к делу № 2а-1547/2019
УИД 23RS0003-01-2019-003090-37
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2019 года г. Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Абраменко С.В.,
при секретаре Акобян А.М.,
с участием: представителя административного истца Галицкого А.В. - Бобровой Т.А., действующей на основании доверенности от 23 мая 2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галицкого А. В. к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Галицкий А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного соуправления.
В обоснование административных исковых требований указал, что в 2018 году он обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа в части отнесения его земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ст-ца Гостагаевская, <адрес> к зоне индивидуальной жилой застройки.
Согласно ответа на его заявление от 22.04.2019 года № 17 3507/19-11 административный ответчик отказал ему в удовлетворении его требований, ввиду того, что по правилам землепользования и застройки его земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ст-ца Гостагаевская, <адрес> расположен в границе зоны ИВ-1 (зона озеленения специального назначения). Согласно статей 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются на основании решений генерального плана. В соответствии с функциональным зонированием генерального плана рассматриваемый земельный участок отнесен к зоне общественных пространств и зеленых насаждений общего пользования. В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории генерального плана городского округа город-курорт Анапа вышеуказанный земельный участок расположен в границе прибрежной защитной полосы, в границе водоохранной зоны и в границе санитарно-защитной зоны от производственных, сельскохозяйственных предприятий и объектов специального назначения. Учитывая вышеуказанные природные и техногенные характеристики, комиссией по землепользованию и застройке принято решение об отказе в изменении зонирования земельного участка с кадастровым номером № на зону ИЖС. Вместе с тем, если он считает, что его права и законные интересы нарушены, то согласно статье 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту, и статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общий порядок судебной защиты гражданских прав, он вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о защите нарушенных прав.
Считает, что действия Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа являются незаконными.
Земельный участок площадью 1495 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, принадлежит ему на праве собственности на основании договора купли-продажи недвижимости от 11.01.2018 года.
Он приобрел земельный участок для строительства жилого дома для своей семьи.
О том, что его земельный участок расположен в границе зоны ИВ-1 (зона озеленения специального назначения) он не знал, в выписке из ЕГРН у него четко прописано, что категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.
Кроме того, согласно Архивной выписке из постановления № 274а главы администрации станицы Гостагаевской Анапского района от 26.10.93 г. “О выделении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, при даренном домовладении, при обмене домовладениями, при наследуемом домовладении, при покупаемом домовладении, под огород” под номером 1.42. МПИ был выделен земельный участок площадью 0,15 га, по <адрес> в станице Гостагаевской под строительство индивидуального жилого дома. На основании изложенного, административный ситец просит суд признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г-к Анапа от 22 апреля 2019 года во внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа в части отнесения земельного участка по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ст. Гостагаевская <адрес> к зоне индивидуальной жилой застройки и возложить на ответчиков обязанность внести изменения в Правила Застройки и Землепользования города-курорта Анапа в целях устранения допущенных нарушений истца.
В судебном заседании представитель административного истца Галицкого А.В. по доверенности Боброва Т.А. требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержала в полном объеме, просила признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 22 апреля 2019 года во внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа в части отнесения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ст-ца Гостагаевская, <адрес> к зоне индивидуальной жилой застройки. Возложить на администрацию муниципального образования город-курорт Анапа обязанность внести изменения в Правила Застройки и Землепользования города-курорта Анапа в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца путем отнесения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ст-ца Гостагаевская, <адрес>, общей площадью 1495 кв.м. к зоне индивидуальной жилой застройки.
Представители административных ответчиков - Администрации МО г-к Анапа и Управления Архитектуры и Градостроительства Администрации МО г-к Анапа в судебное заседание не явились, о дне и времени извещены надлежащим образом, причин своей неявки суду не сообщили, что дает право суду, руководствуясь ч.6 ст. 226 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административных ответчиков.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, либо наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что в 2018 году административный истец обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа в части отнесения его земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ст-ца Гостагаевская, <адрес> к зоне индивидуальной жилой застройки.
Согласно ответа на его заявление от 22.04.2019 года № 17 3507/19-11 Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа отказало ему в удовлетворении его требований, ввиду того, что по правилам землепользования и застройки его земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ст-ца Гостагаевская, <адрес> расположен в границе зоны ИВ-1 (зона озеленения специального назначения). Согласно статей 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются на основании решений генерального плана. В соответствии с функциональным зонированием генерального плана рассматриваемый земельный участок отнесен к зоне общественных пространств и зеленых насаждений общего пользования. В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории генерального плана городского округа город-курорт Анапа вышеуказанный земельный участок расположен в границе прибрежной защитной полосы, в границе водоохранной зоны и в границе санитарно-защитной зоны от производственных, сельскохозяйственных предприятий и объектов специального назначения. Учитывая вышеуказанные природные и техногенные характеристики, комиссией по землепользованию и застройке принято решение об отказе в изменении зонирования земельного участка с кадастровым номером № на зону ИЖС. Вместе с тем, если он считает, что его права и законные интересы нарушены, то согласно статье 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту, и статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общий порядок судебной защиты гражданских прав, он вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о защите нарушенных прав.
