Дело № 2а-52/2022
(УИД 42RS0013-01-2021-002879-85)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего: судьи Эглит И.В.,
при секретаре Нестных Е.С.,
с участием представителя административного истца - старшего помощника прокурора г. Междуреченска Кемеровской области Барейша В. А., представителя административного ответчика - администрации Междуреченского городского округа - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске
8 февраля 2022 года
административное дело по административному иску прокурора г. Междуреченска в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования «Междуреченский городской округ» к администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выделении средств на поощрение»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Междуреченска Кемеровской области в интересах Российской Федерации и муниципального образования «Междуреченский городской округ» обратился в суд с административным иском к администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выделении средств на поощрение».
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Междуреченска Кемеровской области в мае 2021 года проведена проверка по факту осуществления администрацией Междуреченского городского округа в 2018 году выплат денежных вознаграждений (премий) государственным гражданским служащим финансового управления города Междуреченска - территориального органа главного финансового управления Кемеровской области.
По результатам проведенной проверки установлено, что п. 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выделении средств на поощрение» определено поощрить денежной премией работников финансового управления г. Междуреченска согласно списку (приложение № 1).
Положения пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выделении средств на поощрение» противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Установлено, что перечисленные в пункте 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» (приложение № 1) лица (за исключением ФИО3) являлись на время вынесения указанного постановления работниками финансового управления г. Междуреченска - гражданскими служащими Кемеровской области и их должности были внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о финансовом управлении г. Междуреченска, утвержденного приказом начальника главного финансового управления Кемеровской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение), действующего на период издания названного муниципального правового акта, финансовое управление г. Междуреченска (далее - финансовое управление) являлось территориальным органом главного финансового управления Кемеровской области.
Согласно пункту 1.5 Положения работники финансового управления, должности которых внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области, являются государственными гражданскими служащими Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения финансовое обеспечение расходов на содержание финансового управления осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
Пунктом 1.7 Положения установлено, что финансовое управление обладает правами юридического лица.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
Выплата премий государственным гражданским служащим Кемеровской области согласно положений статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно положений пункта 7 части 3 стать 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О противодействии коррупции», пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пункта 6 части 1 Закон Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О государственных должностях Кемеровской области - Кузбасса и государственной гражданской службе Кемеровской области - Кузбасса» лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Междуреченска Кемеровской области принесен протест на пункт 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение», который незаконно отклонен главой Междуреченского городского округа.
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать законы.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона № 131-ФЗ решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 2202-1) прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 2202-1 предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.
На основании части 3 статьи 35 Федерального закона № 2202-1 прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратится в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и муниципальных образований.
С учетом изложенного административный истец полагает, что вышеуказанными положениями пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» нарушаются законные интересы Российской Федерации и муниципального образования «Междуреченский городской округ».
Административный истец - прокурор г. Междуреченска Кемеровской области в интересах Российской Федерации и муниципального образования «Междуреченский городской округ» просит признать незаконным пункт 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» в части поощрения денежной премией работников финансового управления г. Междуреченска согласно списку (приложение № 1), являющихся гражданскими служащими Кемеровской области (за исключением ФИО3).
Определением судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 (л.д. 31-32).
Определением Междуреченского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ликвидационная комиссия Финансового управления г. Междуреченска в лице председателя ФИО5 (л.д. 43).
Определением Междуреченского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Совет народных депутатов Междуреченского городского округа, Финансовое Управление г. Междуреченска в лице ликвидационной комиссии по ликвидации Финансового управления г. Междуреченска (л.д. 80).
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора г. Междуреченска Кемеровской области Барейша В.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика – администрации Междуреченского городского округа – ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, предоставив письменные возражения на иск, просила также применить срок исковой давности.
В судебное заседание заинтересованные лица: ФИО12, ФИО17, ФИО15, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО13, ФИО14, ФИО16, ФИО18, ФИО19, представители заинтересованных лиц – ликвидационной комиссии Финансового управления г. Междуреченска, Совета народных депутатов Междуреченского городского округа, финансового управления г. Междуреченска не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, суд приходит к следующему выводу.
Исходя из положений частей 1, 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (действующей на дату вынесения оспариваемого постановления) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 18.04.2018 года, действующая на дату вынесения оспариваемого постановления) к вопросам местного значения городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 18.04.2018, действующая на дату вынесения оспариваемого постановления) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 18.04.2018, действующая на дату вынесения оспариваемого постановления) следует, что Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи: издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Согласно Уставу муниципального образования "Междуреченский городской округ", зарегистрированного Постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что (ст. 7 п. 1, 4, 4.1) к вопросам местного значения городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; Глава Междуреченского городского округа наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляет их на постоянной основе. Гарантии осуществления полномочий главы Междуреченского городского округа устанавливаются настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами и законами Кемеровской области.
Согласно ч. 5 ст. 34 Устава Глава Междуреченского городского округа подконтролен и подотчетен населению и Совету народных депутатов Междуреченского городского округа.
Из ст. 37 Устава следует, что Глава Междуреченского городского округа в пределах своих полномочий: издает в пределах своих полномочий правовые акты, планы и программы развития городского округа, отчеты об их исполнении; представляет на рассмотрение и утверждение Совету народных депутатов, организует и обеспечивает исполнение полномочий местной администрации по решению вопросов местного значения; организует исполнение местного бюджета в соответствии с утвержденным Советом народных депутатов Междуреченского городского округа местным бюджетом и действующим бюджетным законодательством.
Из ст. 38 Устава следует, что Глава Междуреченского городского округа в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Кемеровской области, настоящим Уставом, издает: постановления администрации Междуреченского городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Кемеровской области. Правовые акты главы Междуреченского городского округа не должны противоречить Российской Федерации, федеральным законам, законодательным актам Кемеровской области, настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме. Глава Междуреченского городского округа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Устава в случае досрочного прекращения полномочий главы Междуреченского городского округа, а также во всех случаях отсутствия ФИО2 городского округа или невозможности исполнения им должностных обязанностей его полномочия временно исполняет первый заместитель ФИО2 городского округа.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о главном финансовом управлении Кемеровской области.
В соответствии с п. 3.1 Положения для проведения единой государственной политики и осуществления своих полномочий управление имеет территориальные органы - финансовые управления (далее территориальные органы) в соответствии с приложением к настоящему Положению (Финансовое управление г. Междуреченска).
Согласно п. 1.5 Положения работники управления и его территориальных органов, должности которых внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области, являются государственными гражданскими служащими Кемеровской области, на них полностью распространяются права и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и Кемеровской области о государственной гражданской службе.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 08.07.2005) государственный гражданский служащий Кемеровской области (далее также - государственный гражданский служащий Кемеровской области, гражданский служащий) - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы Кемеровской области - Кузбасса (далее также - государственная гражданская служба Кемеровской области, гражданская служба Кемеровской области, гражданская служба). Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств областного бюджета.
Согласно ст. 22 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 года № 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области" гражданский служащий имеет право на: оплату труда и другие выплаты в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, специальным законом Кемеровской области, иными правовыми актами Кемеровской области и со служебным контрактом. Гражданский служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Порядок указанного уведомления устанавливается представителем нанимателя.
Согласно ст. 25 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 года № 103-ОЗ в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе: получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» за большой личный вклад и высокий уровень организации работы по окончанию финансового года и составлению проекта бюджета муниципального образования «Междуреченский городской округ» на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов и документов к нему, на основании ходатайства начальника финансового управления г. Междуреченска ФИО14 работники финансового управления поощрены денежными премиями: ФИО5 в размере 11 200 руб. (с учетом налогообложения), ФИО6 в размере 7 300 руб. (с учетом налогообложения), ФИО7 в размере 9 200 руб. (с учетом налогообложения), ФИО8 в размере 7 300 руб. (с учетом налогообложения), ФИО9 в размере 7 300 руб. (с учетом налогообложения), ФИО10 в размере 7 300 руб. (с учетом налогообложения), ФИО11 в размере 7 300 руб. (с учетом налогообложения), ФИО12 в размере 9 700 руб. (с учетом налогообложения), ФИО13 в размере 7 300 руб. (с учетом налогообложения), ФИО14 в размере 13 200 руб. (с учетом налогообложения), ФИО15 в размере 7 300 руб. (с учетом налогообложения), ФИО16 в размере 7 300 руб. (с учетом налогообложения), ФИО17 в размере 11 200 руб. (с учетом налогообложения), ФИО18 в размере 7 300 руб. (с учетом налогообложения), ФИО20 в размере 12 100 руб. (с учетом налогообложения) (л.д. 15).
Как следует из оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» оно издано в соответствии с решением Совета народных депутатов ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, а также в соответствии с постановлением администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении сметы расходов по единой наградной и поощрительной системе на 2018 год за счет средств финансового обеспечения наградной системы».
Из п. п. 2, 5.2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-п следует, что администрации Междуреченского городского округа необходимо выделить сумму на поощрение, а финансовому управлению профинансировать данное мероприятие за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетной росписи администрации Междуреченского городского округа на финансовое обеспечение наградной системы в рамках подпрограммы «Повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления» муниципальной программы «Эффективная власть Междуреченского городского округа».
Согласно платежной ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ сумма в размере 9 700 руб. получена ФИО5, сумма в размере 6 350 руб. получена ФИО6, сумма в размере 8 000 руб. получена ФИО7, сумма в размере 6 350 руб. получена ФИО8, сумма в размере 6 350 руб. получена ФИО9, сумма в размере 6 350 руб. получена ФИО10, сумма в размере 6 350 руб. получена ФИО11, сумма в размере 8 400 руб. получена ФИО12, сумма в размере 11 450 руб. получена ФИО14, сумма в размере 6 350 руб. получена ФИО13, сумма в размере 6 350 руб. получена ФИО15, сумма в размере 6 350 руб. получена ФИО16, сумма в размере 9 700 руб. получена ФИО21, сумма в размере 6 350 руб. получена ФИО18, сумма в размере 10 500 руб. получена ФИО20.
Постановлением администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п утверждена смета расходов по единой наградной и поощрительной системе на 2018 год, согласно которому предусмотрены денежные средства на награждение работников финансовых органов с профессиональными праздниками и социально значимыми датами.
Из приложения 3 к решению Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов следует распределение бюджетных ассигнований местного бюджета по целевым статьям, в разделе «Муниципальная программа «Эффективная власть Междуреченского городского округа» предусмотрено финансовое обеспечение наградной системы, в которую включены: расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, иные выплаты населения, в сумме 22381 млн.р.
Из приложения 5 к решению Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрена ведомственная структура расходов на 2018 год, в которой предусмотрено финансовое обеспечение наградной системы (расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов и иные выплаты населения) в сумме 22381 млн.р.
Решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования «Междуреченский городской округ» за 2018 год, показатели расходов местного бюджета за 2018 год полностью соотносятся с данным целевых статей (муниципальных программ).
ДД.ММ.ГГГГ, за № в администрацию Междуреченского городского округа прокурором г. Междуреченска Кемеровской области направлено требование о предоставлении информации и копии документов о премировании работников Финансового управления г. Междуреченска в 2018 году и в период с октября по декабрь 2020 года.
ДД.ММ.ГГГГ за № администрацией Междуреченского городского округа дан ответ прокурору г. Междуреченска Кемеровской области с указанием постановлений администрации Междуреченского городского округа и фамилий работников Финансового управления.
ДД.ММ.ГГГГ за № в администрацию ФИО2 городского округа прокурором г. Междуреченска Кемеровской области направлен протест на п. 1 постановления администрации ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п (л.д. 8-10), который отклонен главой Междуреченского городского округа (л.д. 11-14).
ДД.ММ.ГГГГ за № в администрацию Междуреченского городского округа прокурором г. Междуреченска Кемеровской области принесено представление об устранении нарушений бюджетного и антикоррупционного законодательства, на которое дан ответ главой Междуреченского городского округа ДД.ММ.ГГГГ за №.
