ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1529/2021 от 08.06.2021 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело №2а-1529/2021

УИД 91RS0003-01-2021-001942-67

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Гордиенко О.А., при секретаре Ильченко Е.С.,

с участием представителя административного истца – ФИО6,

административного ответчика – ФИО1,

представителя административного ответчика – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении аудиопротоколирования административное дело по административному иску ФИО2 к главному консультанту отдела надзора за использованием и охраной земель Управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – государственному инспектору Республики Крым по использованию и охране земель ФИО1, Управлению государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к главному консультанту отдела надзора за использованием и охраной земель Управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – государственному инспектору Республики Крым по использованию и охране земель ФИО1, Управлению государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором, с учетом принятого судом к рассмотрению заявления об уточнении исковых требований, просит признать незаконным определение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ; обязать административного ответчика повторно рассмотреть ходатайство ФИО2 о продлении срока устранения нарушения земельного законодательства в соответствии с пунктом 134 (абзац 2,3) Административного регламента, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №П/0240.

Заявленные требования мотивированы тем, что административным ответчиком была проведена внеплановая выездная проверка в отношении административного истца по адресу: <адрес>. В результате проверки административным ответчиком был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, которым предписано устранить выявленное нарушение земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Административный истец в срок, предусмотренный предписанием для устранения нарушений, направил административному ответчику ходатайство о продлении указанного срока и приложил к нему соответствующие документы. Административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ принял определение об отказе в удовлетворении ходатайства, мотивируя его следующими обстоятельствами: ходатайство поступило ДД.ММ.ГГГГ; не приложены надлежащим образом заверенные копии документов; нет документов, свидетельствующих о прекращении договорных отношений лицами, осуществляющими деятельность в ателье и парикмахерской. По мнению административного истца, такой отказ в удовлетворении заявленного ходатайства является незаконным и необоснованным, поскольку ходатайство было направлено ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения срока, установленного в предписании. Также административным истцом в обоснование своей позиции указано на то, что Административным регламентом не установлено предоставление надлежащим образом заверенных документов. При этом к ходатайству были приложены документы – ответы органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые содержали все необходимые реквизиты, вследствие чего, как полагает административный истец, административный ответчик без законных на то оснований, не рассмотрел и не принял во внимание документы, подтверждающие принятие административным истцом мер, необходимых для устранения нарушений. Кроме того, ввиду того, что актом проверки не было установлено осуществление деятельности ателье и парикмахерской, причина для отказа на данном основании является безосновательной.

Административный истец ФИО2, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, не явился, реализовал право, предусмотренное статьей 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на ведение дела в суде через представителя.

Представитель административного истца ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске, указав также, что оспариваемое определение не соответствует критериям, определенным в пункте 134 Административного регламента, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №П/0240.

Административный ответчик государственный инспектор Республики Крым по использованию и охране земель ФИО1 возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, мотивируя свою позицию тем, что в предписании к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ указывалось, что ходатайство о продлении срока исполнения предписания с указанием причин и принятых мер по устранению земельного правонарушения необходимо предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, ходатайство поступило в адрес управления государственного земельного надзора ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, к указанному ходатайству не были приложены надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения. Доказательства объективной невозможности устранить нарушение требований земельного законодательства ФИО2 к ходатайству приложены не были. В части основания для отказа о не предоставлении документов, свидетельствующих о прекращении договорных отношений с лицами, осуществляющими деятельность в ателье и парикмахерской, административным ответчиком было указано на устранение описки путем вынесения определения от ДД.ММ.ГГГГ, вместо слов «осуществляющими деятельность в ателье и парикмахерской», читать «осуществляющими предпринимательскую деятельность в магазине».

Представитель административного ответчика ФИО5 также возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагая их незаконными и необоснованными.

Административными соответчиками Управлением государственного земельного надзора и Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым явка полномочных представителей с предоставлением документов, подтверждающих полномочия действовать от имени и в интересах государственного органа, не обеспечена.

В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, что подтверждается соответствующими документами (расписками, извещениями, почтовыми уведомлениями о вручении судебного извещения, телефонограммой).

Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно до начала судебного заседания (подтверждающие документы приобщены к материалам дела).

Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Из материалов административного дела следует, что на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного заместителем председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, главным консультантом отдела надзора за использованием и охраной земель Управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – государственным инспектором Республики Крым по использованию и охране земель ФИО1 проведено административное обследование объекта земельных отношений – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , по итогам проведения которого государственный инспектор пришел к выводу о целесообразности проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении ФИО2 при использовании земельного участка с кадастровым номером 90:22:010701:595, не в соответствии с документировано установленным видом разрешенного использования (акт от ДД.ММ.ГГГГ).

С целью исполнения государственных функций по осуществлению государственного земельного надзора, на основании акта административного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, содержащего сведения о наличии признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, мотивированного представления от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ поручено в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ провести проверку в отношении ФИО2, предметом которой является соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 3 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации).

Извещение о проведении проверки, датированное ДД.ММ.ГГГГ, направлено в адрес ФИО2ДД.ММ.ГГГГ и получено последним ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительно о необходимости явки по месту нахождения проверяемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для проведения мероприятий по государственному земельному надзору ДД.ММ.ГГГГ с 11:00 до 17:00 ФИО2 проинформирован телефонограммой.

В ходе проведенной проверки с участием ФИО2 установлено, что согласно государственному акту на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серии ЯМ ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (регистрация права ДД.ММ.ГГГГ).

Сведения об указанном земельном участке, как о ранее учтенном объекте недвижимости, ДД.ММ.ГГГГ внесены в ЕГРН, земельному участку присвоен кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, в ЕГРН внесены сведения о расположенном на вышеуказанном земельном участке двухэтажном объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 90:22:010701:1143, площадь которого составляет 65,1 кв.м., назначение - жилой дом (право собственности не зарегистрировано).

В ходе визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 90:22:010701:595, проведенного в присутствии ФИО2 установлено, что земельный участок огражден капитальным забором с оборудованными въездными воротами, свободный доступ на земельный участок ограничен. На земельном участке расположены некапитальные сооружения ангарного типа, используемые в качестве складских помещений для хранения столярной продукции, а также нежилое строение, используемое в качестве магазина. На момент осмотра на земельном участке велась коммерческая деятельность – осуществлялась торговля столярной продукцией (зафиксировано в фототаблице).

В ходе проверки ФИО2 пояснил, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ему на праве собственности. На вышеуказанном земельном участке расположен склад-ангар и магазин по продаже непродовольственных товаров (письменные пояснения к акту проверки).

При этом проверкой установлено, что вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) не предполагает использование земельного участка для размещения складских помещений и магазина, поскольку для указанных целей определены отдельные виды разрешенного использования земельного участка: «склады» (код 6.9) и «магазины» (код 4.4).

Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства», Однако, ФИО2 данной муниципальной услугой не воспользовался, и использует земельный участок с кадастровым номером 90:22:010701:595, расположенный по адресу: <адрес>, не в соответствии с видом разрешенного использования, внесенным в ЕГРН.

При проведении проверки и составлении акта проверки ФИО2 не предоставил документы, подтверждающие изменение (дополнение) вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с целями фактического использования.

В связи с изложенным, в действиях ФИО2 выявлены нарушения требований статей 7,40,42 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той и (или) разрешенным использованием).

В связи с указанным по итогам проведения проверки установлен факт размещения ФИО2 некапитальных сооружений ангарного типа, используемых в качестве складских помещений для хранения столярной продукции, а также нежилого строения, используемого в качестве магазина, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010701:595, расположенном по адресу: <адрес>, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с документировано установленным видом разрешенного использования.

Вышеназванные нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации изложены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

С актом проверки ФИО2 ознакомлен, акт проверки вручен ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с установленным нарушением требований статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации административному истцу органом земельного надзора ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, срок устранения нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В срок до ДД.ММ.ГГГГФИО2 предписано устранить указанное нарушение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В предписании указано, что нарушение может быть устранено путем использования земельного участка с кадастровым номером 90:22:010701:595 в соответствии с документировано установленным видом разрешенного использования, или внесением изменений (дополнений) в вид разрешенного использования земельного участка, а также другими способами, не противоречащими законодательству РФ.

В предписании также указано, что для решения вопроса о продлении срока устранения нарушения требований земельного законодательства РФ лицо, которому выдано предписание вправе представить должностному лицу, вынесшему предписание: ходатайство о продлении срока устранения нарушения; документы, справки и иные материалы, подтверждающие принятие необходимых мер для устранения нарушения.