Земельный участок площадью 1495 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи недвижимости от 11.01.2018 года.
Из Выписки из ЕГРН следует, что категория земель(земельного участка истца): земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.
Кроме того, согласно Архивной выписке из постановления № 274а главы администрации станицы Гостагаевской Анапского района от 26.10.93 г. “О выделении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, при даренном домовладении, при обмене домовладениями, при наследуемом домовладении, при покупаемом домовладении, под огород” под номером 1.42. МПИ был выделен земельный участок площадью 0,15 га, по <адрес> в станице Гостагаевской под строительство индивидуального жилого дома.
Внесение изменений в генеральный план городского округа город-курорт Анапа регламентируется статьями 24, 25, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации и осуществляется в том же порядке, в котором осуществлялась разработка и утверждение проекта генерального плана, в том числе проведение публичных слушаний и согласование проекта с профильными департаментами и министерствами Краснодарского края, а также с Министерствами экономического развития Российской Федерации. Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 22 декабря 2016 года № 145 «О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 года № 404 «Об утверждении генерального плана городского округа города-курорта Анапа» внесены изменения в Правила застройки и землепользования, в соответствии с которыми принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок отнесен к зоне ИВ-1 — зона озеленения специального назначения, предназначенная для организации охраны окружающей среды городского округа, создания защитных и охранных зон, в том числе санитарно-защитных зон, озелененных территорий, зеленых зон, лесопарковых зон и иных изъятых из интенсивного хозяйственного использования защитных и охранных зон с ограниченным режимом природопользования. При таких обстоятельствах земельный участок общей площадью 1495 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, не может использоваться эффективно. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Согласно статье 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством. В соответствии со статьей 41 ЗК РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи. Согласно ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением. Согласно статье 16 Правил застройки и землепользования, утвержденных Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17 Правил. Основаниями для рассмотрения главой муниципального образования город-курорт Анапа вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки и соответственно в генеральный план установлен ст. ст. 31-33 Градостроительного кодекса РФ и ст.ст. 16-17 Правил землепользования и застройки, согласно которым предполагается несколько этапов: подача заявления от физического лица в комиссию по правилам землепользования и застройки (при администрации г.Анапа), рассмотрение заявления комиссией по ПЗЗ и подготовка заключения по поступившему предложению, направление заключения главе МО г.к. Анапа, глава МО с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, принимает решение о подготовке проекта о внесении изменений в ПЗЗ или об отклонении предложения о внесении изменений, по поручению главы МО комиссия обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения, проект решения о внесении изменений в ПЗЗ рассматривается на публичных слушаниях, после завершения публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений в ПЗЗ комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в Правила и представляет указанный проект главе МО, глава МО принимает решение о направлении указанного выше проекта в Совет МО, рассмотрение на сессии Совета МО проекта решения о внесении изменений в ПЗЗ, после утверждения на сессии Советом изменений они подлежат опубликованию. Согласно Решению Совета муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края от 22 декабря 2016 г. N 145 "О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 года N 404 "Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа", Генеральный план городского округа - документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития округа. Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития населенных пунктов округа, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию. Территориальное планирование городского округа город-курорт Анапа осуществляется посредством разработки и утверждения его генерального плана, на основании которого юридически обоснованно осуществляются последующие этапы градостроительной деятельности на территории муниципального образования: разработка и утверждение плана реализации генерального плана округа; подготовка проекта и принятие нормативного правового акта градостроительного зонирования - правил землепользования и застройки с установлением градостроительных регламентов; разработка и утверждение планов и программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; разработка проектов по инженерному обеспечению территории; разработка и утверждение градостроительной документации по застройке территорий первоочередного освоения (проекты планировки, проекты межевания); подготовка градостроительных планов земельных участков. Согласно действующему законодательству генеральным планом муниципального образования устанавливаются и утверждаются: территориальная организация и планировочная структура территории городского округа; функциональное зонирование территории городского округа; планируемое размещение объектов местного значения городского округа. Целью разработки генерального плана городского округа является создание действенного инструмента управления развитием территории в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Проектные решения генеральных планов являются основой для комплексного решения вопросов организации планировочной структуры, территориального, инфраструктурного и социально-экономического развития муниципального образования, разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих правовой режим использования территориальных зон, определения зон инвестиционного развития. Основными целями территориального планирования при разработке генерального плана городского округа город-курорт Анапа являются: создание действенного инструмента управления развитием территории в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; обеспечение средствами территориального планирования целостности городского округа как муниципального образования; выработка рациональных решений по планировочной организации, функциональному зонированию территории и созданию условий для проведения градостроительного зонирования, соответствующего максимальному раскрытию санаторно-курортного, рекреационного и социально-экономического потенциала городского округа с учетом опережающего развития инженерной и транспортной инфраструктуры; определение необходимых исходных условий развития за счет совершенствования территориальной организации городского округа, прежде всего за счет увеличения площади земель, занимаемых главными конкурентоспособными видами использования. Решения генерального плана основываются на следующих принципах: наращивание ресурсного потенциала в рекреационной и курортной сфере; обеспечение сохранности и восстановления природного комплекса территории, ее природно-географических особенностей, в том числе памятников археологии и культуры; устойчивое развитие территории за счет рационального природопользования и охраны природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений; соблюдение последовательности действий по территориальному планированию, организации рациональной планировочной структуры, функционального и последующего градостроительного зонирования с учетом опережающего развития систем коммунальной инфраструктуры для оптимизации уровня антропогенных нагрузок на природную среду; рациональное размещение объектов капитального строительства местного значения, автомобильных дорог общего пользования, иных транспортных и инженерных сооружений. Реализация указанных целей осуществляется посредством решения задач. Основными задачами генерального плана являются: выявление проблем градостроительного развития территории округа и внесение изменений в действующий генеральный план, обеспечивающих решение этих проблем на основе анализа параметров муниципальной среды, существующих ресурсов жизнеобеспечения, а также отдельных принятых градостроительных решений; социально-экономическое и экологическое обоснование градостроительной организации территории; создание электронной модели генерального плана на основе новейших компьютерных технологий и программного обеспечения, а также с учетом требований к формированию ресурсов информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД); определение направления перспективного территориального развития; определение зон, в которых осуществляется жизнедеятельность населения посредством функционального зонирования территории; разработка оптимальной функционально-планировочной структуры городского округа, создающей предпосылки для гармоничного и устойчивого развития территории округа, для последующей разработки градостроительного зонирования, подготовки правил землепользования и застройки; определение системы параметров развития городского округа город-курорт Анапа, обеспечивающей взаимосогласованную и сбалансированную динамику градостроительных, инфраструктурных, природных, социальных и лечебно-оздоровительных компонентов развития; подготовка перечня первоочередных мероприятий и действий по обеспечению инвестиционной привлекательности территории округа при условии сохранения окружающей природной среды; определение зон планируемого размещения объектов местного значения; установление зон различного функционального назначения и ограничений на их использование при осуществлении градостроительной деятельности; предложения по установлению границ населенных пунктов; определение направлений возможного территориального развития с учетом новых экономических условий и геополитического положения городского округа; обоснование предложений по территориальному планированию; решения по совершенствованию и развитию планировочной структуры городского округа; предложение по размещению инвестиционных площадок курортных, рекреационных, общественных, производственных объектов на базе эффективной инвестиционной и градостроительной политики; определение земельных участков, предлагаемых к использованию в целях жилищного и иного строительства из земель сельскохозяйственных назначений, находящиеся в федеральной собственности согласно соглашению администрации Краснодарского края с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС). Согласно Архивной выписке из постановления № 274а главы администрации станицы Гостагаевской Анапского района от 26.10.93 г. “О выделении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, при даренном домовладении, при обмене домовладениями, при наследуемом домовладении, при покупаемом домовладении, под огород” под номером 1.42. МПИ был выделен земельный участок площадью 0,15 га, по <адрес> в станице Гостагаевской под строительство индивидуального жилого дома.
Таким образом, вывод административного ответчика - Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа является ошибочным, необоснованным.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются получение в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
При рассмотрении заявленных требований судом принимается во внимание, что Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа, Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа в судебное заседание не представлено доказательств необоснованности требований административного истца.
С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что требования Галицкого А.В. подлежат удовлетворению, поскольку являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые заявление Галицкого А. В. к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 22 апреля 2019 года во внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:37:0602002:464, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ст-ца Гостагаевская, <адрес> к зоне индивидуальной жилой застройки. Возложить на Администрацию муниципального образования город-курорт Анапа обязанность внести изменения в Правила Застройки и Землепользования города-курорта Анапа в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца Галицкого А. В. путем отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:37:0602002:464, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ст-ца Гостагаевская, <адрес>, общей площадью 1495 кв.м. к зоне индивидуальной жилой застройки.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца.
Председательствующий: