ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-150/20 от 11.06.2020 Беловского районного суда (Курская область)

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2020 года сл.Белая

Беловский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Бойченко Т.Л.

с участием помощника прокурора <адрес> Олейника К.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шафоростовой Т.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Беловского района о признании незаконными бездействия Администрации Беловского района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Беловского района обратился с административным исковым заявлением о признании незаконными бездействия Администрации Беловского района, выразившиеся в непринятии мер по проведению в отношении бесхозных лесных участков, расположенных на территории <адрес>, инвентаризации, кадастровых работ, постановке их на кадастровый учет, оформлению права собственности, включению участков в реестр муниципальной собственности и обязании Администрации Беловского района организовать указанные работы в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование указал, что по сведениям Управления Росреестра по <адрес> на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ располагаются лесные участки, не входящие в лесной фонд и не находящиеся на балансе или в собственности муниципального образования. Установлено, что на землях населенных пунктов расположено <данные изъяты>. лесных участков, на землях сельскохозяйственного назначения – <данные изъяты>., на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, обороны, безопасности и иного специального назначения – <данные изъяты>

В связи с не проведением в отношении указанных участков инвентаризации в адрес главы Беловского района Курской области ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> внесено представление. Однако инвентаризация лесных участков на территории района не проведена, достаточные меры для оформления права собственности не предприняты, что создает угрозу нарушения прав человека на благоприятную окружающую среду, поскольку не позволяет надлежащим образом организовать охрану, защиту, воспроизводство лесов, создает угрозу безопасности в лесах, препятствует исполнению Администрацией Беловского района своих обязанностей, возложенных статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав мнение административного истца, с учетом требований ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть административное дело без участия административного ответчика.

В судебном заседании прокурор Олейник К.С. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, и просил их удовлетворить. В обоснование пояснил, что проведенная проверка по исполнению законодательства о лесопользовании выявила нарушения, о чем было указано в представлении прокурора, внесенном главе администрации <адрес>. Представление административным ответчиком было рассмотрено и удовлетворено. Однако инвентаризация лесных участков не проведена, меры по оформлению права собственности на лесные участки не приняты.

Заслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

На основании ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ст.46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Из положений ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, основываются, в том числе, на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, а также использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В силу п.1 ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со ст.81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится, в том числе, осуществление государственной инвентаризации лесов.

Государственная инвентаризация лесов проводится в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами. Государственная инвентаризация лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.90 Лесного кодекса Российской Федерации).

Порядок проведения государственной инвентаризации лесов утвержден приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ и осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами с использованием материалов дистанционного зондирования Земли и методом математической статистики.

В соответствии со ст.3.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю:

к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве (ч.2);

к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (ч.3).

В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие 7 категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Согласно п.1 ст.19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В п.2 ст.9, п.2 ст.10, п.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

В п.1 ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

В судебном заседании установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> лесные площади (не входящие в лесной фонд) на землях сельскохозяйственного назначения составляют 330га., на землях населенных пунктов – 291га., на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения – 14га.

Согласно справке Администрации Беловского района от ДД.ММ.ГГГГ в собственности или на балансе лесных участков не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> внес главе администрации <адрес> Представление об устранении нарушений законодательства о лесопользовании и принятии мер к проведению инвентаризации лесных участков, не относящихся к лесному фонду, расположенных на территории <адрес>, с указанием наименования и площади участков, с целью их дальнейшей постановки на кадастровый учет, инициированию процедуры разграничения права государственной собственности в их отношении.

В возражениях на административное исковое заявление глава администрации <адрес> указал об отсутствии оснований для удовлетворении иска в связи с нарушением срока подачи искового заявления в суд, об отсутствии полномочий у администрации <адрес> для проведения государственной инвентаризации лесных участков, не входящих в состав лесного фонда.

Как следует из ответа Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ источником сведений о наличии и распределении земель по формам собственности, категориям и угодьям является землеустроительная документация, изготовленная за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Курским филиалом института ЦЧОгипрозем. На основании данных материалов в форму включены итоговые обобщенные площади земельного фонда в границах района в разрезе всех категорий и видов. В форме до момента государственной регистрации права собственности лесные площади отражены по соответствующим категориям земель в графе «Государственная и муниципальная собственность» (не разграниченная).

Согласно ответу Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время информация о лесах, расположенных на землях населенных пунктов и иных категорий запрашивается в Росреестре.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в границах <адрес> расположены участки с лесными насаждениями на землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов, на землях обороны и безопасности, не имеющие собственника.

Конкретные сведения относительно площади лесных насаждений на указанных участках после ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, что подтверждено сообщениями Управления Росреестра по <адрес> и Комитета лесного хозяйства <адрес>.

Поскольку ст.81 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление государственной инвентаризации лесов отнесено исключительно к полномочиям органов государственной власти, оснований для возложения обязанностей на орган местного самоуправления – Администрацию Беловского района обязанности по проведению мероприятий по инвентаризации лесов на землях иных категорий, не относящихся к лесам лесного фонда, у суда не имеется.

Кроме того, участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые лесными насаждениями (<данные изъяты>.), в соответствии со ст.3.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю относятся к собственности субъекта Российской Федерации.

Требования прокурора <адрес> о возложении обязанностей на Администрацию Беловского района по организации работ по проведению в отношении бесхозных лесных участков (на землях населенных пунктов, землях обороны и безопасности) кадастровых работ, постановке их на кадастровый учет, оформлению права собственности, включению таких участков в реестр муниципальной собственности, без проведения государственной инвентаризации лесов Федеральным агентством лесного хозяйства, суд находит преждевременными.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по проведению в отношении бесхозных лесных участков, расположенных на территории <адрес>, инвентаризации, кадастровых работ, постановке их на кадастровый учет, оформлению права собственности, включению таких участков в реестр муниципальной собственности, а также об обязании Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> провести организацию работ по проведению в отношении бесхозных лесных участков, расположенных на территории <адрес>, инвентаризации, кадастровых работ, постановке их на кадастровый учет, оформлению права собственности, включению таких участков в реестр муниципальной собственности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Оспариваемые требования и бездействия Администрации Беловского района не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор <адрес>.

Руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Беловского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Беловского района о признании незаконными бездействия Администрации Беловского района отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Беловский районный суд в течение одного месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Т.Л. Бойченко