Согласно предписанию информацию об его исполнении с приложением документов, подтверждающих устранение земельного правонарушения или ходатайство о продлении срока исполнения предписания с указанием причин и принятых мер по устранению земельного правонарушения (ходатайство предоставить до ДД.ММ.ГГГГ), подтвержденных соответствующими документами и другими материалами необходимо предоставить государственному инспектору Республики Крым по использованию и охране земель ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Копия предписания получена ФИО2ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что административным истцом ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика направлено ходатайство о продлении срока исполнения предписания к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на то, что ФИО2 приняты все возможные меры для оформления вида разрешенного использования в соответствии с осуществляемой на земельном участке деятельностью и в силу того, что оформление изменения вида разрешенного использования земельного участка невозможно по независящим от ФИО2 обстоятельствами, административный истец ходатайствовал о продлении срока исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель ФИО1от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленного административным истцом ходатайства в части продления срока исполнения предписания отказано по следующим основаниям (с учетом определения от ДД.ММ.ГГГГ об устранении описки): вышеуказанное ходатайство поступило в управление государственного земельного надзора ДД.ММ.ГГГГ; к ходатайству не приложены надлежащим образом заверенные документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения, в том числе документы, свидетельствующие о прекращении договорных отношений с лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в магазине.

Оценив правомерность принятого административным ответчиком решения, соответствие его требованиям действующего законодательства, судом установлено нижеследующее.

Согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).

Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (подпункт «в»); предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (подпункт «з»).

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий» осуществление функций государственного земельного надзора на территории Республики Крым передано Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

В соответствии с пунктом 4.5 вышеуказанного Положения Государственный комитет в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет государственный земельный надзор на территории Республики Крым, включая осуществление на территории Республики Крым контроля соблюдения требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок; требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретения земельных участков в собственность; требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях; требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных Государственным комитетом в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Кроме того, государственный комитет осуществляет организацию и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по государственному земельному надзору установлены Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной Службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ № П/0240 от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Административный регламент).

В соответствии с вышеуказанным Административным регламентом государственный земельный надзор должностными лицами Госкомрегистра осуществляется за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками.

В соответствии с пунктом 6 Административного регламента государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными должностными лицами Росреестра (территориального органа), являющимися государственными инспекторами по использованию и охране земель (далее - должностные лица).

Должностные лица имеют право, в том числе: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия (пункт 7 Административного регламента).

Согласно пункту 15 Административного регламента результатом государственного земельного надзора является установление наличия (либо отсутствия) нарушений юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и пресечение таких нарушений путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, минимизация ущерба, наносимого охраняемым законом ценностям, в результате проведения мероприятий по профилактике правонарушений.

Пунктом 87 Административного регламента установлено, что основанием для начала административной процедуры является издание приказа (распоряжения) о проведении внеплановой проверки.

В соответствии с пунктом 88 Административного регламента предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, органом государственной власти, органом местного самоуправления, индивидуальным предпринимателем или гражданином в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний Росреестра (территориального органа).

По результатам внеплановой проверки должностным лицом Росреестра (территориального органа), проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах (пункт 97 Административного регламента).

Согласно пункту 99 Административного регламента в случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации по форме, утвержденной Приказом .

Критерием для выдачи по результатам проведенной проверки предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации является выявление нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, надзор за соблюдением которых осуществляет Росреестр.

Ответственным за принятие решения о выдаче по результатам проведенной проверки предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации является должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки.

К акту проверки согласно пункту 100 Административного регламента прилагаются объяснения проверяемого лица (его представителя), на которого возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений (в случае выявления нарушений), обмер границ земельного участка, фототаблица и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю (пункт 129 Административного регламента).

Форма предписания установлена Приказом «Об утверждении формы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации».

Пунктом 132 Административного регламента установлено, что срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более шести месяцев.

Указанный в предписании срок устранения нарушения может быть продлен на срок не более шести месяцев на основании ходатайства лица, которому выдано предписание об устранении нарушения законодательства, решением уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа) в случае наличия документально подтвержденных оснований необходимости продления срока устранения выявленного нарушения.

Согласно пункту 133 Административного регламента в случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства.

К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.

В соответствии с пунктом 134 Административного регламента ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается должностным лицом, вынесшим данное предписание, в течение трех рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания или об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения.

Критерием принятия решения об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания является принятие нарушителем всех зависящих от него и предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации мер, необходимых для устранения выявленного нарушения.

Критерием принятия решения об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения является непринятие нарушителем всех зависящих от него мер, необходимых для устранения выявленного нарушения.

Ответственным за принятие решения об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания и решения об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения является уполномоченное должностное лицо Росреестра (территориального органа).

