ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-154/2017 от 21.03.2017 Староминской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-154/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Староминская Краснодарского края 21 марта 2017 года

Староминский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бондаренко К.Ю.,

при секретаре Бут О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Староминского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куйбышевского сельского поселения Староминского района о признании незаконным бездействия администрации Куйбышевского сельского поселения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Староминского района обратился с административным исковым заявлением к администрации Куйбышевского сельского поселения Староминского района, о признании незаконным бездействия администрации Куйбышевского сельского поселения, указывая, что прокуратурой Староминского района проведен анализ работы органов местного самоуправления Куйбышевского сельского поселения Староминского района по разработке и принятию муниципальных нормативных правовых актов, направленных на устранение пробелов в муниципальном нормотворчестве. В результате проведенного анализа установлено, что прокуратурой района во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации, а также поручений и заданий прокуратуры Краснодарского края в течение 2016 года проведен ряд проверочных мероприятий, направленных на выявление и устранение пробелов в муниципальном нормотворчестве в различных сферах правовых отношений. В результате проверки установлено, что органами местного самоуправления Куйбышевского сельского поселения Староминского района, нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения по установлению публичного сервитута, в том числе, порядок установления такого сервитута, не принят. Также до настоящего времени администрацией Куйбышевского сельского поселения программа использования и охраны земель, расположенных в границах поселения не разрабатывалась и не принималась. Отсутствие на территории муниципального образования нормативных правовых актов, принятие которых обусловлено Федеральным законодательством, создает препятствия к осуществлению неопределенным кругом лиц своих прав и свобод, что в свою очередь, препятствует развитию экономики района, поступлению в бюджет района доходов. Просит суд признать бездействие администрации Куйбышевского сельского поселения Староминского района, выразившееся в непринятии мер по устранению выявленных нарушений и ликвидации имеющихся пробелов в муниципальном нормотворчестве, незаконным.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, в суд представил заявление, согласно которого поддержал заявленные административные исковые требования, просил рассмотреть дело в его отсутствие в порядке упрощенного производства.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, в суд представил заявление, согласно которого признал заявленные административные исковые требования, просил рассмотреть дело в его отсутствие в порядке упрощенного производства.

Согласно ч.7 ст.150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп.71, 74 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» если при принятии административного искового заявления к производству или на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, стадии судебного разбирательства в суде первой инстанции судья приходит к выводу о том, что административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, он выносит подлежащее направлению лицам, участвующим в деле, определение (например, определение о подготовке административного дела к судебному разбирательству). Изложенные положения о содержании определения суда не распространяются на случаи перехода к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства при неявке в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле (часть 7 статьи 150 КАС РФ), с учетом того, что у них имелась возможность дачи объяснений, заключения, представления в судебное заседание письменных доказательств. В иных случаях переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в суде первой инстанции осуществляется лишь после вынесения указанного выше определения и по истечении срока для представления возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и (или) объяснений (возражений) по существу спора, заключения прокурора в письменной форме, письменных доказательств по административному делу (часть 4 статьи 292 КАС РФ).

Административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются без проведения устного разбирательства, судебные заседания по ним не назначаются, в связи с этим аудиопротоколирование не осуществляется, протокол в письменной форме не составляется, правила об отложении судебного разбирательства, о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения не применяются, резолютивная часть решения отдельно не изготавливается (статьи 152, 174, часть 1 статьи 292 КАС РФ).

Принимая во внимание, что у лиц, участвующих в деле, имелась возможность дачи объяснений, заключения, представления в судебное заседание письменных доказательств, о времени и месте судебного разбирательства они были извещены надлежащим образом, от них поступили заявления, согласно которых административный истец поддержал, а административный ответчик признал заявленные исковые требования, просили рассмотреть дело в их отсутствие в порядке упрощенного производства, в соответствии с положениями ч.7 ст.150 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав представленные письменные материалы, суд приходит к убеждению, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

В судебном заседании с достаточной достоверностью установленно следующее.

Прокуратурой Староминского района проведен анализ работы органов местного самоуправления Куйбышевского сельского поселения Староминского района по разработке и принятию муниципальных нормативных правовых актов, направленных на устранение пробелов в муниципальном нормотворчестве. В результате проведенного анализа установлено, что прокуратурой района во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации, а также поручений и заданий прокуратуры Краснодарского края в течение 2016 года проведен ряд проверочных мероприятий, направленных на выявление и устранение пробелов в муниципальном нормотворчестве в различных сферах правовых отношений.