Взаимодействие между Финансовым управлением г. Междуреченска и администрацией Междуреченского городского округа осуществлялось в 2018 году в рамках Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса от ДД.ММ.ГГГГ, которое было подписано в соответствии с Законом Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об установлении полномочий финансовых органов Кемеровской области» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 Соглашения администрация Междуреченского городского округа вправе за качественную работу по составлению и исполнению местного бюджета за счет собственных источников применять меры материального поощрения работников финансового управления.
Согласно пункту 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2006 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа.
Давая оценку имеющимся доказательствам, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 года № 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области" приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска прокурора г. Междуреченска Кемеровской области в полном объеме.
Разрешая ходатайство представителя административного ответчика - администрации Междуреченского городского округа ФИО1 о пропуске прокурором г. Междуреченска Кемеровской области срока обращения в суд с данным административным иском, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме, в том числе, как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).
Судом установлено, что оспариваемое постановление №-п «О выделении средств на поощрение» издано администрацией Междуреченского городского округа ДД.ММ.ГГГГ и исполнено в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, что следует из платежной ведомости №, на момент обращения прокурора г. Междуреченска Кемеровской области с данным административным иском спорное постановление утратило своё правовое действие, поскольку было исполнено, оно не порождает каких-либо прав и обязанностей после его исполнения.
Статья 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает срок подачи административного искового заявления, т.е. административный иск может быть подан в суд в течение срока, в рамках которого у лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Однако пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления без проверки законности оспариваемого административным истцом пункта постановления.
Обязанность доказать, что оспариваемым постановлением нарушены законные интересы Российской Федерации и муниципального образования «Междуреченский городской округ», в силу частей 1 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит на административном истце, т.е. на прокуроре г. Междуреченска Кемеровской области.
Однако, согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
В связи с чем, суд полагает необходимым проверить законность оспариваемого постановления в полном объеме.
Основанием для признания постановления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов Российской Федерации и муниципального образования «Междуреченский городской округ», в защиту интересов которых обратился в суд прокурор г. Междуреченска Кемеровской области.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не предполагает возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с административным иском в защиту законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, такое решение принимается им в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации").
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что прокурором г. Междуреченска Кемеровской области при подаче административного иска не учтено, что основанием для издания данного постановления явилось право администрации Междуреченского городского округа в рамках действующего на момент издания постановления Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса от 2 октября 2015 года на применение мер материального поощрения работников финансового управления за качественную работу по составлению и исполнению местного бюджета.
Как следует из Положения о финансовом управлении г. Междуреченска, утверждённого приказом Главного финансового управления Кемеровской области от 10 июня 2015 года № 43 (л.д. 16), финансовое управление г. Междуреченска являлось территориальным органом главного финансового управления Кемеровской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой финансовой политики и осуществляющим на основе Соглашения техническое обеспечение бюджетного процесса на территории Междуреченского городского округа (п. 1.1) (л.д. 17), обладало правами юридического лица (п. 1.7) (л.д. 18).
Кроме того, финансовое управление г. Междуреченска вправе выступать стороной по договорам и соглашениям в пределах установленных полномочий (п. 2.2.6 Положения) (л.д. 21); начальник управления вправе заключать от имени управления договоры, контракты, соглашения (п. 4.4 Положения) (л.д. 22-23).
Между Финансовом управлением г. Междуреченска и администрацией Междуреченского городского округа взаимодействие в 2018 году осуществлялось в рамках Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса от 2 октября 2015 года, что предусмотрено в п. 1.4 Положения о финансовом управлении г. Междуреченска (л.д. 17).
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса от 2 октября 2015 года администрация Междуреченского городского округа вправе за качественную работу по составлению и исполнению местного бюджета за счет собственных источников применять меры материального поощрения работников финансового управления.
Из п. 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-п следует, что администрации Междуреченского городского округа необходимо выделить сумму на поощрение, из п. 3 финансовому управлению профинансировать данное мероприятие за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетной росписи администрации Междуреченского городского округа на финансовое обеспечение наградной системы в рамках подпрограммы «Повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления» муниципальной программы «Эффективная власть Междуреченского городского округа».
Согласно пункту 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Премирование работников Финансового управления г. Междуреченска в 2018 году осуществлялось в соответствии с решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
Решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа VI созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования «Междуреченский городской округ» за 2018 год.