В определении об отклонении ходатайства указываются причины, послужившие основанием для отклонения ходатайства.

Копия вынесенного определения по результатам рассмотрения ходатайства вручается заявителю либо направляется заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного надзора копия вынесенного определения по результатам рассмотрения ходатайства может быть направлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, гражданину, его уполномоченному представителю.

Как было установлено судом выше, одним из критериев для отказа в удовлетворении заявленного административным истцом ходатайства о продлении срока исполнения предписания стало то обстоятельство, что ходатайство поступило в адрес государственного инспектора по использованию и охране земель ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, при этом срок для предоставления ходатайства был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, отклоняя заявленное ходатайство на данном основании административным ответчиком не было учтено, что пункт 133 Административного регламента предусматривает необходимость направить ходатайство не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения.

Направление ходатайства о продлении срока исполнения предписания заблаговременно до даты установленной изначально для его исполнения, нормами законодательства не предусмотрено.

Общий порядок исчисления сроков определен Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Статьей 194 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирован порядок совершения действий в последний день срока.

Так в соответствии с частью 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Частью 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Судом установлено и подтверждается приобщенными к материалам дела доказательствами, что ходатайство о продлении срока исполнения предписания было направлено административным истцом в адрес должностного лица, выдавшего предписание, ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует почтовая квитанция (кассовый чек) и опись ценного письма с вложением (почтовый идентификатор 29504757012934).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ходатайство направлено административным истцом до истечения установленного в предписании срока для его исполнения, вследствие чего оснований для его отклонения в связи с пропуском установленного в предписании срока не имелось.

Дата получения административным ответчиком ходатайства в данном случае, с учетом положений пункта 133 Административного регламента и статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, правого значения не имеют.

Из оспариваемого определения также следует, что еще одним критерием для отказа в удовлетворение заявленного административным истцом ходатайства, послужило то, что к ходатайству не были приложены надлежащим образом заверенные документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.

Однако вышеназванное обстоятельства опровергается приложенными административным истцом к ходатайству документами (их копиями): ответом МКУ Департамент архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении обращения ФИО2 с указанием на то, что для установления вида разрешенного использования собственнику земельного участка необходимо обратиться в Госкомрегистр путем подачи заявления через ГБУ Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»; ответом Госкомрегистра от ДД.ММ.ГГГГ №Ш-8/7068/5 о рассмотрении обращения представителя административного истца с указанием на то, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:22:010701:595 будет возможно после внесения изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в части установления градостроительного регламента в отношении территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок; ответом МКУ Департамент архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ на обращение представителя административного истца, перенаправленное по подведомственности Аппаратом Совета министров Республики Крым, с указанием на то, что администрацией разрабатывается план мероприятий по внесению изменений в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в части разработки и принятия границ территориальных зон и градостроительных регламентов на всю территорию муниципального образования городской округ Симферополь (предположительный срок внесения изменений – апрель, май 2021); уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 90:22:010701:595 находится за пределами территории, на которую разработаны Правила землепользования и застройки территории; Ответом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ с изложением позиции относительно изменения вида разрешенного использования земельного участка; ответом Министерства имущественных и земельный отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №Ш-б/175/2; ответом Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ.20-26/145 о перенаправлении обращения в адрес прокуратуры Республики Крым.

Вопреки доводам административного ответчика, вышеперечисленным документам в оспариваемом определении оценка не дана, соответствующие выводы по итогам изучения представленных документов отсутствуют, с указанием лишь на то, что не были представлены надлежащим образом заверенные копии документов. При этом Административным регламентом предоставление копий документов, заверенных надлежащим образом, как и порядок заверения данных документов, не регламентирован.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое определение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным, надлежащим образом не мотивированным, вследствие чего подлежит признанию незаконным.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающимиправа, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание изложенное выше, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства относительно незаконности оспариваемого решения должностного лица государственного органа, в целях устранения нарушенного права административного истца суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть ходатайство ФИО2 о продлении срока устранения выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в определенном законом порядке с учетом обстоятельств, установленных в настоящем деле.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд учитывает, что административным истцом требование о взыскании судебных издержек заявлено не было, административный истец не настаивал на взыскании в его пользу с административного ответчика суммы уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 - удовлетворить.

Признать незаконным определение государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать главного консультанта отдела надзора за использованием и охраной земель Управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель ФИО1 повторно рассмотреть ходатайство ФИО2 о продлении срока устранения выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с предписанием от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья /подпись/ О.А. Гордиенко

Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.