Согласно положениям ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Однако, в результате проверки установлено, что органами местного самоуправления Куйбышевского сельского поселения Староминского района, нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения по установлению публичного сервитута, в том числе, порядок установления такого сервитута, не принят.

Несмотря на длительность действия правовых норм, предусмотренных п. 4 ст. 94, п. 2 ст. 97 Земельного кодекса РФ, закрепляющих за органами местного самоуправления полномочия по утверждению порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, а также порядка использования и охраны земель, особо охраняемых территорий местного значения и режима охраны земель природоохранного назначения, муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в названной сфере органом местного самоуправления сельского поселения не приняты.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Вместе с тем, до настоящего времени администрацией Куйбышевского сельского поселения программа использования и охраны земель, расположенных в границах поселения не разрабатывалась и не принималась.

С целью устранения указанного нарушение прокуратурой района в адрес главы администрации сельского поселении внесено представление от 14.10.2016 об устранении пробелов в муниципальном нормотворчестве в сфере землепользования, по результатам рассмотрения которого требования прокурора органом местного самоуправления признаны обоснованными.

Согласно требованиям пп.3 п. 2 ст. 39.25 Земельного кодекса РФ плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Однако, несмотря на длительное действие вышеназванных норм порядок определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, до настоящего времени администрацией сельского поселения не принят.

В нарушение требований пп.3 п.2 ст.39.4 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный нормативный правовой акт, определяющий порядки определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, отсутствует.

Инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 25.02.1999 N Э9-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»).

В нарушение вышеуказанных положений, нормативный правовой акт, определяющий порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местных бюджетов, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств местных бюджетов, администраций сельского поселения не установлен.

Более того, в нарушение требований ч. 3 ст. 14 «Федерального закона от 25.02.1999 N Э9-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» органами местного самоуправления Куйбышевского сельского поселения не утверждены порядки проверки сметной стоимости инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местных бюджетов, на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств местных бюджетов.

Порядок принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств местного бюджета, как указано в п.1 ст.80 Бюджетного кодекса РФ, порядок заключения специального инвестиционного контракта, как указано в ч.4 ст. 16 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», определяется муниципальными нормативными правовыми актами местных администраций муниципального образования. Однако, до настоящего времени администрацией Куйбышевского сельского поселения Староминского района муниципальные нормативные правовые акты в названной сфере правоотношений не приняты.

С целью устранения указанного нарушение прокуратурой района в адрес главы администрации сельского поселении внесено представление от 22.09.2016 № 7-1-2016/33408. об устранении пробелов в муниципальном нормотворчестве, по результатам рассмотрения которого требования прокурора органом местного самоуправления признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Однако, до настоящего момента вышеназванные муниципальные нормативные правовые акты органом местного самоуправления не приняты.

Совершенствование качества правового регулирования, обеспечение режима законности является важной задачей как правотворческой деятельности вцелом, так и органов местного самоуправления. Наличие пробелов в муниципальном нормотворчестве не способствует надлежащему правовому регулированию общественных отношений, может создавать коллизии, нарушающие права и законные интересы граждан.

Отсутствие на территории муниципального образования нормативных правовых актов, принятие которых обусловлено Федеральным законодательством, создает препятствия к осуществлению неопределенным кругом лиц своих прав и свобод, что в свою очередь, препятствует развитию экономики района, поступлению в бюджет района доходов.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, исходя из вышеизложенного суд считает необходимым признать бездействие администрации Куйбышевского сельского поселения Староминского района, выразившееся в непринятии мер по устранению выявленных нарушений и ликвидации имеющихся пробелов в муниципальном нормотворчестве, незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 291-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Староминского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куйбышевского сельского поселения Староминского района о признании незаконным бездействия администрации Куйбышевского сельского поселения, удовлетворить полностью.

Признать бездействие администрации Куйбышевского сельского поселения Староминского района, выразившееся в непринятии мер по устранению выявленных нарушений и ликвидации имеющихся пробелов в муниципальном нормотворчестве, незаконным.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Староминской районный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий