ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1512/19 от 04.04.2019 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2а-1512/19 Строка 3.023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04.04.2019 г. г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Галкина К.А.,

при секретаре Петросян К.М.,

с участием: административного истца Берга О.В., представителя административных истцов по доверенностям Следина М.Ю., представителя административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Павленко М.В., представителя административного ответчика КУВО "Фонд государственного имущества" по доверенности Свидлова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Берга Дмитрия Олеговича, Берга Олега Викторовича, Комаровой Светланы Валериевны к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, КУ ВО «Фонд государственного имущества» о признании незаконными приказа об отказе от торгов и действий по прекращению торгов,

УСТАНОВИЛ:

Берг О.В., Берг Д.О., Комарова С.В. обратились в суд с иском к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, КУ ВО «Фонд государственного имущества» о признании незаконными приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 12.07.2018 №1694 об отказе от торгов и действий КУ ВО «Фонд государственного имущества» по прекращению торгов и обязании ответчиков признать Комарову С.В. надлежащим участником торгов, назначенных на 19.07.2018 г., а сами торги от 19.07.2018 г. подлежащими проведению.

В административном иске указано, что департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области осуществляет полномочия органа власти, предусмотренного п. «д» ч.2 ст.21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 10 1999г. № 184-ФЗ, по распоряжению государственным имуществом, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно извещению о торгах, размещенному на официальном сайте torgi.gov.ru, на 19.07.2018г. были назначены торги по продаже права аренды земельного участка, расположенного по адресу. <адрес>, площадь - 360 кв. м., кадастровый .

Комарова С.В. уплатила задаток для участия в торгах платёжным поручением №11 от 13.07.2018г. и подготовила заявку. Однако в принятии заявки представителю Комаровой С.В. было отказано со ссылкой на то, что торги отменены, после чего представитель обратился за разъяснением причин отмены к организатору торгов, что подтверждается письмом представителя от 13.07.2018г.

Письмом от 18.12.2018г. №52-17-20071з департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области сообщил о том, что приказом от 12.07.2018г. №1694 отменены торги по продаже права аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

В качестве основания отмены указано не поступление заявок на участие в аукционе по состоянию на 12.07.2018г., что является незаконным, как указывают административные истцы, по следующим основаниям: отсутствие заявок является согласно п.14 ст.39.12 Земельного кодекса РФ основанием признания торгов несостоявшимися, а не для отмены торгов; законодательство предусматривает в качестве основания отмены торгов только выявленные обстоятельства того, что земельный участок не мог быть предметом торгов (п.24 ст.39.11, п.8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ), то есть незаконности назначения торгов. При этом ссылка на п.4 ст.448 Гражданского кодекса РФ является ошибочной – он регулирует сроки принятия решения об отмене торгов, а п.24 ст.39.11 Земельного кодекса РФ - основания отмены торгов. Иное означало бы, что организатор торгов имеет право по своему усмотрению принять решение об отказе в проведении торгов по основаниям, не предусмотренным законодательством, то есть произвольно отменять законное решение о назначении торгов без каких-либо оснований для этого.

Принятие органом государственной власти произвольных, необоснованных решений противоречит ст.6, 19 Конституции РФ, что подтверждается постановлениями Конституционного суда РФ от 30.03.2018г. №14-П, от 29.03.2016г. №8-П, от 23.09.2013г. №11-П.

Оспариваемый приказ нарушил право административных истцов на участие в торгах, назначенных на 19.07.2018г., установленное ст.448 ГК РФ.

Поскольку на последний день приема заявок 13.07.2018г. поступило две заявки, в том числе, одна из них - Комаровой С.В., ответчики обязаны были провести торги с их участием.

Перед подачей заявки на участие в торгах между истцами был заключен договор о совместной деятельности от 10.07.2018г. по освоению участка.

Считая свои права нарушенными, административные истцы обратились в суд и просят: признать незаконным приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 12.07.2018г. №1694 об отказе от торгов и действия КУ ВО «Фонд государственного имущества» по прекращению торгов, и устранить нарушение прав административных истцов в форме обязания ответчиков признать Комарову С.В. надлежащим участником торгов, назначенных на 19.07.2018г., а сами торги от 19.07.2018г. - подлежащими проведению.

Административные истцы Берг Д.О. и Комарова С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке путем направления заказной почтовой корреспонденции с уведомлениями (ст.96 КАС РФ).

Кроме того, информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Административный истец Берг О.В. и представитель административных истцов по доверенностям Следин М.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить в полном объеме.

Представители административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Павленко М.В. и представитель административного ответчика КУВО "Фонд государственного имущества" по доверенности Свидлов А.М. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно п.1.1 Постановления Правительства Воронежской обл. от 08.05.2009 N 365 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области" (далее – Положение) департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - департамент) является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.

Пункты 3.1.4, 3.1.20 Положения закрепляют, что к полномочиям департамента относится распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, а также продажа находящихся в собственности Воронежской области земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков на торгах.

Согласно пункту 6.2.3 Положения руководитель департамента издает приказы в пределах компетенции департамента, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 09.06.2018 года №1392 «О проведении открытого аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» на КУ ВО «Фонд государственного имущества возложено поручение выступить организатором торгов и провести открытый аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером , площадью 360 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдых (рекреакция); установить на основании отчета об оценке земельного участка от 28.05.2018 года №1791-20/18 начальную цену предмета аукциона в размере рыночной стоимости земельного участка – 758 000 руб. 00 коп. (л.д.47,48).

В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона, утвержденного руководителем КУ ВО «Фонд государственного имущества» от ДД.ММ.ГГГГ, дата проведения торгов назначена на 19.07.2018 года, извещение о проведении торгов было размещено на официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также опубликовано в газете «Берег» 15.06.2018 года.

Между административными истцами 10.07.2018 года Комаровой С.В., Бергом О.В. и Бергом Д.О. заключен договор совместной деятельности, согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для освоения земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый (л.д.14).

Административный истец Комарова С.В. 13.07.2018 года уплатила задаток для участия в торгах платёжным поручением №11 от 13.07.2018г. (л.д.10).

16.07.2018 года Комарова С.В. через своего представителя – Гаврюшову Т.Г. обратилась за разъяснением причин отмены торгов к организатору торгов, что подтверждается письмом представителя от 13.07.2018г. (л.д.11).

Письмом и.о. руководителя КУ ВО «Фонд государственного имущества» Пащенко О.М. от 26.07.2018 года №01-11/16-663 представителю Комаровой С.В. разъяснено, что открытый аукцион по продаже земельных участков с кадастровыми номерами площадью 179 кв.м, и площадью 360 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>, прилегающий к земельному участку отменен на основании приказа уполномоченного органа – департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (л.д.12).

Письмом от 18.12.2018г. №52-17-20071з департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в лице заместителя руководителя департамента Баскаковой Г.В. сообщил Комаровой С.В. о том, что приказом от 12.07.2018г. №1694 отменены торги по продаже права аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, прилегающего к земельному участку , с кадастровым номером в связи с тем, что по состоянию на 12.07.2018 года не поступило заявок на участие в аукционе, о чем размещено извещение 13.07.2018 года на официальных сайтах в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов.

Также в письме указано, что задаток за участие в аукционе на право заключения договора купли-продажи земельного участка на счет, указанный в извещении о проведении торгов, согласно платежному поручению поступил от Комаровой С.В. 13.07.2018 года и на дату принятия департаментом решения об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, на указанному в извещении счете задатка не имелось.

Вместе с тем, на основании заявления Комаровой С.В., в соответствии с п.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ департаментом издан приказ от 30.08.2018 года №2104 «О проведении открытого аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>». Извещение о проведении открытого аукциона было размещено 04.09.2018 года на официальных сайтах в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов. Также Комаровой С.В. разъяснено, что с протоколом от 03.10.2018 года №862 рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколом от 05.10.2018 года №866 о результатах аукциона она может ознакомиться на официальном сайте в сети «Интернет» КУ ВО «Фонд госимущества Воронежской области» www.fgivo.ru (л.д.13).

В силу п.1 ст.39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Пункт 11 ст.39.11 Земельного кодекса РФ закрепляет, что организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

Согласно пунктам 18, 19 ст.39.11 Земельного кодекса РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.

Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Согласно п.4 ст.448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В соответствии с п.24 ст.39.11 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что после издания приказа департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области об отмене торгов от 12.07.2018 года, департаментом издан приказ от 30.08.2018 года №2104, в соответствии с которым был повторно объявлен аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером площадью 360 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Извещение о проведении торгов было размещено на официальном сайте о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также опубликовано в газете «Берег» 04.09.2018 года.

Прием заявок на участие в указанных торгах осуществлялся с 05.09.2018 года по 01.10.2018 года, однако, в указанный период заявок от административных истцов на участие в торгах не поступило.

По результатам проведенных торгов земельный участок, являвшийся предметом аукциона, был продан.

В нарушение ч.11 ст.226 КАС РФ административными истцами суду не представлено доказательств нарушения их прав и законных интересов оспариваемым приказом об отмене торгов от 12.07.2018 года, учитывая, что департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области 30.08.2018 года был издан приказ о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка, участвовать в котором административные истцы не пожелали, не воспользовавшись своим правом на подачу заявок в отношении интересующего их земельного участка.

Также суд приходит к выводу о том, что административными истцами в данном случае выбран ненадлежащий способ защиты для восстановления своих нарушенных прав и законных интересов, учитывая, что повторно объявленный аукцион в отношении интересующего их земельного участка состоялся, по результатам аукциона земельный участок продан.

Кроме того, суд приходит к выводу о том, что административными истцами пропущен срок на обращение в суд по заявленным требованиям, что в силу ч.8 ст.219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Так, судом установлено и подтверждается материалами дела, что об оспариваемом приказе департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 12.07.2018 года №1694 административные истцы узнали 13.07.2018 года, после размещения на официальном сайте о проведении торгов www.torgi.gov.ru информации об отмене торгов, при этом, в суд с настоящим иском административные истцы обратились 07.02.2019 года (л.д.7), то есть с пропуском установленного законом срока.

При этом, доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд административные истцы не представили.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований к административным ответчикам департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области и КУ ВО «Фонд государственного имущества».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича, Комаровой Светланы Валериевны о признании незаконным приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 12.07.2018 года №1694 об отказе о торгов и действий КУ ВО «Фонд государственного имущества» по прекращению торгов и устранении нарушений прав административных истцов в форме обязания департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, КУВО «Фонд государственного имущества» признать Комарову С.В. надлежащим участником торгов, назначенных 19.07.2018 года, а сами торги от 19.07.2018 года – подлежащими проведению отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.04.2019 года