № исх-449/юв следует вывод, что исключить размещение на земельном участке, находящимся в пользовании 3-их лиц невозможно.

К доводам Шихова В.Н. о том, что, планируемым строительством на спорных земельных участках газопроводов высокого и низкого давления, а также ГРП и как следствие невозможность Шихова В.Н. осуществлять свое право собственности в полной мере по причине невозможности использования спорных земельных участков по назначению с учетом ограничений, возникающих из нарушения СП 62.13330.2011 «газораспределительные системы» (соблюдение расстояние от фундаментов зданий и сооружений) суд относиться критически, так как проектной документацией по договору 1 предполагается к строительству объект технологического присоединения газопровод среднего давления Р<0,3 Мпа., строительство газопроводов высокого и низкого давления, а также ГРП в рамках исполнения договора 1 АО «Мособлгаз» не предполагается.

Более того, спорные земельные участки, фактически представляют собой проезд шириной 6 метров и являющийся <адрес> в <адрес>, что свидетельствует о невозможности возведения на спорных земельных участках, объектов индивидуального жилищного строительства с соблюдением норм действующего законодательства.

Фактически доводы Шихова В.Н. сводятся к иному варианту размещения объекта системы газоснабжения "Газопровод среднего давления Р <= 0,3 МПа" и возможности установления сервитута на иные земельные участки.

Таким образом, оснований для удовлетворения иска судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Требования Шихова В. Н. о признании незаконным и отмене Постановления Администрации Раменского городского округа Московской области <номер> от <дата> об установлении публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, <номер>; запрете АО «Мособлгаз» производить работы на земельных участках, с кадастровыми номерами <номер> (новые кадастровые номера после раздела участка <номер>, <номер>), <номер> – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд после составления мотивированного решения.

В окончательной форме решение изготовлено 09.04.2021г.

Судья: