РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 декабря 2023 года рп. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Давиденко С.А., при секретаре Гагариной М.П., с участием представителя административного истца помощника прокурора Мамско-Чуйского района Лысенко А.А., действующего на основании поручения от 14.11.2023 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД 38RS0015-01-2023-000199-03 (№ 2а-152/2023) по административному исковому заявлению прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мамско-Чуйского района Иркутской области, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Мамско-Чуйский районный суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Мамско-Чуйского района в ходе анализа состояния законности установлено, что на земельных участках Мамского лесничества, Мамского участкового лесничества, Луговской дачи, квартал 317, выдел 1, в границах земель лесного фонда, с целевым назначением защитные леса, размещены отходы производства и потребления в виде пластика, древесных остатков, мусора, стекло боя, лома, макулатуры и пищевых отходов.
Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, относится к землям государственного лесного фонда и в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью. Размещение твердых коммунальных отходов, а также иных видов отходов на землях лесного фонда является недопустимым и напрямую противоречит требованиям природоохранного законодательства. Лес, в качестве одной из разновидностей природных объектов, определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Лесное законодательство, в свою очередь, регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя их понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия. Мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, осуществляются органами государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве лесного комплекса <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 909 пп Министерство лесного комплекса <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса территории <адрес>. Согласно подпункта 10 пункта 9 Положения закреплено, что одной из функций министерства является осуществление на землях лесного фонда охраны лесов.
Положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федеоации обязывают собственников земельных участков проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Таким образом, поскольку земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка отходов относится к землям лесного фонда, относящегося к собственности Российской Федерации, организация мероприятий по ликвидации свалки должна быть возложена на Министерство лесного комплекса Иркутской области.
С учетом заявления об уточнении административных исковых требований прокурор Мамско-Чуйского района просил суд признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в непринятии мер по организации ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном в границах лесного фонда Мамского лесничества, Мамского участкового лесничества, Луговской дачи, квартал 317 в 1ч., на площади 0,048 га., на территории лесного фонда с географическими координатами (N – северная широта, E – восточная долгота): <адрес>; обязать Министерство лесного комплекса <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на указанном земельном участке в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца – помощник прокурора Лысенко А.А., в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал, в их обоснование привел доводы, аналогичные изложенные в исковом заявлении.
Административный ответчик – Министерство лесного комплекса <адрес> в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика - Министерства лесного комплекса <адрес> – ФИО4, действующая на основании доверенности, указала, что требования административного истца заявлены к ненадлежащему ответчику. Административный истец в административном исковом заявлении приводит довод о том, что в силу подпункта 6 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия в области лесных отношений в осуществлении на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения. Прокурор считает, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, возложена на министерство лесного комплекса <адрес>. Данные доводы несостоятельны в силу следующего.
Согласно сведениям о характеристике объекта недвижимости, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, правообладателем земельных участков, на которых выявлено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления, является Российская Федерация, категория земель - земли лесного фонда. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). В соответствии со статьей 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом согласно статьи 83 ЛК РФ, Российская Федерация передала часть федеральных полномочий в отношении земель лесного фонда субъектам РФ. Средства субвенций федерального бюджета на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются бюджетам субъектов РФ только на осуществление полномочий, установленных частью 1 статьи 83 ЛК РФ. В соответствии со статьей 38 БК РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. В числе переданных субъекту РФ полномочий, перечень которых предусмотрен статьей 83 ЛК РФ, мероприятия по организации очистки мест захламления бытовыми и коммунальными отходами отсутствуют, равно как отсутствует и соответствующее федеральное финансирование. Положением о министерстве лесного комплекса <адрес>, утвержденное постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 909-пп, не предусмотрено, что организация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления входит в число полномочий министерства. Действительно, подпункт 7 пункт 8 Положения, возлагает на министерство полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения. Вместе с тем названные полномочия осуществляются в пределах тех прав и обязанностей, которые отнесены к совместным полномочиям Российской Федерации и ее субъектов, и не влечет возникновение права на возмещение расходов на ликвидацию несанкционированных свалок ТКО за счет субвенций выделенных собственником (Российской Федерацией) для осуществления иных мероприятий, более того, осуществление названных функций от имени субъекта Российской Федерации не возлагает на Министерство обязанностей собственника земельного участка либо участка лесного фонда.
Согласно разъяснениям Федерального агентства лесного хозяйств по вопросу ликвидации несанкционированных свалок мусора с учетом постановлений Конституционного Суда РФ, ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, а именно не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов. Согласно статьи 60.3 ЛК РФ и пункта 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг и т.п., очистка к санитарно-оздоровительным мероприятиям не отнесена.
Более того, деятельность министерства как органа исполнительной власти, уполномоченного в области лесных отношений и его подведомственных учреждений, не приводит к формированию отходов, не связана с изучением отходов, их учетом- классификацией, производством, уборкой и утилизацией, наличием соответствующею технического оснащения. Таким образом, министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является полномочием, которое Российская Федерация передала <адрес>, не относится к охране, защите и воспроизводству лесов. Заявленные требования к министерству не подлежат удовлетворению, поскольку направлены на принятие неисполнимого судебного акта. Так, прокурор рассматривает министерство в качестве надлежащего ответчика, поскольку министерство является органом власти субъекта, которому согласно статье 83 ЛK РФ, Российской Федерацией переданы полномочия по управлению лесами, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. В таком случае, рассматривая заявленные требования, в целях соблюдения принципа исполнимости принимаемых судебных актов, суду следует установить источник финансирование таких мероприятий. Министерство лесного комплекса <адрес>, не является хозяйствующим субъектом, не располагает собственными средствами, какими-либо либо иными источниками финансирования за исключением бюджета, осуществляет свои полномочия исключительно за счет средств федеральных субвенций, размер и адресность которых обусловлена объемом переданных РФ согласно статье 83 ЛК РФ полномочий. Следовательно, организовать осуществление мероприятий по ликвидации свалок без федерального финансирования не представляется возможным. Соответственно удовлетворение требования прокурора приведет к принятию неисполнимого судебного акта. Просит суд в удовлетворении требований прокурора <адрес> о возложении на министерство обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки отказать.
Суд, с учетом мнения представителя административного истца - помощника прокурора <адрес> Лысенко А.А., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке статей 150, 226 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействие) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», суды при рассмотрении дел по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений (споры в сфере публичных правоотношений), осуществляя проверку законности решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
Согласно преамбуле Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среде, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ вопросы применения законодательства об охране окружающей среды и обеспечения права каждого на ее благоприятное состояние являются предметом рассмотрения судами при разрешении различных категорий дел в порядке гражданского, арбитражного, административного судопроизводства, включая споры о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; дела по спорам о прекращении или приостановлении деятельности; дела об оспаривании положений нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды; дела об оспаривании действий (бездействия) и решений органов, уполномоченных принимать меры по охране окружающей среды; дела об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды.
Таким образом, из приведенных положений законодательства и разъяснений высшей судебной инстанции следует, что по правилам главы 22 КАС РФ подлежат рассмотрению дела об оспаривании действий (бездействия) и решений органов, уполномоченных принимать меры по охране окружающей среды.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 218 КАС РФ).
В силу положений статьи 226 КАС РФ обязанность представления суду доказательств, подтверждающих законность оспариваемых действий, возложена на административного ответчика.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами местного самоуправления.
Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации – далее ЛК РФ).
В силу пункта 4 части 1, части 3 статьи 55 ЛК РФ одним из способов обеспечения санитарной безопасности в лесах является осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий.
Статьей 50.7 ЛК РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Согласно части 4 статьи 60.1 ЛК РФ защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений в осуществлении на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации (части 3, 5 статьи 83 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды») леса являются объектом охраны окружающей среды.
Исходя из положений статьи 16.1 Закона «Об охране окружающей среды» ответственность за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Согласно статьи 51 Закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Судом установлено, что в выделе 1, квартала 317 Мамского лесничества, Мамского участкового лесничества Луговской дачи выявлено несанкционированное размещения отходов потребления, что подтверждается актом осмотра участка (фототаблицей).
Так, на территории, расположенной в точке географических координат: <адрес> размещены отходы производства и потребления в виде пластика, древесных остатков, мусора, стекло боя, лома, макулатуры и пищевых отходов. Данный земельный участок лесного фонда находится в федеральной собственности, в аренду не предоставлен. Собственник отходов не установлен.
