Дело № 2а-154/2019 года принято в окончательной форме 1 апреля 2019 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Осташковский городской суд Тверской области
в составе: председательствующего судьи Ежелого В.Л.,
при секретаре Галаховой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове 25 марта 2019 года административное дело по административному иску ФИО1 к заместителю главы администрации Осташковского городского округа ФИО2, администрации Осташковского городского округа о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении почтового адреса земельному участку, обязании предоставить почтовый адрес земельному участку,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю главы администрации Осташковского городского округа ФИО2, администрации Осташковского городского округа о признании незаконным и отмене решения от 9.01.2019 года об отказе в предоставлении почтового адреса земельному участку, обязании предоставить почтовый адрес земельному участку, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок кадастровый № из земель населенных пунктов для строительства храма, площадью 3000 кв.м., расположенный в д.<адрес>. Данный земельный участок предоставлен на основании постановления главы МО «Осташковский район» №535 от 4.05.2008 года «О предоставлении в собственность за плату земельного участка ФИО1 по адресу: <адрес>», а также договора купли-продажи земельного участка от 13.05.2008 года, передаточного акта от 13.05.2008 года. Почтовый адрес земельному участку присвоен не был. В связи с чем 5.12.2018 года административный истец обратился в администрацию Осташковского городского округа с заявлением о присвоении почтового адреса вышеуказанному земельному участку. 9.01.2019 года им получен ответ №18-13 с отказом в предоставлении почтового адреса в связи с отсутствием разрешения на строительство. Считает данное решение незаконным, нарушающим его право на владение, пользование и распоряжение земельным участком, адрес которому в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 года №1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» администрация Осташковского городского округа была обязана присвоить при подготовке его к продаже.
Административный истец – ФИО1 – в установленном законом порядке извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, которое удовлетворено судом на основании ст.154 КАС РФ (л.д.45).
Административный ответчик - администрация Осташковского городского округа – административный иск не призвал, о чем представил письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое удовлетворено судом на основании ст.154 КАС РФ. В письменных объяснениях представитель административного ответчика ФИО3 пояснила, что 5.12.2018 года в адрес администрации Осташковского городского округа от ФИО4 поступило заявление о присвоении адреса церкви Преподобных Нила и Г. Столобенских. На данное заявление 9.01.2019 года администрацией Осташковского городского округа дан ответ за №18-13 об отказе в присвоении адреса объекту недвижимости в связи с отсутствием в приложении к заявлению правоустанавливающих документов на объект недвижимости – здание церкви. С заявлением о присвоении адреса земельному участку, являющегося предметом данного спора ФИО1 в администрацию Осташковского городского округа не обращался. Считает, что действия администрации Осташковского городского округа, оспариваемые административным истцом не совершались, в связи с отсутствием предмета судебного спора. Просила в удовлетворении административного заявления отказать (л.д.33,34-37).
Административный ответчик – ФИО2, в установленном законом порядке извещен о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки не сообщал, поэтому дело на основании ч.2 ст.150 КАС РФ рассмотрено в отсутствие административного ответчика (л.д.28).
Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права 69-АБ 195227 от 23.06.2008 года ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов для строительства храма, общей площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №, о чем в ЕГРН 23.07.2008 года сделана запись регистрации № (л.д.9).
5 декабря 2018 года ФИО1 в адрес администрации Осташковского городского округа направлено заявление о присвоении адреса церкви Преподобных ФИО5, расположенной по адресу: д.Сосница, Осташковский район, Тверская область (л.д.23).
В ответ на заявление от 5.12.2018 года администрацией Осташковского городского округа в лице зам. главы Осташковского городского округа ФИО2 9.01.2019 года дан ответ за №18-13 о невозможности принятия решения о присвоении адреса объекту недвижимости в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на здание церкви. Также сообщил, что администрация не располагает информацией о выданном разрешении на строительство церкви Преподобных ФИО5 (л.д.22)
На основании положений ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.ст.14,62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Из содержания ст.43 Конституции Российской Федерации, ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по их мнению, были нарушены (оспорены) их права, свободы и законные интересы.
Глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предполагает возможность оспаривания решений, действий, (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 8 статьи 226 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, установлен Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 5 Правил объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.
Присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил (п. 7 Правил).
В силу пп. "а" п. 8 Правил присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях:
подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса (далее - заявление) подается согласно п. 27 Правил собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации:
а) право хозяйственного ведения;
б) право оперативного управления;
в) право пожизненно наследуемого владения;
г) право постоянного (бессрочного) пользования.
Документы, подлежащие приложению к заявлению, а также основания к отказу в присвоении объекту адресации адреса предусмотрены пунктами 34 и 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов соответственно.
Пунктом 43 Правил предусмотрено, что решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть обжаловано в судебном порядке.
Таким образом, вышеприведенными Правилами предусмотрена определенная административная процедура присвоения адреса объекту, отнесенная к компетенции органа местного самоуправления.
Между тем, административным истцом не представлено доказательств обращения в уполномоченный муниципальный орган по вопросу присвоения адреса его земельному участку и отказа данного органа в принятии соответствующего решения.
Суд полагает, что административным истцом ФИО1 обратившимся с настоящим иском в суд, минуя установленную административную процедуру рассмотрения вопроса о присвоении адреса его земельному участку, избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
В соответствии с ч.1 ст.59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Исходя из ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства, применительно к вопросу соблюдения вышеприведенных положений законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, принимая во внимание, что заявление административного истца о присвоении адреса его земельному участку в адрес администрации Осташковского городского округа не поступало и не могло быть рассмотрено уполномоченным лицом с подготовкой и направлением соответствующего ответа в установленный срок по существу заявления, суд считает, что административным ответчиком в соответствии с частями 9 и 11 ст.226, ст.62 КАС РФ представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, о надлежащем рассмотрении имеющегося в материалах дела заявления о присвоении адреса церкви, опровергающие доводы административного истца.
Представленные административным ответчиком доказательства свидетельствуют об отсутствии предмета судебного спора по данному делу и избрании административным истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
В силу п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Нарушений положений указанных нормативных актов при рассмотрении обращения административного истца, а также прав последнего не установлено, тогда как по смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ только совокупность этих обстоятельств является необходимым условием для удовлетворения требований по делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ, поэтому в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 к заместителю главы администрации Осташковского городского округа ФИО2, администрации Осташковского городского округа о признании незаконным и отмене решения заместителя главы администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д. от 9.01.2019 года об отказе в предоставлении почтового адреса земельному участку, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, а также обязании предоставить почтовый адрес земельному участку.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 1 апреля 2019 года.
Судья: В.Л. Ежелый.