На годовой отчет «Об исполнении бюджета за 2018 год муниципального образования «Междуреченский городской округ» контрольно-счетной палатой г. Междуреченска дано экспертное заключение, согласно которому фактов неполноты, недостоверности и непрозрачности бюджетной отчетности не выявлено.
Кроме того, суд при разрешении данного спора учитывает, что прокуратурой г. Междуреченска Кемеровской области изучены решения Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и даны правовые заключения, и коррупциогенных факторов не выявлено.
Административным истцом не учтено, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 22 Закона Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ) гражданский служащий имеет право на: оплату труда и другие выплаты в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, специальным законом Кемеровской области, иными правовыми актами Кемеровской области и со служебным контрактом.
Также не учтена ч. 4 ст. 51 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 года № 103-ОЗ (ред. от 15.05.2018) "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 08.07.2005), согласно которой гражданским служащим могут производиться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Кемеровской области и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области.
Вместе с тем, в ч. 3 ст. 22 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 года № 103-ОЗ (ред. от 15.05.2018) "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области" указано, что гражданский служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Судом установлено, что иной оплачиваемой работы ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 не выполняли, в связи с чем оснований полагать о возможном конфликте интересов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", у суда не имеется.
Довод прокурора г. Междуреченска о нарушении требований ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" судом не может быть принят во внимание, поскольку в данной статье имеется запрет, налагаемый на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе.
Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 32 "О государственных должностях Российской Федерации" утвержден перечень наименований государственных должностей Российской Федерации.
Государственные должности Кемеровской области устанавливаются Уставом Кемеровской области, законами Кемеровской области.
Однако, данная норма, содержащая запрет, аналогична по своему содержанию со ст. 25 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 года № 103-ОЗ, в котором закреплены запреты, связанные с гражданской службой.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 в период издания оспариваемого постановления администрации ФИО2 городского округа являлись государственными гражданскими служащими Кемеровской области (л.д. 24-26) и отношения, связанные государственной гражданской службой Кемеровской области, регулировались Законом Кемеровской области "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области", в котором предусмотрено право на получение других выплат.
Кроме того, суд полагает, что п. 1 постановления не имеет коррупциогенных факторов, поскольку коррупциогенные факторы распространяются на положения нормативных правовых актов, каковым оспариваемое постановление не является.
Исследовав в судебном заседании представленные доказательства и, проанализировав доводы сторон, суд полагает, что правовых оснований для признания п. 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 18 декабря 2018 года № 3113-п незаконным не имеется.
Исходя из вышеуказанных нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу, что постановление администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» издано в пределах предоставленных Уставом муниципального образования «Междуреченский городской округ» и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой Междуреченского городского округа полномочий, пункт 1 данного постановления не противоречит федеральному законодательству, законодательству Кемеровской области.
Нарушение интересов Российской Федерации и муниципального образования «Междуреченского городского округа» судом не установлено, издание и исполнение постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» не повлекло за собой нецелевого расходования местного бюджета, поощрение сотрудников Финансового управления г. Междуреченска, являющихся государственными гражданскими служащим Кемеровской области, произведено в связи с осуществлением технического обеспечения бюджетного процесса, закрепленного в Соглашении от 2 октября 2015 года и финансирование поощрения произведено за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетной росписи администрации Междуреченского городского округа на финансовое обеспечение наградной системы в рамках подпрограммы «Повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления» муниципальной программы «Эффективная власть Междуреченского городского округа».
При установленных обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного иска прокурора г. Междуреченска в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска прокурору г. Междуреченска к администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным пункта 1 постановления администрации ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» в части поощрения денежной премией работников финансового управления г. Междуреченска согласно списку (приложение № 1), являющихся гражданскими служащими Кемеровской области (за исключением ФИО3) отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Междуреченский городской суд Кемеровской области.
Председательствующий: подпись
Резолютивная часть решения провозглашена 8 февраля 2022 года.
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 13 февраля 2022 года.
Судья подпись И.В. Эглит
Подлинный документ подшит в деле № 2а-52/2022 Междуреченского городского суда Кемеровской области