Установлена площадь свалки - 0,048 Га; категория земель – земли лесного фонда; характер отходов, степень опасности – отходы потребления. Лица, совершившие захламление данного участка не установлены.
Из представленной фототаблицы следует, что на земельном участке размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов на незащищенном почвенном покрове.
В соответствии со статьей 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Ответчиком, после уточнений требований прокурором, при рассмотрении настоящего дела не оспаривалось, что правообладателем земельных участков, на которых выявлено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления является Российская Федерация, категория земель – земли лесного фонда, на что указано в возражениях на административное исковое заявление. Кроме того, не оспаривалось, что лесопользователь земельных участков отсутствует, т.е. земельные участки не переданы кому-либо в законное владение и пользование.
Статьей 3 Закона «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно статье 1 Закона «Об охране окружающей среды» к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся, в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Закона «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Пунктом 3 статьи 80.2 Закона «Об охране окружающей среды» установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Согласно пункту 3 указанной статьи охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена статьей 5.1 Закона «Об охране окружающей среды» со ссылкой на Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Пунктом 2 статьи 8 Закона «Об охране окружающей среды» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в статье 83 ЛК РФ установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (пункт 6); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса (пункт 11).
Исходя из указанных норм закона, суд полагает, что несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах.
Случаи, когда лица, виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах не выявлены, надлежит рассматривать как факты неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора, лесной охраны.
Исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории <адрес>, является Министерство лесного комплекса <адрес>.
В соответствии с «Положением о министерстве лесного комплекса <адрес>», утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пп, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции в сфере лесного хозяйства: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (подпункт 10); осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда (подпункт 14); осуществление лесной охраны (подпункт 15).
Учитывая приведенное выше, суд приходит к убеждению в том, что принятие мер по ликвидации несанкционированного размещения на землях лесного фонда твердых коммунальных отходов должно быть направлено, в том числе, на выявление, пресечение и понуждение к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов, что подлежит осуществлению при реализации мероприятий по государственному лесному надзору, лесной охране, с учетом положений статьи 96 ЛК РФ.
С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Министерство лесного комплекса Иркутской области, суд приходит к выводу о том, что Министерство лесного комплекса Иркутской области, как уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, наделено всеми необходимыми полномочиями для организации деятельности по ликвидации свалок отходов производства и потребления на территории лесного фонда, образовавшихся в результате неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора, не осуществление же данной деятельности свидетельствует о допущенном незаконном бездействии со стороны министерства и о наличии предусмотренных законом оснований для возложения на него обязанности организовать ликвидацию свалок отходов производства и потребления на территории земель лесного фонда.
Доводы административного ответчика о том, что в круг полномочий Министерства лесного комплекса Иркутской области не входит организация мероприятий по ликвидации свалок отходов производства и потребления, о том, что Министерство не является надлежащим административным ответчиком по делу, суд находит несостоятельными по приведенным выше доводам.
Согласно статье 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Принимая во внимание, что на основании пункта 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Не принимаются во внимание и доводы административного ответчика о том, что законом не предусмотрено выделение финансирование на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок), как противоречащие положениям пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.
Таким образом, учитывая, что министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, суд приходит к выводу о том, что обязанность по надлежащему содержанию и должному контролю за использованием земельных участков, относящихся к категории земель лесного фонда, и, следовательно, по ликвидации несанкционированных свалок лежит на данном органе.
Непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок с территории земель лесного фонда приводит к нарушению прав и законных интересов государства и граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
При таких обстоятельствах, заявленный административный иск прокурора подлежит удовлетворению.
Учитывая фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным определить срок исполнения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд также считает необходимым отметить, что при недостаточности установленного судом срока, наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке части 1 статьи 189 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Мамско-Чуйского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в непринятии мер по организации ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном в границах лесного фонда Мамского лесничества, Мамского участкового лесничества, Луговской дачи, квартал 317 в 1ч., на площади 0,048 га., на территории лесного фонда с географическими координатами (N – северная широта, E – восточная долгота): <адрес>
Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном в границах лесного фонда Мамского лесничества, Мамского участкового лесничества, Луговской дачи, квартал 317 в 1ч., на площади 0,048 га., на территории лесного фонда с географическими координатами (N – северная широта, E – восточная долгота): <адрес>
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу могут быть поданы в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 08.12.2023 года.
Судья С.А. Давиденко