ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1524/2022 от 04.10.2022 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а-1524/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2022 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Разиной Л.В.,

при секретаре судебного заседания Морозовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» к административным ответчикам судебному приставу-исполнителю Сальского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области Немченко В.Ю., старшему судебному приставу Сальского РОСП УФССП России по Ростовской области Белоус С.В., заинтересованное лицо Спирина Я.Н. об оспаривании бездействия должностного лица службы судебных приставов,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» обратилось в суд с административным иском к административным ответчикам судебному приставу-исполнителю Сальского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области Немченко В.Ю., старшему судебному приставу Сальского РОСП УФССП России по Ростовской области Белоус С.В., заинтересованное лицо Спирина Я.Н. об оспаривании бездействия должностного лица службы судебных приставов, указывая, что 29.04.2020 года Сальским городским судом в рамках гражданского дела выдан исполнительный лист о взыскании в пользу ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» задолженности за обучение со Спириной Я.Н. в размере 33 397 рублей 10 копеек и расходов по оплате государственной пошлины в размере 1202 рубля.

19.05.2020 года в адрес Сальского РОСП УФССП по Ростовской области направлено заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении Спириной Я.Н.

09.06.2020 года в отношении Спириной Я.Н. Сальским РОСП УФССП по Ростовской области возбуждено исполнительное производство .

20.11.2020 года исполнительное производство в отношении Спириной Я.Н. окончено, оригинал исполнительного документа возвратился в адрес взыскателя.

В соответствии с ч. 5 ст. 46 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» в случае извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

В связи с чем, по истечении шести месяцев с момента вынесения постановления об окончании исполнительного производства , 30.04.2021 года в адрес Сальского РОСП Ростовской области было направлено заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении Спириной Я.Н. ценным письмом с описью вложения в почтовое отправление.

Отправка оригинала исполнительного документа в адрес Сальского РОСП Ростовской области подтверждается: описью почтового отправления от 30.04.2021 года, списком , согласно которому подтверждается отправка заявления , почтовой квитанцией, подтверждающая отправку , номер почтового отслеживания

В виду отсутствия как добровольного, так и принудительного исполнения по исполнительному документу , 26.07.2022 года в адрес Сальского РОСП Ростовской области направлен запрос () через сервис направления обращений, размещенный на официальном сайте ФССП.

22.08.2022 года в адрес ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» поступил ответ судебного пристава-исполнителя Немченко В.Ю., согласно которому указывается отсутствие исполнительного производства в отношении должника в Сальском РОСП по Ростовской области.

Считает, что административный истец, представил достаточные доказательства направления в адрес Сальского РОСП по Ростовской области оригинала исполнительного документа , однако должностными лицами допущены следующие бездействия:

Бездействие по факту не исполнения исполнительного документа с момента поступления оригинала исполнительного документа.

Согласно отчету сформированному на сайте Почта России с номером отслеживания письмо с объявленной ценностью Сальским РОСП Ростовской области получено 19.05.2021 года.

Частью 3 пункта 4.5.2. Приказа от 10.12.2010 года N 682 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в ФССП» зарегистрированные поступившие документы в центральном аппарате Службы направляются: государственным служащим, ответственным за делопроизводство в структурных подразделениях, для доклада руководителям структурных подразделений - в течение рабочего времени.

В соответствии с пунктом 4.5.6. Приказа от 10.12.2010 года N 682 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в ФССП» зарегистрированные поступившие документы в центральном аппарате Помощники Директора и его заместителей изучают поступившие документы и вводят в соответствующем диалоговом окне ЭРК документа проект указания Директора (заместителя Директора) по исполнению документа.

В соответствии с пунктом 4.5.14. Приказа от 10.12..2010 года N 682 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в ФССП» зарегистрированные поступившие документы в центральном аппарате после регистрации заявление о предоставлении государственной услуги передается должностному лицу, уполномоченному на его рассмотрение, в том числе через АИС ФССП России, в трехдневный срок со дня его поступления.

В соответствии с п. 8 ст. 30 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» постановление о возбуждении исполнительного производства выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю.

В нарушение вышеуказанных требований при поступлении 19.05.2021 года на бумажном носителе исполнительного документа начальник Сальского РОСП УФССП по Ростовской области Белоус С.В. не дала соответствующее указание по исполнению документа, тем самым допустив бездействие по исполнению судебного акта и в нарушение ст.30 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» об исполнительном производстве исполнительное производство в отношении должника возбуждено не было.

Бездействие по факту не выдачи справки об утрате исполнительного документа при наличии запроса заявителя.

В соответствии с пп.4 п. 1 ст. 10 ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан» государственный орган дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В запросе от 30.04.2022 года заявителем ставились конкретные вопросы:

Установить причины не исполнения до настоящего времени решения суда по делу .

Направить в адрес взыскателя копии постановлений вынесенных в рамках исполнительного документа .

В случае взыскания денежных средств, перечислить по следующим реквизитам:

В случае окончания исполнительного производства возвратить оригинал исполнительного документа в адрес взыскателя, по результатам рассмотрения настоящего обращения.

Направить в адрес взыскателя акт о наличии обстоятельств в соответствии с которым исполнительный документ возвращается взыскателю, копию постановления об окончании исполнительного производства.

В случае возвращения оригинала исполнительного документа в адрес взыскателя, прошу направить доказательства такой отправки.

В случае утраты исполнительного документа, прошу выдать справку подтверждающую утрату исполнительного документа .

Учитывая, что ответом от 22.08.2022 года судебным приставом - исполнителем Немченко В.Ю. отрицается факт наличия исполнительного документа в Сальском РОС Ростовской области пункты 2,3,4,5,6 оставлены без рассмотрения.

Считает, что судебным приставом-исполнителем Сальского РОСП по Ростовской области Немченко В.Ю. и начальником Сальского РОСП УФССП по Ростовской области Белоус Светланой Владимировной допущено также бездействие по факту не восстановления утраченного исполнительного документа при рассмотрении обращения заявителя и не выдаче справки, подтверждающей его утрату.

В соответствии с п. 1.2. Положения "Об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств", утвержденных Приказом ФССП России от 28.09.2015 N 455 Утрата материалов исполнительных производств выявляется при рассмотрении обращений сторон исполнительного производства.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения "Об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств", утвержденных Приказом ФССП России от 28.09.2015 N 455 при выявлении фактов утраты материалов исполнительных производств незамедлительно принимаются меры по их восстановлению, а также иные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами ФССП России.

В соответствии с п. 2.2. Положения "Об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств", утвержденных Приказом ФССП России от 28.09.2015 N 455 Начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России организует восстановление материалов исполнительных производств в том числе по заявлению взыскателя выдает либо направляет в адрес взыскателя (либо его представителя) справку об утрате исполнительного документа.

В заявлении от 30.04.2022 года , заявитель просил выдать справку об утрате исполнительного документа при наличии утраты.

В нарушение п. 1.2, 1.3, 2.2 Положения "Об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств", утвержденных Приказом ФССП России от 28.09.2015 года N 455 при рассмотрении обращения стороны исполнительного производства от 30.04.2021г. судебным приставом-исполнителем Сальского РОСП по Ростовской области Немченко В.Ю. и Начальником Сальского РОСП УФССП по Ростовской области Белоус С.В. допущены бездействия по восстановлению утраченного исполнительного документа , а также бездействие по выдаче справки взыскателю об утрате документа, при наличии соответствующего запроса.

Учитывая, что административным истцом предоставлены достаточные доказательства направления и получения Сальским РОСП по Ростовской области оригинала исполнительного документа в отношении Спириной Я.Н. данный факт подтверждает наличие бездействия должностных лиц в полном объеме, что приводит к нарушению прав взыскателя на своевременность исполнения судебного акта.

В соответствии со ст.4 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве» к принципам исполнительного производства относится законность, своевременность совершения исполнительных действий.

Факт бездействия должностных лиц установлен 22.08.2022 года в момент получения ответа на запрос от 26.07.2022 года.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ «Об Исполнительном производстве» сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями не включаются нерабочие дни.

В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ «Об исполнительном производстве» исчисление сроков начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

Таким образом, крайний срок для обжалования действий-бездействий судебных приставов 05.09.2022г.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконными бездействия начальника Сальского РОСП УФССП по Ростовской области Белоус С.В. по факту не исполнения исполнительного документа с момента его поступления в службу судебных приставов.

Признать незаконными бездействие начальника Сальского РОСП УФССП по Ростовской области Белоус С.В., судебного пристава-исполнителя Сальского РОСП по Ростовской области Немченко В.Ю. по факту не восстановления утраченного исполнительного документа .

Признать незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Сальского РОСП по Ростовской области Немченко В.Ю., бездействия начальника Сальского РОСП УФССП по Ростовской области Белоус С.В. по факту не направления в адрес взыскателя справки подтверждающей утрату исполнительного документа при наличии запроса взыскателя.

Обязать судебного пристава-исполнителя Сальского РОСП по Ростовской области Немченко В.Ю. направить в адрес взыскателя справку об утрате исполнительного документа , выданного Сальским городским судом в рамках гражданского дела о взыскании в пользу ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» задолженности за обучение со Спириной Я.Н. в размере 33 397 рублей 10 копеек и расходов по оплате государственной пошлины в размере 1202 рубля.

Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя административного истца (л.д.94).

Административные ответчики, извещены о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. 96 КАС РФ, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

В адрес суда поступили материалы исполнительного производства , а также отзыв на административное исковое заявление, посредством которого судебный пристав-исполнитель Сальского РОСП УФССП России по Ростовской области Корогодина А.М. просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо Спирина Я.Н., в судебном заседании участия не принимала, извещалась судом о дате и времени судебного разбирательства в порядке ст. 96 КАС РФ, однако согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором извещение не получено по причине «неудачная попытка вручения» (л.д.101)

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в силу п. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что явка лиц, участвующих в деле не была признана обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Изучив материалы дела, письменные объяснения административного ответчика, исследовав и оценив доказательства, судом установлено следующее.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно пп. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно данной статье КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что 15.06.2021 года судебным приставом-исполнителем Сальского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области Корогодиной А.М. возбуждено исполнительное производство , на основании исполнительного листа от 11.06.2021 года, выданного Сальским городским судом Ростовской области, взыскание: задолженность в размере 34599 рублей 10 копеек, в отношении должника Спириной Я.Н., взыскатель ОАО «Авиакомпания ЭТэйр».

В рамках исполнительного производства с целью выявления имущества, принадлежащего должнику, были направлены запросы в ГИБДД, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, в банки о получении информации о том, имеются ли у должника в банке лицевой, расчетный, депозитный, ссудный и иные счета, а так же запрос в ПФР о предоставлении сведений о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы.

Согласно полученным ответам недвижимое имущество за должником не зарегистрировано, транспортные средства не значатся. Открытых счетов на имя должника не имеется.

14.10.2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю, в связи с невозможностью взыскания.

Исполнительный лист и постановление об окончании исполнительного производства отправлены в адрес взыскателя ОАО «Авиакомпания ЮТэйр», что подтверждается реестром почтовых отправлений.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, ПАО «Авиакомпания ЭТейр» указывает, что оригинал исполнительного документа был повторно направлен в адрес Сальского РОСП Ростовской области, однако, должностными лицами допущены нарушения: бездействие по факту не исполнения исполнительного документа с момента поступления оригинала исполнительного документа; бездействие по факту не выдачи справки об утрате исполнительного документа при наличии запроса заявителя.

В соответствии со статьями 64, 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, осуществляется им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства, в том числе и предмета исполнения.

Из материалов дела следует, что согласно адресной справки от 30.09.2022 года представленной Отделом по вопросам миграции ОМВД по Сальскому району, Спирина Я.Н., 29.03.1991 года рождения, уроженка с.Шаблиевка, Сальского района, Ростовской области, зарегистрирована по адресу: Ростовская область, Сальский район, с.Шаблиевка, ул.Заовдская, д.8, с 12.04.2006 года по настоящее время.

30.09.2022 года судебным приставом-исполнителем Сальского РОСП ГУ ФССП России по Ростовской области Корогодиной А.М., рассмотрены материалы исполнительного производства от 15.06.2021 , возбужденного на основании исполнительного документа исполнительного листа от 23.03.2020 года, выданного Сальским городским судом Ростовской области, осуществлен выход в адрес по месту жительства должника, в результате которого установлено, что Спирина Я.Н. по адресу: , отсутствует, в связи с чем, проверить имущественное положение должника не представилось возможным, в почтовом ящике оставлена повестка о вызове на прием к судебному приставу, о чем составлен акт.

03.10.2022 года постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Сальского РОСП Белоус С.В. отменено постановление об окончании исполнительного производства от 14.10.2021 года, возобновлено исполнительное производство от 14.10.2021 года, исполнительное производство зарегистрировано с номером , копия постановления направлена взыскателю.

Заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод заявителя и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Из системного анализа положений ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц публичного органа могут быть признаны незаконными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают законные права и интересы граждан либо иных лиц.

По смыслу закона под бездействием судебных приставов понимается невыполнение исполнительных действий по исполнению судебных решений, что является прямым нарушением норм Закона об исполнительном производстве и приводит к нарушению прав и законных интересов взыскателя.

Конкретные исполнительные действия осуществляются судебным приставом-исполнителем в зависимости от обстоятельств соответствующего исполнительного производства. При этом целью осуществления исполнительных действий является дальнейшее своевременное применение мер принудительного исполнения, перечень которых указан в статье 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Отмена постановления об окончании исполнительного производства от 03.10.2022 года с возобновлением исполнительного производства свидетельствуют о восстановлении прав административного истца в этой части, а, следовательно, и об отсутствии оснований для признания судом бездействия судебного пристава-исполнителя Сальского районного отделения судебных приставов УФССП по РО, незаконным.

Согласно ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» к административным ответчикам судебному приставу-исполнителю Сальского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области Немченко В.Ю., старшему судебному приставу Сальского РОСП УФССП России по Ростовской области Белоус С.В., заинтересованное лицо Спирина Я.Н. об оспаривании бездействия должностного лица службы судебных приставов, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца с момента составления решения в окончательном виде.

Председательствующий Л.В.Разина

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05 октября 2022 года.